рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Техническое знание: место и роль в жизни общества

Техническое знание: место и роль в жизни общества


Вологодский Государственный Технический Университет


Кафедра социально гуманитарных наук




РЕФЕРАТ

к кандидатскому экзамену по философии


«Техническое знание: место и роль в жизни

общества»




Выполнил:    аспирант Романов Д.В.

Кафедра:     ИТ

Научный руководитель: Мухин В.В.

Консультант: Оботурова Н.С.









Вологда

2001 год


Введение. 3

Понятие техники и технического знания. 5

Концепции техники и технического знания в философии.. 10

Обзор истории развития техники и технического знания.. 17

Формирование технического знания. 22

Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках.. 30

Социальный аспект технических знаний. 35

Заключение. 39

Список литературы... 41

 


Введение


Философия науки и философия техники занимают сегодня одно из ведущих мест в современной философии. Поэтому человек стремящийся углубить свое образование и внести свой пускай и небольшой вклад в науку должен обратить пристальное внимание на этот вопрос. Неудивителен, поэтому выбор темы философии техники и технического знания для аспиранта технического вуза, так как в этой теме затрагиваются если не все, то многие проблемы, с которыми ему неизбежно предстоит встретиться при осмыслении своей научной и профессиональной деятельности.

 Необходимо отметить, то обстоятельство, что если наука - древний объект философского исследования, то техника и технические знания стали предме­том профессионального философского анализа сравнительно не­давно. Долгое время само соединение слов философия и техника казалось противоестественным, так как термин “философия” является олицетворением теоретического освоения действительности, а термин “техника” – практического. Однако, на современном этапе развития стало ясно, что развитие техники невозможно без глубоких теоретических исследований, а для проведения исследований необходима современная техника.  Конечно же, мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и фи­лософских проблем техники, однако, первые зачатки именно “фило­софии техники” возникли в XIX веке в Германии, Франции, в на­чале XX века - в России. Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой про­блеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоф­флер и ряд других философов поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и гене­зисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.

Бурное развитие и усложнение техники и технических знаний обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир. Страны, обладающие передовой техникой и технологией имеют возможность доминировать в мире и диктовать свои правила другим, и к сожалению в какой-то мере и нам. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т. д. Технические знания все глубже проникают в обыденное сознание людей. В нашем веке это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Немаловажно и другое обстоятельство. Современная техника все больше создается усилиями коллективного творчества, особенно если речь идет о сложных системах. Она требует огромных затрат, нередко основывается на таких интенсивных процессах, которые могут быть опасны и разрушительны. Техника всегда связана с человеком. Люди и техника взаимодействуют между собой не только на производстве, но и в быту, в повседневной жизни. Это общение усиливается вместе с растущей интеграцией техники в  общественной жизни.


В своей работе я постарался рассмотреть актуальные на сегодняшний момент вопросы техники и технических знаний:

Во-первых, необходимо всесторонне рассмотреть понятие техники и технического знания в философии.

Во-вторых, необходимо рассмотреть различные концепции и направления в философии техники, потому что без их усвоения невозможно нормально рассуждать о специфике технического знания.

В-третьих, невозможно рассматривать технику и техническое знание статически, без учета их исторического развития. Техника возникла и развивалась вместе с человеком, проходила в своем развитии различные этапы и формы. Поэтому необходимо провести обзор истории развития техники и технического знания.

В-четвертых, техническое знание не существовало первоначально, оно формировалось в процессе технической деятельности человека. В процессе формирования оно прошло путь от устной информации, передаваемой от поколения к поколению, до систематизированных технических наук, построенных по образу и подобию фундаментальных наук. Поэтому вопрос формирования технического знания нельзя оставить без внимания.

И, наконец, невозможно игнорировать чрезвычайно возросшее значение техники и технического знания как реальной социокультурной силы. Необходимо рассмотреть вопросы ответственности и профессиональной этики инженерных работников.



Понятие техники и технического знания.


Понятие “техники” возникло еще в античном обществе и берет свое начало от греческого слова “техне”, означавшего умение, мастерство, искусную деятельность. Однако к сегодняшнему дню содержание понятия “техника” необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому, дать его адекватное определение стало делом чрезвычайно сложным. Многозначность в понимании техники и разнообразие определений техники неизбежно заставляет начать изучение проблемы с рассмотрения вопроса о том, какое содержание охватывает это понятие и обратить внимание на то, как в современных философских социологических теориях определяется термин “техника”. Прежде всего, обратимся к философскому энциклопедическому словарю.

Техника – (от  греческого “техне” - искусство, мастерство, умение) – система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие, образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации.[17 c.564]

Таким образом, техника - это феномен, требующий детального анализа и глубокого философского осмысления. Необходимо отметить особенность, заключающуюся в том, что хотя техника и является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, но как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии, то есть философия начала изучать феномен техники с явным опозданием. Античные концепции техники имели в виду скорее не технику, а искусство производства вещей, воплощающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного бытия. Французские и немецкие просветители, такие как Дидро и Даламбер, обратили внимание на ремесла и описали многие технические нововведения и изобретения. Гегель в своих трудах связал возникновение машины с разделением труда, дал первый философский анализ орудийного отношения человека к природе. Однако предпочтение, которое всегда оказывалось философией теоретическому знанию и разуму, теоретической установке перед практическим знанием и разумом, очевидно и было одной из причин того, что философия с явным опозданием обратилась к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека. Роль Маркса в социально-философском анализе техники для всех философов, работающих в этом направлении, является неоспоримой. Именно его труды сыграли громадную роль в повороте философии к технике. В них он дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего.

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание “Философия техники”, был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга “Основные направления философии техники” вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги “О долге и добре” (1898 год.) также посвятил “философии техники”. В конце XIX века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре “Технический итог XIX века” (1898 год.). Его работы были опубликованы также на немецком языке. Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось, прежде всего, к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования.


Сегодняшнее понимание термина “техника” имеет определенную преемственную связь с классическим его пониманием, с другой же стороны - оно в какой-то мере противоположно ему. Чтобы иметь четкое представление о сфере распространения технических явлений, более целесообразно поставить вопрос о тех сферах действительности, в которых может идти речь о технике сегодня.

“Та сфера действительности, которая может рассматриваться как область существования техники, по мнению Хайнриха Бека [3, с.25] - это неорганическая материя. Так, мы говорим о строительной технике, такой, например, как создание железобетонных сооружений или машиностроение, о деревообрабатывающей технике, электротехнике, теплотехнике, технике создания синтетических материалов или о технике производства материалов всякого рода, от стали до синтетического каучука, короче, о физико-химической технике”. Многие подразделяют ее еще на энергетическую технику (технику превращения сил и энергии) и технику материалов (техника преобразования вещества). Во всех этих случаях речь идет о формах техники и физико - химически понимаемой области неорганического.

И все же это - не единственная область проявления технического. В более широком смысле термина “техника” говорят также и о технике овощеводства, животноводства, о технике преобразования органической жизни в новые ее функции и формы. Современное понятие “биотехнология” позволяет включать в предметное поле техники всю биологию.

“Мы знаем также - если продолжить эту мысль - и о “технике” мышления и дискуссии, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о “технике любви”. Говорят также о технике руководства людьми и государством, о технике живописи, рисунка, игры на фортепьяно и так далее. Эти примеры, а также такие обобщающие термины, как “психотехника” и “социотехника”, свидетельствуют о том, что техника проникает даже в области психического, духовного и социального с целью внести в них изменения” [3, с.25]. Поэтому “техника” и в современном ее понимании не является чем-то ограниченным лишь сферой безжизненной материи. Она, напротив, охватывает все известные сферы бытия и отношений между людьми.


За всеми примерами техники, приведенными выше, лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию “техника” предельно широкое значение: “Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах”. Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между “техникой” и “не техникой”, поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.

Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и так далее, поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

Это отчетливо понимал уже в конце XIX века немецкий инженер Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией “Техника и культура”: “Не вещи или изобретения, но сопровождающие их идеи представляют то, что должно вызвать изменения, новшества... У нас пробило себе дорогу сознание, что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе” [8, стр.32]. Приобщение к технической цивилизации не дается одной лишь покупкой совершенных технических устройств – оно должно прививаться воспитанием, обучением, передачей технических знаний. Доказательством этому служит, по мнению Рело, современный ему Китай, “где весь отличный европейский материал, приобретенный покупкою, оказывается, по-видимому, бесполезным перед правильным нападением...” западных стран. Но это же относится и к промышленной сфере. Как только Китай отошел от традиционной схемы “закупки” на Западе машин и перешел к перестройке всей экономической, образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост.

Техника относится к сфере материальной культуры. Это – обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Так определяет технику на рубеже XIX— XX столетий П. К. Энгельмейер: “Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса” [11, стр.68]. Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.