рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Взгляды Платона на воспитание

Также должны быть установлены должностные лица за наблюдением правильного развития рук у детей — одни при обучении, другие — при играх и воспитании. (VII, 795d). И еще одно должностное лицо, “выбранное для попечения над музыкой”, следит за соответствием музыкального оформления песен и плясок «священным» стандартам (VII, 813a).

Таким образом, система воспитания Платона не представляет из себя чегото замкнутого и оторванного от реальности. В основу была положена мыслителем афинская система воспитания с ее идеалом «калокагатии», а спартанская система привнесена в качестве элемента «милитаризованного» гимнастического воспитания. Наряду с этими наиважнейшими частями воспитания, религиозное воспитание представляет необходимую составляющую часть системы воспитания, поскольку вмещает в себя практически все средства и методы воспитания. При этом роль государства в системе воспитания Платона является доминирующей и определяющей.



Заключение

Таким образом, в результате исследования можно сделать следующие выводы. Взгляды Платона на воспитание оформлялись под влиянием исторической действительности, а именно под влиянием кризиса полисной организации, который в IV в. до н.э. стал уже несомненным фактом.

Мыслитель посвятил решению этой насущной проблемы два наиболее обширных и фундаментальных диалога — «Государство» и «Законы», где представил во всей полноте свою концепцию преобразования общества на идеальных началах. В основу этих проектов Платон положил тщательно продуманную систему воспитания. Обращение к вопросам воспитания вполне объяснимо с точки зрения того, что полис представлял из себя, прежде всего коллектив граждан, от которого зависело какой будет жизнь в полисе, да и каким будет сам полис, как форма организации жизни граждан. Поэтому просчеты в воспитании могли отразиться крайне негативным образом.

Платон дважды обращается к переустройству полиса и воспитанию граждан, способных в нем жить. Это означает, что для мыслителя данные вопросы стояли крайне остро и он находился в состоянии постоянного творческого поиска этих наилучших форм общежития и наилучшего воспитания.

Нельзя разделять взгляды Платона на воспитание на две различные системы. Можно отметить лишь особенности проектов и в связи с особенностями говорить о различных постановках целей воспитания.

В первом проекте он видит возможным добиться осуществления совершенного общежития за счет улучшения посредством воспитания узкой прослойки граждан, которые называются “стражами”. Во втором проекте — за счет воспитания законопослушности всех граждан.

В том и другом случае граждане должны быть подготовлены к осуществлению определенных общественных функций. В основу воспитания, необходимых для этого качеств, Платон положил афинский идеал воспитания — калокагатию, который заключается в гармоничном развитии в человеке духовного и физического начал. Поэтому наиважнейшими в системе воспитания выделяются мусическое и гимнастическое воспитания.

С помощью первого, мыслитель предлагает нравственные качества, а с помощью второго — физические. В идеале гражданин должен представлять добродетельного, физически развитого, в военном отношении подготовленного человека. В ходе анализа средств и методов гимнастического воспитания можно придти к выводу о том, что Платон, при его изложении и рассмотрении, ориентировался на пример Спарты (возможно в силу внешних факторов — поражения Афин в Пелопоннесской войне).

В виде важной составляющей системы воспитания Платона можно выделить религиозное воспитание. Такая заинтересованность в вопросе обусловлена тем, что в качестве одной из ценностей совершенного полиса, Платон выделяет (берет из действительности) почитание богов.

В целом система ценностей, на которую ориентированно воспитание мыслителя, несет в себе идею единства, так не хватавшей полису в действительности.

Таким образом, взгляды Платона на воспитание не представляют из себя нечто замкнутое и оторванное от действительной жизни. Много из того, что было предложено им, уже имело место в существующей практике. Заслуга мыслителя заключается в том, что он сумел выбрать самое лучшее и использовать в своих теоретических построениях.

ПРИМЕЧАНИЯ К ВВЕДЕНИЮ

1.  Иной точки зрения придерживается Фролов Э.Д., который считает, “что греко-персидские войны, доказав свое преимущество перед восточной деспотией резко стимулировали общественный прогресс, который заключил в себе исторические основания кризиса полиса»: “Пелопонесская война не была причиной кризиса, она лишь ускорила его наступление”. (Фролов Э.Д. Огни Диоскуров, Л., 1984, С. 56.)

В целом по проблеме кризиса полиса можно выделить исследование Глускиной Л.М.: Проблемы кризиса полиса // Античная Греция. М., 1983, Т.2. С.5–43.

2.       Подробнее о межполисных отношениях и о войнах в конце V– середины IV в. до н. э. См.: Исаева В.И. Принципы межполисных отношений в конце V– середины IV в. до н. э.// Античная Греция. М., 1983, Т.2. С.73 – 121.

3.       О монархической идеи см.: Фролов Э.Д. Младшая тирания. // Античная Греция. М., 1983. Т. 2. С.121 – 157.

4.       Об идеи панэллинизма см.: Фролов Э.Д. Панэллинизм в политике IV в. до н. э.// Античная Греция. М., 1983. Т. 2. С.157 – 208.

5.       Платон. Государство. Перевод с греческого Карпова В.Н. // Сочинения. СПб., 1863. Ч.3.

6.       Платон. Государство. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в трех томах (четырех книгах). М., 1972. Т.3.

7.       Платон. Государство. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т.3.

8.       Диаген Лаэртский.// Учебники платоновской философии. М., 1995.

9.       Платоновские разговоры о законах. Перевод Оболенского В.   М., 1827.

10.  Платон. Законы. Перевод осуществлен под редакцией Жебелева С.А., Карсавина Л.П., Радлова Э.Л // Полное собрание творений Платона в 15 томах. Петроград, 1923. Т. XIII – XIV.

11.  Платон. Законы. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в трех томах (четырех книгах). М., 1972. Т.3. Ч.2.

Платон. Законы. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т.4.

12.  Бузескул В.П. Школьное дело у древних греков по новым данным // Вестник Европы. СПб., 1911. Апрель. Он же. Современные темы в античной Греции // Вестник Европы. СПб., 1911. Август, сентябрь.

13.  Кареев Н.И. Государство — город античного мира. СПб., 1903. Гл. XIV. С. 205 – 231.

14.  Новосадский Н.И. Педагогические идеалы Платона // Варшавские университетские известия 1904. №1.

15.  Лурье С.Я. История Древней Греции. М., 1990 (переиздано 1940г.), С.528 – 530.

16.  Сергеев В.С. История древней Греции. М., 1948. С.325 – 330., История древнего мира М., 1952. С.361 – 362.

17.  Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей. М., 1975. С.9 – 64.

181.Евдокимов Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве платоновских «Законов» // Платон и его эпоха. М., 1979. С.191 – 212.

182.Там же. С.210.

19.  Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989. С.156.

20.  Фролов Э.Д. Факел Прометея (очерки античной общественной мысли). Л., 1991. С. 420 – 426.

21.  Виндельбанд В. История древней философии. М., 1911. С.180 – 231.

22.  Этот факт отмечает Абрамов А.И.: Платон в России // Русская философия. Словарь. М., 1995. С.378.

23.  Грот Н.Я. Очерк философии Платона. М., 1896.

24.  Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.. 1915. Ч.2. С.17 – 26.

25.  Тахо–Годи А.А. Миф у Платона как действительное и воображаемое // Платон и его эпоха. М., 1979. С.58 – 83.

261.Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965. Он же. Античная философия М., 1976.

262.Асмус В.Ф. Историко-философские этюды античной философии. М., 1984. С. 3 – 45.

27.  Зоргенфрей Г.Г. Социальная педагогика Платона // Журнал министерства народного просвещения. 1906. Ч. VI №12. С. 188 – 202.

28.  Шостьин А.П. Нравственно воспитательное значение музыки по воззрениям Платона и Аристотеля. Сергиев Посад, 1898.

29.  Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М.. 1913.

30.  История педагогики. М., 1987.

311.Медынский Е.Н. Воспитание в древнем мире // Очерки по истории педагогики. М., 1952.

312.Там же. С. 14

32.  Журковский Г.Е. Очерки истории античной педагогики. М.. 1963.

33.  Татаркевич В. Античная эстетика. М.. 1977.

34.  Боннар А. Греческая цивилизация // Сочинения в трех томах. М., 1991. Т.3.

35.  История греческой литературы // под общей редакцией Соболевского С.И., Грабарь–Пассек М.Е., Петровского Ф.А. М.. 1955. Т.2. С. 180 – 199.

36.  Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М.. 1982. С. 392 – 398.

37.  Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987. С. 187 – 188.

38.  Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991 (переиздание).

391.Нерсесянц В.С. Политические учения древней Греции. М., 1979.

История политических и правовых учений // под общей редакцией Нерсесянца В.С. М., 1996.

392.Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984.

40.  Большая Советская энциклопедия // 2-е издание. М., 1955. Т.33. С.222.; Большая Советская энциклопедия // 3-е издание. М., 1975. Т.20. С.15.; Настольный энциклопедический словарь // издание товарищества А.   Гранат и Ко. М., 1884. Т.6. С. 3921.; Педагогическая энциклопедия. М.. 1966. Т.3. С.414.; Педагогический словарь. М., 1960. С. 134.; Словарь эстетика. М., 1989. С. 258 – 259.; Советская энциклопедия. М., 1968. Т.11. С.203.; Философский энциклопедический словарь. М.. 1989. С. 480.; Энциклопедия // издание Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. СПб., 1898. Т.46. С. 846.


ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ I

1.     В исследовании были использованы работы по проблеме полиса в целом и по кризису полиса, в частности. Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996. Глускина Л.М. Проблемы кризиса полиса.// Античная Греция. М., 1983. Т.2. Древняя Греция.// Под ред. Струве В.В. М., 1956. Кошеленко Г.А. Греческий полис и проблемы развития экономики. // Античная Греция. М., 1983. Т.1. Его же. Греческий полис на эллинистическом востоке. М., 1973. Фролов Э.Д. Младшая тирания. // Античная Греция. М., 1983. Т.2. Его же. Панэллинизм в политике IV в. до н.э. // Указ. соч. Его же. Огни Диоскуров. Л., 1984.

2.     Фролов Э.Д. Младшая тирания. // Античная Греция. М., 1983. Т.2. С.121.

3.     Исследование специально не останавливается на политических особенностях идеального государства Платона. См.: Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. Его же. Платон. М., 1984.

4.     По мнению Фролова Э.Д. “перестройка на идеальных началах казалась Платону не возможной без совершенства отдельных граждан”. См.: Факел Прометея. Л., 1991. С. 410.

5.     Мишулин А.В. считает, что в «Государстве» и «Законах» отражена злободневная для того периода времени проблема — “передвижение земельной собственности”. См.: Утопический план аграрной магнезии (по «Законам» Платона). // ВДИ. 1938.№3(4). С.92–117.

6.     Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991.

7.     Карпюк С.Г. OCLOS от Эсхила до Аристотеля: история слова в контексте истории афинской демократии. // ВДИ. 1995. №4. С.35–51.

8.     Маринович Л.П. Греческое наемничество IV в. до н.э. и кризис полиса. М., 1975. Исследовательница продемонстрировала свой подход к кризису полиса, предложив не считать кризис полиса “заранее данной … причиной развития наемничества”. С.5.

9.     Фролов Э.Д. считает, что Платон приходит к такому решению из-за неспособности современных политиков “вывести государственный мир греков из того хаоса, куда он погрузился”. См.: Факел Прометея. Л., 1991. С. 406.

10.  Гуторов В.А. приводит различные точки зрения исследователей на трехсословную структуру идеального полиса Платона. См.: Античная социальная утопия. Л., 1989. С. 157–159.

11.  Глускина Л.М. Проблемы кризиса полиса.// Античная Греция. М., 1983. Т.2. С. 121–123.

12.  Асмус В.Ф. об этом положении Платона отозвался следующим образом: “С редким ригоризмом Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством”. См.: Платон. М., 1969. С. 179.

13.  Кареев Н.И. Государство — город античного мира. СПб., 1903. Гл. XIV. С. 205–231.

14.  Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 408.

15.  Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей. М., 1975. С. 29–32.

16.  Асмус В.Ф. склонен к другому переводу этого слова — “сдерживающая мера”. См.: Платон. М., 1969. С. 156.

17.  Асмус В.Ф. Платон. М., 1969. С. 154.

18.  В частности, см.: Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989. С. 156, Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 408.

19.  Карпюк С.Г. Указ. соч.

20.  В целом, о мифотворчестве Платона см.: Тахо – Годи А.А. Миф у Платона как действительной и воображаемое. // Платон и его эпоха. М., 1979. Интересно также объяснение платоновского мифа у Фролова Э.Д.: “миф — историческое, легендарное предание представляет благодаря своей неопределенности широкие возможности для поиска и нахождения идеальных порядков, а также дает возможность преодолевать все барьеры, которые ставит действительность по отношению к идеальному государству и обществу”. См.: Факел Прометея. Л., 1991. С. 414.

21.  Нерсесянц В.С. Платон М.. 1984. С. 39.

22.  Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989. С. 167.

23.  Можно сделать предположение, что изменение целей воспитания Платоном связано с его неудачными попытками воплощения на практике замыслов преобразования общества. Подробнее об этом см.: Гуторов В.А. Политическая теория и политическая практика эпохи кризиса греческого полиса (о платоновском государственном деятеле). // Политические деятели античности средневековья и нового времени. Межвузовский сборник. Л., 1983. С. 28–37. Его же. Античная социальная утопия. Л., 1989. С. 147–149.


ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ II

1.     Вопросы образования в исследовании затрагиваться не будут.

2.     Медынский Е. Н. выводит цели воспитания из философских установок Платона –– “с помощью воспитания Платон пытается приблизить мир реальный к миру идей”. См.: Очерки по истории педагогики. М., 1952. С.14.

3.     Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л., 1989. С. 164.

4.     Там же.

5.     Деление возрастных групп дается по: Зоргенфрей Г.Г. Социальная педагогика Платона // Журнал министерства народного просвещения. 1906. Ч. VI. №12. С. 188 — 202.; Новосадский Н.И. Педагогические идеалы Платона // Варшавские университетские известия. 1904. №1.

6.     Лосев А.Ф. Платон // Лосев А.Ф., Тахо–Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. С.8.

7.     Подробнее о вопросах эстетики во взглядах Платона на воспитание см.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.; Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.; История греческой литературы // под общей ред. Соболевского С.И., Грабарь–Пассек М.Е., Петровского Ф.А. М., 1955. Т.2. С. 180–199.; Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987. С. 187–188.

8.     Волгин В.П. выделяет такие нравственные качества, как “мужество, рассудительность, чувство справедливости”. См. Очерки истории социалистических идей. М., 1975. С. 34.

9.     Волгин В.П. считает, что в «Законах» задачи воспитания у Платона нацелены на закрепление законопослушности и преданности традициям. См. Там же. С. 36.

10.  Подробнее об этом см.: Журковский Г.Е. Очерки истории античной педагогики. М., 1963. С. 214–220.; Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М.. 1982. С. 352.

11.  Боннар А. считает, что “под музыкой разумеется все: поэзия, музыка в собственном смысле слова и танец”. См.: Греческая цивилизация // Сочинения в трех томах. М., 1991. Т.3. С. 118.

12.  Подробнее о музыке в системе воспитания Платона см.: Шостьин А.П. Нравственно воспитательное значение музыки по воззрениям Платона и Аристотеля. Сергиев Посад, 1898.

13.  Шостьин А.П. выделяет в системе воспитания Платона и “не правильное обращение к музыке”. Там же. С. 3–4.

14.   Новосадский Н.И. Указ. соч. С.12.

15.   Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1913. С. 43.

16.  Новосадский Н.И. Указ. соч. С.7.

17.  Интересно для сравнения спартанское воспитание. См.: Кареев Н.И. Государство — город античного мира. СПб., 1903. Гл. XI. С. 147 – 165.

18.  Новосадский Н.И. Указ. соч. С.5.

19.  Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 424.

20.  Журковский Г.Е. считает, что с помощью этих игр Платон “навязывает ребенку то, что угодно окружающим его взрослым”. Указ. соч. С. 244.

21.  См.: «Государство», VII, 514a–521c.; Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона // Сочинения. М., 1993.

22.  Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991 (переиздание). С.101.

23.  На это обращал внимание Асмус В.Ф. Историко-философские этюды античной философии. М., 1984. С. 30.

24.  Подобные аналогии проводит в своей работе Гиро П. Указ. соч. С. 31.

25.  Подробнее об этом см.: Евдокимов Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве платоновских «Законов» // Платон и его эпоха. М., 1979. С.191 – 212.; Журковский Г.Е. Указ. соч. С. 240–241.

26.  Учителя не пользовались большим почетом и уважением в обществе. Подробнее об этом см.: Штаерман Е.М. В афинской школе // Древняя Греция. М., 1974. С.211–217.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Источники

1.1.         Платон. Государство. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т.3.

1.2.         Платон. Законы. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т.4.

2.                 Литература

2.1.         Абрамов А.И.: Платон в России // Русская философия. Словарь. М., 1995.

2.2.         Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987.

2.3.         Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.

2.4.         Асмус В.Ф. Античная философия М., 1976.

2.5.         Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965.

2.6.         Асмус В.Ф. Историко-философские этюды античной философии. М., 1984.

2.7.         Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.

2.8.         Боннар А. Греческая цивилизация // Сочинения в трех томах. М., 1991. Т.3.

2.9.         Бузескул В.П. Школьное дело у древних греков по новым данным // Вестник Европы. СПб., 1911. Апрель.

2.10.    Бузескул В.П. Современные темы в античной Греции // Вестник Европы. СПб., 1911. Август, сентябрь.

2.11.    Виндельбанд В. История древней философии. М., 1911.

2.12.    Винничук Л. Люди, нравы, обычаи древних Греции и Рима. М., 1988.

2.13.    Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей. М., 1975.

2.14.    Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1913.

2.15.    Глускиной Л.М.: Проблемы кризиса полиса // Античная Греция. М., 1983, Т.2.

2.16.    Грот Н.Я. Очерк философии Платона. М., 1896.

2.17.    Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989.

2.18.    Гуторов В.А. Политическая теория и политическая практика эпохи кризиса греческого полиса (о платоновском государственном деятеле). // Политические деятели античности средневековья и нового времени. Межвузовский сборник. Л., 1983.

2.19.    Диаген Лаэртский.// Учебники платоновской философии. М., 1995.

2.20.    Древняя Греция.// Под ред. Струве В.В. М., 1956.

2.21.    Евдокимов Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве платоновских «Законов» // Платон и его эпоха. М., 1979.

2.22.    Журковский Г.Е. Очерки истории античной педагогики. М.. 1963.

2.23.    Зоргенфрей Г.Г. Социальная педагогика Платона // Журнал министерства народного просвещения. 1906. Ч. VI №12.

2.24.    Исаева В.И. Принципы межполисных отношений в конце V– середины IV в. до н. э.// Античная Греция. М., 1983, Т.2.

2.25.    История греческой литературы // под общей редакцией Соболевского С.И., Грабарь–Пассек М.Е., Петровского Ф.А. М.. 1955. Т.2.

2.26.    История педагогики. М., 1987.

2.27.    История политических и правовых учений // под общей редакцией Нерсесянца В.С. М., 1996.

2.28.    Кареев Н.И. Государство — город античного мира. СПб., 1903. Гл. XIV. Гл. XI.

2.29.    Карпюк С.Г. OCLOS от Эсхила до Аристотеля: история слова в контексте истории афинской демократии. // ВДИ. 1995. №4.

2.30.    Кошеленко Г.А. Греческий полис и проблемы развития экономики. // Античная Греция. М., 1983. Т.1.

2.31.    Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом востоке. М., 1973.

2.32.    Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.

2.33.    Лосев А.Ф. Платон // Лосев А.Ф., Тахо–Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

2.34.    Лурье С.Я. История Древней Греции. М., 1990 (переиздано 1940г.).

2.35.    Маринович Л.П. Греческое наемничество IV в. до н.э. и кризис полиса. М., 1975.

2.36.    Медынский Е.Н. Воспитание в древнем мире // Очерки по истории педагогики. М., 1952.

2.37.    Мишулин А.В. Утопический план аграрной магнезии (по «Законам» Платона). // ВДИ. 1938.№3(4).

2.38.    Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984.

2.39.    Нерсесянц В.С. Политические учения древней Греции. М., 1979.

2.40.    Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991 (переиздание).

2.41.    Новосадский Н.И. Педагогические идеалы Платона // Варшавские университетские известия 1904. №1.

2.42.    Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М.. 1982.

2.43.    Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М.. 1913.

2.44.    Сергеев В.С. История древней Греции. М., 1948. С.325 – 330., История древнего мира М., 1952.

2.45.    Татаркевич В. Античная эстетика. М.. 1977.

2.46.    Тахо–Годи А.А. Миф у Платона как действительное и воображаемое // Платон и его эпоха. М., 1979.

2.47.    Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.. 1915. Ч.2.

2.48.    Фролов Э.Д. Младшая тирания. // Античная Греция. М., 1983. Т. 2.

2.49.    Фролов Э.Д. Огни Диоскуров, Л., 1984.

2.50.    Фролов Э.Д. Панэллинизм в политике IV в. до н. э.// Античная Греция. М., 1983. Т. 2.

2.51.    Фролов Э.Д. Факел Прометея (очерки античной общественной мысли). Л., 1991.

2.52.    Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе. М., 1984.

2.53.    Шостьин А.П. Нравственно воспитательное значение музыки по воззрениям Платона и Аристотеля. Сергиев Посад, 1898.

2.54.    Штаерман Е.М. В афинской школе // Древняя Греция. М., 1974.

2.55.    Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона // Сочинения. М., 1993.

3.                 Справочная литература

3.1.         Большая Советская энциклопедия // 2-е издание. М., 1955. Т.33.

3.2.         Большая Советская энциклопедия // 3-е издание. М., 1975. Т.20.

3.3.         Настольный энциклопедический словарь // издание товарищества А. Гранат и Ко. М., 1884. Т.6.

3.4.         Педагогическая энциклопедия. М.. 1966. Т.3.

3.5.         Педагогический словарь. М., 1960.

3.6.         Словарь эстетика. М., 1989.

3.7.         Советская энциклопедия. М., 1968. Т.11.

3.8.         Философский энциклопедический словарь. М.. 1989.

3.9.         Энциклопедия // издание Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. СПб., 1898. Т.46.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.