p> Процесс поним состоит не только в усвоении уже выработанных другими
людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряда сложных
преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.
Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается
или отрицается что-либо. Понятия есть элементы суждений. ННа базе суждений
и понятий формируются умозаключения. Это есть вывод. Все три формы рац
познания как способности образуют ум, а как процесс - мышление.
Многочисленные данные свид о единстве чувственного и рационального, их
взаимообусловленности. Например, образ яблока есть пересечение
многочисленных понятий и их чувственных показателей. Познание, начинаясь
с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и
поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет
собой единый процесс, тесно связанный с волей и
чувствами.Чувственная форма познания
вбирает в себя опыт мыслительной деятельности.Но мышление и
чувственное познание обладают и относительной самостоятельностью.24. Методы научного познания
Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического
освоения действительности. Метод способствует достижению намеченной цели.
Методология это область знания, занимающаяся изучением методов, оценкой их
эффективности, сущности и применимости, методы научного познания принято
подразделять по широте применимости в процессе научного исследования: 1. Первая группа это всеобщие методы: диалектический и метафизический, еще их называют общефилософскими методами. 2. Вторую группу методов составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях наук, т.е. имеют широкий спектр междисциплинарного применения. 3. Третья группа методов: частнонаучные, которые используются только в рамках исследования какой-то конкретной науки или даже конкретного явления.
Существует два уровня познания, это 1)эмпирический и 2)теоретический. На
эмпирическом уровне используют наблюдение, эксперимент, измерение. На
теоретическом уровне используют идеализацию и формализацию. А метод
моделирования можно использовать на обоих уровнях.
Элементы структуры научного знания: 1. Фактический материал или твердо установленный факт. 2. Научные предположения (гипотезы).
Смена этапов в науке приводит к изменению норм научного познания.
Цель методологии - создать новые способы и методы для решения проблем
современной науки.
С переходом на современном этапе естествознания к изучению больших и
сложноорганизованных объектов (систем) прежние методы классического
естествознания оказались не эффективными. Сейчас мир понимается, как
динамическая система, где компоненты взаимодействуют и приобретают новые
качества. Для изучения такой системы выработан системный подход. Основная
задача общей теории систем состоит в том, чтобы найти совокупность законов,
объясняющих поведение функционирование и развитие всего класса объектов как
целого.
Особенности системного подхода: 1. При исследовании объекта как системы, компоненты этой системы рассматриваются не сами по себе отдельно, а с учетом их места в структуре целого. 2. При исследовании систем обязательно предполагается учет внешних условий их существования.
Эволюционно-синергетическая парадигма, создание такого подхода стало
возможным на базе нового научного направления - синергетика. Синергетика -
это наука о самоорганизации систем состоящих из множества подсистем самой
различной природы. Другое определение синергетики - кооперация,
сотрудничество, взаимодействие различных элементов систем.
Движение развития науки, поднятие на новый качественный уровень связывали с
НТР.
Положения из синергетического подхода: 1. Сложно организованным системам нельзя навязывать пути их развития. Наоборот следует понять, каким образом способствовать их собственным тенденциям развития. 2. Для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Вывод - существуют такие пути развития человека и природы, которые могли бы устроит человека и не наносить вреда природе. 3. Синергетика дает знания о том, как оперировать сложными системами. 4. Синергетика позволяет раскрыть закономерности протекания быстрых, нелинейных процессов, которые лежат в основе качественных преобразований системы.
Два философских направления: 1. Детерминизм - учение о причинной материальной обусловленности природных, социальных и психических явлений. 2. Индетерминизм - учение, отрицающее какую-либо объективную причинную обусловленность явлений.
Динамический закон - это физический закон, отображающий объективную
закономерность в форме однозначной связи неких физических величин
выраженных количественно. Исторически первой и простой явилась динамическая
механика Ньютона. Лапласу принадлежит абсолютизация динамических
закономерностей. Согласно его принципу все явления в мире детерминированы,
т.е. предопределены необходимостью.
Статистические законы. Наряду с динамическими законами действуют законы,
которые получили название статистических. Это значит, что предсказать
событие можно не однозначно, а с определенной степенью вероятности. 25. Проблема научной истины Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго
чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и
характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина есть свойство
знания, а не объекта познания.
Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа.
Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого.
Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ
действия в настоящем и предвидеть будущее.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и
заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее
реальности, но принимаемое за истинное.
Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести
кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и
сознательное сокрытие того, что было.
Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений,
убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в
ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.
Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств
и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания
ограничена уровнем развития общества, науки... Истина поэтому относительна,
ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная
истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты
событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания,
кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно
подтверждается жизнью.
Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей,
взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его
развития. Истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные)
Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать
истиность, т.е. действительность своего мышления. Этот принцип выраж в
термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание
соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую
меру объективности, истинности своего содежания. 26. Общество и общественные отношения
Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно
взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие
друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых
потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения.
Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само
общество предстает как совокупность общественных отношений. Произведение
материальных благ есть основа и необходимое условие сущ-ния любого общва.
Все обществ. отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные
(духовно-практические). Решающий структурообраз. эл-т всей системы общ. отн-
й явл. произв. отн-я, которые позв. раскрыть разл. типы связей, что
фиксируется в категориях, позвол. выразить эти многообр. связи. П.о.
охватывают сферу отношений , возникающих в процессе производства мат благ,
обмена ии их распределения. люди не могут производить, не соединяясь для
совместной деятельности. Социальная сфера - отношения классов и этнических
групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев.Здесь же
социальная защита, условия жизни людей, условия образования,
здравоохранения. отношения связаны с удовлетворением соц потребностей, они
отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура
семьи и принятые отношения в соц группах.
Политическая сфера направлена на уд политических интересов. Это и митинги,
демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир,
выборы. Крайняя форма - революция. Ведущее звено политической системы -
государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господств
в общ социально-классовых сил. С помощью аппарата гос власти они закрепляют
свое влияние во всех сферах жизни. Духовная сфера - отношения чел по
поводу разного рода дух ценностей, распространения и усвоения их слоями
населения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание,
религия. Оказывает влияние на формирование дух начал в жизни, в поведении.
Виды дух отношений - познавательные, нравственные, эстетические,
религиозные, отношения уч и ученика, воспитателя и воспитуемого. Отношения
не могут складываться при отсутствии общения и средств общения.
Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем
темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и
переписка, то теперь все больше и больше коммуникационная связь.
Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с
технологией хранения и передачи информации.1) Хранение информации в форме
устного творчества, 2)письменность - редкие книги пишутся от руки
специальными писцами.3) Следующий этап - книгопечатание. Но и книги
не долговечны.
4)Средства быстрой связи - телеграф, телефон, радио, телевизор. Происходит
процесс информатизации общества, характеризующийся нарастанием объема
информации, причем различного характера.
Средства коммун позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки
непосредственного окружения, служат интеграционным средством.
5) Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети 27. Общество и природа, их взаимодействие Возникновение общества. История возникнов общества не отделима от
истории становления самого человека. Являясь частью прир человек
постепенно, в поцессе труда и общения формир как социальное существо. Этот
проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него
социальных побудит мотивов вповедении. В силу вступает наряду с естеств и
социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества кот
подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности
взаимопомощи... Это закреплялось естеств отбором и передачей опыта. Труд- коллективно организованный, целенаправленный общ способ
деятельности. Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой.Труд - это главная
мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой
жизни - общества. Прир Среда - естественное условие жизни общества. История. Общество
явл частью природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки -
географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его сил. Географ
седа - это та часть природы, котрая составл еобходимое условие жизни
общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша жизнь
евозможна. С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само
менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается
развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом
происходит расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все
более отдаляющих ее от девственного состояния. В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним
развитие народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на
хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так, в усл тундры насел
занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Естеств
средой жизни общества явл сфера всего живого - биосфера. Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его
влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется
переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой
сферу живого и разумного. Экология. - наука, изучающая закономерности
взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания
динам равновесия системы “общество-природа”. Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл
ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-
прир. Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,
расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно
обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на
нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше
ответственность”. В настоящее время глобальность эколог проблем. Самое первое и главное
условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное
сосуществование людей друг с другом. 28. Социальная структура общества
В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а
также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними
существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения,
которые и образуют социальную структуру общества.
К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-
деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых
в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических
отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-
демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры,
национальные общности - нации, этнические группы.
почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и
группы собственными интересами. Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе
являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в
исторически определенной системе общественного производства, по их
отношению к средствам производства, по их роли общественной организации
труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы,
которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного
класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером
сословной организации является феодальное общество. Соц. структура совр.
общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы,
куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Мобильность - переход
людей из одних соц групп в другие . соц положение может поменяться при
переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами,
интеллигент - предпринимателем, предприниматель - профессиональным
политиком. Проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую
связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общ - независимая
от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе
частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Проблемы в
соц структуре российского общества связаны с быстрыми изменениями в
условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура общ не успевает на
это реагировать.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|