рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Сущность и значение философии

Сущность и значение философии

РЕФЕРАТ

по курсу "Философия"

по теме: "Сущность и значение философии"


1. Специфика и структура философского знания


С тех пор как существует человечество, люди постоянно задаются вопросом: что значит быть человеком и каким должно быть его отношение к окружающему миру?

Поиски ответов на этот вопрос всегда были главным предметом философских размышлений. Именно на этой почве и сформировались философские учения в первом тысячелетии до н.э. почти одновременно в странах Востока (Китай, Индия) и Средиземноморья (Греция).

Значимость этого вопроса, его наполненность смыслом не оставались неизменными.

В наше время этот вопрос встает с еще большей остротой, чем в период становления цивилизации. Это не значит, что он не получал на протяжении всей истории должного ответа. Каждое поколение находило для него свое решение, которое давало достаточно прочную основу для жизни и деятельности людей. Однако, будучи решенным для одного периода, этот вопрос вновь и вновь вставал перед человечеством, причем всякий раз в новом свете. Активное воздействие человека на природу, окружающую среду постоянно росло. Сейчас это влияние усилилось (и качественно изменилось) настолько, что судьба всех имеющихся форм жизни на Земле и даже существование самой планеты зависят оттого, что и как делает человек.

В то же время можно сказать, что никогда судьба человека не зависела в такой степени от его отношения ко всему живому (и неживому) на Земле. Нарушая экологическое равновесие и неуклонно сокращая жизненные ресурсы планеты, человечество может прийти к самоуничтожению.

Точные науки и основанная на них техника достигли поистине гигантских успехов, а науки о человеке, его морали, культуре, науке, общественной жизни катастрофически отстают в своем развитии, во всяком случае, не могут конкурировать своими успехами с естественными.

Разгадав множество тайн, научившись предугадывать многие события, создав орудия колоссального могущества, человек взял на себя невиданную ранее ответственность за то, что происходит на планете. Однако он не осознает и части этой ответственности. Власть без мудрости делает его иногда современным варваром, обладающим громадной силой, но не имеющим ясного представления о том, как применить се.

Сейчас человеку, как никогда ранее, требуются качества, о необходимости которых говорили еще древние, — мудрость и любовь к мудрости. И вновь, как это бывало не раз в истории, человечество обращает свой взор к философии, причем не в поисках того "философского камня", с помощью которого из меди, как полагали алхимики, можно получать золото. А именно к человеческому качеству, такому, как мудрость.

Вновь, теперь уже в начале XXI в., посрамлены скептики, не верящие в значимость философии, пренебрегающие ею под тем или иным предлогом. Правда, драматизм ситуации заставляет сейчас говорить о роли философии уже в не столь возвышенном стиле. Речь идет чаще не о мудрости (это дар избранных, и дан он далеко не всем), а скорее о разумности человека. Но при чем тут, спросите вы, философия?

Само название "философия" произошло от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость. Смысл этого слова, разумеется, не оставался неизменным. Пифагор - древнегреческий математики мыслитель, считал философию поиском истины; софисты позднее рассматривали ее как умение доказывать то, что нужно в данный момент, независимо оттого — истинно это или нет. Платон считал мудростью открытие "вечных истин". Аристотель определял философию как постижение всеобщего, знание первоначал, причин и целей. По мере роста знания и отпочкования отдельных наук философия вобрала в себя такое обобщенное знание, которое, с одной стороны, охватывало так или иначе весь мир, с другой — сохраняло способность к проникновению в самые глубокие тайны мироздания и суть самого человека.

В наше время роль философии представляется более буднично, но тем более значительно. Речь скорее идет о качествах человеческого разума, о разумности человека. Настало время "венцу природы" оправдать свое биологическое название Homo sapiens — человек разумный. Ибо испытанию подвергается даже способность его к исполнению своего природного предназначения, к подтверждению своего видового отличия от животных.

Итак, возникает вопрос: почему в размышлениях о том, как разумный человек должен относиться к окружающему его миру, вновь обращаются к философии, а не к естествознанию или другим частным наукам? В каком смысле именно философия может указать современному человеку путь к разуму?

Прежде всего нужно ответить на вопрос: что же такое разум в современном понимании этого слова? Казалось бы, это понятно каждому, если человек от природы разумен. Но... Здесь и далее придется привыкать или по крайней мере не удивляться тому, что совершенно очевидные на первый взгляд истины при внимательном их рассмотрении оказываются далеко не бесспорными, а нечто кажущееся парадоксальным, иногда даже абсурдным, признается новаторским.

Ответ на поставленный вопрос, который напрашивается сам собой: разум — это знание, именно знание, способность к познанию и самосознанию — главное, что отличает человека от любого другого живого существа. Следовательно, философия должна быть системой знаний? Да, конечно. Но это только частичный ответ, поскольку далее нужно уяснить, что философия дает знания особого рода. Физика изучает структуру физических тел, микрочастиц, природу различного рода силовых полей, взаимодействие между ними; биологию интересуют строение и свойства живых организмов; астрономия проникает в тайны космических образований - звезд, планетных систем, галактик, всей видимой части вселенной; экономика — основы общественной жизни; юриспруденция - действующие в обществе правовые нормы взаимоотношений между людьми и т.д. Каждый год, без преувеличения, знаменует собой рождение новой науки или научного направления. Что же остается на долю философии? Прежде всего -роль первопроходца по девственным просторам окружающего нас мира. Первый след знания в любой области природных, социальных, психологических и других явлений оставляет философия. Именно она указывает, как правило, направление движения человеческой мысли и эксперимента в неизведанное. Более того, она намечает контуры будущей трассы, очертания новой сферы научного познания. Какие же особенности философии дают ей это право — быть первопроходцем?

В первую очередь это — универсальность ее категорий и принципов. Философия выявляет и изучает наиболее общие свойства предметов реального мира и столь же общие закономерности их развития. Да, есть свойства, присущие всем или очень широкому кругу предметов и явлений действительности, свойства, которые не являются объектами специального изучения, предметами, как говорят в этой связи, частных наук. Заметим, это вовсе не означает, что данные свойства вообще не затрагиваются физикой, математикой, биологией и т.д. Физика изучает соотношение части и целого в структуре материальных тел, биология выясняет взаимосвязь изменчивости и устойчивости применительно к новым организмам, экономика — структуру производства и отношений между людьми в процессе производства и т.д. В философии же речь идет об общих проявлениях этих свойств в отличие от их частных видов и форм. Мы назовем лишь некоторые из таких свойств, оговариваясь сразу, что это далеко не полный и не окончательный их "список". Какие же свойства интересуют философию в первую очередь и практически постоянно на протяжении всей ее истории?

Это материальное и идеальное, объективное и субъективное, необходимое и случайное, единичное и общее, пространство и время, качество и количество, изменение и сохранение, истина и заблуждение, свобода и подчинение, равенство и неравенство, справедливость и несправедливость, добро и зло, прекрасное и безобразное и т.д. Эта система категорий позволяет любому человеку, независимо от его положения в обществе и индивидуального отношения к окружающей его действительности, уровня научной подготовки и даже образования, религиозных и иных предпочтений, анализировать мир в самых его общих чертах с учетом наиболее важных для жизни процессов и тенденций.

Конечно, дело не только в анализе окружающей действительности, т.е. в существенных и глубоких различениях наиболее важных сторон и свойств действительности, но и в необходимости их последующего синтеза. Такая необходимость вытекает из не менее важного обстоятельства: стороны и свойства взаимосвязаны в действительности. Связи и отношения между ними носят тоже весьма сложный и своеобразный характер. В учебнике предполагается "шаг за шагом" раскрыть суть по крайней мере самых важных отношений и связей между ними.

Универсальность философских категорий, возможность и необходимость их применения к широкому кругу явлений или даже во всех областях действительности — в изучении природы, общества и человеческого мышления — делают их очень абстрактными, казалось бы, очень оторванными от реальности. С одной стороны, эта особенность философских категорий сама по себе зарождает сомнение в их практической и научной значимости. С другой стороны, все мы хорошо понимаем, что даже в повседневном обиходе невозможно обойтись без таких категорий, как "объективное", "необходимое", "возможное", "справедливое" и т.д. Мы пользуемся ими ежедневно, не задумываясь глубоко над их смыслом. И, как правило, вполне успешно. Почему? Да потому, что многовековой опыт, сконцентрированный в них, и даже обычный жизненный опыт каждого человека успели сделать эти категории надежным средством познания и организации его деятельности. И мы начинаем размышлять о значении этих универсальных категорий только тогда, когда наш собственный опыт или научные исследования обнаруживают несоответствие старого их понимания и новых фактов. Однако поскольку речь идет о столь фундаментальных категориях, подобные противоречия обнаруживаются отнюдь не часто, а по мере накопления нового научного материала, общественно-исторического опыта.

Происходит ли эта актуализация философских категорий с периодичностью в 5, или 10, или 25 лет? Это сложный вопрос и довольно конкретный, требующий специального анализа содержания каждой в отдельности категории. Ясно, однако, что ни одно поколение не миновала крутая ломка понятий и принципов, даже "самых что ни на есть" универсальных. В этом плане наше время не самое спокойное и благополучное и не самое удобное для мещанских надежд на то, что "может все и обойдется" без переоценки ценностей и перетряски старого интеллектуального багажа.

Нет, мы живем в такое время, когда противоречия между новой действительностью и старыми философскими канонами обострилось до предела. А это означает, что нам без философии не обойтись. Вопрос только в том, какая она будет и какая должна быть. Здесь нужно обратить внимание еще на одну загадочную особенность философии как системы знания — антиномичность, проявляющуюся, в частности, в альтернативности основных ее категорий.

То есть объективное невозможно определить иначе, как сопоставляя его с субъективным, необходимость раскрывается только в противостоянии случайности. Возможное — это не то, что действительное, доброе есть не что иное, как антипод злого, и т.д. Мы живем в мире противоположностей, и другого не дано. Этот факт известен со времен Гераклита, и если мы сейчас обращаем на него столь серьезное внимание, то только потому, что до сих пор не научились адекватно выражать противоречивость окружающего нас мира в понятиях и часто тешим себя надеждой, что со всеми этими противоречиями можно покончить раз и навсегда. Оказывается, однако, избавляться от них не нужно, следует научиться жить в этом противоречивом и полном странностями мире, пользуясь на первый взгляд столь абстрактными философскими категориями, которые прекрасно приспособлены для этого опытом и мудростью многих поколений, живших до нас.

Именно в таком противоречивом виде окружающая нас действительность и должна отражаться в философских категориях. Если же в силу тех или иных причин мы не можем представить ее в виде альтернативных категорий, можно быть уверенным только водном — наше знание пока нельзя считать достаточно адекватным, т.е. в полной мере истинным. Это означает также, что процесс познания должен быть продолжен до выявления ключевых, противоречивых сторон исследуемого предмета.

Итак, альтернативность или антиномичность — специфическая форма не только конкретности философского знания, но и его своеобразной точности, ибо "момент истины" в нем наступает не иначе как при сопоставлении одной стороны с другой, противоположной, при превращении одной в другую.

Казалось бы, такой подход дает оправдание полному произволу или, как говорят, релятивизму. В не столь давние времена безоговорочного предпочтения диалектического материализма опубликовать подобные рассуждения можно было бы разве что в "самиздате", хотя такая точка зрения не только не отходит от диалектики, а, напротив, вполне соответствует ее духу. С одной существенной поправкой — такую диалектику уже едва ли можно назвать полностью материалистической. Правда, идеалистической ее также не назовешь. Это означает лишь что нужна диалектика более высокого порядка, признающая возможность различных и даже противоположных философских позиций. Наше время даже требует такой философии, которая вырастала бы из свободомыслия и сама стимулировала свободомыслие. Принимаемый с "открытым забралом" принцип антиномичности философского знания дает право выбора ученому, политику, любому мыслящему человеку той или иной оппонирующей точки зрения или системы ценностей.

Здесь мы подошли к вопросу о другой особенности философии, а именно к вопросу о ее ценностной составляющей. Это означает, что философия как система определенных знаний о наиболее общих законах обустройства мира дает возможность оценивать отдельные явления, события и процессы с точки зрения выработанной ею системы ценностей. В этом состоит аксиологическая ее функция, или, можно сказать, миссия.

Философия, если она нацелена действительно на любовь к мудрости или, во всяком случае, на служение разуму, однозначно определяет высшую ценность как сохранение земной цивилизации, сбережение жизни каждого человека, ибо она уникальна и неповторима. В самой сути философии заложен гуманизм. Всякая иная философия, проповедующая антигуманистические идеи или систему ценностей, обречена на провал.

Конечно, в обществе, в котором мы живем, есть богатство и бедность, справедливость и несправедливость, правда и ложь, трудолюбие и леность, свобода и тюрьмы, любовь и ненависть и т.д. Все это, как ни странно, принадлежит системе ценностей. И от того, что одни мы увенчаем знаком "плюс", а другие заклеймим знаком "минус", суть дела не изменится — их соотношение остается одной из важных проблем философии. На этой почве формируется целая отрасль знаний, называемая аксиологией. Именно философия способна со всем своим категориальным аппаратом формировать систему ценностей, а стало быть, и шкалу оценок действий и поступков человека с точки зрения их соответствия зову времени.

Выступая в качестве опоры философского знания, опыт, практическая деятельность людей, труд также вливаются в систему ценностей, создают вектор активного отношения к действительности. Причем одна стрела этого вектора направлена на преобразование действительности, а другая — на сохранение человеческой цивилизации во всем ее многоцветий. Философия, базирующаяся на опыте, практической деятельности человека, совокупности научного знания и убеждений, создающая определенную систему ценностей, формирует то, что называется мировоззрением. В каждую историческую эпоху усилиями всех своих направлений и школ вырабатывает она эту важнейшую духовную доминанту человека.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.