рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпоры по философии (Астана. 2007 год)

.Метод познания П. – АНАМНЕЗИС (припоминание.Вработе гос-ва, рассматривая проблему воспитания П. говорит об искусстве поскульку оно не дает выхода в мир идеальной сущности, оно есть «подражание подражанию.


Истоки, традиции и осбенностирус.фил-фии.

Русь приняла христианство в 988г.В 11в. Метрополит Илларион пишет «Слово о законе и благодати», где впервые представляет историю развития чел-ства и ставит вопрос о роли земли русской в установлении царства Божьего на земле.После падения Константинополя в 15в. Возникает учение Егумена Филифея «О Москве, как третьем Мире».Фил.мысль длительное время развития в рамках богословской и глубокой проблемой явл-ся проблема нравственного,духовного совершенствования. Под влиянием Европейского просвещения в 18в. Просветительские идеи овладевают рус.обществом.Благодаря инициативе Ломоносова и при поддержке Шувалова отк-ся Моск.универ.С именем Ломоносова связано  развитие естественно-научного материализма.Рев-демократ.идеи были развиты Радищевым (Путешествие из Петербурга в Москву, О человеке его смертности, и бессмертии).Большую роль сыграли в разв. Общ.мысли сыграли декабристы.В 19 в. Ставится проблема пути раз-я России и возн-ет 2 осн.течения:_западничество и славянство.

Под влиянием позивизма Канта и Спенсера возн-ет субъект.социология.В конце 19 века в России получает распр-е марксизм. Первыми рус. Марксистами были Плеханов, Ленин.Знач.фигурой в рус.фил-фии явл-ся Соловьев, чьи идеи дали толчок развития религиозной фил-фии в 20 веке.После победы Октябр.рев-ции в Советской России разв-сь марксиско-ленининская фил-фия.  А среди русской  имиграции  религиозно-идеалистическая фил-фия и «евразийства.».

______________________________________

     Славянофилство и западничество.

В 40-60г. возникло 2 течения : зап-во и слав-ство.Гл-м вопросом их расхождения был вопрос о путях развития РоссииПред-ми ЗАПАДНИЧЕСТВА явл-ся Чаадаев, Герцен, Белинский, Чернышевский.На их миро-ние оказали влияние идеи нем.просветителей Канта, Гегеля, Фейербаха. Они считали, что поскольку Европ.народы, вышли раньше русского на истор.арену и он оказался успешным, то значит Россия должна идти по Европ.пути.Исходный тезис учения СЛАВЯНОФИЛСТВА состоит в утв-нии решаюшей роли православия, для развития всей мировой цивилизации.Пред-ли – Хомяков, Кириевский, Аксаковы братья,Самарин. К поздним сл-м отн-ся Данилевский, Леонтьев.По Хомякову именно православие сформ-ло «те исконно-русские начала, тот рус.дух», кот. Создал рус.землю в ее бесконеч.объеме.Ключевым понятием рел-фил.концепции славянофилов явл-ся соборность.Понятие соборное раскрывает не только внеш.соединение людей в каком-либо месте, но и пост.возможность такого соединения, на основе дух.общности.

Зап.цив. – это искусственное образование.Россия же сформировалась органически, она не построена, а выросла.Это объясняется тем, что Россия породила специф.орг-цию общину или мир.Данилевский в раб «Россия и Европа» выдвинул теорию культурно-ист.типов.Он сторонник теории локальных  или замкнутых цив-ций и культур.


Философия всеединства Владимира    Соловьева.

С. Заложил основы рус.религиозной фил-фии, он попытался создать целостную мировозр.систему, кот.связала бы воедино запросы религ. И соц. Жизни.Основой должно стать христианство.Учение С. Носит неузконаправленное, а экуминистический хар-ер.Также важной особенностью учения С. Явл-ся то, что он попытался включить христ.миро-ние, новейшее достижение естествознания истории фил-фии, создать синтез религии и науки. Центр.идеей фил-фии С. – идея всеединства. Онтологической основой всеединства выступает у С. Божественная троица,в ее связи  со всеми ТВ-ми и прежде всего человека.Бог у С. – «косиический разум», особая орг-щая сила, действ. В мире непоср.субъектом всех изменений в мире, явл-ся душа.Она действует благодаря присутствию в ней божеств.идеи Софии. София – это ТВ.начало связующее звено между творцом и творением.Философию Софии наз-ют Сфиологией. В гносиологии ,.создал концепцию цельного знания.Каждый  из изв.способов познания истины отражает лишь 1 из аспетов, поэт С. Считал, что необходимость единства эмпирического (научного), рационального (фил-го), и мистического (созерцательно-религ.знания).Основополагающим прим. Цельного знания явл-ся вера в сущ-ние абсол.начала Бога.Идеи по С. Досупны лишь интеллект.созерцанию, а не мышлению.Истина не дается человеку ни в опыте, ни в мышлении.Она откр-ся не всем.Она откр-ся если человек способен достичь особого духовного состяния «Экстаза». Что касается философии истории то по С. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскр-ся через концепцию богочеловечества.

______________________________________

            Диалектика и метафизика

Диалектика в истории фил-фии была представлена в след.формах:

- стихийная диалектика начало ее развития связано с фил-ми Др.Греции (Гераклит, Сенон, Сократ и др.).Стих.диалектика также присуща естественно-научному материализму Эпохи Возрождения.

- 2-я форма диалетики связана с нем-ми класс.фил-ми – это идеалистическая диалетика.Знач.вклад в развитие Д. внес Гегель.

- матер.Д. Маркса и Энгельса.

Д.как учение и метод противоположна метафизике.

Метафизика – это односторонний подход к объекту исследования.Источник развития выносится за пределы самого объекта.Метафизическое мышление хар-но для 17-18 вв.

             

                    

                        

                     

                         Этика Канта

Гл.заслуга этического учения  Канта – обоснование идеи самоценности личности, а также ее права на свободный выбор.Подлинная свобода – это независимость условий чувственного мира явл-й : чел-ская воля, по мнению Канта, автономна, т.к.определяется не внешними обстоятельствами, а собственным выбором, собственным законом, свободно принимаемым человеком.Следовательно, мораль автономна от всех чувственных условий жизни. Она должнаруководствоваться единым нравственным законом – требованием(категорическим императивом).

К-рый в свободном изложении звучит след-щим образом: поступай так, чтобы твои поступки могли явиться основой всеобщего законодательства.Здесь К. по но-новому озвучивает древнюю этическую ф-лу, к-рая встречаеться, н-р у китайского мудреца Конфуция: «Не делай другим того. чего не желаещь себе»

Т.об.категорический императив Канта обосновывает ценность чел-кой личности. Чел-к, полагал нем-й фил-ф, «есть цель сама по себе »поэтому он, в отличии от иных сотворенных вещей,не может исп-ться др-ми людьми как ср-во вдостижении каких-либо целей.

Этическая ф-я К. несла на себе явный отпечаток аскетизма. Моральный з-н и принцип удовольствия – не согласуються.Ч-ку следует отказаться от иллюзии, что исполнение нравст-го долга принесет ему чувст-ное счастье. Долг К. ставит выше счастья и удовольствия.Исполнение долга, полагал ф-в, превыше всего. Совесть врожденный долг человека.Создал- идею планете, сторонник демократии,активировал нравственность, постетифное – опытное знание, приории- не разреш-е противоречия.


      
































                  


                Диалектика Гегеля.

 Г.- объективный идеалист.Г-ное фил-кое достижение «1770-1831» создание целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика «Д-ка» у него понимается как учение о развитии и противостоянии противоположностей. Исходное положение д-ки Гегеля «объекта и субъекта» Понятие по мнению Г. не просто субъе-ное порождение человеческого сознания. Сущ.абсолютное понятие «абсолютная идея» в кот. Осуществлено тождество субьекта и объекта. Абсолютная идея «мировой разум» есть наивысщее состояние бытия. Это- Бог, кот. у Г. понимаеться абстрактно и пантеистически. Именно с ним ф-ф связывает процесс развития, кот. у него имеет духовный источник. Сначало Д. идей,затем Д. вещей. «Т. об. саморазвитие абсолютной идеи лежит в основе развития природы, оьщества и мышления ч-ка» Цель этого движения – достижение высшей точки синтеза абсол. духа, где разреш. все противоречия.

Причина развития-противостояние противоположностей,которые заключены как в самой абсолютной идее, так и в ее порождениях – природных  вещах.Т.обр. в диалектическом учении Гегеля указаны источник развития, трхчленная формула развития и его основные законы.

- Закон единства и противостояния противоположностей

- Закон перехода количественных изменений и качественные

-    Закон отрицания отрицания.

_____________________________________

Проблема универсалей, номинализм и реализм

Одной из важных фил-х проблемэпохиСр-вьябыла проблема универсалей (общих понятий).В решении этой проблемы сфор-сь 2 крайних подхода или течения.Это номинализм и реализм.

Номиналисты (Росцелин. Уильям Оккам, Николай из Отрекура) предполагаличто универсалии сущ=ют только в сознании чел-ка как понятия о вещах или их наименования. Отсюда и название течения – слово «номен» с лат. .озн-ет ИМЯ или НАЗВАНИЕ. В реальности пыталдись доказать номиналисты, кроме единичных вещей ничего не сущ-ет.

Реалисты  (Августин, Ансельм, Альберт великий, Фома Аквинский), считали что общие понятия (универсали) реально существуют и не зависят от человеческого сознания. Крайние реалисты полагали, что универсалии сущ-ют независимо от вещей и до них.Умеренные думали. Что они реальны, но пребывают в единичных вещах. Наиболее приемлимыми для церкви оказ-сь взгляды Альберта великого,  и его ученика Ф.Аквиноского.Аквинский считал, что уни-ли сущ-ют:

1.до един-х вещей как их идеи в божественном разуме.

2.в самих вещах как их сущности

3.после вещей как понятия о них в человеч.разуме

Т.обр. реалистыполагали, что чел-ский разум способен постигать сущность вещей т.е. общие понятия, потому что они сущ-ют в разуме божественном.          





              Гносиология Канта

В теории познания К. поставил задачу предварительно исследовать ф-мы, которые делают возможным познание : инструмент посредством которого чел-к познает, а затем уже может проанализировать и сам процесс познания.К считал, что сущ-ет независимо от сознания людей внешний мир, который явл-ся источником ощущений. Он считал, что познание чел-ка проходит 3 ступени: - ступень чувственного созерцания, - ступень рассудка, - ступень разума (может познать вещь в себе)

Процесс познания утверждал К. состоит в синтезировании ощущения с априорными формами чувственности, категориями рассудка и разума. Рассудок по Канту явл-ся законодателем по отн-нию к природе, диктует ей свои законы, достоверность научного знания обуславливается априорными формами, чувственности и категориями рассудка. Познание мира осущ-ся в присущих сознанию всех людей априорных формах и ограниченно ими.

К. поставил вопрос об антимониях разума в рамках своей метафиз.фил-й системы. В этих антимониях, считал К. запутывается разум при решении «вещи в себе». 4 антимонии (противоречия мышления)

1.Мир конечен во времени и пространстве, мир бесконечен во времени и пространстве.

2.Все в мире просто и неделимо, все в мире сложно и не делимо.

3.Вмире сущ-ет свобода в мире нет свободы и все совершается по законам природы т.е. необходимо

4. Сущ-ет как бы первопричина мира, не сущ-ет никакой первопричины мира.

К пришел к выводу что разум не может разрешить эти антимонии.К подчеркивал что диалектика присуща разуму, но не понял подлинной диалектики мышления.К. создал учение о морали. Его мораль независима от условий жизни надысторичесчкая. Необходимо распр-ть убеждения о бессмертии души, свободы воли и Боге. К. обращается к чел-ку с требованием – быть нравтвенным существом, это выше научного познания . Фил-фия К. противоречива явл-ся эклектической систомой попыткойпримирить мат-зм с идеализмом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анторопологический материализм                    Фейербаха

Реакцией на бурное развитие нем.идеалистической философии явился мат-зм Людвига Фейербаха ( 1804-1872), который послужил одной из предпосылок фил-фии марксизма. В центре учения Ф. – человек, поэтому систему стали называть антроп.материализмом. Главным делом жизни Ф. была борьба против религии.Причину живучести религ.верований он видел не только в обмане использующим невежество. Отвергая религ. Культ, Ф. противопоставляет ему культ человека облекаемого им в религ.оболочку «обоготворения человека». Религия выступает у Ф. как «бессознательное самосознание» чел-ка.Ф. пропогандировал необходимость новой религии. Особенность мат-ма Ф. – антропологизм Ф. стирал общ.сущность чел-ка, сводил к физ-м и биол-м процессам, возвеличивал половую любовь как этическое каноны, а удовлетворение физиологических потребностей как назначение чел-ка. Ант-зм Ф. проявл-ся в выдвижение на первый план проблемы сущности человека, кот. рассматривается им как единст. Универсальный и высший предмет фил-фии. Но человек для Ф. всегда абстрактный индивидуум, чисто биол.сущ-во. В теории познания Ф. отстаивал т.зр. эмпиризма и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался харак-ть объект в связи с деят-стью субъекта (высказывал догадки об общественной природе человечского сознания) Но в целом мат-зм Ф. носил созерц.хар-р и был метафиз.мат-змом.

Осн.его работы: Сущность христианства, Сущность религии, Этика системы Гегеля.


      

             Этические взгляды Абая

Центр.вопросом своей фил-фии он сделал важные во все истор.эпохи, но в то же время чрезвычайно трудные для своего разрешения особенно в Каз-не 2 половины 19 века нравтвенно-этические проблемы.

Абай очень хорошо знал фил-фию Фейербаха. Об этом говорит тот факт что осн.свое фил-ское пр-ие «Книга слов» он написал в форме афоризмов.  Всего 45 слов. Большего внимания заслуживает наличие сходства содержания отд-х афоризмов «Книги слов» Абая с идеями Фейербаха изложенными им в разных трудах. Каз.мыслитель был знаком с идеями великого нем.диалектика. Но если Гегель превращает спекулятивную фил-фию в логику теологии, то Абай наоборот логику телогии превращает в своеобразную спекулятивную фил-фию.Он решительно отхтдит от ортодоксального мусульманского богословия и с еще большим усердием подвергает критике священнослужителей ислама. А. понимает что мир находится в постоянном процессе изменения и преобразования. Исходя из идеи подверженности изменениям всего сущего кроме Бога кот.остается неизменным в своих основополагающих качествах, А. и пытался разрешить проблемы нравтвенного совершенствования чел-ка .Он считал что люди его времени одержимы пороками, и перечислил огромное кол-во нравтвенных изъянов чел-ка. Среди них базовым он называл невежество.А произвольными от него все другие: лживость, нечестность, отсутствие искренности, хвастоство, трусость, обман, эгоизм, леность и мн.др.Нравст. фил-фия А. носит дидактический хар-ер и нацелена на то, чтобы освободить простого казаха от моральных пороков, аморального поведения и привить ему стремления к знаниям и культуре, к благородству, честности,трудолюбию ит.д.Абай верил в то, что в его неспокойный и запутанный век, натавление становится единственным способом формирования чел-ка.Именно поэтому он обращался со своими назаданиями к разл.слоям каз-го общ-ва. Этика Абая была слита с его фил-ей религии и пред-ет собой некоторое подобие единой и целостной формы мышления.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.