рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалка по философии )

Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше коммуникационная связь.

Разные исторические периоды  в развитии культуры можно связать с технологией хранения и передачи информации.1) Хранение информации в форме устного творчества, 2)письменность - редкие книги пишутся от руки специальными писцами.3) Следующий этап - книгопечатание. Но и книги

не долговечны.

4)Средства быстрой связи - телеграф, телефон, радио, телевизор. Происходит процесс информатизации общества, характеризующийся  нарастанием объема информации, причем различного характера.

Средства коммун позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного окружения, служат интеграционным средством.

5) Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети


27.       Общество и природа, их взаимодействие

                        Возникновение общества. История  возникнов общества не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это закреплялось естеств отбором и передачей опыта.

                         Труд- коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности.

 Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой.Труд - это главная мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни - общества.

                        Прир Среда - естественное условие жизни общества. История. Общество явл частью природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его сил. Географ седа - это та часть природы, котрая составл еобходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша жизнь евозможна.

                        С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния.

                        В свою очередь и геогр среда  влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков.  Геогр Среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так, в усл тундры насел занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Естеств средой  жизни общества явл сфера всего живого - биосфера.

                        Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного.               Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы “общество-природа”.

                        Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир.

                        Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.

                        В настоящее время глобальность эколог проблем. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом.


28.       Социальная структура общества

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества.

К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-деревня, физический -умственный труд, сословия  (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических

отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы.

почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами.

 Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

 В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы,

которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество. Соц. структура совр. общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном  интеллигенция и служащие.  Мобильность - переход людей из одних соц групп в другие . соц положение может поменяться при переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами, интеллигент - предпринимателем, предприниматель - профессиональным политиком.  Проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую связаны  с проблемами гражданского общества. Гражданское общ - независимая от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей.  Проблемы в соц структуре российского общества связаны с быстрыми изменениями в условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура общ не успевает на это реагировать.


29.       Духовная культура общества

Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры.


30.       Религия в системе духовной культуры

Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.

Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей Þ основной признак религии – вера в сверхестеств.

Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.

Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предположения, господствующим методом  ­-ния их убедительности являлись логика и здравый смысл.

Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления.

31.       Искусство в системе духовной культуры

Искусство – форма общественного сознания.

Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.

К проблемам художественного творчества относятся художественные направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.

Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения) деятельности.

Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности.

Морфология искусства (виды):

1.         художественная литература

2.         архитектура

3.         декоративное искусства

4.         живопись

5.         графика

6.         музыка

7.         хореография

8.         театр

9.         искусство фотографии

10.       кино

11.       телевидение

12.       эстрада

13.       цирк.

Функции искусства:

1.         Гносеологическая

2.         Воспитательная

3.         Коммуникативная


32.       Мораль в системе духовной культуры

Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей.

Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.

Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.

Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

 Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:

1.         регулятивная

2.         воспитательная

3.         познавательная

4.         оценочно-императивная

5.         ориентирующая

6.         мотивационная

7.         коммуникативная

8.         прогностическая.

Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.

Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности:

·                       первый тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека

·                       второй тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства.

В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где человек является собственностью другого человека.

В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов.

·                       третий тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость и новая форма зависимости – вещная.



33.       Цивилизационный подход к периодизации истории

 


Цивилизация - три трактовки:

1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии употребляется также для обозначения материальной культуры;

2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;

3) ступень общественного развития, следующая за варварством

А также понятия, разработанные философами ХХ века:

1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и регионов

2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов

3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона - его "закат"

4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений .

Однако в современной социальной философии цивилизация - крупномасштабная социально-культурная общность людей и народов.

Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности.

 С  помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций:

1.         по характеру связи личности и общества

2.         по социально-психологическим установкам человека

3.         по характеру развития социокультурной жизни

В истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе.

Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:

1) традиционное общество (докапиталистическое),

2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),

3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).

Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация.

Пять "стадий" в развитии общества:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.