Шпаргалка по философии
1.
Основные
черты античной философии.
Анализ
античной философии, в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика
философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как
учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой.
Позднее,
с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие
осмысливается, прежде всего, как бытие человека.
На
смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропологизм.
Но все
развивается в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается
как упорядоченная система — Космос, важной составной частью которого является
человек. Все проблемы человека рассматривают-ся и решаются в органической связи
с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Данный подход можно
зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Но
наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля.
Отличит. черта ант. ф. -
формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся
рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир
как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.
До софистов гл. задача ф. -
раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл.
чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала
предм. особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. А. - уч-к Платона.
2.
Философия
Милетской школы.
Др. гр.ф (дгф) возникла в
ионийских городах зап побережья мал Азии, основ. греками. Здесь раньше
развилась раб., торговля. и выросшая на их основе культура.(связана с
культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.)
Первые учения - г. Милет 7-6
в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Задавшись вопросом откуда все
возникает и во что превращается, они искали начало происхлждения и изменения
всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и
движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.
ФАЛЕС. конец 7 начало 6
вднэ. Купец, много путешествовал. Гидроинженер.
Знаком с достиж. науки Вав и
Египта. Предсказал солн затмение в Гр. -585 гднэ. Изобрел некот. Астроном.
приборы.
Все произошло из некоего
влажного первовещества или воды . Все рождается из этого первоисточника. Земля
- плоский диск, плав. на пов. воды.
Вода и все произош из нее
вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и
янтарь могут приводить в движ. др. вещи - они имеют душу.
АНАКСИМАНДР. Первоисточник -
это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположности теплого
и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен.
Земля - цилиндр.
Все обособившееся от
беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.
АНАКСИМЕН. Время завоевания
Милета персами.
Первовещество - воздух. Все
вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это
дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. вождухом.
В 5 вднэ Милет утратил
самостоятельность (Персы) и развитие здесь фил прекратилось.
ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ.
Пифагор из Самоса 580-500гднэ. При тиране Поликрате преселился в Ю.Италию в г.
Кротон где основал полит и рел. союз представл. интересы аристократии. Сам
ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц учение о
порядке. В общ. жтзни порядок - влась аристократов.
Последов П. объединились в
союз. Боролись с демократией. В 5 вднэ этот союз был разгромлен демокр.
Отвергали матереализм
Милетцев. Основа мира не матер первоначао а числа, кот образуют космический
порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им
числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы.
Математика, геометрия, теории
архитектуры. музыки, скульптуры. Движ небесных тел подчиняется мат.
соотношениям - гармония сфер.
Пифагорейцы отрывали числа от
вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и
обожествляли их. Свящ.
монада(единица) - это мать
богов, всеобщее первоначо и основа всех прир. явлений.
Двойка - это принцип
противоположности, отрицательности в природе.
Природа образует тело
(тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон. Четверка -
образ четырех элементов прир. ИТД. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред.
числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому
утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего.
Все вещи состоят из
противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество,
правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в
друга (в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное.
Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из
взаимод. огня и воздуха.
3.
Школа
и учение Пифагора. Проблема пифагорейской философии.
ПИФАГОР (2-я пол. 6 в.- нач. 5 в. до
н. э.), др.-греч. философ, Подлинных соч. П. нет и согласно надёжной антич.
традиции никогда не существовало. О нем осталось огромное количество
разрозненных косвенных свидетельств.
Родился на Самое (ок. 570 до
н. э.), в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра и совершил
путешествие на Восток, в т. ч. в Египет и Вавилон, познакомившись с др.-вост.
математикой и астрономией и изучая негреч, религ.-культовые традиции; ок. 532
г. под давлением тирании Поликрата переселился в Кротон (Юж. Италия), где
основал религ.-филос. братство с ритуализованным уставом, взявшее власть в
Кротоне и распространившее политич. влияние по всей Юж. Италии. В результате
антипифагорейского восстания, руководимого Килоном, бежал в Метапонт, где
умер, ок. 497/496 до н. э.
П. Требовал ученикам
приписывать учителю все открытия.
Совокупность
учений от Пифагора:
Пифагорейский
союз (на юге италии) был также науч.-филос. школой (начиная с 5 в.) и политич.
партией, распространившей своё влияние на греч. полисы Юж. Италии и (частично)
Сицилии.
Их лозунг «у
друзей всё общее» сочетался с жёсткой иерархич. тенденцией, тормозившей
демократич. развитие полиса. После антипифагорейских восстаний (первое произошло
ещё при жизни Пифагора) и разгрома союза италидский центр П. переместился в
Тарент: ещё в сер. 4 в. до н. э. там существовала сильная община.
Внутр.
организация пифагорейского союза деление на «акусматиков и математиков»; со
временем «акусматики» и «математики» стали враждовать:
«акусматики»
фольклорно-религ. Традиции
«математики»
науч.-филос. Традиции.
«Акусматики»
заучивали наизусть «акусмы» («символы») - бездоказат. максимы этич. характера
(«Что самое мудрое? - Число», «Что есть острова блаженных?- Солнце и Луна»,
«Землетрясение - сходка мертвецов» и т. д.), включавшие также множество
ритуальных запретов.
«Математики» занимались «науками»- арифметикой,
геометрией, астрономией, гармоникой и филос. космологией,
И те и другие
претендовали на верность учению Пифагора, образ к-рого поэтому раздваивается
Достижения
Платона
таблица
противоположностей - 10 пар онтологич. принципов (предел- беспредельное,
нечет- чёт, одно- множество, право- лево, мужское- женское, добро- зло и т.д.).
идеализация
чисел, образующих у Платона промежуточную сферу бытия между идеями и чувств,
вещами (числа «неотделимы» от вещей);
порождение
чувств, тел через последовательность «точка- линия- плоскость- тело»,
пифагорейцы знали
только три фигуры- пирамиду, куб и додекаэдр.
4.
Античная
атомистика.
Отличит. черта ант. ф. -
формир-е нов. способа дух. самовыр-я, логич. рациональн. постиж. мира.
Хар-ся космоцентризмом
- стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как
неотъемл. часть природы.
1-й период греч. ф. наз.
натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит.
Д. призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и
пространство (пустота), бытие множественно, не едино (противоп. элеатам).
Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана
пустота. Пустота - внутри вещей, отделяя эл-ты - атомы друг от друга, так и вне
вещей, явл. их вместилищем.
Пустота позв. вещам и их
эл-там двигаться. атомы - неделимые частицы, невидимые из-за размера.
Они постиг. только умом, не
чувствами. Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во
атомов бесконечно, пустота т.ж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме,
порядку и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер.
тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину.
3 формы движ-я:
1) связ. с хаотич. перемещ.
2) вихревой поток, где
атомарн. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. В пр-се
атомарн. вихря обр. мироздание.
3) испарение предм. космоса -
запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми
частицами).
Гл. цель познания - обнаруж. подлинных причин
происх. Случайн. события - выдумка.
Д. одним из первых дал разверн.
представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем чувств. и рассудочн. стор. и опред. их
соотн. Позн. идет от чувств к разуму.
Напр., зрит. обр. появл. в
проц. отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз.
Разум - более тонкий зрит.
орган, т.е. логич. зрение. Д. не различ. матер. и идельное.
Душа - соед-е
легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов,
в Новое время она была
положена в осн. ест.-науч. карт. мира.
5.
Учение
элеатов.
ЭЛЕАТЫ. В 6-5 ввднэ центр
дух. развития перемещ. в Ю.Италию. (земледельческая область). Прбл. бытия:
бытие есть а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо.
КСЕНОФАН. 6-5 вднэ. Поэт фил.
побывал в Ю. Италии вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее,
где под еговлиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множесте
богов. (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде
лошадей). Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое
и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет есть вода и
земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение.
ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 ввднэ.
Мир - вещ. шар, в котором
нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая
мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществ. никак нельзя мыслить как
несущ., откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение.
мир не имеет частей. Он един.
Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения,
возникновения, уничтожения.
Учение П. полно ненаучных,
мифол. представлений, В центре мира - богиня-правительница (или правда и
необходимость). Она держит жребий и правит всеми неб. движениями.
ЗЕНОН. Ученик Парм. Выдвинул
ряд положений в защ. учения П.(апории) Доказывал невозможность движения
(метафизика). Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно
не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент
времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво -
невозможно).
В этих апориях впервые в
истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности.
Признавалась бескон.
делимость величин, но не призн. их составленность из беск. числа актуально
данных элементов.
6.
Философия
Гераклита.
ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530
- 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти.
Исходный пункт учения о мире
- представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего.
Все сущ. вещи возникли из
материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь.
Мир нах. в постоянном
процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь.
Причина вечного изменения -
борьба противоположностей.
Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения.
Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее
влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости.
Миром правит “логос”. (закон, необходимость) Мир есь
процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое,
Вложное в сухое и наоборот)”Нельзя дважды войти в одну реку” В челов. жизни
превращ. в противопол. есть борьба. Она “отец всего, царь всего”.
все кач. вещей
относительными. (морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб
-питательна, для людей -негодна)
Мышление предпочитает все,
что доступно чувствам зрения и слуха.
Однако,считае Г. большинство
людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за
ум.
7.
Софисты,
их роль и место в философии.
Философское двтжение эпохи
зрелых рабов. демократий.(5 - 6 вднэ)
В 5 в д н.э. на смену полит
власти аристократии и тирании во мн. городах Гр. пришла власть демокр.
Софисты (с. - мудрость) -
откр. рационалист. (ранее натуралистич.)
Гл. цель - не истина, а
умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ.
истину и утвержд., что и. субъ.
/Развитие привело к появл.
новых выборных учреждений - нар. собрания и суда, игравшего б.
борьба партий и классов своб.
населения, породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного
и полит красноречия, умеющих убеждать.
наиболее выдвинувшихся из
людей становились учителями риторики, полит знаний/
б. роль, приобрела в то
время фил., (новые мыслители учили мудрости, и связывали ее с общими вопр.
фил. и мировоззрения.)
Их стали называть “софистами”
т.е. мудрецами, учителями мудрости.
Позднее софистами стали
называться те,кто в своих речах стремился к доказ. заведомо ложной, точки
зрения.
Старшая группа: Протагор (481
– 411 днэ), Горгий, Гиппий и Продик.
Младшая группа: Ликофрон,
Алкидам и критий отрицали необходимость классов (люди рождаются свободными.)
Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей”
1) Изменичивость - гл. св-во
материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда относит.,
условно, субъ. (релятивизм).
2) Все возн. и сущ. только в
отн. к другому, ничто не сущ. само по себе.
3) всякая вещь сост. из
против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом.
/Горгий: бытие не сущ., Если бы оно
сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл. сущ. непреодол.
несовмест. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я - слова./
Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся
законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ.
добра и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то,
что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам.
Закл.: до этого гл. задача -
раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл.
чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала
предм. особого внимания (Сократ).
8.
Сократ,
его жизнь и творчество.
СОКРАТ. Афинянин
(469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот.
оказалась врагами раб. демократии.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|