Сознание как отражение и деятельность
План
1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной
ориентации и преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное
изменение форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного
и бессознательного в психики человека. 10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание 12
Список литературы. 16
Человек владеет
прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так
и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и
теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с
глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена
сознания.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов,
являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и
смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений,
созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким
образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с
действительностью и управления ею.
В течение многих веков не смолкают горячие споры
вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают
сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума.
Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи.
Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как
самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют
сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что
существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в
природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно
достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.
Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром,
то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным
миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и
психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из
признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Гельвеций говорил:
“Чувства составляют
источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя главными средствами
исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение
собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результат комбинаций...
...всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование
которого, будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания,
тем не менее реально”[1].
Данный фрагмент может служить
иллюстрацией теории ассоциаций, приверженцем которой являлся Гельвеций и на
основе которой он объяснял природу сознания. Ее суть: последовательно возникающие
в мозгу ощущения накладываются друг на друга и образуют “пучок ощущений”. Эти
ощущения являются образами объективной действительности, а возникающий на их
основе логический мыслительный процесс закономерно отражает объективную
причинную связь вещей и явлений.
Мнение З.Фрейда:
“Быть сознательным - это прежде всего
чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и
надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент,
например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным.
Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит;
представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает
быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко
достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно
сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в
любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было
бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в
такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...
Понятие бессознательного мы, таким образом,
получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный
пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное:
скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и
без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое бессознательное,
являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле,
называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только
к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь
три термина: «сознательное» (Bw), «предсознательное» (Vbw) и «бессознательное»
(Ubw)”[2].
Философия ставит в центр своего внимания как
основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания.
Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому
принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с
полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно
важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому
проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов
при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.
При этом рассмотрение отдельных аспектов
сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека
с действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на
определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это
придает решению вопроса о природе сознания с философских позиций особый,
дополнительный смысл и значение. При этом философия, в отличие от других наук,
исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения
своего основного вопроса.
Идеалистический подход фактически
мистифицирует сознание, поскольку рассматривает его в качестве продукта души,
превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных
позиций исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров
таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых,
рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и,
наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития
материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его
сложности вовсе не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.
Действительно, значительный материал о физиологических
основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной
деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными,
физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона.
Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой
деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания,
мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании,
вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает
различные стороны сознания.
Наконец, очень тесно можно сказать,
органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ
такого явления, как язык во всей его многосложности, немаловажен для осмысления
сущности, природы сознания. При этом главное, о чем следует постоянно помнить,
состоит в том, что «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит».
Сознание, как и материя, это реальность. Но если материя это объективная
реальность, характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то
сознание - это реальность субъективная, это субъективный образ объективного
мира. Оно не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи.
Иными словами, диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из примата
бытия по отношения к сознанию, что не только не исключает, а предполагает, что
сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая
деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует. Но бытие - более
широкая система, и сознание выступает как условие и средство для того, чтобы
человек мог вписаться в эту более широкую, целостную системы бытия.
Сознание, как определяемое бытием, и выступает
прежде всего в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как
продукт эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции,
начиная с самых элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция
форм отражения определяется не изнутри, а на основе определенных
взаимоотношений носителей отражения с окружающей средой. У человека это
взаимодействие реализуется в практически - преобразующей деятельности,
осуществляемой в рамках определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто
функция мозга, оно - общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо
видна в его органической связи с языком и в особенности - с практической
деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая
придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не
только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не
только изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно
закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе через
деятельность и общение с себе подобными.
Сознание невозможно вывести из одного лишь
процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить
сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему
социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в
этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести
собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.
Общественное сознание возникло одновременно и в
единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только
возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу
того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие
и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без
энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях:
отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит,
что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного
активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания
наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое
существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно
подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности
социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже
преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.
Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и
т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует
духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как
оно дано сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного бытия и
общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую
разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного
сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что
если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под
непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие
приобретало все более опосредованный характер - через государство,
политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного
сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер.
Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на
общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая
деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того
же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его,
вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую
деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи
может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В
этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,
которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом
любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя
разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию,
идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие
отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании
феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую
сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Обладая объективной природой и имманентными законами
развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в
рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное
сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо
механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания
способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и
предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в
смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком
индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается
здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного
освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых
осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания,
которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление
личности.
Положение Маркса о том, что нельзя отделить
сознание, мышление от материи, которая мыслит, о том, что сознание производно
от материи, предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в
расшифровке, а во-вторых, в обосновании. И первое, что следует решить - это
вопрос о предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее - в неживой
природе, в самом фундаменте материи.
Страницы: 1, 2, 3
|