Социальная философия как методология науки экономической деятельности
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Специальность: менеджмент организации
Курс: 3-ий
Форма обучения: заочная
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
«Философия»
На тему:
«Социальная философия как методология
науки экономической деятельности»
Студент:
Суслов Дмитрий Владимирович
Преподаватель
г. Москва, 2006 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение. 3
2. Что
такое социальная философия?. 4
2.1. Предмет,
структура и функции научной социальной философии. 4
2.1.1. Предмет и структура
исторического материализма. 4
2.1.2. Функции
социальной философии. 5
2.2. Социальная
философия и частные науки. 7
2.3. Социальная
философия, ее проблематика 7
3. Социальная философия и организация (предприятие,
фирма) – в проекции изучения сущности и организации экономической деятельности.. 9
4. Руководитель организации
(предприятия, фирмы), как «главный сеятель» принципов социальной
философии. 14
4.1. Общие знания. 14
4.2. Задачи и
педагогические условия воспитания и обучения персонала предприятия в области
всеобщего менеджмента качества 15
5. Сущность
социального управления предприятием (организацией, фирмой) 18
5.1. Философские
основания современного социального менеджмента 18
5.2. Понятие социального
управления. 19
5.3.
Социально-психологические аспекты управления. 21
5.3.1. Руководство персоналом и
мотивация труда. 21
5.3.2. Социальная система управления. 23
5.3.3. Социально-экономическая
политика: разработка и реализация. 23
5.4. Динамическая
модель цикла управления организации. 25
5.5. Системология
управления современным социохозяйственным объектом. 26
6. Основные методы и приемы
управленческой политики, основанные на. 27
принципах социальной философии на предприятии
(организации, фирме) 27
6.1. Мотивация и
стимулирование трудовой деятельности персонала 27
6.2 Управление
конфликтами и стрессами. 29
6.2.1. Управление конфликтами. 29
6.2.2. Психология конфликта и
необходимое руководство к действию для руководителя организации. 32
6.2.3. Методы управления стрессами. 34
6.3. Условия труда 35
7. Заключение. 37
8. Список использованной литературы.. 39
Итак,
проблематика, рассматриваемая мной в работе, является в рамках общей
философии и философий управления и организации экономической деятельности
весьма животрепещущей. В наше время, когда до сих пор, как пережиток прошлого
до сих пор остался административный метод управления и не развита система трудового
социального обеспечения, когда нет четких нормативных установок, касающихся
социальной составляющей трудовой деятельности, необходимы реформы. В рамках
реформ, необходимо глубокое изучение будущим руководителями предприятий и
организации основных принципов и методов управления персоналом в целом, и
социальной психологии в частности.
Как наука, философия изучает
исторические события, опыт предшествующих поколений. Философия – это наука о
всеобщих закономерностях, к которым подчинены как бытие (т.е. природа и
общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной
из форм общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими
отношениями общества. Основным вопросом философии, как особой науки является проблема
отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система
представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если
«основной вопрос» в ней прямо и не формулируется. В философии существует
поляризация на два противоположных направления – на материализм и идеализм,
промежуточное положение занимает между ними дуализм. Одними из
основополагающих направлений философии являются философия науки, социальная
философия, философия истории, философская антропология. Философия науки – это
область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой
деятельности и как развивающуюся систему знаний. Философская антропология –
философское учение о человеке, получившее широкое развитие в последние годы,
некоторыми философами-марксистами рассматривается как философская дисциплина,
отвечающая на вопрос: «Что такое человек?», синтезирующая объективно-научное и
ценностное видение человека и мира. Философская антропология и социальная
философия соприкасаются во многих областях исследований. Социальная философия,
как наука, пересекается с такими общими научными направлениями, как
психология, управление, право, культурология и др. Социальная философия, по
своей сути, является прикладной наукой. занимающейся исследованием и обоснованием
жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных
формациях. Социальная философия определяет стороны и качественные методы
урегулирования вопросов функционирования таких институтов, как государство,
общество, организация. Субъектами социальной философии являются человек и
общество, объектом, предметом исследований – человеческие отношения во всех их
формах проявления.
Общие знания
Термин «организация», образован от слова «орган»
и имеет три разных аспекта значения, что объясняет сложное взаимодействие
объективных и субъективных факторов в общественной жизни. Во-первых, он может
обозначать отдельный объект, например строительную организацию , финансовую
организацию. Во-вторых, субъективную деятельность, действие с определенной
целью, например – организация собрания, организация туристической поездки. И,
наконец, структуру объекта, например, телесная организация, иерархическая
организация формы. Термин «социальная организация труда»
объединяет все три названных аспекта: объективные
условия (разделение и кооперация труда, общественные отношения собственности и
власти, как условия мотивации и дисциплины труда); Субъективная деятельность по
сохранению или изменению общественных условий труда; структура общественного
устройства труда как определенная система со своими элементами и уровнями.
Научная социальная философия – это наиболее общая
философская наука об обществе. Ее соотношение с научной философией, которая в
равной мере относится к природе и обществу, есть соотношение всеобщего (общефилософской
теории), а не целого и части. Особенное, как известно, неполно входит в общее,
в то время как часть полностью включается в целое.
Как более конкретная философская
категория, исторический материализм в значительной мере опирается на общефилософскую
теорию и потому в нем можно выделить два ряда категорий, выступающих
своеобразными эквивалентами друг друга. Один ряд составляют понятия
общественного бытия и общественного сознания, образованные на основе всеобщих
философских категорий, другой – общесоциологические понятия способа
производства и надстройки. Общесоциологический язык, в отличие от
общефилософского, позволяет дать расчлененное описание реального процесса жизни
людей, выделить в нем основные моменты и стороны: производство, обмен,
распределение, потребление, производительные силы, производственные отношения и
т.д.
Двумя основными специфическими функциями социальной философии, как и
философии в целом, являются мировоззренческая и методологическая.
Специфическими они называются потому, что в развитом и концентрированном виде
присущи только философии.
Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о
сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Для правильного понимания
мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней мере, два
момента.
1. Способы формирования мировоззрения у человека. Мировоззрение индивида
может сформироваться либо в результате получения научных знаний в процессе
образования (в том числе и самообразования), либо в стихийном процессе
становления личности под воздействием социального окружения. При этом возможны
и смешанные, гибридные варианты, когда одни элементы мировоззрения индивида
оказываются научно выверенными, а другие остаются на уровне расхожего обыденного
мнения с его предрассудками и заблуждениями. Не погрешим против истины, если
скажем, что никакая философская система, даже самая современная и совершенная,
не гарантирует абсолютного отсутствия во взглядах индивида подобных
предрассудков и заблуждений, хотя бы потому, что сама она не полностью свободна
от них. И в то же время только систематическое философское образование способно
свести «мифологическую» составляющую нашего собственного мировоззрения к
минимуму.
2. Философия представляет собой все же не все мировоззрение, а «лишь» его
ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания, все
те учебные дисциплины, которые изучаются студентами в вузе (всеобщая история,
психология, физика, языкознание и т.д.). Каждая из них в скрытом, а зачастую и
в открытом, виде содержит в себе мировоззренческие выводы и, соответственно,
вносит свой вклад в мировоззренческую подготовку будущего специалиста.
Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в
неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую
функцию.
Философский метод есть система наиболее общих принципов теоретического
исследования действительности. Принципы эти могут быть совершенно различны.
Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как
развивающемуся, а можно подойти к нему как неизменному, раз навсегда данному. В
зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические
выводы из него будут существенно различаться.
В истории философии прослеживаются два основных философских метода —
диалектика и метафизика.
Подытоживая, можно выделить следующие линии взаимодействия философии и
частных наук:
а) на каждом историческом этапе развития науки философский метод
синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки своего
времени, ее качественную специфику;
б) в свою очередь каждая из конкретных наук использует философский метод
в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих ее явлений и
процессов.
С одной стороны метод включен в мировоззрение, ибо наше знание об
окружающем социальном мире в самых существенных моментах будет неполным, если
отвлечься от универсальной взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны,
мировоззренческие принципы (и прежде всего принципы объективности законов
общественного развития, принцип первичности общественного бытия) входят в
состав философского метода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|