рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалка по философии

С. выступал против дем. строя из-за этого народ был против него. Он был привлечен к суду и отравился.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же Аристотеля.

Для С. характерна логичность речи, ирония, Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить.

Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание)

Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо.

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслождение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент.

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Нет общтх норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Сущ. только необходимое, возможности нет.


Сократ не отрицает существующего: он признает значение общественной жизни и гос-ва, требует участия в гос. деятельности; исполнения обязанностей по отношению к богам; он проповедует справедливость как исполнение законов отечества и т.д.

9.    Онтология Платона. Учение об идеях.

Отличит. хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.

Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.

До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса

Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей.

Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир.

Творец созд. физич. мир по идеальн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ.

Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами.

Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом.

Душа явл. основой разумности для познания окр. мир.

Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их.

Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е.

а) люб. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию;

б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой;

в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага.

Знание=смысл, Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью.

Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина.

Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа:

1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд.

2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания.

В проц-се разв-я душа вспом. знания, кот. видела раньше.

Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа.

Идеальное гос-во

3 категории души людей в зав-сти от начала: разум/страсть (воля)/вожделение.(конц.идеальногоигос-ва.)

1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой.

2) Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой.

3) Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве.

Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души.

Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит.

Правитель обяз. изуч. ф.

Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры.

В трактате "Государство" Платон пишет о том, что "идеальное"  государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:

1. мудростью,

2. мужеством,

3. рассудительностью,

4. справедливостью.

10.   Общественно-политические и антропологические воззрения Платона.

1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и  ремесленных  работ.  Большое

внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни  переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическом  государстве  уже  имеется  четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые  делают  возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия. Демократический строй еще более  усиливает  разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания,  кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению  наихудшей государственной системы - тирании.

4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это  приводит  к  противоположному  результату.  Так  и здесь: избыток свободы при демократии приводит к  возникновению  государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного  человека - тирана.

11.   Онтология Аристотеля и проблема перводвигателя мироздания.

12.   Учение Аристотеля о душе.

ОНТОЛОГИЯ, учение о бы­тии как таковом;

Аристотель систематизировал и развил идеи Платона.

Аристотель  -  создатель  логики,  был  учеником   Платона,   но   отверг   его идеалистическую теорию идей.  По  мнению  Аристотеля  каждая вещь состоит изз двух начал  -  материи  и формы.

В  основе  мироздания – "первая материя". Материя это возможность, способность вещи, форма -  ее  действительность.


Представление о бытии: под ним А. поним. сущ-е предметного мира, восприн-го с пом. ощущ-й.

Форма госп. над материей, душа - над телом, разум над чувствами.

Все живое обл. душой, 3 вида души:

1) растительная - обл. растения. Спос. к размнож. и осущ обм. в-в.

2) чувств. - жив. - обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ.

3) разумная - присщ. ч-ку, познает и думает.

Теория познания: строится на эмпиризме - суть вещей позн-ся с пом. ощущ. Ч-к познает только форму, а не матер. субстрвт.

А. - основатель форм. логик. Диалектика - ср-во разрешения противоречия, с кот. знание сталкив. на ур. единичного. Д-ка - низш. уровень логики,

Проблема чел-ка: взгляд на ч-ка как на обществ. жив-е, стремл. к совм. сожит-ву. Госуд-во. Назнач. гос-ва - обесп. счастья всем согражд.

6 форм гос-ва: 3 прав.: монарх./аристокр./полития, 3 непр.: тир./олиг./демокр. Наил. - полития: сочет. св-ва умер. демокр. и дост-во олигархии.) А. - посл. греч. представ. антич. фил.

13.   Философские учения стоиков и киников.

СТОИЦИЗМ, школа др.-греч. философии, в Афинах, была основана Зеноном из Китиона ок. 300 до н. э.

Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э.; Зенон, Клеанф), Сред­няя Стоя (2-1 вв. до н. э.;) и Позд­няя Стоя (римский С.). От первых двух перио­дов не дошло ни одного целого соч., они опираясь на физику (натур­философию) и логику.

Мир (космос) представляется в С. находящимся в бесконечной пустоте одушевлённым сферич. телом, разумным существом, организующим все свои части в целесообразно устроенное целое. Реально существуют только тела (бестелесными считались значения слов и предложений, пустота, место и время);

в мире, едином самом по себе, различались два начала - пассивное и активное: «бескачеств, вещество», или «субстанция», и всепроницающий логос, или бог.

Земля в зикле жизнь\огонь\жизнь; весь мир, является природой

Судьбу отд. тела определяет его природа,

Душа человека, часть мировой разумной души, дыха­ния, телесна и проницает всё тело, а со смертью отделя­ется от тела, переставая быть носителем личностных свойств.

При невозможности жить и действовать раз­умно и морально стоики считали оправданным само­убийство.

жизнь согласно природе, логосу. Только такая жизнь добродетельна.

С. оказал сильное влияние на складываю­щийся неоплатонизм и христ. философию; его этика, в частности учения о внутр. духовной свободе личности и о естеств. законе, вновь привлекли к себе внимание в 17-18 вв.

КИНИКИ (Диоген в бочке) - Киносарг, холм в Афинах, одна из т. н. сократич. филос. школ Др. Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стреми­лись не к построению законченной теории бы­тия и познания, а к отработке и эксперме-­ной проверке на себе определ. образа жизни.

Мыслить по-кинически - только средство;

Диоген с удоволь­ствием применяет к себе формулу страшного прокля­тия - «без общины, без дома, без отечества».

К. хотели быть «нагими и одинокими»; они отрицали все требова­ния стыда.

К.: «лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком.»

Философия К. послужила непосредств. источником стоицизма, смягчившего кинич. парадоксы

Типологичес­ки школа К. (от йогов и дервишей до совр. хиппи).

Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека.

14.   Философская доктрина Эпикура и его последователей.

ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха эллинизма)  Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью.

На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах.

Восприятие - единств. критерий истинности, оно есть  крит. для заключений

Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал,

У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. Полог.: При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека.

Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание.

Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна.

Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия:

1. природные и необходимые для жизни;

2. прир., но для жизни не необходимые;

3. не необх для жизни и не природные.

Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания - полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье фил.

Наиболее  разумным  для  человека   является   не деятельноть, а покой (атараксия).

Главной задачей Ф. –построение этики поведения.

Отрицал вмешательства  богов  в  дела  мира  и сходил  из  признания  вечности  материи,  обладающей  внутренним источником движения.

15.   Философская система неоплатонизма.

НЕОПЛАТОНИЗМ, последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина (3 в.) или его учителя Аммония.

Н. замыкает средний платонизм,

системы Н.: во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумном экстазе;

Пергамская школа Н. (4 в.), основанная Эдесием, продолжала

Платоновская Академия, видимо, не испытывала особого влияния Н.

Н. оказал мощное воздействие на развитие ср.-век. философии и теологии.

16.   Патристика. Общая характеристика.

ПАТРИСТИКА (от греч. pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич.док­трин христ. мыслителей 2-8 вв.- т. н. отцов церкви. Периоды: 2-3 вв.- полемически фрагментарное философствование т. н. апо­логетов (Тертуллиан, Климент Александрий­ский и особенно Ориген); 4-5 вв.- система; тиэация церк. доктрины (каппадокийскпи кружок:' Василий Великий, Григорий Назиан-зин, Григорий Нисский; на Западе - Авгус­тин); 6 в.- начало стабилизации догмы и ко­дификации наук под эгидой теологии (Леон­тий Византийский, Боэций), завершающихся в трудах Иоанна Дамаскина.

17.   Августин Блаженный. Жизнь и творчество.

Одним из наиболее ранних философских мыслителей того времени считается Августин (Блаженный)(354 – 430 гг.). Основные свои философские воззрения он изложил в трудах: «О троице», «О граде божьем», «Исповедь».

Его идеи:

-     бог сотворил мир из ничего, т. е. он сотворил не только порядок и устройство в мире, но и саму субстанцию (первоматерию).

-     Бог сотворил время,  но он сам находится  вне времени.

-     Человек имеет прошлое, настоящее и будущее, которые сливаются в вечность.

Само время есть человеческое понятие.

Для человека настоящее:

1.настоящее прошлого (память),

2.настоящее настоящего (созерцание),

3.настоящее будущего (надежда, упование),

Поскольку время только в голове человека, то времени до бога не было.

Божий град – это малое количество истинно верующих, но имеет место прогресс, состоящий в увеличении количества людей, пришедших к христианству. Вне града божьего, вне церкви нельзя обрести спасение души.

Человек стремиться к богу, т. к. в нём находят любовь, покой и благодать.

Оксиология: человек  свободен выбирать между добром и злом. Зло коренится в человеческой природе.

18.   Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий.

Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе.

В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия,

Эта фил. получила название “схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 в. было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству.

возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства.

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости.

Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах.

3 периода:

1.ранняя схол.(9-12в)

2.период хрелости(13в)

3.упадок (14-15в)

Центр. вопрос - истина уже дана в библ. текстах и необходимо толкования этих текстов.


Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. (спор о универсалиях), т.е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.

3 вида сущ. универсалий: “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции.

реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.

2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее  сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.