Средневековая философия Азербайджана
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ , ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.
РЕФЕРАТ
"СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ФИЛОСОФИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА"
ПОДГОТОВИЛ:
СТУДЕНТ 1-ГО КУРСА
БАБАЕВ ТАГИР
ПРЕПОДОВАТЕЛЬ:
МАМЕДОВ АЗИЗ
БАКУ-2002г.
История
средневекового Азербайджана характеризуется развитием феодальных
общественно-экономических, политических и духовных отношений.Насильственное
включение страны в состав Халифата в VII в., соединение таким образом всех её
регионов (севера и юга),почти что всего населения, установление между и внутри
ними более или менее устойчивых экономических,политических и духовных связей
под управлением огромного теократического государства , а также объединение их
при помощи одной , притом более совершенной монотеистической религии - ислама в
общем и целом относительно благоприятно сказывалось в её развитии.Тем более,
что в этом государстве в VII-XII вв. шел
великий процесс формирования и процветания новоарбской ( частью арабоязычной)
культуры , материальной и духовной , на почвеосвоения достижений собственно
арабской , египетской , сирийской , античной , персидско-тюрской и др. культур
. Успешное развитие экономики , оживление всей хозяйственной сферы , торговли ,
создание систем социального , бытового , культурного обслуживания (домов
мудрости , книги , баней и т.д.); преодоление серьёзных разногласий , нередко
даже враждебных отношений между различными этническими общностями , племенами ,
народностями , устройсво взаимоотношений между всеми людьми на основе
принципов равенства , свободы и соблюдения правовых ,нравственных норм ,
установленных шариатом , регулярные встречи верующих по пятницам в мечетях для
совместного осуществления дневного намаза, где имели также возможность
свободного общения между собой и обсуждения своих проблем ; открытие широкой
сети мечетей и школ в целях изучения и распростанения религиозных и научных
знаний среди всего населения постепенно привело к формированию большого
множества образованных людей , среди которых выделялись всемирно известные
ученые , медики , поэты , теологи и философы. Вот эти
данные , а также многие другие достижения арабоязычной культуры говорят о том ,
что по своему уровню она стояла выше европейской культуры эпохи раннего
средневековья.
Общее
силовое поле всей арабоязычной культуры как единое неустанно создавалось
усилиями всех народов мусульманского мира и также непрерывно возвращалось ко
всему этому множеству , распредиляясь между ними. В этом взаимодействии
принимали участие представители Азербайджана , в том числе и философы.А в
Азербайджане вместе с Кораном проникают различные и многочисленные
философско-религиозные течения , возникшие в Халифате в VII-X вв.,так или
иначе связанные с содержанием , положением ,ролью и вопросами совершенствования
мусульманской религии , а также с идейно-политической позицией создателей и
сторонников этих направлений.Вот главные из них : суннизм , шиизм , хариджизм
,исмаилизм ,суфизм ,мутазилизм ,пантеизм ,общество "Братьев чистоты"
, ашаризм ,перипатетизм ,хуруфизм.(О данных направлениях и их представителях в
Азербайджане имеется подробный материал в работах : З.А.Кулизаде "Из
истории азербайджанской философии VII-XII вв." Баку
1992г.; Закир Мамедов "Азербайджанские философы и мыслители
средневековья" Баку 1993г.; Закир Мамедов "Азербайджанская история
философии" Баку 1994г..)
Одним из
выдающихся представителей философской мысли средневекового Азербайджана
является АБУЛХАСАН БАХМАНЬЯР ( 993-1066гг.).Он считается крунным представителем
восточного перипатетизма . Место рождения философа неизвестно. Средневековые
авторы называют его "азербайджанцем"(ал-Азербайджани).Онт был
учеником и последователем ИБН СИНЫ.
Учитель
писал о своём ученике : "Он мне любим как сын и даже больше . Я дал ему
образование , воспитание и довёл его до такого уровня". Большинство
полемических произвидений ИБН СИНЫ написано на основе вопросов БАХМАНЬЯРА . Его
ценными философскими произведениями являются : "Книга преобретения
знаний", "Книга украшения по логике","Книга красоты и
счастья","Трактат о предмете метофизики","Трактат о
ступенях сущего".
Продолжая
философскую линию АЛЬ-ФАРАБИ и ИБН СИНЫ, БАХМАНЬЯР развивает их учение о бытии
, по которому имеются два вида бытия : необходимо- сущее и возможно-
сущее.Первое-нематериальная, а духовная сущность.Оно - единое, в нём неможет
быть никакой множественности.Далее он отмечает , что будучи неким -а- единое
неможет быть не -А-,то оно будет только -а-.Оно не есть тело. Атрибуты его -
разум ,благо ,истина ,абсолютное совершенство , чистая красота , могущество ,
вечное живое (действующее, воспринимающее), великодушие, первопричина
(Бахманьяр ал-Азербайджани.Ат-тахсил /познание/ ,Баку-1983г.).Из единого как
бытийно-необходимового само по себе , утверждает далее он ,следует возможно -
сущее , которое обязательно бывает множественным , включающим в себя всё ,что
есть в мире : умы , деятельные разумы , небесные сферы и их души , человеческие
души , материальный мир : огонь, воздух, вода , земля, минералы , растения,
животные , люди. Как видно , тут обнаруживается объективно-идеалистическое
мировозрение азербайджанского философа , своеобразно сочетающее в себе
известное идеалистическое содержание (элементы) учений Платона, Аристотеля
,Плотина , Аль-Фараби , Ибн-Сины и др. мыслителей.В расматриваемом мировозрении
автором интересно осуществляется развитие , обогащение идеалистической
философской мысли. В ней единые и вышеперечисленные атрибуты его , а также
многие другие общие понятия, категории идеалистами хотя и отрываются как-то от
реальной действительности , однако же не бросаются в небытие какое-либо , а
поднимаются на небеса , обожествляются и принимаются , определяются как образцы
творения , императивы ,твердые идеологические ,правовые и нравственные нормы
поведения - верные или неверные , с противоположными последствиями .
Следует
учесть , что в глубоком средневековье ,где всецело господствовало религиозное
мировозрение, тем более при жестком теократическом режиме видвижение каких-либо
философских идей , несогласных с догматами ислама было очень трудно ,сложно и поблематично.Тем
неменее в учении Бахманьяра наблюдаются некоторые реалистические ,
материалистические тенденции ,прорывающие всё-таки рамки господствующего
мировозрения .К этому можно отнести идеи философа о единстве ,
взаимопредпологаемости причины и следствия , а также идеи неотделимости друг от
друга времени , движения и материи.
Важное
значение с точки зрения развития философской мысли имеет диалектическое учение
Бахманьяра . Бытие ,единое ,многое, сущность, явление ,движение ,пространство ,
время ,качество ,количество, причина ,следствие ,противоречие , и др. категории
диалектики рассматриваются в тесной взаимосвязи и единстве.
При этом для
анализа на первое место им поставлена категория бытия , ибо , как пишет он
,"предметом метафизики является нечто общее для всех вещей , а именно
сущее как таковое , тоесть бытие ". Последнее делится на единое и многое
,состоящее из бесчисленных вещей всего мира , каждая из которых -элемент бытия
, обладает сущностью , а все остальные диалектические категории ,понятия
соответствующих наук также ,призваны раскрывать эту сущность , различные её
уровни . Такое расположение категорий имеет смысл (сюда не включается мысленное
содержание их , вкладываемое Бахманьяром ), заслуживает внимание исследователей
проблемы систематизации диалектики . Кстати , "Учение о
бытии","Учение о сущности","Учение о понятии" как
части "Науки логики" Гегеля расположились в ней также.
АИНАЛКУЗАТ МИЙАНЕДЖИ (1099-1131гг.), видный суфийский мыслитель и
философ-пантеист. Он родился в городе Мийане , расположенном между Марагой и
Тебризом ( в настоящее время эти города находятся в Иране ).Будучи кадием в
Хамадане ,он получил почетное имя "Айнакулзат"-"Око
кадиев".Его знали как оригинального и свободомыслящего философа .За свои
прогрессивные идеи ,противоречашие догматам ислама его арестовали и в
1128г.отправили в Багдад .Будучи в тюрьме ,философ написал трактат "Жалоба
чужестранца ,учение стран мира".Его вернули в Хамадан и в ночь на 6 мая
1131г. казнили в медресе , где он читал лекции .
В произведениях
"Сливки истины","Введения" и "Жалоба
чужестранца..."философ разработал идеалистическую концепцию пантеизма .В
ней бытие делится на общие виды ,под которым понимается всё существующее.Здесь
мир вещей представляется как внешнее проявление абсолютно бесконечного бытия -
Бога , которое в целом одновременно и едино и множественно.Данное положение ,
вызвавшее возмушение мусульманских теологов , на деле же означает признание
очень важной истины метафизики о том , что всякое бытие - единство единого и
многого.
ШАХАБАДДИН ЯХЪЯ (ИАХИА) СУХРАВАРДИ (1154-1191гг.) - философ и поэт , больше
известен как основоположник философии ишракизма . Основные вопросы его изложены
в "Статуи света","Имадиевские скрижалы","Книга о
свете" и особенно в "Философия озарения".Перипатетическая и
суфийская проблематика рассматривается им с позиции ишракизма ,согласно
которому вершину всего сущего составляют светы и тени , венчает абсолютный свет
- Свет светов .Из этого единого возникают по ступеням другие света и их тени
.Основу всего сушего , утверждает он ,образует материя , принимающая "то
форму огня ,то форму воздуха , то форму воды , то форму земли".Им
расмотренны также категории субтанции и акциденции , и т.д.
НИЗАМИ
ГЯНДЖЕВИ (ок.1141-ок.1209гг.) - поэт и мыслитель . Основное сочинение
"Пятерица"("Хамсе") состоит из 5 поэм : "Сокровишница
тайн","Хостов и Ширин","Лейли и Меджнун","Семь
красавиц" и "Искандер-наме".Высокие поэтические мысли в честь
Аллаха ,творца всего сущего , не имеющего ни начала , ни конца ,вечно живого,
вынесенные Низами на первые страницы своих поэм ,свидетельствуют о
религиозно-идеалистической исходной позиции его мировозрения .При этом
великолепно он воспользовался всем богатством ценных философских (включая и
материалистических), социально-политических, правовых, нравственных идей
,имеющихся в античной и арабоязычной духовной культуре ,органически сочетая их
общечеловеческими проблемами ,передовыми идеями ,научными достижениями своего
времени , а главное соответствующими представлениями собственного творчества
.Основу последнего состовляют идеи гуманизма ,социальной свободы
,справедливости , создание идеального общества для плодотворной деятельности и
счастливой жизни людей.
МАХМУД
ШАБУСТАРИ (1287-1320гг.), ИМАДЯДДИН НАСИМИ (1369-1417гг.) - являются видными
представителями поезии и суфийско-пантеистической философии.
СЫРАДЖАДДИН УРМАВИ (1193-1283гг.) - является одним из крупных представителей
восточного перипатетизма .Он родился в Урмии (ныне Иран) ,находящейся в Южном
Азербайджане. Им написано более десяти произведений по логике и философии.
Среди них особое внимание привлекают "Восхождение
светов","Тонкости мудрости","Трактаты о науке -
диалектика","Приобретение знаний". А самой большей популярностью
пользовалось первое из них, в котором вместе, последовательно и подробно
рассматриваются категории бытия, движения, пространства и времени.Интересно и
очень важно, что философ, указывая в частности на различные виды движения,
приобретение знаний, т.е. процесс познания также относит к данным видам. По мнению
его, процесс познания имеет две ступени: чувственное восприятие и логическое,
разумное мышление. Логика же изучает пути и условия приобретения нового знания.
Он вслед за Аристотелем утверждал, что главное назначение
логики-постижение истины.При этом познание должно идти от известного к
неизвестному. Важное значение имеет и то, что, указывая на необходимость
строгого соблюдения формально-логических правил установления истины, С.Урмави
советует учесть также критерий истинности по содержанию.
В учении
Сыраджаддина Урмави очень важное место занимают передовые
социально-политические и этические идеи. В этой связи исходным для мыслителя
является понятие "человек", характеризуемый им как социальное
существо.Чтобы обеспечить собственное бытие человек, по его мнению,
должен жить в согласии с другими представителями общества: семьи, города,
области, страны. Люди совместно могут приобрести средства производства и
потребления.Развивая мысль, он рассматривает далее взаимодействия между людьми
по поводу собственности. В этом отношении, писал он, люди нуждаются в двух
группах вещей.Первая-находящиеся в государственном владении земля, вода,
растения, охотничьи угодья и т.д., а другая-имущества индивидов. И требуется
правовал, юридическая охрана всей этой собственности, а также справедливое
регулирование отношений между людьми вообще. Говоря о разделении общества на
различные группы, мыслитель высоко оценивал роль трудящихся масс в общественной
жизни и считал необходимой заботу о них, что является обязанностью
государства, властителей и управляющих. Он писал в данной связи: "Знай,
что внимание к поданным, бережное отношение к ним и их охрана необходимы для
престолодержателя по двум причинам. Первая причина в том, что подданные
составляют ствол государства и державы, ибо не будь подданных, не будет и
державы. Чем больше подданных , тем больше продлится жизнь государства и
державы... Вторая причина в том , что основа державы - богатство... Нет
богатства без строительства , нет строительства без справедливости и политики
... А богатство собирается у поданных . Значит , поданные - есть основа
богатства" (Закир Мамедов "Азербайджанские философы и мыслители
средневековья." стр.56-57).
В
установлении социальной справедливости , равенства между людьми усматривал
С.Урмави наивысшую обязанность правителей .
А
справедливостью , по его мнению ," является то , что правители делают
подданых равными между собой , а себя - равными в правах с подданными"(
там же , стр.58 ). Кстати , идея эта вполне современна и актуальна , особенно
для Азербайджана . Так , она минус авторитарный режим ( долой шах ! ) , плюс
демократия и в итоге получаем гражданское общество , о котором мечтаем .
Философ далее отмечает , что справедливость - залог богатства и благополучия ,
а господство несправедливости - причина всеобщего разрушения и падения общества
.
Страницы: 1, 2
|