рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Специфика философских наук

  

      24.Формы движения материи 1) движение есть способ существования материи. "Материя без движения, писал Ф. Энгельс, - так же немыслима, как и движение без материи"2) изменение вообще. "Движение, в применении к материи, -   это   изменение вообще, это взаимодействие»

1 социальная: высшая. Развитие общества, дух. и мат. жизни, Жизнь индивида во всех ее проявлениях, социума. носитель: человечество. атом: семья. 2 биологическая: обмен веществами, приспособляемость, размножение, естеств. отбор, носитель: белок   3 химическая: хим. реакции, биопроцессы. носитель: молекула   4 физическая: движение элементов, частиц, электричество. носитель: молекула   5 механическая:   перемещение тел, изменение их положения в пространстве. носитель: масса   Они начально независимы, но могут переходить одна в другую.


25.1)субстанциальная концепция. Пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. 2) реляционная концепция. Пространство и время- это системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

С точки зрения признания объективности пространства и времени обе эти концепции равноценны. Сходство (равноценность) и различие субстанциальной и реляционной концепций можно пояснить на следующем аллегорическом примере. Субстанциальность – категория, которая рассматривает пространство и время как декорации, на фоне которых происходит вселенское действо – движение голой материи. Реляционность – категория, которая рассматривает пространство и время как костюмы участников вселенского действа, происходящего на голой сцене. Обе категории удовлетворительно отражают единообразную особенность движущейся материи, но каждая придает её свой колорит.   Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний.   свойства пространства: 1) протяженность, однородность, изотропность, трехмерность. свойства времени: 1) длительность, однородность, необратимость, одномерность


26. Отражение -   свойство материальных систем в процессе взаимодействия запечатлевать и сохранять в своей структуре следы воздействия другой системы, накапливать их. Процесс совершенствования свойства отражения, берущий начало от его исходной предпосылки в неорганической природе, шел по линии повышения активности и избирательности отражения. В пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой   и выступает в виде механического, физического, химического отражения. В процессе развития возникали все новые и новые, притом все более сложные формы отражения вплоть до его высшей формы – человеческого сознания. Отражение в неживой природе не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах, результаты отражения используются в качестве ориентиров. Поэтому такое отражение можно назвать информационным ( отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий). У отражения на уровне живого есть как минимум две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды. Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл значения отражения в живой природе.


27. Необходимость - такая однозначная связь явлений, при которой наступление причины влечет обязательно за собой наступление следствия. Случайность - такая связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных следствий. Случайность также имеет причины. Диалектика необходимости и случайности:

1) случайность - форма проявления и дополнения необходимости, 2) случайность может переходить в необходимость. Необходимость связана с динамическими законами, случайность   со статистическими.   Вероятность - мера возможности наступления случайного события.

Действительность - то, что уже возникло, осуществилось. Это совокупность реализованных возможностей. Возможность - то, что содержится в данной действительности как предпосылка её изменения и развития, нереализованная действительность. Возможности: реальные и абстрактные:   реальные это, когда условия превращения возможности в действительность уже созрели или находятся в процессе становления. абстрактные   те, которые в данных условиях не могут превратиться в действительность Возможности: прогрессивные и регрессивные.

Условия превращения возможности в действительность: 1) в развитии природы это происходит стихийно 2) в общественной жизни:   объективные - условия материальной жизни, процессы не зависящие от людей   субъективные - сознательная деятельность людей


28. Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки. Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного. Диалектика как метод познания.   Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее появление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но   лишь   после освобождения её от её мистической формы, а это-то как раз и отличает от неё мой метод." Маркс


29. Три закона диалектики:    1)закон единства и борьбы противоположностей: выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития.

 2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, 3) закон отрицания отрицания.


30. Категории диалектики :“единичное - общее”, “явление - сущность”, “необходимость - случайность”, “возможность - действительность”, “часть - целое”, “содержание - форма”, “качество - количество и мера”.единичное и общее: Единичное характеризует предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - это единое во многом. Или, по - другому, общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Как   единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего. сущность и явление:    Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Явление - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность - диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом.   необходимость и случайность: случайность - это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе. Внешняя. внезапное вторжение в жизнь слепого случая.

Внутренняя. вытекает из самой природы объекта, она является как бы “завихрениями” необходимости. Субъективная, возникает вследствие наличия у человека свободы воли. возможность и действительность: возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. действительность воплощает в себе разнородные возможности. часть и целое: часть- “предметы”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. целое -результат сочетания частей того или иного предмета. содержание и форма: содержание- это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. качество, количество и мера: качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. мера - это зона, в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики.


31. Теория познания (гносеология)- раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В античности центральной в Т. п. выступала проблема отношения знания и мнения, истины и заблуждения. Крупный шаг в развитии Т. п. был сделан европейской философией 17—18 вв., главными для которой стали проблемы связи «я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта. Т. п. выступала не только как анализ философско-метафизического знания, но и как критическое исследование научного знания.

Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания. Кант постулировал зависимость реальности от самого познания: объект и субъект познания существуют лишь как форма протекания познавательной деятельности.

По Канту, предметность, объективация содержаний знания — форма деятельности субъекта (который не существует вне познаваемых им предметов); с др. стороны, объект существует, согласно Канту, как таковой лишь в формах деятельности субъекта. «Вещь в себе», то есть реальность, существующая вне всякого отношения к познающему субъекту, даётся последнему лишь в формах объектов, являющихся по существу продуктами собственного творчества субъекта.

Установка Канта на создание «чистой» Т. п.. независимой от онтологических предпосылок, была реализована им лишь частично. Доведение до конца «чистого гносеологизма» принадлежит уже неокантианству, отвергнувшему не только «вещь в себе», но и самого субъекта, осуществляющего познание.

Предмет: познаваемый материальный мир, объективная реальность.

32. Истина — характеристика, обозначающая степень совершенства мысли (представления) либо высказывания, позволяющее считать познание знанием. Истиной, также, может называться и само знание (само содержание знания) или сама познанная действительность. Классическая концепция истины: «истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus)»

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете, как о сложноорганизованной системе или мире в целом. Относительная истина — это неполное, но верное знание о том же самом предмете. Конкретность истины — это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.   Идеалистическое понимание истины проповедовал Лейбниц и Фейербах в поздний период. Он отождествлял истину с содержанием человеческих ощущений: «Истинность есть то же самое, что действительность, чувственность. Только чувственное существо есть истинное, действительное существо. Только благодаря чувствам предмет даётся в истинном смысле, а не посредством мышления самого себя…». Идеалистическая философия трактовала истину более возвышенно, более неопределённо. Здесь она понималась как свойство субъекта, состоящее в согласии с самим собой, со своими априорными формами (Кант) или же как вечное, вневременное, неизменное и безусловное свойство идеальных объектов (Платон, Августин). Кант утверждал, что «истина — это объективное свойство познания…». Идеалисты составляют вторую многочисленную группу философов, которые видят истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание было долгое время устойчивым, имея таких последователей как Лейбниц, Спиноза, Фейербах, Фихте. Однако советская эпоха внесла свои коррективы в понимание истины в отечественной философской литературе.

Наиболее разработанной идеалистической теорией истины в античной философии была теория Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая вечная идея («идея истины»). Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений. Хайдеггер считал, что сущность истины есть свобода. Теории истины (концепции истины), дающие определение истине: Корреспондентная (классическая) теория. Истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени в том числе Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель) Конвенциональная теория.

Истина — это результат соглашения (Пуанкаре, Карнап, К. Поппер) Когерентная теория. Истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм) Авторитарная концепция. Истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

Прагматическая (праксеологическая) теория. Истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха, (Ф. Бэкон, марксизм) Теория истины как очевидности. Истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль) Теория истины как опытной подтверждаемости. (Шлик, Нейрат) Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при построении теорий: Редундантная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» лишены смысла (П. Ф. Рамсей) Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в смысле теории речевых актов (П. Ф. Стросон) Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины (А. Тарский)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.