Сознание человека и современной цивилизации
Федеральное агентство по
образованию
ГОУ ВПО Российский
государственный профессионально-педагогический университет
Машиностроительный
институт
Екатеринбургский
машиностроительный колледж
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
Основы философии
На
тему: Сознание человека и современной цивилизации
Группа
№323Э
Студент
Емельянова О.И.
Преподаватель
Козлова А.Л.
Екатеринбург 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА
I.
ПОСТАНОВКА
ПРОБЛЕМЫ: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ 8
ГЛАВА
II.
ПОИСК
ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
ПРИЛОЖЕНИЕ
30
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
3
ВВЕДЕНИЕ.
Философия
дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Справедливо
подчеркивалось, что истинная философия есть духовная квинтэссенция эпохи, живая
душа культуры. Конечно, социальные истоки и социальный смысл философских учений
зависят от вызывающих их к жизни социальных форм. Хотя всемирная философия, в
сущности, вращается вокруг "вечных" проблем. К их числу принадлежит и
проблема взаимоотношений Человека и Природы, которая в нынешний переломный
момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди
многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге
третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего
живого на Земле. Человеческому бытию угрожает самоуничтожение. Это
обстоятельство, как и экологические, научно-технические и другие моменты,
неоднократно интерпретировались мыслителями самых различных мировоззренческих
ориентаций. Человек стал, как полагал президент Римского клуба А. Печчеи, сам
для себя ахиллесовой пятой, он - точка отсчета, "в нем все начала и
концы"1. С его точки зрения важно понять положение,
в котором очутился человек. Почему его дорога привела к катастрофе? Есть ли еще
время свернуть с нее, а если есть, то куда? Какой путь выбрать? Какие ценности
предпочесть? Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и
самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее
всмотреться в систему экологических взаимоотношений, задуматься над проблемой
их гармонизации. Почему речь должна идти именно о гармонии человека с природой,
и недостаточно говорить, например, только об их единстве? Дело в том, что в
силу своей объективной диалектичности противоречивое единство человека с
природой имеет место и на тех этапах их взаимоотношений, когда эти отношения
обострены, как, например, в настоящее время. Вместе с тем потребность выхода из
настоящего кризисного
3
состояния
вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы,
которая и обеспечила бы это. Таковой и является гармония человека с природой.
Человек,
как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является
необходимым естественным фактором его существования. Природопредпосылка и
естественная
основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна,
только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в
достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды,
соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает
потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества
на протяжении всей его истории. Как отмечает Н.Н.Моисеев, развитие общества вне
биосферы - это нонсенс! Возможность существования общества может быть
гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в относительно
узком диапазоне ее параметров. Знание этого диапазон - жизненная необходимость
людей. Конечно, каждый человек обладает возможностью приспосабливаться к
изменяющимся (В известных пределах) условиям природной среды, новой для него
среде обитания. Дж. Уайнер отмечает, что "Все представители вида Homo
Sapiens способны проявить необходимую пластичность реакций в ответ на изменение
внешних условий"2. Однако при всей их широте и
мобильности, адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны.
Когда скорость изменения окружающей природной Среды превышает приспособительные
возможности организма человека, тогда наступают патологические явления,
ведущие, в конечном счете, к гибели людей. В связи с этим возникает
настоятельная потребность соотнесения темпов изменения окружающей среды с
адаптационными возможностями человека и человеческой популяции, определения
допустимых пределов их воздействия на биосферу исходя из допустимых границ ее
5
изменения.
"Человечество как живое вещество неразрывно связано с материально-энергетическими
процессами определенной геологической оболочки Земли с ее биосферой,- подчеркивал
Вернадский.- Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну
секунду"3. Иначе говоря, человек как
биосоциальное существо для полноценной жизнедеятельности и развития нуждается
не только в качественной социальной среде, но и в естественной среде определенного
качества. Это значит, что наряду с материальными и духовными потребностями
объективно существуют потребности экологические, вся совокупность которых
поражается биологической организацией человека. Экологические потребности -
особый вид общественных потребностей. Человек нуждается в определенном качестве
естественной среды его обитания. Лишь при сохранении должного качества таких
фундаментальных условий существования людей как воздух, вода и почва возможна
их
полноценная
жизнь. Разрушение хотя бы одного из этих жизненно важных компонентов окружающей
среды привело бы к гибели жизни на Земле.
Таким
образом, экологические потребности также древни, как и потребности человека в
пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей предшествующей истории их
удовлетворение происходило автоматически, и люди были убеждены, что воздухом,
водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило
лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы
экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды
и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая среда не менее значима, чем
материальные и духовные потребности. Было бы большим заблуждением полагать,
будто бы с экологическим кризисом можно справиться с помощью одних лишь
экономических мер. Экологический кризис обусловлен "стрелками",
направлявшими движение нашей технократической цивилизации к конкретным ценностям
и категориям, без корректировки которых нельзя приступить к радикальным изменениям.
При
6
переориентации
категорий понятие природы должно стать центральным, так что само отношение
человека к природе будет иным, чем было до этого. Важно понять и принять новые
ценностные ориентиры, смысловые установки, создать новый образ человека - в
противовес человекупотребителю человека гуманного по отношению к самому себе и
природе. Без этой глобальной философской перестройки отношений в системе
" Человек- Природа" все меры экономического, экологического,
научно-технического характера будут иметь лишь частное значение и не смогут
стать сколько-нибудь серьезным препятствием на пути надвигающейся экологической
катастрофы. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой, достаточно
жесток: "Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с
лица Земли".4
Целью
данной работы является рассмотрение именно философских аспектов взаимоотношений
человека и Природы в условиях надвигающейся экологической катастрофы, путей и
возможностей формирования той новой системы ценностей, с помощью которой можно
будет предотвратить сползание Человечества к собственной гибели.
Нужно
отметить, что проблема эта, несмотря на всю ее актуальность, далеко не нова.
Вопрос об ответственности Разума перед природой был поставлен еще в XIX в.
течением,
так называемых русских космистов, развит в работах Федорова, Вернадского и
других.
В
XIX веке, по мере обострения экологической ситуации, в разрешение проблемы
гармонических взаимоотношений Человека и Природы втягивалось все большее число
философов и ученых. Возникли даже новые отрасли знаний: философия экологии, социоестественная
история, рожденные на стыке естественных и гуманитарных дисциплин, что было
вызвано масштабностью и разноплановостью проблемы.
При
подготовке настоящей работы были использованы исследования российских и
зарубежных ученых, таких как Федоров Н.Н., Кульпин Э.С., Пантин В.И., Моисеев
7
Н.Н.,
Гиренок Ф.И., Лось В.А., Кравченко Ш.И.; Гор ЭЛ., Хесле В., Форррестер, Печеи
А., Тоффлер О. и другие.
Задачами
данной работы являются:
1.
Рассмотреть современное состояние взаимоотношений "человекприрода_
Цивилизация" и основные узлы нравственно- философских противоречий в ней
на современном этапе общественного развития.
2.
Осветить основные пути выхода из глобального кризиса, предлагавшиеся философами
и учеными XIX- XX в. и их реальное соотнесение со сложившейся экологической ситуацией.
3.
Показать роль и место экологического воспитания в общем контексте экологической
проблемы.
8
ГЛАВА
I :
ПОСТАНОВКА
ПРОБЛЕМЫ: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Проблема
взаимоотношений в системе "Человек- Природа- Цивилизация" относится к
числу вечных философских проблем. Не углубляясь слишком далеко в историю ее
становления и развития, заметим, однако, что первые экологические кризисы
(локального характера) были известны еще в древности и являлись той основой,
которая служила наглядной иллюстрацией жизненной важности данной проблемы.
Являясь,
по сути, неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих отношениях с ней
прошло ряд этапов: от полного обожествления и поклонения природным силам до
идеи полной и безусловной власти человека над природой. Катастрофические
последствия последней мы полной мерой пожинаем сегодня. Отношения Человека
и Природы в XX веке стали своеобразным центром, в котором сходятся и
завязываются в один узел различные стороны экономической, общественной и
культурной жизни людей. Как отмечает Ф.Гиренок, современному человеку
"нужно осознать тот факт, что для него нет привилегированного места ни в
природе, ни в космосе".5
Природа
и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор,
пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и
общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и
основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной
стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда
оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны
человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный
прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах
и в различные исторические эпохи была различна. Так, на заре развития человеческой
цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых
продуктов,
9
общество
находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. Подобно стаду животных,
первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте перемещались в
другое, где было достаточно природных средств для существования. Иначе говоря,
истощение природных ресурсов, деградация природы вели к определенным социальным
изменениям - миграции населения. В дальнейшем, по мере
развития
производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась,
человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил. Но эта независимость
человека от природы оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное воздействие на
окружающую среду ведет к резкому ухудшению условий его существования, т.е.
экологическому дискомфорту. Более того, нарастание экологических опасностей
ставит под вопрос само существование земной цивилизации, сохранение обитаемости
планеты Земля. Более того, это свидетельствует о том, что в процессе
обособления человека от природы зависимость его от нее не ослабевала, а наоборот,
возрастала. Социальный прогресс имел место в истории лишь в силу того, что
постоянно воспроизводилась экологическая среда. И в наши дни интересы
обеспечения будущего рода человеческого вынуждают людей все больше считаться с
законами функционирования и развития биосферы. Однако диалектика взаимодействия
общества и природы проявляется и в том, что не только окружающая среда
оказывает влияние на общество, но и человек в процессе жизнедеятельности
накладывает неизгладимый отпечаток на природу. Как отмечали К.Маркс и
Ф.Энгельс, "историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить
на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны;
до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно
обуславливают друг друга"6.
Уже
в древности, в условиях античности и средневековья, воздействие общества на
окружающую среду было весьма существенным, что приводило к локальным
10
экологическим
кризисам, в результате которых под песками пустынь оказывались погребенными
развалины некогда цветущих цивилизаций. Так, одной из причин гибели государства
Майя, этой выдающейся цивилизации, было истощение земель из-за применения подсечно-огневой
системы земледелия. Локальные (или региональные) экологические кризисы, имели
место во все эпохи развития человеческого общества. Истории известны достаточно
крупные экологические бедствия, обусловленные хозяйственной деятельность
человека, и в те далекие времена, когда плотность населения в странах,
претерпевших эти бедствия, по нынешним меркам, была ничтожно малой, а
промышленности в ее современном понимании не было вовсе. Достаточно вспомнить
печальный опыт Месопотамии и Греции, где тучные пастбища были выбиты скотом,
или земли Ливана, где опустынивание было вызвано вырубкой ливанского кедра. В
XX в. экологические проблемы переросли в общий экологический кризис
Страницы: 1, 2, 3
|