Техническое знание: место и роль в жизни общества
Вологодский Государственный
Технический Университет
Кафедра социально гуманитарных наук
РЕФЕРАТ
к кандидатскому экзамену по философии
«Техническое знание: место и роль в
жизни
общества»
Выполнил: аспирант Романов Д.В.
Кафедра: ИТ
Научный руководитель: Мухин В.В.
Консультант: Оботурова Н.С.
Вологда
2001 год
Введение. 3
Понятие
техники и технического знания. 5
Концепции
техники и технического знания в философии.. 10
Обзор
истории развития техники и технического знания.. 17
Формирование
технического знания. 22
Фундаментальные
и прикладные исследования в технических науках.. 30
Социальный
аспект технических знаний. 35
Заключение. 39
Список
литературы... 41
Философия науки и философия техники
занимают сегодня одно из ведущих мест в современной философии. Поэтому человек
стремящийся углубить свое образование и внести свой пускай и небольшой вклад в
науку должен обратить пристальное внимание на этот вопрос. Неудивителен,
поэтому выбор темы философии техники и технического знания для аспиранта
технического вуза, так как в этой теме затрагиваются если не все, то многие
проблемы, с которыми ему неизбежно предстоит встретиться при осмыслении своей
научной и профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, то обстоятельство,
что если наука - древний объект философского исследования, то техника и
технические знания стали предметом профессионального философского анализа
сравнительно недавно. Долгое время само соединение слов философия и техника
казалось противоестественным, так как термин “философия” является
олицетворением теоретического освоения действительности, а термин “техника” –
практического. Однако, на современном этапе развития стало ясно, что развитие
техники невозможно без глубоких теоретических исследований, а для проведения
исследований необходима современная техника. Конечно же, мыслители Древней
Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обращались к рассмотрению
теоретических и философских проблем техники, однако, первые зачатки именно
“философии техники” возникли в XIX веке в Германии, Франции, в начале XX века
- в России. Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой
проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд
других философов поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе
техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах
будущего развития.
Бурное развитие и усложнение техники и
технических знаний обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир.
Страны, обладающие передовой техникой и технологией имеют возможность
доминировать в мире и диктовать свои правила другим, и к сожалению в какой-то
мере и нам. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы
и институты как экономика, экология, наука, политика и т. д. Технические знания
все глубже проникают в обыденное сознание людей. В нашем веке это
принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в
фактор, определяющий будущее человечества. Немаловажно и другое обстоятельство.
Современная техника все больше создается усилиями коллективного творчества,
особенно если речь идет о сложных системах. Она требует огромных затрат,
нередко основывается на таких интенсивных процессах, которые могут быть опасны
и разрушительны. Техника всегда связана с человеком. Люди и техника
взаимодействуют между собой не только на производстве, но и в быту, в
повседневной жизни. Это общение усиливается вместе с растущей интеграцией
техники в общественной жизни.
В своей работе я постарался рассмотреть
актуальные на сегодняшний момент вопросы техники и технических знаний:
Во-первых, необходимо всесторонне
рассмотреть понятие техники и технического знания в философии.
Во-вторых, необходимо рассмотреть различные
концепции и направления в философии техники, потому что без их усвоения
невозможно нормально рассуждать о специфике технического знания.
В-третьих, невозможно рассматривать технику
и техническое знание статически, без учета их исторического развития. Техника
возникла и развивалась вместе с человеком, проходила в своем развитии различные
этапы и формы. Поэтому необходимо провести обзор истории развития техники и
технического знания.
В-четвертых, техническое знание не
существовало первоначально, оно формировалось в процессе технической
деятельности человека. В процессе формирования оно прошло путь от устной
информации, передаваемой от поколения к поколению, до систематизированных
технических наук, построенных по образу и подобию фундаментальных наук. Поэтому
вопрос формирования технического знания нельзя оставить без внимания.
И, наконец, невозможно игнорировать
чрезвычайно возросшее значение техники и технического знания как реальной
социокультурной силы. Необходимо рассмотреть вопросы ответственности и
профессиональной этики инженерных работников.
Понятие “техники” возникло еще в античном
обществе и берет свое начало от греческого слова “техне”, означавшего умение,
мастерство, искусную деятельность. Однако к сегодняшнему дню содержание понятия
“техника” необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому, дать его адекватное
определение стало делом чрезвычайно сложным. Многозначность в понимании техники
и разнообразие определений техники неизбежно заставляет начать изучение
проблемы с рассмотрения вопроса о том, какое содержание охватывает это понятие
и обратить внимание на то, как в современных философских социологических
теориях определяется термин “техника”. Прежде всего, обратимся к философскому
энциклопедическому словарю.
Техника – (от
греческого “техне” - искусство, мастерство, умение) – система искусственных
органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса
опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний
путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с
людьми, создающими ее и приводящими в действие, образует составную часть
производительных сил общества и является показателем тех общественных
отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой
общественной формации.[17 c.564]
Таким образом, техника - это феномен,
требующий детального анализа и глубокого философского осмысления. Необходимо
отметить особенность, заключающуюся в том, что хотя техника и является настолько же
древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле
зрения философов, но как самостоятельная философская дисциплина философия
техники возникла лишь в XX столетии, то есть философия начала изучать феномен
техники с явным опозданием. Античные концепции техники имели в виду скорее не
технику, а искусство производства вещей, воплощающее в себе знание, подражающее
природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного
бытия. Французские и немецкие просветители, такие как Дидро и Даламбер,
обратили внимание на ремесла и описали многие технические нововведения и
изобретения. Гегель в своих трудах связал возникновение машины с разделением
труда, дал первый философский анализ орудийного отношения человека к природе.
Однако предпочтение, которое всегда оказывалось философией теоретическому
знанию и разуму, теоретической установке перед практическим знанием и разумом,
очевидно и было одной из причин того, что философия с явным опозданием
обратилась к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека. Роль
Маркса в социально-философском анализе техники для всех философов, работающих в
этом направлении, является неоспоримой. Именно его труды сыграли громадную роль
в повороте философии к технике. В них он дал не только экономический анализ
роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие
машинного способа производства на рабочего.
Первым, кто внес
в заглавие своей книги словосочетание “Философия техники”,
был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга “Основные направления философии
техники” вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред
Бон одну из глав своей книги “О долге и добре”
(1898 год.) также посвятил “философии техники”. В конце XIX века российский
инженер П.К. Энгельмейер
формулирует задачи философии техники в своей
брошюре “Технический итог XIX века” (1898 год.).
Его работы были опубликованы также на немецком языке. Однако только в XX веке
техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом
систематического изучения. Не только философы, но и
сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Можно
сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность
философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее
созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно
оптимистической оценке достижений и перспектив
современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде
возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного
общества, и внимание привлекалось, прежде всего, к
его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала
предметом специального анализа и исследования.
Сегодняшнее понимание термина “техника”
имеет определенную преемственную связь с классическим его пониманием, с другой
же стороны - оно в какой-то мере противоположно ему. Чтобы иметь четкое
представление о сфере распространения технических явлений, более целесообразно
поставить вопрос о тех сферах действительности, в которых может идти речь о
технике сегодня.
“Та сфера действительности, которая может
рассматриваться как область существования техники, по мнению Хайнриха Бека [3,
с.25] - это неорганическая материя. Так, мы говорим о строительной технике,
такой, например, как создание железобетонных сооружений или машиностроение, о
деревообрабатывающей технике, электротехнике, теплотехнике, технике создания
синтетических материалов или о технике производства материалов всякого рода, от
стали до синтетического каучука, короче, о физико-химической технике”. Многие
подразделяют ее еще на энергетическую технику (технику превращения сил и
энергии) и технику материалов (техника преобразования вещества). Во всех этих
случаях речь идет о формах техники и физико - химически понимаемой области
неорганического.
И все же это - не единственная область
проявления технического. В более широком смысле термина “техника” говорят также
и о технике овощеводства, животноводства, о технике преобразования органической
жизни в новые ее функции и формы. Современное понятие “биотехнология” позволяет
включать в предметное поле техники всю биологию.
“Мы знаем также - если продолжить эту мысль
- и о “технике” мышления и дискуссии, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о
“технике любви”. Говорят также о технике руководства людьми и государством, о
технике живописи, рисунка, игры на фортепьяно и так далее. Эти примеры, а также
такие обобщающие термины, как “психотехника” и “социотехника”, свидетельствуют
о том, что техника проникает даже в области психического, духовного и
социального с целью внести в них изменения” [3, с.25]. Поэтому “техника” и в
современном ее понимании не является чем-то ограниченным лишь сферой
безжизненной материи. Она, напротив, охватывает все известные сферы бытия и
отношений между людьми.
За всеми примерами техники, приведенными
выше, лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию “техника” предельно широкое значение: “Всякая деятельность и
прежде всего всякая профессиональная деятельность
нуждается в технических правилах”. Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной
деятельности, в которой успех достигается указанием
в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически
задает границы между “техникой” и “не техникой”, поскольку к
сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.
Технические знания воплощаются не только
через техническую
деятельность в разного рода технических устройствах, но
и в статьях, книгах, учебниках и так далее, поскольку без налаженного механизма продуцирования,
накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном
обществе было бы невозможно.
Это отчетливо понимал уже в конце XIX века
немецкий инженер Франц Рело,
выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией “Техника и
культура”: “Не вещи или изобретения, но сопровождающие
их идеи представляют то, что должно вызвать изменения,
новшества... У нас пробило себе дорогу сознание,
что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе” [8, стр.32]. Приобщение
к технической цивилизации не дается одной лишь покупкой
совершенных технических устройств – оно должно прививаться
воспитанием, обучением, передачей технических знаний.
Доказательством этому служит, по мнению Рело, современный
ему Китай, “где весь отличный европейский материал,
приобретенный покупкою, оказывается, по-видимому, бесполезным
перед правильным нападением...” западных стран. Но
это же относится и к промышленной сфере. Как только
Китай отошел от традиционной схемы “закупки” на Западе
машин и перешел к перестройке всей экономической,
образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый
технический и экономический рост.
Техника относится к сфере материальной
культуры. Это – обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства
общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах.
Так определяет технику на рубеже XIX— XX столетий П.
К. Энгельмейер: “Своими приспособлениями она
усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и
вообще увеличивает производительность труда. Наконец,
облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению
новых... Техника покорила нам пространство и время,
материю и силу и сама служит той силой, которая
неудержимо гонит вперед колесо прогресса” [11, стр.68].
Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной
культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам
материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов.
В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией
технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древнем мире и в
средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита)
и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|