рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Тема: Базисные категории трансперсональной психологии и их содержательная связь с онтологическими мотивами Вечной философии

p> 4. В настоящее время человечество стоит перед лицом переломного периода в своей истории - может быть так было всегда. Но нет необходимости повторять: любое беспристрастное рассмотрение ситуации показывает, что проблемы истощения ресурсов, загрязнения планеты, рост социальной нестабильности, нищеты, войны, преступность, появления новых заболеваний - самые реальные и все более усугубляются.

Вместе с тем, новейшие научные наблюдения показывают, что современное состояние Земли ( и солнечной системы) претерпевает крупномасштабные преобразования. Эти преобразования являются следствием прорыва вещества и энергии из межзвездного пространства в гелиосферную область.
Астрономические наблюдения свидетельствуют о вхождении Солнечной системы в область галактических замагниченных потоков ионизированного водорода, гидроксила, гелия, соединений углерода и др. Повышение концетрации вещества и энергии в межпланетном пространстве, уже привело к двум следствиям:

— изменились передаточные свойства пространства, что обуславливает более интенсивные межпланетные и солнечно- планетарные взаимодействия

— осуществился запуск энергоемких перестроечных планетофизических процессов ( в частности и на нашей земле)

Нарастает количество и разнообразие метеокатастроф, расширяется их география и возрастает энергоемкость. Следовательно растет количество их жертв и экономическая стоимость последствий. Все эти события порождают и новую природную феноменологию: ранее редковстречающиеся (аномальные) явления и процессы, становятся в некоторых геоактивных зонах рядовыми. [1]

Все эти факторы определенно свидетельствуют в пользу того, что нам необходимы фундаментальные изменения: нашего отношения к нам самим и друг другу, к окружающей среде; изменение требований которые мы предъявляем к планете, изменения в нашем сознании, восприятии мира и мяшлении. Но пожалуй сегодня, только ленивый, не говорит об изменениях — стремятся изменить и социальные институты и идеологические ориентации, и основополагающие стандарты поведения и миропонимания. Но общество стоит перед необходимостью действительно радикального преобразования. Где же тот вектор или та основа, на которой могут произойти действительно радикальные изменения? Почему все революции в конечном счете потерпели поражение? И как увязать поразительные очертания новой картины мира, предлагаемые современной наукой в русле гуманнистической трансперсональной теоретико - познавательной парадигмы с прозой социального хаоса и непремиримостью классовых противоречий?

[1] А.Н, Дмитриев //”Современные проблемы естествознания”

Интересно заметить, что хотя коммунистическая революция была крайне успешной в своей разрушительной фазе, обещанные её победами братство и гармония, так и не наступили. Напротив, новые порядки взрастили режимы, где правили угнетение, жестокость и несправедливость.

По видимоиу ни одно внешнее вторжение не имеет шанса создать лучший мир, если оно не связанно с преображением человеческого сознания.

Современный глобальный кризис, в значительной степени, является духовным кризисом, возможность преодоления которого связанна с трансформационными резервами сознания и раскрытием новых онтологических горизонтов. Фундаментом для выхода из планетарного духовного кризиса, представляется смещение аксиологических приоритетов,как в научно - философской, так и массовом сознании, социополитических и культурных процессах. Называем ли мы этот кризис “энергетическим”, “экологическим”,
“урбанистическим” или “системным”, мы должны признть, что корень его, лежит в одном — базовом кризисе неадекватного, узкого восприятия реальности.
Человечество спит, вовлеченное в беспомощную деятельность, обрекая себя тем самым на постепенное самоистребление. Для нас очень серьезно стоит вопрос пересмотра базовых концепций стратегического управления обществом. Во всем мире передовые и проницительные на постепенное самоистребление. Для нас очень серьезно стоит вопрос пересмотра базовых концепций стратегического управления обществом. Во всем мире передовые и проницительные умы, всерьез задумываются над содержанием механикой перехода от экономической к духовной цивилизации. Главная ошибка российских реформаторов, состоит, как раз, в абсолютизации экономических отношений. Они лихорадочо стараются воплотить у нас то, от чего весь современный цивилизованный мир, постепенн и благополучно уходит. И дело здесь не в рыночных механизмах или промышленно
- технологической инфраструктуре, а в ценностях и смыслах, наделяющих человеческую жизнь тем или иным значением, мироввозренческой парадигме, присваивающей человеку, тот или иной модус идентичности.

5.Гуманнитарные проблемы, то есть человек, исследования сознания и вопросы духовного развития, должны стать эпицентром общественных отношений, тем стержнем на который могут быть нанизанны все социальные институты: политические, экономические, правовые и прочие.

Духовное развитие — это врожденная способность каждого человеческого существа к эволюции. Это двтжение по направлению к целостности, к раскрытию полного потенциала индивида. Оно является таким же естественным для всех, как рождение, психический рост и смерть, это интегральная часть нашего существования. Духовное самораскрытие — эволюционный процесс, ведущий кболее зрелому и более полноценному образу жизни. Мистические учения всех эпох вращались вокруг идеи о том, что погоня исключительно за материальными целями и ценностями не означает полного выражения потенциала человеческих существ. Согласно этой точке зрения, человечество является частью творческой космической энергии и разума, и в этом смысле едино и соразмерно с ними. Раскрытие божественной природы человека может привести к образу жизни, как индивидуальному, так и коллективному, который будет несравненно превосходить то, что обычно ситается нормой. На протяжении столетий целые культуры считали внутреннюю трансформацию необходимым и желательным аспектом жизни. Во многих обществах были разработанны сложные ритуалы и медитативные практики, игравшие роль катализаторов духовного пути и способствовавшие духовному развитию. Человечество накопило большой запас поистинне драгоценных открытий, прозренний и чувств связанных с процессом духовного пробуждения и запечатленных в живописи, поэзии, литературе, музыке и тех описаниях которые были сделанны различными мистиками и пророками. Некоторые из наиболее прекрасных и драгоценных шедевров искусства и архитектуры утверждают именно области мистического опыта.

Преоритет духовного измерения над материальным признавал еще сам
Аристотель, заложивший мироввозренческие основания, использовавшиеся западной наукой более двух тысяч лет. По Аристотелю, изучение человеческой души и созерцание величия Бога, важнее изучения материального мира. Виктор
Гюго, как бы развивая пафос античного классика, писал: “Есть одно зрелище величественнее моря — и это небо; есть одно зрелище величественнее неба
— и это недра души “.

В ХХ веке, Карл Ясперс, говорил, что вне устремления к трансценденции, происходит деградация человеческой личности, её расстворение в обыденности. При внимательном изучении идей подавляющего большинства патриархов западной науки, таких, как Декарт, Ньютон, Лейбниц,
Парацельс, Иоган Кеплер, а так же Гейзенберг, Бор и Эйнштейн, выясняется, что их мироввозрение в основе своей было высоко духовным и тяготело к тому, что мы называем мистицизмом.

Даже беглое изучение литературы по психологии творчества и гениальности показывает, что истинное артистическое, художественное, научное, философское и религиозное вдохновение инспирируется изменёнными состояниями сознания и инсперируется из трансперсональных источников. Общая форма идеи или системы мышления приходит по внезапному вдохновению, часто задолго до того, как развитие данной области способно её оценить. Могут понадобится годы, десятилетия или даже века, что бы создать условия для её принятия.
Древними примерами этого механизма могут служить атомистическая теория
Левкиппа и Демокрита и идея возникновения жизни в океане, сформулированная ионийским философом Анаксагором.

Представление о распределении информации по всей Вселенной и всем её частям в древнем джайнизме или идея взаимопроникновения всех вещей составляющая основу буддизма, могли казаться странными до обнаружения волновой природы Вселенной и холономических принципов. Равным образом, древние космогенетические системы, рассматривающие свет, как творческий принцип Вселенной получили неожиданное, независимое подтверждение в науке, благодаря открытию особой роли фотонов, среди субъатомных частиц , и в контексте теории процесса Артура Янга
[Young,1976] [1] Альберт Эйнштейн, открыл принципы теории

------------------------------------------------------------------------
-------------

[1] С грациозной космологической концепцией Артура Янга можно более подробно ознакомится по книге Джеффри Мишлава “Корни сознания”, вып. изд.
“София”, Киев, 1996г. относительности в измененном состоянии сознания; по его собственному описанию большинство инсайтов, пришло к нему в форме кинестетических ощущений в мышцах. Считается, что Рихард Вагнер, галлюцинотивно слышал большую часть написанной им музыки, а Вольфганг Амадей Моцарт утверждал, что часто симфонии целиком готовы у него в голове, прежде, чем он их запишет. Устои мусульманской веры, были переданы Магомету в состоянии “экстаза приближающегося к уничтожению”, когда он ощущал присутствие Аллаха. [ Grof,1988]

Чарльз Тарт — профессор калифорнийского университета, широко известный своими революционными исследованиями в области дистантных взаимодействий и биологической обратной связи - писал : “ Если вы хотите, что бы кто то стал хорошим гражданином, вы должны полностью увлечь его деятельностью подобающей настоящему гражданину, тогда у него не останется времени и энергии ни на что другое.” [ Tart, 1975] В этом остроумном наблюдении, заключенна важная мысль - именно исследования сознания и духовное развитие
- являются теми достойными альтернативами, наблюдаемому нами смятению в умах и постепенной интеллектуальной и нравственной деградации общества, его люмпенизации и вырождению.

6. Обобщение предельных оснований, современной мировой социально политической и управленческой мифологии, ясно показывает, что ключевым звеном всех общественных отношений , рассматриваются отношения эвконолмические, то есть ориентированные на производство, перераспределение и потребление материальных благ. Но экономика, это всего лишь один из аспектов всей экологической и социальной структуры.
Современный конгломерат экономической теории и практики, построен на определенной системе ценностей и на определенном взгляде на человеческую природу. Если этот взгляд изменить, то нужно будет изменить почти все экономические теории.

Современная экономика появилась во времена научной революции в эпоху просвещения. В те времена, критическая аргументация, эмпиризм и индивидуализм, стали доминирующими ценностями.

Вместе с мирской и материалистической ориентацией, это привело к развитию производства личного имущества и предметов роскоши, а так же к манипулятивной ментальности прошлого века. Новые обычаи и виды деятельности привели к созданию новых социальных и политических институтов и направили экономическую науку, на стезю теоретизирования о наборе специфических видов экономической деятельности. Теперь эти виды деятельности — производство, распределение, кредитование и прочие, стали нуждаться вдруг в солидной поддержке. Они требуют не только описания, но и рационалистического объяснения. Изменение мироввозрения и ценностей в XVII веке, создало тот самый контекст для экономической мысли. Строго говоря, современнаяэкономика начинается с Уильяма Петти (современник Ньютона). Её общие контуры, обрисованны в книге Петти “Политическая арифметика”. Метод
Петти, состоял взамене слов и аргументов, числами, весами и мерами. Он выдвинул так же набор идей, ставших обязательной основой для теории Адама
Смита и поздних экономистов. Например идея объективного определения цен спросом и предложением, развитая в последствии Джоном Локком, или миф о свободном рынке, нашедший своё позднее завершение в концепции Адама Смита.

Вообще сегодняшняя экономика, является пережитком ХIX века и совершенно несостоятельна при решении современных проблем. Она фрагментарна и неполна, ограничивая чисто колличественным анализом и отказываясь от взгляда на реальную суть вещей. Фрагментарность и отсутствие ценностей, распространяется так же и на технологию, которая отстраняет людей и от созидительной и полезной работы, которая им больше всего по душе, предоставляя в то же время массу рутинной, фрагментарной и разобщающей работы, которая им вовсе не нравится. Все товары и труд сводятся лишь к их стоимостному выражению, а социальные и экономические издержки, порождаемые всеобщей экономической деятельностью, игнорируются. Частные доходы все в большей степени получаются за общественный счет и ценой ухудшения окружающей среды и общего качества жизни.

Британский экономист Фриц Шумахер, направленность разработок которого, соотносима с тенденциями новой научной парадигмы [1], считал, что концепция благосостояния должна быть отбросить свою скрытую суть, основанную на капитале и материальном потребленнии и переопределить её как
“человеческое обогащение”. Понятие прибыли, следует переосмыслить, что бы она значили только создание реального достатка, а не частную или общественную прибыль созданную за счет общественной эксплуатации.

Сегодняшний развал экономики, заставляет подвергнуть сомнеию базовые концепции современной экономики. Аномалии, которые экономисты не могут более игнориривать, уже болезненно сказываются на жизни каждого гражданина. Тупиковое положение в экономике (рост дефицитов и задолжностей, перед лицом продолжающегося разрушения окружающей среды; соседство нищеты с прогрессом; инфляция [2]) основанно на системе мышления, которая давно устарела и нуждается в пересмотре. “Экономическая наука “, возвела на престол самые непревлекательные из наших страстей: стяжательство, соперничество, обжорство, гордыню, эгоизм, узколобость и наконец обычную жадность. Главный недостаток современной экономики — конкуренция в ущерб кооперации. Социал - дарвинисты, ошиблись в том отношении, что они рассматривали природу поверхностным взглядом, и видели и видели только кровь на костях и зубы. Но они не видели молекулярного уровня кооперации, потому, что он слишком тонок.

Фундаментальная экономическая проблема, вытекающая из несбалансированности наших ценностей, состоит в увлечении неограниченным ростом и чрезмерной зависимисти экономики от энергии и ресурсов.
Экономический рост должен иметь качественную оценку преодолевающую искажение поня-

------
----------------------------------------------------------------------------
--- [1] Подробнее идеи Фрица Шумахера, излагаются в книге Фритьофа Капры
“Уроки мудрости” ИМТИ, 1996г.

[2] По мнению Хейзел Хендерсон - американского аналитика - инфляция — есть всего лишь сумма тех параметров которые экономисты упускают в своих моделях. тия эффективности. Эффективность должна иметь экологическую основу, то есть опираться на экосистемный уровень, а не на индивидуальный, коллективный или даже общественный. Человечество должно осознать свою органичную связь с Космосом — так можно было бы кратко резюмировать основную идею новой социальной парадигмы.

7. Известно, что новое это хорошо забытое старое. И каждая мысль которая к нам приходит, имеет свои корни в прошлом. Попытка перенести холистическое миропонимание новой парадигмы, на сферу социальных отношений и управления, приводит к представлениям, которые имеют прямые аналогии в древности. Примерно две с половиной тысычи лет назад, легендарный Лао-Цзы, оставил после себя поразительный литературно-философский памятник “Дао дэ цзин” — Книгу о пути и силе, ставшей в последствии катехизисом даоссов. В основе даосского видения мира, лежит понимание, что каждая вещь или событие, как таковое существует только в связи со всеми остальными. Земля и каждая вещь на земле неизбежно, “идут- вместе” с солнцем луной и звездами.
Они нуждаются друг в друге, точно так же, как нуждаются в своих элементах, из которых они составленны. По аналогии с этим солнце не было бы светом без глаз, равно, как Вселенная не могла бы “существовать” без сознания - и наоборот.Это принцип взаимного возникновения ( сян-шэн), о котором говорится во второй главе “Дао дэ цзин”.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.