p> Язык так же древен, как и сознание. Биологической предпосылкой
существования человеческой речи послужили мимико-жестикулярные и звуковые
средства взаимного общения высших животных. Развитие труда по необходимости
способствовало тесному сплочению членов общества. У людей явилась
потребность что-то сказать друг другу. Потребность содала орган –
соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата.
Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный:
произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами,
сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем – с
идеальными явлениями сознания. Посредством языка происходит переход от
восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования
понятиями. Язык и сознание образуют противоречивое единство.11. Сознание как диалектическое единство знания и познания. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности, в предварительном мысленном построении действий и
предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании
поведения человека. (см. вопрос 10) Способ, каким существует сознание и каким что-либо существует для него
– знание. Знания могут выступать в различных формах: донаучной, житейской,
художественной и научной на разных уровнях освоения действительноси – как
эмпирические и как теоретические. Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от
поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию.
Знание – результат процесса познания. В процессе познания выделяют субъект
и объект. Субъект – носитель материального целенаправленного действия,
связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено
действие. Познание – это специфическое взаимодействие субъекта и объекта,
конечная цель которого – истина, это разработка рецептов, алгоритмов,
моделей и программ, направленных на освоение объекта в соответсвии с
потребностями субъекта. Итак, знание – результат процесса познания. С другой стороны, субъект
осуществляет познание через призму своих знаний и представлений, ценностных
ориентаций и потребностей. Т.о., знание в свою очередь является
предпосылкой познания. Марксизм считает субъектом познания не отдельного человека, а
действующее через своих индивидуальных членов общество. Поскольку человек
включен в систему самых различных общественных отношений с другими людьми,
использует в процессе познания инструменты, приборы, включая имеющиеся в
распоряжении общества и усвоенные данным человеком знания. Теория познания (гносеология) диалектического материализма основана на
принципах: Принцип объективности: Объект познания существует вне и независимо от
субъекта познания. Принцип познаваемости: Реальность можно познать такой, какой она
есть. Дальше см. вопросы про познание: Чувственная и логическая ступени
познания, Практика как основа и цель познания.
12. Чувственный и логический уровни познания. Их взаимосвязь
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны -
чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в
познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени
эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно,
поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и
наоборот. Следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет
своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств
человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о
предметах и явлениях внешнего мира. Органы чувств - это единственный канал,
который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов
чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Органы чувств
человека - продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В
становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении
всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор
общественная практика. Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде
ощущений, восприятий и представлений. 1) Ощущение - это чувственный образ отдельных сторон предметов, процессов или явлений внешнего мира , "субъективный образ объективного мира" (Фейербах). Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, его высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта. 2) восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающий различные стороны, свойства этого объекта. 3) высшей формой чувственного отражения является представление - целостный чувственный образ непосредственно не воспринимаемых нами объектов, сохраняемое и воспроизводимое посредством памяти. В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали. На уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, как воображение - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.
Этот уровень весьма важен, так как рациональное познание в конечном счете
тоже базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Но
чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное,
индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает
информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания
о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на
явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Однако
потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным
- общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т.д.
Рациональное познание основано на процессе мышления - активного процесса
опосредованного, обобщенного и абстрагирующего отражения объективного мира
в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Основными формами мышления являются: 1) Понятие - обобщенное, логическое отражение существенные свойств, связей и отношений предметов и явлений. Понятия - это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в конечном счете связь вещей. 2) Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей. 3) Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие. Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное
отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны.
Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без
этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о
предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в
познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не
может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные
чувственные отражения.
13. Проблемы истины в философской теории познания познания.
Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо
писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно
истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция
истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие
(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое
решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля
истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание
является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат
совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины
считает истинное знание (или его логические основания) результатом
конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное
рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний.
Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным
гносеологическим тезисом диалектико-материалистиче-ской философии о том,
что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с
этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом,
воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и
независимо от человека, его сознания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее
объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний,
которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит,
поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и
познаваемости мира равнозначны. Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает
диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее
полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто
в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через
относительные истины к истине абсолютной. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое
не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она
достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть
практически недостижима. Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете,
которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть
дополнено в дальнейшем. Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к
которому нечего добавить. Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине
абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и
каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины
абсолютной, приближая к полному овладению ею. Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от
конкретных условий существования объекта. Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна
по условиям применения, относительна или абсолютна по степени приближения
субъекта к объекту.
14 Практика как основание и цель познания
Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как
материальная деятельность по преобразованию действительности. При этом
познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они
различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика -
материальную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика
имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую. Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает
как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того,
вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает
первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений,
восприятий, представлений. Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила
познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее
потребности выступают как важнейшая движущая сила познания. Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики
и ее влиянии на познание последнее обладает относительной
самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается
собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама
научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику. Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого
параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности
- и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон
исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую" науку,
нежелание работать над решением практических задач. Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в
том, что наука превращается в непосредственную производительную силу,
играет все большую роль в развитии и материально-производственной и
социальной сферы общественной жизни. Практика - основная движущая сила познания. Главным стимулом для
развития знания служат практические потребности людей. Практика та же сфера
приложения знания. Позднее знания получали из такой формы практического
взаимодействия как эксперимент. Эксперимент - форма материального
взаимодействия вещей, при котором они искусственно ставятся человеком в
определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные
свойства. 15 Практика как критерий истины В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на
критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания).
Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность.
Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких
самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный,
а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...). Коренным пороком этих критериев то, что они находятся в самом знании,
в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и
теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки
знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных
естественных процессов. Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и
историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии -
общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что
признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность
(взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует
соглашению). Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к
общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к
практицизму и практике. Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов
"действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом",
"труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась
идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Практика активная, целенаправленная чувственно-предметная
деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.
С введением практики в теорию познания было установлено, что человек
активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность
и в ходе её изменения познаёт её. В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру.
Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная
система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо
её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом
процессе. Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство
(труд), - социальная деятельность, - научный эксперимент; - техническая
деятельность; - военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную
сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации
для познания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|