p>69. Формаційний, цивілізаційний, стадійний та інші підходи до аналізу
суспільного розвитку.
Формационный подход к развитию общества.
Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу
материалистического понимания общества.
Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся
и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим
законам.
Законы: общие и специфические.
Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей
роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об
определяющей роли способа производства в общественном развитии).
Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких формациях
(закон пропорционального развития народного хозяйства).
Основным критерием опред. развитие и смену формаций является способ
производства, который представлен единством развития производительных сил
и производственных отношений. Вслед за способом производства меняется и
социально-классовая структура развития общества. Развитие общества
осуществляется по восходящей линии от первобытнообщинного строя к
рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, коммунистическому
обществу. Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая
формация имеет базис и надстройку.
Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.
Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и идеологических
отношений.
Основными категориями формационного подхода является способ производства,
класс, общество. Но эти категории являются категориями высокой степени
абстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общества и
формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и
культурологическим.
(из практики) Формационный подход. Общество развивается от низших формаций
к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который
в свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в свою
очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых
положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут
развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений.
Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас. Например: Уолтер
Ростоу в своей теории стадийного роста рассматривает прогресс, как этапы
развития техники и только техники. Интересную градацию предложил Дениел Бел
– 3 этапа развития:
1.доиндустиальное общество 2.индустриальное общество 3.технотронное
информационное общество.
В доиндустриальном обществе большая часть населения занята сельским
хозяйством. В существующем обществе большая часть населения занята в
промышленности. В обеих этих стадиях люди не могут обеспечить себя всем
необходимым. В технотронном обществе большая часть населения занимается
получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе
эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает
основной мир.
Категория культуры является универсальной, Шпенглер рассматривал эту
проблему не как единую общечеловеческую культуру, а как расколотую на 8
культур, каждая из которых вырастает на основе собственного прафеномена,
т.е. способа переживания жизни.
Культура: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская,
византийско-арабская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская
культура.
Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет
основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и
зрелость, старость и закат. Каждая культура имеет 2 основных этапа:
1)восхождение культуры (собственно культура),
2)нисхождение или цивилизация.
Первый характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах
человеческой жизни: социальной и политической, религиозной и этической,
художественной и научной.
Второй этап характеризуется механическим типом эволюции, представляющим
собой окостенение органической жизни культуры и ее распад.
Отличие цивилизации и культуры:
1)цивилизация – функциональна, технологична, институциональна; культура –
ценностна, связана с постановкой цели.
2)цивилизация – усвоение образцов прогресса; культура – способ освоения
достижений в национальных рамках.
3)тип культуры – выражает отношение общества к миру; цивилизация –
конкретную форму реализации этого типа в конкретных исторических условиях.
Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими
закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования
государств, наций, соц. групп и т. д.
Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или на
нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет
свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации
взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности,
заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или
обеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью
термина культурный ареал.
Функции цивилизаций:
1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической
преемственности и на определенной территории.
2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и
времени.
Специфичность цивилизации придает духовный фактор.
Отличие формации и цивилизации:
1)для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через
механизм традиций.
2)формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует
собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.Существуют различные критерии определения цивилизаций: по
технико–экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля,
ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения,
культурного географического ареала и т.д.
Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и
культуры,
характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных
общностей в целях воспроизводства общественных богатств.
Британский философ Тойнби в 12-томном труде «Исследование истории»
рассматривает цивилизацию в форме культурно-исторической монадологии, т.е.
на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые
распадается человечество и
До 69 питання
которые он называет цивилизациями. Это представление Тойнби сложилось под
влиянием немецкого философа Шпенглера. Различие в теориях Тойнби и
Шпенглера в том, что Тойнби наряду с естественной необходимостью признает
за человеком способность к самоопределению. А динамику цивилизации
определяет законом вызова и ответа, согласно которому каждый шаг вперед
связан с адекватным ответом на вызов истории. Адекватный ответ – заслуга
творческого меньшинства, которое властвует сначала в силу своего
авторитета, а затем превращается в господствующее меньшинство.
Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со
способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный
ответ на вызов истории.
(из практики)Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в
основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные
особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс. Вебер – автор
работы “Протестантская этика и дух капитализма”. В исламе, как в особой
цивилизации, более ясно и чётко отношение к деньгам не одобряется. Наиболее
известная классификация принадлежит Арнольду Тойнби. Он различает 5 культур
– Западно-христианская культура, православно-христианская, исламская,
индуистская и дальневосточная (конфуцианская). Цивилизационный подход также
очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности:
боснийский конфликт. Различий между сербами и хорватами в языке меньше, чем
различия в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности
являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежим ли
мы к православной культуре или мы особая цивилизация.
Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая
азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала
преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура,
совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и востока. 70. Поняття суспільно-єкономічної формації і його значення для наукової
періодизації історичного процессу. 71.Базис і надбудова, їх діалектичний вза’ємозв’язок. 72.Соціальна структура суспільства.
Общество как развивающаяся система. 1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.
2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз.
3. Проблема соц. конфликтов. Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и
взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.
культуры являются классы. Классы – большие группы людей различающихся - по их месту в исторически определенной системе общественного производства, - по их отношению к средствам производства, - по их роли в общественной организации труда, - по размерам доли общественного богатства, которой они располагают, - классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание
труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение
к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На
этой основе она предлагает свои критерии:
1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж.
2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии:
профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход
при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также
используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход
включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход
основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой
тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением.
2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.
4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.
II.
Социально классовая структура общества показывает, что общество любого
типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества
выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в
социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие
Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии
была сформулирована теория соц. мобильности.
Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в
другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким
позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к
более низким иерархическим позициям.
Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом
русского происхождения Питиримом Сорокиным.
Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность
Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц.
положения от отца к сыну.
Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения,
индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.
По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц.
мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры
общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе
общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе
соц. мобильности: 1. Это высший класс профессионалов-администраторов. 2. Технические специалисты среднего уровеня 3. Коммерческий класс 4. Мелкая буржуазия 4. Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции 5. Квалифицированные рабочие 6. Неквалифицированные рабочие.
При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного
анализа престижа профессии американского социолога Треймана. Ш
Проблемы соц. конфликтов.
Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой,
приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие
противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях… Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и
особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и
классовый конфликт в индустриальном обществе».
По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой
соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые
носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния,
различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц.
выбора… Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в
производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с
позициями соц. институтах и группах.
Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне
общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация,
религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые
экономические, политические и др. конфликты. Существует специальная наука, которая занимается разработкой
конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов
–эмпирическая социология.
Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации. Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и
взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.
культуры являются классы. Классы – большие группы людей различающихся
До 72 Питання - по их месту в исторически определенной системе общественного производства, - по их отношению к средствам производства, - по их роли в общественной организации труда, - по размерам доли общественного богатства, которой они располагают, - классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание
труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение
к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На
этой основе она предлагает свои критерии: 1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж. 2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции. 3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные
критерии: профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход
при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также
используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход
включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход
основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой
тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|