Исходя из данной цитаты, можно
заключить, что для Шеллинга бессознательное является отправной точкой,
отрицательным стимулом к развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и
мышления имеет место бессознательное хотение и действование, в результате
которого возникает природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают
как определенные формы бытия и сознания мирового духа. Таким образом
происходит развитие путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.
Сознание - важнейшая сфера человеческой
психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и
бессознательное. Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в
свое время австрийский врач-психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных
положений о сфере бессознательного.
Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его
значение, отдал бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно
определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он
придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой
инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в
жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать
его роль в познании и поведении людей.
Само бессознательное имеет три основных
уровня. К первому относится не- осознанный психический контроль человека за
жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и
потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и
состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться
в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий,
высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной,
философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества.
Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой
энергией чувств и разума человека.
Для самосознания личности эта информация оказывается
«закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее
основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя
вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных,
творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля
сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может
быть направлено на иные предметы.
Одной из предпосылок его возникновения на
биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы
звуковой сигнализации.
Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного
общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой
формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению
членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.
Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического
речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи -
условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,
сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и
действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций
превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя
общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и
сознание представляют собой органическое единство, не исключающее, однако, и
противоречий между ними.
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях.
Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет
коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение
предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального
обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово
как единство знака, звучания и значения, понятия.
Речь представляет собой деятельность, сам процесс
общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как
средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления,
средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены
образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную
форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в
языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что
слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало
бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может
выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в
роли знака понятия.
Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления
знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и
мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся
достоянием других людей.
Итак, сознание и язык органически связаны друг с
другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно
мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а
слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее
другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим
законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и
словарному составу - национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления
просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с
их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то
же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не
одинаковое смысловое содержание.
Эти особенности в соотношении языка и мышления
необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки -
главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего
мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду
с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые
системы. В конечном счете, все они так или иначе связаны с естественным языком,
дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых
знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии,
физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того,
формируются искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее
время и формализованные языки программирования.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык
влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у
каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако
зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется
главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично
модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения
мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество
интересных аспектов для исследования.
Физиологические механизмы психических явлений не
тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение
действительности в виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая
концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими
психические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных
материалистов, отрицающих специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу,
разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических
отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не
синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и
холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное.
Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к
тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот
образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в
человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни
видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими
реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,
идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого
слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя
считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность
не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное
сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть
внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что
реальнее - материя или сознание. Материя - объективная, а сознание - субъективная
реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не
объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое
ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.
Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от
субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление.
Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа
оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета определяется не
анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект
находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его
содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную
в ходе предметно - преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная
возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего
выявления в чувственно-практической деятельности.
Субъективный образ как знание, как духовная реальность
и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные
явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую
тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как
субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и
материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две
субстанции - духовную и материальную.
Сознание и объективный мир - противоположности,
образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная
деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического
сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом
сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой
жизни.
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все
остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание - своеобразный центр нашего сознания,
интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела,
своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря,
осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание - исторический продукт, оно формируется
лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного
общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у
ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии,
динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия,
сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему
окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет
себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в
нем.
Второй уровень самосознания реализуется в осознании
своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и
социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение
сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей,
но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и
нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как
контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом, самосознание
характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым
идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой
основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само
осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через
сопоставление себя с другими людьми.
Это лишний раз свидетельствует об общественной
природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и
человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными
свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность
соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с
предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на
внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив,
сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.
В ходе рефлексии человек осознает свое «Я»,
анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к
жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При
этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь
возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого
сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая
константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения
с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе
углубления и расширения межличностных отношений.
В заключение рассмотрения темы необходимо
резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
1) Сознание - высшая форма отражения действительного
мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,
логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2) “Ядром” сознания, способом его существования является
знание.
3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
4) Необходимость труда в процессе общения вызвала
появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление
человеческого сознания.
5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической
системы - человеческого мозга.
6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не
менее оно - единое целое.
7) Сознание обладает возможностью воздействовать на
окружающую его действительность. Оно активно.
1.
Семинарские
занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М.
Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.
2.
А.Г.
Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. -
М.: Политиздат, 1988. - 592с.
3.
Введение
в философию: Учебник для вузов. В 2 ч.
Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
4.
Анисимов
О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. - Новгород:
НЗКШ, 1990.
5.
Леонтьев
А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
6.
Общая
психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва: Просвещение, 1986.
7.
Философский
словарь. М.:Политиздат, 1987
8.
Мир
философии. М.,1991. Ч.1.
9.
История
философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994.
10.
Антология
мировой философии. М.:1970. Т.2.
11.
Современная
западная философия. М.:Политиздат, 1991.
12.
Проблема
сознания в современной западной философии. М.:1989
13.
Платон.
Сочинения в 3-х тт. М., 1971. Т.3.
14.
Бойко
А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища
Школа”, 1978.
15.
Быкова
Г.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.:1990.
16.
Хрестоматия
по общей психологии. Психология мышления. 1981.
17.
Высказывания
великих. М.:”Мысль”, 1993.
18.
Лем
С. Формула Лимфатера. М.:”Знание”, 1963.
[1] Цит.по: Бойко А.Н.
Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”,
1978. С.47
[2] Фрейд З. Я и оно // Избранное. М., 1989. С.371-372
[3] История философии в кратком изложении.
М.:”Мысль”, 1994. С.20-21
[4] Бойко А.Н. Проблема
бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”, 1978.
С.25
Страницы: 1, 2, 3
|