Софиология В.С.Соловьева
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение. 1
2.Основные
вопросы трактата «Sophie». 5
2.1.Вселенская
религия. 5
2.2.Понятие
абсолютного. 6
2.3.Восток
и Запад. 7
2.4.Множественность
бытия. 8
2.5.Человек
как органическое единство. 9
2.6.Вопросы
космогонии. 9
2.7.Вопросы
истории. 11
2.8.Каббалистические
мотивы. 12
2.9.Иерархия
софийного подчинения. 13
2.10.Побочные
мотивы. 13
3.Общая
философская характеристика трактата «София». 14
3.1.Нетварная
и тварная София. 15
3.2.Космизм. 16
3.3.Антропологизм. 16
3.4.Противоречия
в учении о Софии. 17
4.
Пять аспектов космическо-антропологической Софии. 18
4.1.Вечная
женственность. 18
4.2.Интимно-романтический
аспект. 18
4.3.Эстетическое
творчество и эсхатология. 19
4.4.Мистический
аспект. 19
4.5.Русский
национальный момент – десятый аспект Софии. 20
5.Заключение. 21
Общий
итог учения о Софии. 21
5.1.Наличие
софийной теории во все периоды творчества В.Соловьева. 21
5.2.Смысловое
разнообразие и универсальность идеи Софии. 21
5.3.Материалистическая,
критическая и художественная тенденции. 21
5.4.Идея
Софии – конкретизация. 22
Список
использованной литературы.. 23
1.Введение
Александр Блок писал: «Я
сделал выбор из худшего, что говорят и думают о В.Соловьеве. Образ крупного
мыслителя и блестящего человека от этого не померкнет. Я хочу только показать,
что у Соловьева философа, публициста, критика, поэта и человека всегда были и
будут враги, и поклонники, т.е. единодушного признания за ним этих качеств в
полной мере – не было и не будет. Значит, празднование его земной памяти всегда
легко может обратиться в обыкновенный юбилей, т.е. в день забвения. Когда же
пройдут еще десятилетия и над горизонтом философии и науки взойдут новые
звезды, «В.Соловьев» утратит свою жизненную ценность и станет архивным
материалом для диссертаций историков философии. Так, по всей вероятности,
думают многие; но если мы разорвем юбилейный саван и потушим юбилейный свет, -
мы увидим иное». [1, с.91-92]
Цель
работы. После смерти В.С. Соловьева
скорбь о дорогом почившем заставляла говорить преимущественно об одном, о том,
что мы в нем утратили. И говорившие воскрешали в своих речах то, что отошло от
нас в вечность, - духовный облик отошедшего.
Теперь перед нами
ставится другая задача. Нам предстоит говорить не только о том, что мы утратили
в Соловьеве, сколько о том, что мы в нем имеем, о том, что навеки наше. Сквозь
призму вновь накопившихся переживаний Соловьев кажется нам иногда человеком
другой эпохи: его жизнь и деятельность представляется нам далеким прошлым. Но именно
это отдаление ставит нас в особо благоприятные условия, чтобы отделить в этой
деятельности вечное от временного, разглядеть в этом прошлом неумирающее
настоящее.»
И прежде всего
нам надлежит отметить здесь, что в учении Соловьева есть нечто сверхсовременное,
что пребывает в смене явлений и в чередовании исторических эпох. Это
сверхсовременное есть то самое, что Соловьев считал важнейшим своим делом, -
его учение о смысле жизни, или, что - то же самое – это учение о
Богочеловечестве, где ярко выражена проблема Софии», - писал Е.Н.Трубецкой. [1,с.71]
Актуальность
темы. В.С.Соловьев
очень близок современному обществу, а его учение о Софии очень актуально не
потому, что он является одним из выдающихся философов, поэтов и публицистов XIX – XX веков, а потому что тема Софии вносит в христианство, т.е.
не только общество прошлого времени, но и наше с Вами общество гуманизм и
прогрессизм, обогащает религиозное сознание прогрессивным гуманизмом новых
времен. Соловьев верит в легкую достижимость правды христианской на земле, в
человеческой жизни, верит в христианскую политику и зовет к ней, строит теорию
и практику христианского прогресса к добру, что в XXI веке крайне важно. Общество на
данный момент находится в растерянности, между развитием техники и развитием
культуры, развитием себя, как личности, а именно религиозное сознание может
помочь достичь человечеству гармонии с природой и с самим собой. [5, c.627-628]
«Сущность Софии
– это отрицание всякого внешнего бытия и связанное с этим признание верховного
значения человеческой личности. Имея в виду предшествовавших философов,
искавших, безусловно, бытия вне человека, софист Горгиас доказывает, что такого
бытия совсем не существует, что, если бы оно существовало, мы не могли бы иметь
о нем никакого познания, а если бы имели таковое, то не могли бы его выразить,
другими словами: человек только в себе может найти истину, что и было прямо
высказано другим софистом Протагором, утверждавшим, что человек есть мера всех
вещей – существующих, что они не существуют», - пишет В.С.Соловьев. [3, c.172-173]
Христианство
способно объединить людей не только нашей страны, но и людей Востока и Запада.
Софиология Соловьева тем и велика, что проблема Востока и Запада – не только
основная проблема учения, это – основная проблема Украины, России, проблема не
только русской философской истории, но и истории в целом.
В.С.Соловьев
отдает важное место христианству в жизни человека, оно способствует развитию
человека как личности, раскрытию его внутреннего мира. Именно этого не хватает в
наше время, нам не хватает духовности, наша жизнь полна заботами и проблемами,
что мешает развитию духовных качеств. Но В.Соловьев дает нам понять, как можно
постичь себя, он выражает это в идеи Богочеловечества:
«Принцип истинного христианства есть богочеловечество, т.е. внутреннее
рождение божества в человеке: в силу этого божественное содержание должно быть
усвоено человеком от себя, сознательно и свободно, а для этого, очевидно,
необходимо полнейшее развитие той разумной силы, по средством которой человек
может от себя усваивать то, что дает ему Бог и природа. Развитию именно этой
силы, развитию человека, как свободноразумной личности, и служила рациональная
философия. [3, c.171]
Русское
национальное самосознание родилось в постановке проблемы Востока и Запада. И на
протяжении всего XIX века бьется русская мысль
над этой проблемой. Уже один факт борьбы славянофильства и западничества,
которой заполнена русская литература, русская философия, русская
общественность, сведельствует о центральности этой проблемы. И сейчас, имея
такое богатое наследие учений В.С.Соловьева о Софии, эту проблему возможно
разрешить, если каждый из нас вникнет в суть слов философа.
Безнравственность
и упадок духовного мира человека – основные переживания В.С.Соловьева. И
поэтому в учении о Софии он был тысячу раз прав в обличениях язв нашего
церковного строя, ложных отношениях церкви и государства, нехристианской
природы нашего национального самодовольства. Но опять-таки сейчас возможно избавиться
от этих недугов общества, изучив софиологии. В.С.Соловьева, т.к. здесь он дает
ответы на вопросы, касающиеся причин раздора между католической и православными
церквями, именно здесь кроется суть конфликта. Но для того, чтобы полностью
ответить на все вопросы, интересующие современное общество, необходимо более
подробно рассмотреть софиологию Соловьева, а именно его рукопись «София». [1, c.93]
Так называемый спор о Софии, разгоревшийся в православной среде русской
эмиграции во второй половине 1920-х – первой половине 1930-х гг., представляет
интерес как в плане изучения ценностно-мировоззренческого кругозора различных
групп Зарубежной России, так и в плане истории русской религиозной мысли.
Острая полемика вокруг софиологического учения Сергия Булгакова заставила
высказаться всех видных эмигрантских мыслителей по ряду насущных проблем
развития православного богословия и русской религиозной философии.
В начале необходимо отметить, что греческое понятие «s o j ί a» – мастерство,
знание, мудрость – понятие-мифологема античной философии, связанное с
представлением о смысловой благоустроенности космоса. Платон и Аристотель в
своих учениях рассматривают Софию как объективно-смысловую, телеологическую и
эстетическую организованность бытия, лишенную какого-либо личностного
характера. Библейская традиция придает символу Софии весьма сложное и
многогранное содержание Премудрости личностного Бога. В книге Притчей
Соломоновых этот символ служит для выражения духовного влияния Бога на мир,
подразумевая довольно сложную проблематику отношения мира и Слова Божия,
тварной реальности и промыслительных духовно-энергетических сил мироздания.
Своеобразный характер древнерусской духовной культуры, проникнутой
мистически-художественной интуицией божественных начал тварного мира, обусловил
особую значимость идеи Софии на русской почве, что отразилось в посвящении
многочисленных храмов Руси Премудрости Божией и в софийной иконографии.
Отечественные религиозные философы, стремившиеся разрабатывать космологическую
тему на путях преодоления западного рационализма, испытывая влияние
православно-русских традиционных предпосылок, древних гностических и
европейских мистических учений, обратились к софийной символике и проблематике
как к форме духовно-интеллектуального освоения религиозно-метафизических
вопросов об отношении Бога и мира, нетварной духовности и тварной телесности.
Сложный характер этих вопросов, а также изначально отклонившийся от
христианской традиции путь их решения, предложенный основоположником
отечественного религиозно-философского учения о Софии В.С. Соловьевым, привели
к ряду концептуальных погрешностей в рамках софиологии, развиваемой Павлом
Флоренским и особенно Сергием Булгаковым.
Проблема Софии
становится центральной в миросозерцании Соловьева, связывая все его, как
философское, так и поэтическое творчество и, выражая в конечном счете, наиболее
существенные элементы философии всеединства ("София", "Чтения о
Богочеловечестве", поэма "Три свидания" и др.). С трудом уходя
от гностических мифологем, Соловьев постоянно уточнял свои софиологические
идеи, неоднозначность которых вызвала в последующем самые различные
интерпретации. Чаще всего у Соловьева отмечается посредствующий характер Софии,
отнесенной в разных аспектах и к Божественному, и к тварному миру. В самом
Абсолюте София - второй полюс, непосредственная возможность бытия, первая
материя, в мире это тело Богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый
богочеловеческий организм все человечество. София в этом смысле является
идеальным человечеством, социальным идеалом, определяющим цель и направленность
исторического процесса как процесса Богочеловеческого. В "Смысле
любви" Соловьева София предстает в аспекте Вечной женственности,
достаточно двусмысленной идеи, поскольку так и остается неясным, есть ли София
нетварное женское начало в лоне самого Божества, или это тварное начало,
приобретающее образ Божий. Вечная женственность, согласно Соловьеву,
совершенная для Бога, должна реализоваться и воплотиться в многообразии форм и
степеней как "живое духовное существо" для человечества.
София В.Соловьева – это основной и центральный образ или идея всего его
философствования. Ее он мыслил как нераздельное тождество идеального и
материального, как материально осуществленную идею или как идеально
преображенную материю. [4]
2.1.Вселенская
религия.
В трактате ставится вопрос о вселенской религии, ее сущности и
предназначении. Здесь имеется несколько определений христианства:
«Есть ли это папство, которое, вместо того, чтобы очиститься от крови и
грязи, которыми оно покрылось в течение веков, освящает их и утверждает,
объявляя себя непогрешимым? Есть ли это протестантизм, разделенный и немощный,
который хочет верить и не верит больше? Есть ли это слепое невежество, рутина
масс, для которых религия есть только старая привычка, от которой они немного
освобождаются? Есть ли это корыстное лицемерие священников и великих мира?» [3,
c.453] Здесь важна уничтожающая оценка
католичества и протестантства, отсутствующая в последующих сочинениях Вл.
Соловьева. Православие формально здесь не названо. Но вполне очевидно, что именно
к нему относятся такие выражения, как «слепое невежество» и «рутина масс».
Вместо всех этих исторических типов христианства София говорит о некой
вселенской религии, вовсе не только о христианстве.
Соловьев пишет:
«Все есть едино – это было первое слово философии, и этим словом впервые
возвещались человечеству его свобода и братское единение. Этим словом в корне
подрывалось рабство религиозное и общественное, разрушалось всякое неравенство
и обособление. Ибо если все есть одно, если при виде каждого живого существа я
должен сказать себе: это ты сам. То куда денется разделение каст, какая будет
разница между брамином и чандалом. Если все есть видоизменение единой сущности,
и если эту сущность я нахожу, углубляясь в свое собственное существо, то где найдется
внешняя сила, могущая подавлять меня, перед чем тогда я буду рабствовать? Так
велико и страшно для существующего, жизненного строя было бы это новое слово,
что книги, в которых оно было впервые ясно высказано, получили название Upanishat. Но недолго слово всеединства
оставалось сокровенною тайной, скоро оно сделалось общим состоянием, приняв
форму новой религии – буддизма. Если пантеизм браминов был религией,
превратившейся в философию, то буддизм был, наоборот философией, превратившейся
в религию. В буддизме начало всеединства ясно определяется как начало
человечности. Если все есть одно, если мировая сущность во всем одна и та же,
то человеку незачем искать ее в Браме или Вишну, она в нем самом, в его
самосознании она находит себя саму, здесь она у себя. Тогда как во внешней
природе она действует бессознательно и слепо. Вся внешняя природа есть только
ее покров, обманчивая маска. Потому нравственная личность человека выше природы
и природных богов…» [3, c.167-168]
Вселенская религия – «это не произведение абстракции или обобщение, это
реальный свободный синтез всех религий, который не отнимает у них ничего
положительного и дает им еще то, чего они не имеют». «Единственное, что она
разрушает, - это их узость, их исключительность, их взаимное отрицание, их
эгоизм и их ненависть».
Страницы: 1, 2, 3, 4
|