Средства общения все время
развиваются, в последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и
единственным средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и
больше коммуникационная связь.
Разные исторические периоды в
развитии культуры можно связать с технологией хранения и передачи информации.1)
Хранение информации в форме устного творчества, 2)письменность - редкие книги
пишутся от руки специальными писцами.3) Следующий этап - книгопечатание. Но и
книги
не долговечны.
4)Средства быстрой связи - телеграф,
телефон, радио, телевизор. Происходит процесс информатизации общества,
характеризующийся нарастанием объема информации, причем различного характера.
Средства коммун позволяют расширить
круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного окружения, служат
интеграционным средством.
5) Информатизация привела к созданию
всемирной компьютерной сети
27.
Общество и природа, их взаимодействие
Возникновение
общества. История возникнов общества не отделима от истории становления
самого человека. Являясь частью прир человек постепенно, в поцессе труда и
общения формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение
чел из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В
силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к
сообществам) Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым
требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это закреплялось естеств отбором и
передачей опыта.
Труд-
коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности.
Труд есть
процесс, совершающийся между чел и природой.Труд - это главная мат сила , кот
вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни - общества.
Прир
Среда - естественное условие жизни общества. История. Общество явл частью
природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географ Среды. Она
есть зона обитания чел и сфера прилож его сил. Географ седа - это та часть
природы, котрая составл еобходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в
процесс общ производства. Вне ее наша жизнь евозможна.
С
самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось под ее
воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат
производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит расширение
рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от
девственного состояния.
В
свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним развитие
народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на хозяйственную
специализацию стран ирайонов. Так, в усл тундры насел занимается оленеводством,
а в субтропиках - разведением цитрусовых. Естеств средой жизни общества явл
сфера всего живого - биосфера.
Помимо
всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно
меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому
качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и
разумного. Экология. - наука, изучающая закономерности
взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания
динам равновесия системы “общество-природа”.
Развитие
человечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир
ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир.
Чел,
превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы
своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство
ответственности за преобоазующее воздействие на нее. Здесь находит отражение
общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.
В настоящее время глобальность эколог проблем.
Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой -
это разумное сосуществование людей друг с другом.
28.
Социальная структура общества
В любом современном обществе
функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они
взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные,
политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру
общества.
К основным элементам социальной
структуры следует отнести классы, город-деревня, физический -умственный труд,
сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в
системе соц-экономических
отношений, а сложившимися традициями
и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ,
тинейджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы.
почти все эти группы неоднородны по
составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами.
Определяющим элементом социальной
сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей,
различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного
производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной
организации труда.
В каждом обществе наряду с классами
существуют также соц. группы,
которые по своему отношению к
собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют социальные
слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является
феодальное общество. Соц. структура совр. общества также помимо основных
классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном
интеллигенция и служащие. Мобильность - переход людей из одних соц групп в
другие . соц положение может поменяться при переезде, образовании, дети
рабочего могут стать интеллигентами, интеллигент - предпринимателем,
предприниматель - профессиональным политиком. Проблемы функц соцструктуры и
действия разл соц групп напрямую связаны с проблемами гражданского общества.
Гражданское общ - независимая от государства сфера реализации частных
потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального
равенства людей. Проблемы в соц структуре российского общества связаны с
быстрыми изменениями в условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура
общ не успевает на это реагировать.
29.
Духовная культура общества
Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры.
30.
Религия в системе духовной культуры
Религия – форма мировозр. объясн.
мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство
мифологии и религии.
Отличие заключается в том, что
мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей
Þ основной признак религии –
вера в сверхестеств.
Сущ. различные организации и
учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со
сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль
над умом людей.
Ф-я возникла как альтернатива
мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания
сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но в услов.
отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие
предположения, господствующим методом -ния их убедительности являлись логика и здравый смысл.
Для объясн. мира фил. предлог.
причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены
возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр.
инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и
называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного
теоретического мышления.
31.
Искусство в системе духовной культуры
Искусство – форма общественного
сознания.
Включает в себя: проблемы
художественной условности, особенности процесса художественного творчества;
особенности проблемы формы и содержания искусства; морфологию (классификацию)
искусства; проблемы эстетического восприятия.
К проблемам художественного
творчества относятся художественные направления в искусстве, стиль,
индивидуальная манера.
Эстетическая деятельность –
специфичный вид практически духовной (создание произведений искусства,
фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое
восприятие, эстетическое суждения) деятельности.
Эстетическое сознание –
эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности,
взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической
деятельности.
Морфология искусства (виды):
1.
художественная
литература
2.
архитектура
3.
декоративное
искусства
4.
живопись
5.
графика
6.
музыка
7.
хореография
8.
театр
9.
искусство
фотографии
10. кино
11. телевидение
12. эстрада
13. цирк.
Функции искусства:
1.
Гносеологическая
2.
Воспитательная
3.
Коммуникативная
32.
Мораль в системе духовной культуры
Проблемами морали, нравственности занимается
этика. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения,
оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само
поведение людей.
Мораль – форма самосознания,
посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего
призвания, а значит цели и смысла своего существования.
Особенностью морали является то, что она не
применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все
проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.
Мораль многофункциональна, т.е. она может
решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может
ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры.
Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.
Специфическая сущность морали проявляется в ее
функциях:
1.
регулятивная
2.
воспитательная
3.
познавательная
4.
оценочно-императивная
5.
ориентирующая
6.
мотивационная
7.
коммуникативная
8.
прогностическая.
Мораль включает в себя: нравственную
деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.
Различают 3 типа связи, существующей между
людьми, и на этой основе 3 типа нравственности:
·
первый тип связей – это
естественные природные связи, характерные для начального этапа развития
человека
·
второй тип связей – связи,
отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного
устройства.
В наиболее простой и жестокой форме эти
отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где
человек является собственностью другого человека.
В наиболее ослабленном виде эти отношения
присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого
характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых
институтов, религиозных и нравственных механизмов.
·
третий тип связей
характерен для общества, в котором процветает личная независимость и новая
форма зависимости – вещная.
33.
Цивилизационный подход к периодизации истории
Цивилизация - три трактовки:
1) цивилизация - это синоним
культуры, в марксистской философии употребляется также для обозначения
материальной культуры;
2) уровень, ступень общественного
развития, материальной и духовной культуры;
3) ступень общественного развития,
следующая за варварством
А также понятия, разработанные
философами ХХ века:
1) цивилизация - определенная ступень
в развитии культуры народов и регионов
2) ценность всех культур, носящая
общий характер для всех народов
3) конечный момент в развитии
культуры того или иного народа или региона - его "закат"
4) высокий уровень материальной
деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических
отношений и учреждений .
Однако в современной социальной
философии цивилизация - крупномасштабная социально-культурная общность людей и
народов.
Теория цивилизаций имеет множество
достоинств, помогая раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути
и особенности.
С помощью цивилизационного подхода
можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и
западной цивилизаций:
1.
по
характеру связи личности и общества
2.
по
социально-психологическим установкам человека
3.
по
характеру развития социокультурной жизни
В истории бывают такие периоды когда
роль одного человека в решении каких-то исторических проблем может быть более
значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе.
Цивилизационный подход к пониманию
исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В нем не учитывается
связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.
Этапы в развитии общества и
соответственно типы обществ:
1) традиционное общество
(докапиталистическое),
2) капиталистическое общество
(включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в
XVII - XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное об- щество,
начиная с середины XIX века),
3) постиндустриальное общество (с
60-х годов ХХ века).
Таким образом, человечество проходит
как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало
сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном -
сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация.
Пять "стадий" в развитии
общества:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|