рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Социальная философия как методология науки экономической деятельности

Социальная философия как методология науки экономической деятельности


МОСКОВСКИЙ   ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ




                   Специальность: менеджмент организации


                   Курс: 3-ий

                   Форма обучения: заочная







КУРСОВАЯ

РАБОТА


по дисциплине:

                                                           «Философия»



На тему:

«Социальная философия как методология

 науки экономической деятельности»










                                                                                                                        Студент:

                                                                                                    Суслов Дмитрий Владимирович

                                                                

                                          


                                                                                                                              Преподаватель




г. Москва, 2006 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение. 3

2. Что такое социальная философия?. 4

2.1. Предмет, структура и функции научной социальной философии. 4

2.1.1. Предмет и структура исторического материализма. 4

2.1.2.        Функции социальной философии. 5

2.2. Социальная философия и частные науки. 7

2.3. Социальная философия,  ее проблематика 7

3. Социальная философия и организация (предприятие, фирма) –  в проекции изучения сущности и организации экономической деятельности.. 9

4. Руководитель организации (предприятия, фирмы),  как «главный сеятель» принципов социальной философии. 14

4.1. Общие  знания. 14

4.2. Задачи и педагогические условия воспитания и обучения персонала предприятия в области всеобщего менеджмента качества 15

5. Сущность социального управления предприятием (организацией, фирмой) 18

5.1. Философские основания современного социального менеджмента 18

5.2. Понятие социального управления. 19

5.3. Социально-психологические аспекты управления. 21

5.3.1. Руководство персоналом и мотивация труда. 21

5.3.2. Социальная система управления. 23

5.3.3. Социально-экономическая политика: разработка и реализация. 23

5.4.  Динамическая модель цикла управления организации. 25

5.5. Системология управления современным социохозяйственным объектом. 26

6. Основные методы и приемы управленческой политики, основанные на. 27

принципах социальной философии на предприятии (организации, фирме) 27

6.1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала 27

6.2 Управление конфликтами и стрессами. 29

6.2.1. Управление конфликтами. 29

6.2.2. Психология конфликта и необходимое руководство к действию для руководителя организации. 32

6.2.3. Методы управления стрессами. 34

6.3. Условия труда 35

7. Заключение. 37

8. Список использованной литературы.. 39

1. Введение



       Итак,  проблематика,  рассматриваемая мной в работе, является в рамках  общей философии и философий управления и организации экономической деятельности весьма животрепещущей. В наше время, когда до сих пор, как пережиток прошлого   до сих пор остался административный метод управления и не развита система  трудового социального обеспечения, когда нет четких нормативных установок, касающихся социальной составляющей трудовой деятельности, необходимы реформы. В рамках реформ, необходимо глубокое изучение будущим руководителями предприятий и организации основных принципов и методов управления персоналом в целом, и социальной психологии в частности.


      Как наука, философия изучает исторические события, опыт предшествующих поколений. Философия – это   наука о всеобщих закономерностях, к которым подчинены как бытие  (т.е. природа и  общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии, как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если «основной вопрос»  в ней прямо и не формулируется. В философии существует поляризация на два противоположных направления – на материализм и идеализм, промежуточное положение  занимает между ними дуализм. Одними из основополагающих направлений философии являются философия науки,  социальная философия,  философия истории, философская антропология. Философия науки – это область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.  Философская антропология – философское учение о человеке, получившее широкое  развитие  в последние годы, некоторыми философами-марксистами рассматривается как философская дисциплина, отвечающая на вопрос: «Что такое человек?», синтезирующая объективно-научное и ценностное видение человека и мира.  Философская антропология и социальная философия соприкасаются во многих областях исследований. Социальная философия, как наука, пересекается с такими общими  научными направлениями, как психология, управление, право,  культурология и др.  Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой. занимающейся исследованием и обоснованием жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных формациях. Социальная философия определяет стороны и качественные методы урегулирования вопросов функционирования таких институтов, как государство, общество,  организация. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований – человеческие отношения во всех их формах проявления.  

 

2. Что такое социальная философия?


Общие знания

 Термин «организация», образован от слова «орган» и имеет три разных аспекта значения, что объясняет сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов в общественной жизни. Во-первых, он может обозначать отдельный объект, например строительную организацию , финансовую организацию. Во-вторых, субъективную деятельность, действие с определенной целью, например – организация собрания, организация туристической поездки. И, наконец, структуру объекта, например, телесная организация, иерархическая организация формы. Термин «социальная организация труда»

объединяет все три названных аспекта: объективные условия (разделение и кооперация труда, общественные отношения собственности и власти, как условия мотивации и дисциплины труда); Субъективная деятельность по сохранению или изменению общественных условий труда; структура общественного устройства труда как определенная система со своими элементами и уровнями.




2.1. Предмет, структура и функции научной социальной философии

 

2.1.1. Предмет и структура исторического материализма

Научная социальная философия – это наиболее общая философская наука об обществе. Ее соотношение с научной философией, которая в равной мере относится  к природе и обществу, есть соотношение всеобщего (общефилософской теории),  а не целого и части. Особенное, как известно, неполно входит в общее, в то время как часть полностью включается в целое.

     Как более конкретная философская категория, исторический материализм в значительной мере опирается на общефилософскую теорию и потому в нем можно выделить два ряда категорий, выступающих своеобразными эквивалентами друг друга. Один ряд составляют понятия общественного бытия и общественного сознания, образованные на основе всеобщих философских категорий, другой – общесоциологические понятия способа производства и надстройки. Общесоциологический язык, в отличие от общефилософского, позволяет дать расчлененное описание реального процесса жизни людей, выделить в нем основные моменты и стороны: производство, обмен, распределение, потребление, производительные силы, производственные отношения и т.д.

Научная социальная философия – это наиболее общая теория общества, предметом которой являются общие стороны общественной жизни: отношение общественного сознания к общественному бытию, общие законы развития родовой и индивидуальной человеческой сущности, смысл и перспективы существования  человечества.

 

 Предмет научной социально философии определяет ее структуру. В философской литературе существует несколько вариантов структуры исторического материализма, которые имеют свои основания и вызывают определенный интерес. Однако представляется, что наиболее адекватной его содержанию является двухуровневая структура. Первый уровень структуры образует изложение концепции «человека в обществе», т.е. концепции человека применительно к социальным явлениям – производительным силам и производственным отношениям, труду, собственности, общественному сознанию, классам и т.д. Иначе говоря, это изложение иерархической системы сфер общественной жизни: материальной, социально, духовной, политической и т.д.

       С позиций материализма первичность общественного бытия, или способа производства, означает, что в нем заключены главные источники, причины развития общества. Это в свою очередь с неизбежностью приводит к признанию раздвоения материальной жизни на две неравнозначные стороны: труд, или целесообразную деятельность, и отношения, складывающиеся между людьми в процессе труда.

       Второй уровень структуры определяется идеей единого, закономерного исторического процесса. Все сферы общественной жизни необходимо представить в виде развивающегося целостного процесса, основой которого выступает общественно-экономическая формация. Стержнем исторического процесса как закономерной смены формаций служит процесс развития человеческой сущности, поскольку первая предпосылка всякой человеческой истории – живые человеческие индивиды, их деятельность, их материальные условия жизни. Различие и единство этих двух уровней, или концепций, определяется тем, что они решают различные философские вопросы: материализм (исторический)  -  основной, диалектика (историческая) – второй вопрос философии.

 


2.1.2.      Функции социальной философии


 Важнейшей функцией социальной философией является предвидение, предсказание более или менее отдаленного будущего. Научная теория предсказывает закономерные этапы развития человеческого рода, возникновение в будущем подлинной истории, в которой человеческая сущность получит свое полное выражение и свободное развитие.

      В современную эпоху главной задачей научной социальной философии является дальнейшая разработка материалистического метода, посредством которого были выработаны понятия общественной формации и естественно - исторического процесса  развития этих формаций, приведение МПИ в соответствие с потребностями социального и научно-технического прогресса. Современная НТР порождает мощную тенденцию к материалистическому пониманию мира и истории.


Двумя основными специфическими функциями социальной философии, как и философии в целом, являются мировоззренческая и методологическая. Специфическими они называются потому, что в развитом и концентрированном виде присущи только философии.

Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Для правильного понимания мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней мере, два момента.

1. Способы формирования мировоззрения у человека. Мировоззрение индивида может сформироваться либо в результате получения научных знаний в процессе образования (в том числе и самообразования), либо в стихийном процессе становления личности под воздействием социального окружения. При этом возможны и смешанные, гибридные варианты, когда одни элементы мировоззрения индивида оказываются научно выверенными, а другие остаются на уровне расхожего обыденного мнения с его предрассудками и заблуждениями. Не погрешим против истины, если скажем, что никакая философская система, даже самая современная и совершенная, не гарантирует абсолютного отсутствия во взглядах индивида подобных предрассудков и заблуждений, хотя бы потому, что сама она не полностью свободна от них. И в то же время только систематическое философское образование способно свести «мифологическую» составляющую нашего собственного мировоззрения к минимуму.

2. Философия представляет собой все же не все мировоззрение, а «лишь» его ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания, все те учебные дисциплины, которые изучаются студентами в вузе (всеобщая история, психология, физика, языкознание и т.д.). Каждая из них в скрытом, а зачастую и в открытом, виде содержит в себе мировоззренческие выводы и, соответственно, вносит свой вклад в мировоззренческую подготовку будущего специалиста.

Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую функцию.

Философский метод есть система наиболее общих принципов теоретического исследования действительности. Принципы эти могут быть совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как неизменному, раз навсегда данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические выводы из него будут существенно различаться.

В истории философии прослеживаются два основных философских метода — диалектика и метафизика.

Подытоживая, можно выделить следующие линии взаимодействия философии и частных наук:

а) на каждом историческом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику;

б) в свою очередь каждая из конкретных наук использует философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих ее явлений и процессов.


С одной стороны метод включен в мировоззрение, ибо наше знание об окружающем социальном мире в самых существенных моментах будет неполным, если отвлечься от универсальной взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы (и прежде всего принципы объективности законов общественного развития, принцип первичности общественного бытия) входят в состав философского метода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.