рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Сущность и значение философии

Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, лежащих в основе общих представлений о мире, месте человека в нем, о жизненных позициях, программах деятельности, нормах поведения в обществе. В трудные минуты жизни, обратившись к сокровищнице философской мысли, вы всегда найдете в ней потенциал для возвращения жизненного тонуса, утраченного смысла, потерянных целей и надежд.

Однако в изучении философии не настраивайтесь на легкое интеллектуальное развлечение. Философия - это труднейший мыслительный материал. Вопреки расхожему мнению, в ней нет не только проторенных дорог, но и сияющих вершин, достигнув которых можно было бы "почивать на лаврах".

Рассмотрев специфику философии как системы предельно общих категорий и принципов, обратим внимание на то, что в структуре самой философии довольно отчетливо можно выявить несколько присущих только ей уровней познания действительности:

феноменологический;

онтологический;

гносеологический;

методологический;

          социокультурный.

Нумерация их исключена, ибо каждый уровень выходит то на первое место, то на второе, то на последнее в зависимости от конкретно поставленных задач. Феноменологический — это уровень рассмотрения предметов и явлений так, как они даны непосредственно, в целом, в предельно общих чертах и главное — без учета различия между объектом и субъектом. Это могут быть и явления природы, исследуемые сточки зрения их внешней формы и отдельных свойств; это могут быть и явления сознания так, как они даны наблюдающему их исследователю и представленные в описании в их нерасчлененном виде, и не отделенные от физиологических или нейрофизиологических процессов и т.п. Это могут быть и социальные явления, например, бытие, рассматриваемое как реальная жизнь человека, его эмоции, воля, потребности, не выделенные из обычной социально-экономической среды.

Гносеологический уровень подразумевает анализ предметов и явлений действительности, прежде всего в плане различения объективного, т.е. того, что не зависит от сознания, и субъективного, что так или иначе зависит от деятельности человека. Разумеется, на гносеологическом уровне исследуются и другие аспекты действительности, например вопросы истины, методов познания и т.д.

Особый уровень философского исследования представляет онтологический подход, предполагающий обобщение результатов гносеологического анализа, объективного содержания знаний, полученных в опыте, науке, практике, общественной жизни, во всех сферах духовной деятельности человека.

Важно обратить внимание также на особенности методологического уровня философского познания. На этом уровне философия выступает, грубо говоря, как "средство", могущее быть использованным во всяком практическом или теоретическом освоении действительности. Признаемся здесь в известном упрощении роли философии, говоря о ней как о "средстве" познания и деятельности. В этом плане сравнение с любыми инструментами, даже со скальпелем или лазерным лучом, было бы упрощением, поскольку речь идет о тонком и гибком мыслительном аппарате, выработанном тысячелетиями. Этот уровень философского знания раскрывает философию как методологию научного познания и практической деятельности человека. Поскольку всякий учебник требует дефиниций, рискнем ее сформулировать, предупредив еще раз об опасности всяких упрощений.

Философская методология — система сформулированных ею принципов и законов в их применении к изучению предметов и явлений действительности в процессе научного анализа или практической деятельности. Учитывая универсальный характер философского знания, нужно иметь в виду следующие два момента: во-первых, это применение возможно и даже необходимо во всех областях познания, духовной деятельности, практики; во-вторых, их применение всегда должно быть опосредовано теми специфическими дополнениями, которых требуют контекст частного научного исследования и специфика каждой сферы практической деятельности. Философии чуждо "навязывание" общих положений всякому частнонаучному исследованию или практической деятельности без специального изучения конкретного материала специальными же средствами. Наглядный отрицательный пример — использование материалистической диалектики небезызвестным Т.Д. Лысенко в решении вопросов севооборота.

Социокультурный уровень философского понимания действительности - такая ступень ее теоретического и практического освоения, на которой принимаются в расчет и специально анализируются роль исторического, социально-экономического, ценностного, культурного факторов общественного развития, их влияние на содержание философского знания. В зависимости оттого, какие факторы и каким образом учитываются в рассмотрении предмета, во многом зависит трактовка тех или иных категорий и принципов. Ведь из этого следуют далеко идущие выводы и широко охватывающие обобщения. Почему в тот или иной исторический период, в той или иной социально-политической обстановке решение вопроса, например, о соотношении материи и сознания, случайности и необходимости, истине и заблуждении, добре и зле, справедливости и несправедливости, имеющие, казалось бы всеобщий, вечный, общечеловеческий смысл, решаются по-разному и даже в полярно противоположных направлениях? Ответ: есть мощные, хотя подчас не явно выраженные или сознательно завуалированные (под действием этих же факторов) механизмы "поляризации" философского знания. Именно "силовым" действиям отношений, складывающихся в обществе в тот или иной исторический момент, или воздействиям культурных запросов и традиций, сложившейся системы ценностей мы обязаны колоссальными расхождениями философских направлений в разные исторические эпохи, на разных континентах и в разных странах.

Структуру философского знания, кроме уровней анализа, определяют также разделы, формирующиеся по мере роста массы добытого знания, выделения различных направлений исследования, а также сообразно изучаемым предметным областям. При всей своей универсальной значимости философские положения характеризуют, например, природу и общественное бытие; процессы познания; закономерности развития материальных и духовных процессов и т.д. Здесь ограничимся лишь простым перечислением этих основных разделов, учитывая, что их детальное рассмотрение будет дано в последующих главах учебника.

Характеризуя современное состояние философского знания, мы выделяем следующие его основные разделы.

Онтология, в которой обобщаются, как правило, результаты научных знаний, исторического опыта, практики на основе выявления объективного содержания эмпирического и теоретического знания. Онтология не ограничивается при этом простым обобщением. На основе предпринятых генерализаций она устанавливает также связь между предельно общими свойствами и сторонами материальных процессов.

Высшая задача, которую ставит перед собой онтология, — создание целостной картины мира, определение места и роли человека в этом мире.

Выделяется также учение о развитии как особая часть онтологии, в которой рассматриваются предметы и явления действительности не только с точки зрения их всеобщих свойств и формирования картины мира, но сточки зрения их видоизменения, перехода от одного качественного состояния к другому, появления нового и исчезновения старого и т.д.

Учение об универсальной взаимосвязи предметов и явлений включает рассмотрение вопросов соотношения причин и следствий, единства части и целого, необходимого и случайного, системы, структуры и ее элементов и т.д.

Гносеология, или теория познания, включает в себя представления о формировании нашего знания, начиная с его простейших форм и кончая теориями и прогнозами, рассматривает вопросы об источниках, средствах, методах, целях, уровнях и формах познания. Одна из ключевых проблем теории познания — это истина, методы и способы ее проверки, включая практику как основной критерий истины.

Философская антропология получила свою вторую жизнь после долгих лет забвения и сознательной нивелировки, объясняющейся невниманием к проблемам человека как индивидуума, к его личным свойствам и качествам, имеющим между тем универсальную значимость для развития цивилизации и высшую ценность для науки, политики, экономики, духовной жизни. В позитивном плане философская антропология с более или менее определившимся предметом и научным (философским) статусом изучает вопросы взаимосвязи человека и природы, а в этой связи и природу самого человека как природного и одновременно социального существа. Ее предметом являются и процессы интерсубъективного общения, межличностных отношений и т.д.

Социальная философия ввиду непосредственной ее привязанности к реальной общественной, экономической и политической жизни развивалась в течение XX в., пожалуй, особенно интенсивно. Однако результаты ее роста выражались, к сожалению, в резко выраженном противостоянии различных философских школ. Тот самый социально-культурный контекст для нее был не просто внешним фоном, а, скорее, ареной столкновения разных политических идеологий. Тем не менее она имела и продолжает сохранять свой основной предмет как совокупность проблем, затрагивающих все общество в целом, историю и перспективы его развития. Это проблемы места человека в обществе, его социальной структуры, отношений между людьми в процессе производства, обмена деятельностью, потребления, проблемы политического устройства общества и управления им, а также его духовной жизни.

К области социальной философии большинство авторов относят в настоящее время и глобалистику — исследование проблем общемирового развития, затрагивающих судьбу всей человеческой цивилизации.

Есть предметы и процессы, которые, строго говоря, не являются всеобщими, т.е. охватывающими и природу, и общество, и человеческое мышление. Они относятся не ко всему миру в целом, а к большим классам явлений, в пределах которых их свойства универсальны, хотя и не имеют статуса "предельно общих". Это отношения в обществе, закономерности процессов познания, культуры, языка и т.п. Решение этих проблем непосредственно связано с общемировоззренческими и методологическими позициями. Вместе с тем без их исследования в философском плане, с онтологической, гносеологической точек зрения немыслимо определить социально-культурный контекст в подходе к основным мировоззренческим вопросам.

На этой почве возникают различные направления развития философской мысли, образующие достаточно самостоятельные философские дисциплины, которые в будущем (не будем исключать такой возможности) станут такими же самоопределившимися "территориями", как физика, математика, экономика и т.д. Сейчас они развиваются под действием двух векторов: оставаясь в рамках философского знания, становятся все более самодостаточными. Речь идет о таких "отраслях" философского знания, как:

этика;

эстетика;

логика;

философия науки и техники;

философия истории;

философия права;

философия религии;

глобалистика (философия глобальных проблем) и т.д.


2. Философия, наука, религия


Философия родилась из нескольких истоков: практического опыта, непосредственного восприятия общественной жизни, мифологических и религиозных воззрений и элементов научного знания. Вырастая из них, она сама дала стимул развитию опытного естествознания, математики и медицины. Эта система взаимоотношений философии с другими сферами человеческой культуры рождает сама по себе множество проблем. Со времени своего возникновения философия неоднократно меняла свое амплуа: из кладезя мудрости превращалась и в "служанку богословия" в эпоху Средневековья, и в "науку наук" (в системе Гегеля), и в науку революционного преобразования общества в марксизме. В некоторых направлениях развития она ограничивалась рамками логики науки, лингвистического анализа и т.п. Нелегкая судьба сложилась у философии в России в период советской власти, когда ей предписывалась роль единственно правильной теории познания, основы научного коммунизма и воинствующего атеизма. Претензии на исключительную достоверность и абсолютную надежность марксистско-ленинской философии наделе стали главной причиной догматизма в самой философии и стагнации духовной жизни общества "развитого социализма".

В нашей философской литературе вплоть до последнего времени, а порой и сейчас, отстаивается научный статус философии. Заметим, что два оборота речи: "философия — это наука" и "научная философия" — имеют существенное различие, на котором ниже мы остановимся более подробно. Здесь же речь пойдет о философии именно как науке в полном смысле этого слова. Причины и истоки такой квалификации в марксистской философии были вполне прозрачными. Идея разрушения капитализма и построения нового общества всеобщего равенства и справедливости — коммунизма должна была иметь основание и оправдание в подлинно научной и научно-доказательной теории. Отсюда проистекало стремление классиков марксизма и их последователей во что бы то ни стало отстоять научный характер не только социальной и экономической теории, но и ее философской платформы. Классики были убеждены, что придают ей значение науки уже тем, что руководствуются последовательно материалистической точкой зрения и обогащают ее диалектическим методом исследования. Считалось, что для научности философии это необходимо и достаточно. Сейчас мы не будем вникать в детали подобных аргументов; сделаем это, когда изложим суть материализма и диалектики и их реальное значение для философии и науки.

Напомним, что традиция, отстаивающая философию как науку, в разной форме имела свои корни и в истории философии. Так, Аристотель (IV в. до н.э.) рассматривал философию как "науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления". Гегель уже в XIX в. называл ее не иначе как "наукой наук". Однако, не вдаваясь в историю вопроса, суммируем здесь соображения многих современных авторов. Философия представляет собой научную систему знания, поскольку:

имеет с наукой единые исторические корни;

стремится построить единую систему знания, основанную на анализе и синтезе имеющегося научного материала;

формирует свои принципы, постулаты и разработанный категориальный аппарат;

выполняет познавательную, прогностическую, логическую и методологическую функции;

решает реальные жизненные, нравственные, социальные и глобальные проблемы.

Существуют и позиции, отказывающие полностью или частично философии в статусе научности. Основные их аргументы таковы:

выводы философии всегда гипотетичны, а в науке главная ценность — это определенность, однозначность;

философия субъективна, так как каждый философ выражает только свое мнение, своим собственным языком. Откровенно и весьма категорично высказывал такую позицию М. Мамардашвили на заре перестройки: "...Философия,— писал он,— как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя, имеющего такую-то фамилию, имя, отчество, послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовное пережить... Короче говоря, философия — это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта". Философия преподносится, таким образом, как некая форма эзотерического знания, передаваемая от одного индивида к другому и понятная только в личном общении.

Полученные философией результаты нельзя подтвердить опытом (верифицировать), равно как невозможно и опровергнуть (фальсифицировать), по причине их неконкретности, абстрактности. Философия оперирует ненаучным языком, категории философии неопределенны, многозначны, разные философы вкладывают в них разный смысл и т.д. Философия включает в свой предмет культуру, а стало быть, смыкается с религией. С подобных позиций в XX в. выступали, в частности, логические позитивисты, такие, как М. Шлик, Р. Карнап, утверждая, что философия не является наукой потому, что она никогда не имела своего предмета. Она занимается, по их мнению, надуманными или неразрешимыми псевдопроблемами, вроде основного вопроса философии, закономерностей развития мира и т.п.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.