рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Средневековая философия Азербайджана

Средневековая философия Азербайджана

        САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ  СВЯЗЕЙ , ЭКОНОМИКИ  И  ПРАВА.

                  

                              

                                     

                              

         

         

            

               

                                           

                                         РЕФЕРАТ

         

         

           

                                 "СРЕДНЕВЕКОВАЯ

               ФИЛОСОФИЯ  АЗЕРБАЙДЖАНА"

       

             

           

          

          

          

         

        

          

                                                              ПОДГОТОВИЛ:

                                                                                   СТУДЕНТ 1-ГО КУРСА

                                                                                            БАБАЕВ ТАГИР

                                                                                                      ПРЕПОДОВАТЕЛЬ:

                                                                                            МАМЕДОВ АЗИЗ

 

 

 

 

 

 

 

   

   

     

         

                                                                             БАКУ-2002г.        

         

 

 

 

   История средневекового Азербайджана характеризуется развитием феодальных общественно-экономических, политических и духовных отношений.Насильственное включение страны в состав Халифата в VII в., соединение таким образом всех её регионов (севера и юга),почти что всего населения, установление между и внутри ними более или менее устойчивых экономических,политических и духовных связей под управлением огромного теократического государства , а также объединение их при помощи одной , притом более совершенной монотеистической религии - ислама в общем и целом относительно благоприятно сказывалось в её развитии.Тем более, что в этом государстве в VII-XII вв. шел великий процесс формирования и процветания новоарбской ( частью арабоязычной) культуры , материальной и духовной , на почвеосвоения достижений собственно арабской , египетской , сирийской , античной , персидско-тюрской и др. культур . Успешное развитие экономики , оживление всей хозяйственной сферы , торговли , создание систем социального , бытового , культурного обслуживания (домов мудрости , книги , баней и т.д.); преодоление серьёзных разногласий , нередко даже враждебных отношений между различными этническими общностями , племенами , народностями , устройсво взаимоотношений между всеми людьми на основе принципов равенства , свободы и соблюдения правовых ,нравственных норм , установленных шариатом , регулярные встречи верующих по пятницам в мечетях для совместного осуществления дневного намаза, где имели также возможность свободного общения между собой и обсуждения своих проблем ; открытие широкой сети мечетей и школ в целях изучения и распростанения религиозных и научных знаний среди всего населения постепенно привело к формированию большого множества образованных людей , среди которых выделялись всемирно известные ученые , медики , поэты , теологи и философы. Вот эти данные , а также многие другие достижения арабоязычной культуры говорят о том , что по своему уровню она стояла выше европейской культуры эпохи раннего средневековья.

 Общее силовое поле всей арабоязычной культуры как единое неустанно создавалось усилиями всех народов мусульманского мира и также непрерывно возвращалось ко всему этому множеству , распредиляясь между ними. В этом взаимодействии принимали участие представители Азербайджана , в том числе и философы.А в Азербайджане вместе с Кораном проникают различные и многочисленные философско-религиозные течения , возникшие в Халифате в VII-X вв.,так или иначе связанные с содержанием , положением ,ролью и вопросами совершенствования мусульманской религии , а также с идейно-политической позицией создателей и сторонников этих направлений.Вот главные из них : суннизм , шиизм , хариджизм ,исмаилизм ,суфизм ,мутазилизм ,пантеизм ,общество "Братьев чистоты" , ашаризм ,перипатетизм ,хуруфизм.(О данных направлениях и их представителях в Азербайджане имеется подробный материал в работах : З.А.Кулизаде "Из истории азербайджанской философии VII-XII вв." Баку 1992г.; Закир Мамедов "Азербайджанские философы и мыслители средневековья" Баку 1993г.; Закир Мамедов "Азербайджанская история философии" Баку 1994г..)

  Одним из выдающихся представителей философской мысли средневекового Азербайджана является АБУЛХАСАН БАХМАНЬЯР ( 993-1066гг.).Он считается крунным представителем восточного перипатетизма . Место рождения философа неизвестно. Средневековые авторы называют его "азербайджанцем"(ал-Азербайджани).Онт был учеником и последователем ИБН СИНЫ.

Учитель писал о своём ученике : "Он мне любим как сын и даже больше . Я дал ему образование , воспитание и довёл его до такого уровня". Большинство полемических произвидений ИБН СИНЫ написано на основе вопросов БАХМАНЬЯРА . Его ценными философскими произведениями являются : "Книга преобретения знаний", "Книга украшения по логике","Книга красоты и счастья","Трактат о предмете метофизики","Трактат о ступенях сущего".

   Продолжая философскую линию АЛЬ-ФАРАБИ и ИБН СИНЫ, БАХМАНЬЯР развивает их учение о бытии , по которому имеются два вида бытия : необходимо- сущее и возможно- сущее.Первое-нематериальная, а духовная сущность.Оно - единое, в нём неможет быть никакой множественности.Далее он отмечает , что будучи неким -а- единое неможет быть не -А-,то оно будет только -а-.Оно не есть тело. Атрибуты его - разум ,благо ,истина ,абсолютное совершенство ,  чистая красота , могущество , вечное живое (действующее, воспринимающее), великодушие, первопричина (Бахманьяр ал-Азербайджани.Ат-тахсил /познание/ ,Баку-1983г.).Из единого как бытийно-необходимового само по себе , утверждает далее он ,следует возможно - сущее , которое обязательно бывает множественным , включающим в себя всё ,что есть в мире : умы , деятельные разумы , небесные сферы и их души , человеческие души , материальный мир : огонь, воздух, вода , земля, минералы , растения, животные , люди. Как видно , тут обнаруживается объективно-идеалистическое мировозрение азербайджанского философа , своеобразно сочетающее в себе известное идеалистическое содержание (элементы) учений Платона, Аристотеля ,Плотина , Аль-Фараби , Ибн-Сины и др. мыслителей.В расматриваемом мировозрении автором интересно осуществляется развитие , обогащение идеалистической философской мысли. В ней единые и вышеперечисленные атрибуты его , а также многие другие общие понятия, категории идеалистами хотя и отрываются как-то от реальной действительности , однако же не бросаются в небытие какое-либо , а поднимаются на небеса , обожествляются и принимаются , определяются как образцы творения , императивы ,твердые идеологические ,правовые и нравственные нормы поведения - верные или неверные , с противоположными последствиями .

  Следует учесть , что в глубоком средневековье ,где всецело господствовало религиозное мировозрение, тем более при жестком теократическом режиме видвижение каких-либо философских идей , несогласных с догматами ислама было очень трудно ,сложно и поблематично.Тем неменее в учении Бахманьяра наблюдаются некоторые реалистические , материалистические тенденции ,прорывающие всё-таки рамки господствующего мировозрения .К этому можно отнести идеи философа о единстве , взаимопредпологаемости причины и следствия , а также идеи неотделимости друг от друга времени , движения и материи.

  Важное значение с точки зрения развития философской мысли имеет  диалектическое учение Бахманьяра . Бытие ,единое ,многое, сущность, явление ,движение ,пространство , время ,качество ,количество, причина ,следствие ,противоречие , и др. категории диалектики рассматриваются в тесной взаимосвязи и единстве.

При этом для анализа на первое место им поставлена категория бытия , ибо , как пишет он ,"предметом метафизики является нечто общее для всех вещей , а именно сущее как таковое , тоесть бытие ". Последнее делится на единое и многое ,состоящее из бесчисленных вещей всего мира , каждая из которых -элемент бытия , обладает сущностью , а все остальные диалектические категории ,понятия соответствующих наук также ,призваны раскрывать эту сущность , различные её уровни . Такое расположение категорий имеет смысл (сюда не включается мысленное содержание их , вкладываемое Бахманьяром ), заслуживает внимание исследователей проблемы систематизации диалектики . Кстати , "Учение о бытии","Учение о сущности","Учение о понятии" как части "Науки логики" Гегеля расположились в ней также.

  АИНАЛКУЗАТ  МИЙАНЕДЖИ (1099-1131гг.), видный суфийский мыслитель и философ-пантеист. Он родился в городе Мийане , расположенном между Марагой и Тебризом ( в настоящее время эти города находятся в Иране ).Будучи кадием в Хамадане ,он получил почетное имя "Айнакулзат"-"Око кадиев".Его знали как оригинального и свободомыслящего философа .За свои прогрессивные идеи ,противоречашие догматам ислама его арестовали и в 1128г.отправили в Багдад .Будучи в тюрьме ,философ написал трактат "Жалоба чужестранца ,учение стран мира".Его вернули в Хамадан и в ночь на 6 мая 1131г. казнили в медресе , где он читал лекции .

  В произведениях "Сливки истины","Введения" и "Жалоба чужестранца..."философ разработал идеалистическую концепцию пантеизма .В ней бытие делится на общие виды ,под которым понимается всё существующее.Здесь мир вещей представляется как внешнее проявление абсолютно бесконечного бытия - Бога , которое в целом одновременно и едино и множественно.Данное положение , вызвавшее возмушение мусульманских теологов , на деле же означает признание очень важной истины метафизики о том , что всякое бытие - единство единого и многого.

  ШАХАБАДДИН  ЯХЪЯ (ИАХИА) СУХРАВАРДИ (1154-1191гг.) - философ и поэт , больше известен как основоположник философии ишракизма . Основные вопросы его изложены в "Статуи света","Имадиевские скрижалы","Книга о свете" и особенно в "Философия озарения".Перипатетическая и суфийская проблематика рассматривается им с позиции ишракизма ,согласно которому вершину всего сущего составляют светы и тени , венчает абсолютный свет - Свет светов .Из этого единого возникают по ступеням другие света и их тени .Основу всего сушего , утверждает он ,образует материя , принимающая "то форму огня ,то форму воздуха , то форму воды , то форму земли".Им расмотренны также категории субтанции и акциденции , и т.д.

  НИЗАМИ  ГЯНДЖЕВИ (ок.1141-ок.1209гг.) - поэт и мыслитель . Основное сочинение "Пятерица"("Хамсе") состоит из 5 поэм : "Сокровишница тайн","Хостов и Ширин","Лейли и Меджнун","Семь красавиц" и "Искандер-наме".Высокие поэтические мысли в честь Аллаха ,творца всего сущего , не имеющего ни начала , ни конца ,вечно живого, вынесенные Низами на первые страницы своих поэм ,свидетельствуют о религиозно-идеалистической исходной позиции его мировозрения .При этом великолепно он воспользовался всем богатством ценных философских (включая и материалистических), социально-политических, правовых, нравственных идей ,имеющихся в античной и арабоязычной духовной культуре ,органически сочетая их общечеловеческими проблемами ,передовыми идеями ,научными достижениями своего времени , а главное соответствующими представлениями собственного творчества .Основу последнего состовляют идеи гуманизма ,социальной свободы ,справедливости , создание идеального общества для плодотворной деятельности и счастливой жизни людей.

  МАХМУД  ШАБУСТАРИ (1287-1320гг.), ИМАДЯДДИН  НАСИМИ (1369-1417гг.) - являются видными представителями поезии и суфийско-пантеистической философии.

  СЫРАДЖАДДИН  УРМАВИ (1193-1283гг.) - является одним из крупных представителей восточного перипатетизма .Он родился в Урмии (ныне Иран) ,находящейся в Южном Азербайджане. Им написано более десяти произведений по логике и философии. Среди них особое внимание привлекают "Восхождение светов","Тонкости мудрости","Трактаты о науке - диалектика","Приобретение знаний". А самой большей популярностью пользовалось первое из них, в котором вместе, последовательно и подробно рассматриваются категории бытия, движения, пространства и времени.Интересно и очень важно, что философ, указывая в частности на различные виды движения, приобретение знаний, т.е. процесс познания также относит к данным видам. По мнению его, процесс познания имеет две ступени: чувственное восприятие и логическое, разумное мышление. Логика же изучает пути и условия приобретения нового знания. Он вслед за Аристотелем утверждал, что главное назначение логики-постижение истины.При этом познание должно идти от известного к неизвестному. Важное значение имеет и то, что, указывая на необходимость строгого соблюдения формально-логических правил установления истины, С.Урмави советует учесть также критерий истинности по содержанию.

В учении Сыраджаддина Урмави очень важное место занимают передовые социально-политические и этические идеи. В этой связи  исходным для мыслителя является понятие "человек", характеризуемый им как социальное существо.Чтобы обеспечить собственное бытие  человек, по его мнению, должен жить в согласии с другими представителями общества: семьи, города, области, страны. Люди совместно могут приобрести средства производства и потребления.Развивая мысль, он рассматривает далее взаимодействия между людьми по поводу собственности. В этом отношении, писал он, люди нуждаются в двух группах вещей.Первая-находящиеся в государственном владении земля, вода, растения, охотничьи угодья и т.д., а другая-имущества индивидов. И требуется правовал, юридическая охрана всей этой собственности, а также справедливое регулирование отношений между людьми вообще. Говоря о разделении общества на различные группы, мыслитель высоко оценивал роль трудящихся масс в общественной жизни и считал необходимой заботу о них, что является обязанностью государства, властителей и управляющих. Он писал в данной связи: "Знай, что внимание к поданным, бережное отношение к ним и их охрана необходимы для престолодержателя по двум причинам. Первая причина в том, что подданные составляют ствол государства и державы, ибо не будь подданных, не будет и державы. Чем больше подданных , тем больше продлится жизнь государства и державы... Вторая причина в том , что основа державы - богатство... Нет богатства без строительства , нет строительства без справедливости и политики ... А богатство собирается у поданных . Значит , поданные - есть основа богатства" (Закир Мамедов "Азербайджанские философы и мыслители средневековья." стр.56-57).

В установлении социальной справедливости , равенства между людьми усматривал С.Урмави наивысшую обязанность правителей .

А справедливостью , по его мнению ," является то , что правители делают подданых равными между собой , а себя - равными в правах с подданными"( там же , стр.58 ). Кстати , идея эта вполне современна и актуальна , особенно для Азербайджана . Так , она минус авторитарный режим ( долой шах ! ) , плюс демократия и в итоге получаем гражданское общество , о котором мечтаем . Философ далее отмечает , что справедливость - залог богатства и благополучия , а господство несправедливости - причина всеобщего разрушения и падения общества .

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.