Социальные перспективы и последствия компьютерной революции
РЕФЕРАТ
ПО КУРСУ
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
НА ТЕМУ
“СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ
РЕВОЛЮЦИИ”
СОДЕРЖАНИЕ
1. Позитивные и негативные последствия
компьютерной революции...........................
1.1. КР как социотехническая реформа.................................................................................................
1.2. Последствия информатизации в зеркале
общественности.........................................
2. Модификация социальных структур...................................................................................................
2.1. Уменьшение числа людей, занятых в сфере
материального производства
2.2. Изменения в организации промышленного
производства......................................
3. Появление “компьютерных поколений”............................................................................................
3.1. Изменение темпов духовно-культурной жизни
общества.........................................
3.2. Необходимость обучения компьютерным
технологиям в России.....................
4. Будущее вычислительной техники........................................................................................................
4.1. Загадка человеческого мозга...........................................................................................................
4.2. Интеллектуальные робототехнические системы................................................................
4.3. Новые принципы организации вычислительных систем................................................
5. Выводы для России.............................................................................................................................................
ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................................................................................
1. Позитивные и негативные последствия компьютерной революции
Информационно-компьютерная революция -
исторический факт. Как и все великие социально-технологические революции, она
подготавливалась исподволь. Но эта подготовка происходила в подводной части
айсберга. Когда она стала заметна н начала оказывать влияние на ход
исторических событий, экономику, культуру, промышленность, торговлю, сельское
хозяйство и политику, общественное сознание восприняло ее как огромную
неожиданность, почти как чудо. Одни приветствовали ее, возлагая на нее, как
правило, несбыточные надежды спасения человечества от всех бед и несчастий,
другие с первых же шагов осыпали ее проклятиями, видя в ней новый источник
человеческих бедствий. Нечто подобное происходило каждый раз и с другими социально-технологическими
революциями, вызывавшими к жизни крупные исторические изменения,
сопровождавшиеся социальными потрясениями, предельной драматизацией общественно-политической
жизни и личными трагедиями. Каждый раз в начале и на всплеске великих революций
появлялись пророки-обличители, мечтательные утописты, прорицатели великих
бедствий и избыточно счастливых реализации. Современникам таких революций
трудно быть трезвыми,
ñïîêîéíûìè наблюдателями. История, можно сказать, “режет по живому”. Поэтому
современники великих социотехнологических перемен оказываются не только их
участниками, но и жертвами. А требовать от жертв спокойного, взвешенного,
рассудочного отношения к реальности просто невозможно. И все же перед
философской мыслью стоит задача по крайней мере попытаться очертить и нащупать
хотя бы в самом общем виде перспективу и содержание грядущих изменений. Задача
эта осложняется тем, что в разных странах и регионах ИКР происходит в
несовпадающих формах, с различной скоростью и размахом. Для нашей страны, находящейся
в глубоком кризисе, в условиях деформации и частичного распада общественно-политических
связей, структур, институтов и отношений, прогноз и предвидение перспектив ИКР
осложняется целым рядом дополнительных обстоятельств.
На социотехнологическую революцию, на
научно-технологический прогресс накладываются политические потрясения,
национальные и социальные конфликты, крушения ценностных
ориентаций, девальвация идеологии, распад социально-исторических идеалов,
углубляющийся разрыв между поколениями, изменения политической географии
общества. В этих условиях нам приходится осознавать и осмысливать такое
множество хаотически действующих причин и механизмов, такое переплетение
страстей, эмоций, амбиций и страхов, что четкий и трезвый расчет, гарантирующий
надежность прогнозирования, едва ли по-настоящему возможен.
È âсе же наш исторический опыт
кое-что подсказывает и кое-чему учит. В истории России не раз предпринимались
попытки крупных социально-экономических реформ и перестроек. Россия в силу ее
хорошо известных особенностей накопила не только опыт реформаторства, но еще
более значительный опыт “торпедирования” è усечения
собственных реформ и идеалов справедливого социального устройства. Трудно
сказать, пойдем ли мы сейчас по этому проторенному пути или впервые в истории
сумеем подняться до реализации действительной социально-экономической перестройки.
Ведь хорошо известно, что между лозунгами реальностью дистанция огромного
размера. Но именно сейчас, когда общественная мысль почти целиком занята обсуждением
политических вопросов и острых проблем «повседневной» экономики, перед философией
встает ее собственная специфическая задача - сущностное осмысление более
глубоких и далеких перспектив и фундаментальных изменений, порождаемых социотехнологической
революцией. Из опыта истории известно, что политические потрясения
рано или поздно кончаются и наступает эпоха трезвого расчета, нормального социального
строительства. Вопрос лишь в том, возьмет ли эта эпоха свой старт на руинах или
изрядно потрепанной, но все же жизнеспособной социально-экономической и технологической
основе? Ответить на этот вопрос нелегко, но при всех обстоятельствах ясно одно:
если общество желает сохраниться, если народ стремится к дальнейшему развитию,
если его историческое самосознание в состоянии хотя бы в самых общих чертах
нащупать перспективы и цели дальнейшего бытия, то эти цели и перспективы будут
осуществимы лишь на базе социального è научно-технического
прогресса. Такой прогресс в современных условиях возможен лишь на базе
информационно-компьютерной революции. Поэтому теперь следует обрисовать по
крайней мере общие контуры тех перспектив и последствий, которые внутренне
присущи всем сообществам, вступающим на путь ИКР. Но при этом нужно ясно
понимать следующее: информацнонно-компьютерная революция охватывает очень
широкий спектр предметной и социальной деятельности. В различных странах темпы
распространения и охвата этих сфер деятельности средствами и системами
современной информационной технологии различны. В первую очередь это
определяется тем, каков уровень площадки, с которой стартует ИКР в данной
стране, каково условие ее реального развития. Во вторую очередь характер
последствий зависит от этноисторических особенностей каждого социума, от
состояния культуры и цивилизации. Не секрет, что разные народы и общества
по-разному относятся к научно-технологическому прогрессу, к технике труда, к
современной форме и требованиям организации производственной деятельности. Эти
различия находят объяснение в истории каждого народа, в том, как формировался
его характер, его культура, его способ жизнедеятельности. Но какими бы ни были
эти объяснения, они всегда приводят к некоторой констатации, некоторой
экспликации существующего положения дел. Суть же проблемы заключается в том,
что история немилосердна, и если мыслители народа, “духовная соль земли”
способны объяснить, почему народ оказался отсталым, в силу каких исторических
ошибок, ïðîñ÷åòîâ
èëè íåóäà÷,
ïðåñòóïëåíèé
èëè òàéíûõ
çàìûñëîâ îí очутился на обочине магистрального общечеловеческого прогресса, то это
еще не означает автоматически, что положение в истории просто исправить. Однако
факт такого осознания уже достижение, уже возможность выбора правильного пути.
Человек, сказавший в свое время: “Мы пойдем другим путем” и сделавший много для
реализации этого лозунга, сыграл с нашим обществом дурную шутку. Мы
действительно пошли другим путем, не тем, которым пошли нации и народы,
вступившие на путь научно-технологического и социального прогресса и перешедшие
к высокому уровню общенационального благосостояния, цивилизации, свободы,
гарантии прав человека и конституционных прав личности и демократии. Что же
удивительного, что, идя не по тому пути, мы и пришли не туда, пришли в болото,
в ситуацию засасывающей социально-экономической трясины и общественно-политических
потрясений, распада социальных связей, ценностей и идеалов?
И все же, трезво оценивая реальную
ситуацию, я далек от безнадежного скептицизма и пессимизма. Опыт вечно
скорбящего и недовольного Гесиода, плачущего и обличающего Гераклита, опыт
отчаявшихся ïðîðîêîâ и утопистов эпохи индустриальной революции убеждает в том, что
потрясения, связанные с началом социально-технологических революций,
свидетельствует не столько о ее бесперспективности, сколько об обреченности
привычных социокультурных структур, норм обыденной жизни, о неустойчивости и неизбежном крушении устаревших
рациональностей и об-щественно-политических институтов.
Сделав эту мысль достоянием общественного
сознания, мы должны сосредоточиться на осознании сегодняшнего положения дел,
реальных перспектив достижений и трудностей. Эффективная адаптация к нашим êîíêðåòíûì
óñëîâèÿì будет
зависеть от того, какой путь, какую историческую стратегию и какую тактику
выберет общество. Если оно наконец сойдет с “обочины” и
öåíîé огромных усилий, а возможно,
и жертв вступит во имя своего будущего на магистральный путь развития, путь
социального и научно-технологического прогресса, то оно еще, быть может, станет
демократическим, культурным, цивилизованным, процветающим и благополучным. Но безусловно,
что цена это будет заплачена немалая. Если же оно замкнется в своем
“своеобразии” и предпочтет топтаться на своем “особом” пути, все больше увязая в болоте, то ему предстоит полностью испить чашу
негативных последствий, но это будут не последствия информационно-компьютерной
революции, а последствия распада и крушения общественной системы, отказавшейся
от прогрессивного выбора.
Именно с этой позиции в понимании
реальности и перспективы стоит обсуждать в данной главе последствия современной
социально-технологической революции, имея в виду не конкретные проявления в
каждой данной стране, а общее и фундаментальное содержание, которое по-разному
реализуется там, где такая революция происходит.
В потоке литературы, посвященной
последствиям компьютерной революции, привлекает внимание небольшая книга
швейцарcкого исследователя К. Хессига “Страх перед компьютером?”. Масштабы
происходящей в Швейцарии информатизации в известном смысле пропорциональны
размерам и возможностям этой небольшой страны, не менее все проблемы, которые
обсуждали и переживали такие гиганты информатизации, как США и Япония, нашли
свое отражение и преломление в сознании швейцарской общественности. Обобщая
опыт своей собственной страны, сравнивая его с опытом
âåëèêèõ информационных
держав, Хессиг резюмировал все возможные негативные и позитивные последствия
ИКР в виде весьма лаконичной и наглядной таблицы. Я приведу ее без всяких изменений
(см. таблицу 1).
Таблица 1
|