Богатое ,
содержательное философское , социально-политическое и этическо-идейное наследие
С.Урмави оказало благотворное воздействие на сознание людей , особенно
мыслителей во все последующие времена и сохраняет таково значение для
настоящего и будущего .
НАСИРАДДИНН
ТУСИ (1201-1274гг.) известен как ученый-энциклопедист , владелец обсерваторий в
городе Мараге , видный философ , математик , физик , астроном , логик . Главные
произведения по философии и этике : "Деление всего существующего и их
разряды" , "Основы приобретения" , "Комментарий к книге
/Указания и примечания/" , "Ахлак-е насири" . Для правильного
понимания сути философского учения Н.Туси , следует с самого начала обратить
внимание на тот факт , что он во многих своих трудах , беседах вместо понятия
"философия" употребляет понятие "мудрость" ( Закир Мамедов
"История Азербайджанской философии" Баку-1994г. , стр.243 ) .Этот
факт показывает , что марагинский мыслитель видимо исходит из буквального
значения философии , означающей стремление к мудрости , постижение её , слияние
с ней . И зная , что мудрость заключается в первую очередь и главным образом в
успешном познании сущности бытия как определённой целостности и значимых для
человечества многочисленных вещей , явлений , процессов , Н.Туси советует взять
и познать их так , как они есть в действительности и в должной мере выполнять
вытекающие отсюда требования .
Выступая с
позицией своих восточных предшественников Фараби , Ибн-Сины и Бахманьяра ,
азербайджанский ученый-философ также всё бытие делит на необходимо сущее ,
божественное бытие и возможно сущее природное , человеческое бытие . Подробно
рассматривая вопросы возможного бытия , он указывает на неуничтожимость и
вечность материального мира , в котором из разнообразного сочетания простых
элементов : огня , воздуха , воды и земли возникают сложные вещества , минералы
, растения , животные и т.д. Он мечтает также , что никакие вещи в этом мире
полностью не исчезают , а лишь превращаются из одного состояния в другое , из
одной формы в другую .
В учении
Н.Туси важное место занимают вопросы теории познания . Здесь он высоко
оценивает значение как чувственного , так и логического познания . Первое , по
его мнению , даёт информацию о внешних сторонах , свойствах вещей , второе же
даёт возможность для понимания , проникновения в их сущность .
В творчестве
Н.Туси огромное и значительное место занимают этические и
общественно-политические его идеи . В этой связи следует указать на глубоко
содержательную и прекрасную книгу мыслителя
"Ахлаке-Насири"("Этика") . В ней говорится , что это -
наука о способности приобрести такие свойства человеческим духом , чтобы под
его управлением поведения и поступки становились прекрасными и похвальными .
Исходя из противоречивой сущности человеческого духа , Н.Туси утверждает что ,
этот дух может повести человека как по пути восходящего развития , так и -
нисходящего . А выбор пути тут определяется самим человеком , находится в
распоряжении его сознания и воли .
Исходя из
социально-политических идей Фараби , азербайджанский мыслитель , разрабатывал
своё учение о справедливом общественном устройстве и благотворной работе его .
Выдвигая идею о том , что человек - социальное существо не сможет существовать
вне общества , Н.Туси далее писал , что для обеспечения своей безопасности и
создания необходимых условий для жизни и труда люди нуждаются в тесном
взаимодействии и взаимоподдержке . Поэтому они естественным образом связываются
между собой , создавая различные социальные общности : семью
, поселение , город , страну , а также различные учреждения экономики ,
политики и культуры .
Подчеркивая
огромное значение политики , он называл её " общественной мудростью
". Государство , являющееся главным политическим органом , с его точки
зрения , должно быть светским . При этом он не полностью отделяет религию от
участия в деле управления обществом . Здесь , считает он , законы государства
установки норм религии должны дополнять друг друга . Далее , противопоставляя
верную справедливую и неверную несправедливую политику главы государства ,
Н.Туси высоко оценивает значение правильной политики , поскольку при ней
повсюду в стране утверждаются законность и порядок , содействующие умножению
общественно-полезных дел , процветают экономика и культура , жизнь народа
становится богатой и счатливой . А вторая политика сопровождается нарастанием
беззакония и беспорядка , общественно вредных дел , усилением угнетения
трудящегося населения , незаконным обогащением главарей государства ,
чиновников , обнищанием огромного большинства народа , ростом его недовольствия
и сопротивления .
Великий
азербайджанский ученый-философ призывает управлять общетвом на основе мудрых и
справедливых законов в интересах всего народа .
МАХМУД
ШАБУСТАРИ (1287-1320ГГ.) - философ-пантеист , родился в Шабустане ,
расположенном недалеко от Тебриза . Он получил блестящее образование . Его
философская поэма "Гюльшан-и раз"("Цветник тайн") , начиная
с XIV в. по
настоящее время привлекает внимание читателей , философов , иследователей как
на Востоке , так и на Западе . Она неоднократно переиздавалась на многих языках
мира . Другой его труд "Саадат-наме"("Книга счастья") также
написан в стихах . А его произведения "Непреложная истина в познании
господа миров" и "Зеркало искателей истин" написаны в обычной
форме - прозой .
Говоря о том
, что единое бытие и бог одно и тоже , Шабустари доходит до утверждения :
" все частицы мира подобны Мансуру " , т.е. каждая из них - бог . При
этом высказывает он очень интересную и важную диалектическую идею : "
Бытие внешне во множественности , но оно едино внутренне " (М.Шабустари
"Гюльшан-и раз" Баку-1977 , стр.77) ; " Мир - это дело
относительное . Подобно единице , распространённой в цифрах " ( Там же
стр.34 ) . Вот ещё другое важное диалектическое положение : " Все вещи
появляются через противоречия " ( Там же стр.40 ) . Эту мысль философ
развивает дальше и глубже : " Смотри , всё в мире смешано друг с другом :
Ангел с демоном , сатана с Архангелом " ( Там же стр.44 ) . Представляет
так большой интерес идеи философа о всеобщей закономерной связи и эволюции
движения развития предметов и явлений действительности , с нахождением всего во
всём :
" Всё кружится , но ни одна частица из них ,
Не выходит за пределы возможного .
Определённость
сковывала каждого из них ,
Частностью своей от всеобщего зависимы ...
Всё в движении и вечно в покое -
Ни начала возникновения , ни конца " (Там же стр.44-45) .
Указывая же
на отражение всего во всём , философ утвеждает :
" На крылышке комара - место всему .
В точке глаза - весь небосвод .
В такое маленькое зернышко - сердце
Помещается создатель двух миров .
В нём оба мира совмещались ,
То оно превращается в иблис , то - в адам " (Там же) .
А касательно
теории познания на вопрос : " от собственной мысли я в изумлении , что
представляет собой мышление ? " М.Шабустари отвечает в частности так :
" Представление , которое существует для обдумывания ,
У людей разума порождает мышление .
От обдумывания известных представлений
Непознанное становится познанным ...
Условием хорошей мысли является абстракция ,
А затем - проблеск сияния подтверждения " (Там же с.39).
И продолжает
далее :
" Иди , подобно Халилу , ищи истину ,
Ночь
преврати в день , день в ночь ...
Истина даст тебе всё , что тебе захочется ,
Покажет тебе все вещи какими они есть " (Т.ж.с.46-47) .
Отсюда
явствует , что автор данных стихов прекрасно разбирается также в сложных
вопросах гносеологии , в взаимосвязи чувственной и логической ступеней
познания , учения об истине .
Очень
интересны , созвучны с современностью и актуальны , особенно для нашей страны ,
обращения М.Шабустари , вытекающие как-то из пантеистического его учения и
призывающие к смелым активным действиям :
"
Делай если теперь ты можешь сделать ,
Если
не можешь , тогда какая польза от того что ты знаешь ...
Мир
принадлежит тебе , а ты беспомощный ,
Нет
больше тебя , терпящего лишений .
Подобно узникам сидиш в одном помещении ,
Своею беспомощностью связал свои ноги ...
Храбрецы мира потоплены в крови ,
А ты
, укрывший голову , не ступаешь ногой наружу " (Т.ж.с.46) .
Высоко
оценивая пантеистическое учение Махмуда Шабустари ( и некоторых других
мыслителей ) , Мирза Фатали Ахундов соглашается с его идеями о том , что "
вся вселенная есть одно существо , могущественное , совершенное , всеобъемлющее
, проявляющееся во множестве , в бесчисленном разнообразии , без воли под
своими законами , то есть под своими условиями " ( М.Ф.Ахундов
"Избранные философские произведения" Баку-1982 , стр.83 ) .
В заключение
следует подчеркнуть , что пантеистическое учение Махмуда Шабустари включает в
себя весомое материалистическое содержание , проявляющееся также в том , что
философ-поэт выдвигает идею об эволюции неорганического мира в органический , о
естественном происхождении человека из животных путём длительного развития ,
где имеется много промежуточных звеньев . Среди них самым близким к человеку
является обезьяна , у которой все органы тела похожы на человеческие .
ИМАМЕДДИН
НАСИМИ (настоящее имя Сейид Али) - выдающийся поэт , основоположник
азербайджанской классической поэзии , крупный философ-пантеист . Родился он в
Шемахе в 1369 году . Здесь же получил образование , глубоко овладел философией
, религией , их историей , светскими науками , а также основами литературного
творчества . И , разумеется , данное блестящее образование органически
сочеталось у него с совершенным овладением языками , наряду с родным ,
фарсидским и арабским , настолько , что на этих трёх языках он смог сочинять
прекрасные стихи .
Всречающиеся
в произведениях Насими имена таких мыслителей , как Пифагор , Платон ,
Аристотель ,Халладж Мансур Гусейни , Ибн Сина , Айналкузат Миянеджи ,
Шихабаддин Сухраварди , Махмуд Шабустари , Фазлуллах Наими и т.д., дают
основание полагать , что их учения были известны Насими и оказали то или иное
воздействие на формирование его мировозрения . Однако из них больше всех и
существенно повлияли суфий Халладж , Шабустари и Наими - основатель хуруфизма (
араб. "хуруф" - буквы ) . Первый из них , как мы уже знаем , в Х веке
за то , что провозгласил себя богом был повешен в Багдаде . Насими как продолжатель
суфийских идей Халладжа свои первые стихи писал под псевдонимом
"Гусейни" в честь имени казнённого мыслителя . Насими очень близко к
сердцу принял призывы Шабустари , обращенные к человеку : " мир
пренадлежит тебе , потому ты должен не укрываться , а приступить к решительным
действиям , не взирая даже на то , что ' храбрецы мира потоплены в крови '" . И
стал Насими одним из таких , притом великих героев . А воздействие на него
учения и личности Наими было так существенно и значительно , что он принял
новый псевдоним "Насими" , созвучный с именем этого своего учителя ,
ставший постоянным , историческим .
Фазлуллах
Наими , родом из Тебриза , крупный азербайджанский поэт и философ . Своё
философское и социально-политическое учение изложил он в произведениях "Джавидан-намэ"("Книга
о вечности") , "Аршнамэ"("Книга о троне") ,
"Махаббат-намэ"("Книга о любви") . По учению Наими , 28
букв арабского и 32 - фарсидского алфавита являются символами тайн вселенной .
Из них образуются слова , речи , книги , а также им соответствующие вещи , лик
и тело человека . Имеют место в данном учении и проявления
элементо-пифагореизма , неоплатонизма , исмаилизма в виде мистики слов ,
геометрических линий , форм . За распространение идей хуруфизма и острую
критику властителей , всех угнетателей Наими и его последователи подвергались
жестоким преследованиям со стороны Эмира Тимура . Именно по указанию последнего
сыном его Мираншахом , Наими был арестован и казнён в Нахичеване в крепости
Элиндже (1393 , 94 г.) .
Итак ,
творчески осознавая также философские и социально-политические учения многих
других знаменитых мыслителей прошлого и своего времени , Насими в
многочисленных глубокосодержательных и высокохудожественных стихотворениях
создавал своеобразное и интересное пантеистическое учение , разумеется в
несистематизированном виде . При этом его больше всего занимали вопросы
гносеологии и человеческого существования. Вот , как это выглядит в одном
стихотворении :
"
Знаешь , где своё начало весь наш мир берёт ?
Человеческий откуда происходит род ?...
И
откуда происходит вер различных ряд ,
Убеждений , мнений разных - кто лишь их сочтёт ?
Почему
один всё время знает лишь печаль .
А
другой , не зная горя , в радости живёт ?
Насими
, скажи всем , что ты ведаешь о том ,
Почему
тому достаток , а тому - лишь гнёт , "
( Имамеддин Насими "Избранная
лирика" . В двух томах .
Баку-1973 , Т-2 , стр.57 ) .
Центральное
место в мировозрении Насими занимает идея тождества Бога со всей вселенной , во
всех вещественных и людских представителях которой Бог непременно присутствует
и действует . И каждый такой представитель если обладал бы способностью
познания и речью , мог бы от имени всей вселенной заявить : Я - все Я -
истина Я - Бог . Или сама необъятная вселенная говорит всё это устами
выдающегося .
Страницы: 1, 2
|