рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

p> Категории есть универсальные понятия, которыми оперирует ф, их специфика в

1. они являются элементами д., фундаментальными и наиболее общими понятиями.

2. Они отражают всеобщие св-ва и отношения объективной реальности.

3. Они выступают ступенями познания мира.

Категории – это формы мысли в которых сконцентрированы и закреплены результаты практической и познавательной деятельности людей, поэтому они выступают узловыми пунктами познания.

Важные категории образующие систему познания мира:

Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

Явление – это непосредственнно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит и от строения и действия органов чувств субъекта познания.

И сущность и явление существуют объективно, и то и другое суть атрибуты объекта, но явление есть функция, зависящая от двух величин – объекта и его данности субъекту, а сущность есть собственно объективное качество объекта.

Кант поставил вопрос о том, возможно ли прорваться сквозь завесу явлений к сущности объекта. Гегель признавал возможность познания сущности.
Агностики считали мир непознаваемым.

Единство этих категорий означает единство онтологии и гносеологии, т.е. единство мира и мышления о нем. Рассматривая явления и их совокупность, человек приближается к их сущности, никогда не исчерпывая ее до конца.

Единичность есть категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность.

Общее – это единое во многом.

Всякое общее свойство имеет равное отношение к сущности сопоставляемых единичных явлений. Но общее не равно сущности, т.к. общее соотносится лишь с каким-либо одним атрибутом сущности.

Объективные идеалисты отрывают общее от единичного и превращают его в то, что предшествует единичному.

Общее привязано к единичному, т.к. оно не существует и не дано нам иначе, как через единичное.

Категория особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении.

Случайность – такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами.

Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения.

Необходимость и случайность могут быть внешними и внутренними, т.е. порожденные собственно природой объекта или стечением внешних обстоятельств.

Необходимость – это существенная черта закона. Основная цель познания – выявить закономерное.

Действительность – то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития.

Возможное – это тенденция или, вернее, пока еще скрытые тенденции развития наличной действительности.

Категория действительности вбирает в себя все возможности, т.к. последним просто негде быть как только не в действительности. При этом действительность и возможность – противоположности. Возможность чего-либо – не фактическая действительность и, быть может, ей никогда не суждено стать таковой. В зависимости от силы лежащей в них необходимости возможности могут быть перспективными, малоперспективными и формальными.

Вероятность – это мера объективной возможности, степень возможной реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности.

Вероятность какой-либо возможности есть число между 0 и 1.

Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития.

Форма – тождественный содержанию способ его выражения.

Единство формы и содержания выявляется в том, что то или иное содержание
“облачается” в определенную форму. (Жидкость в невесомости принимает форму шара. Качественно различные по своему содержанию процессы жизнедеятельности породили множество форм растений и животных). Как нечто органичуется зависит от того что организуется: форму определяет само содержание, а не какая-то внешняя сила. Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания.
Этот процесс осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании фрмы от содержания.

Д как всеобщая теория развития находит своё выражение во всеобщих принцыпах, законах, категория, взаимосвязанных между собой в определённую систему.

Функции категорий

1. Мировозренческую (к являются средствами формирования духовного мира человека)

2. гносеологическая (к выступают ступенями познания мира)

3. логическая (к представляют собой формы мышления)

4. онтологическая (к отражение действительного мира)


Вступление к следующим 3-м вопросам
Диалектический метод были разраб-ный Гегелем и предполагал рассм-ние всех процессов и явлений во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности развития., хотя этот метод встречался и до Гегеля . Первоначально термин
«диалектика» означал искусство ведения спора . Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности(учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и т. Д). Однако только Гегель придал диалектике наиболее совершенную форму.

Гегель хар-вал диалектику как движ. душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диал-кий анализ всех важнейших категорий фил. и сформировал три основных закона

18 Закон взаимопроникновения противоположностей

(из Радугина)
Закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. Для понимания этого закона следует рассмотреть категоририи:
Тождество—категория выражающая равенство объекта самому себе или неск-их объектов друг другу. Различие — это категория, выраж-ая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности
— это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга.

Противоречие—это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Противоречия, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Описание этого процесса. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обуславливают и исключают друг друга. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.
!!!Ленин переформулировал закон –закон единства и борьбы противоположностей.-развитие объективной реальности и процесс ее познания , все формы человеческой активности осуществляются путем раздвоенияединого на различное и противоположное , а взаимодействие противоположных сил характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой стороны состовляет внутренний импульс ее изменения, развития.


19 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

(из Радугина)

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Описывает механизм саморазвития. Гегель дал определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество — это внутрення определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства предмета — это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Свойство — это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.
Качество выступает как внутреннее основание всех свойств присущих данной вещи, по это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия
Возможно бесконечное количество взаимодействий. Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны Количество - это внешняя для бытия определенность, нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т. д. Качество и количество –это взаимопроникающие противоположности ( нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.)
Мера — это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Предметы и явления могут изменяться в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменным. (пример: переходы воды )

Существует,обратный процесс, выраженный этим законом, переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. . Скачок — это единство бытия и небытия, состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.

20 Закон отрицания отрицания

(из Радугина)

Третий закон диалектики — закон отрицания отрицания отражает, по
Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой.
Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов:1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.
Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с прохождением в процесса развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения —
(антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей
(синтез). Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса.
Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зернышко.
Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.

Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому»,на принципиально иной качественной основе.
Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат, «якобы к старому», и переходящую на новую более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином снятие Таким образом процесс развития характеризуется поступательным движением по спирали

21 Соотношение диалектики, общенаучных и специальных научных методов познания

(Из Диденко и Спиркина )
Метод- это способ познания и преобразования дейст-сти. Метод это путь к истине , способ организации практического и теоритическиго освоения дей-ти
, обусловленный закономерностями соответствующего объекта. Из всего разнообразия методов можно выделить те которые используются одной наукой часнонаучные, которые характеризуют ее специфическую область исследования.(Например физика- специальный метод познание физических явлений , социально-экономическия сфера –специфический системный анализ:)))) )
Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. (Например эмпирические методы научного познания: наблюдение, измерение,эксперимент)
Философия же являет собой всеобщий метод -диалектику, т.к ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Иногда полагают, что философия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Но это не верно Даже представить себе невозможно, чтобы с помощью одних только общих принципов кому-то удалось, например, смастерить стол. Этот утрированный пример позволяет наглядно показать всю абсурдность подобной мысли. Диалектика не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Здесь в конечном счете решающее слово принадлежит практике, жизни. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта; Отсюда возникает необходимость во взаимодополнительности методов, что обусловлено также и тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей. Философские методы (диалектика), будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения и развития, разумеется, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.