Формы и методы бюджетного регулирования (на примере правоохранительных органов)
Дипломная
работа
«Формы
и методы бюджетного регулирования»
(на
примере правоохранительных органов)
С О
Д Е Р Ж А Н И Е:
Введение............................................................................................................................................ 3
Глава 1. Теоретические,
методологические и правовые вопросы бюджетного регулирования 6
1.1.Основы и принципы
функционирования бюджетной системы Российской Федерации 6
1.1.1. Бюджетная система
Российской Федерации............................................................................................................ 6
1.1.2.Сущность бюджетного
регулирования..................................................................................................................... 10
1.1.3.Принципы
функционирования бюджетной системы Российской Федерации............................................... 16
1.2. Формы и методы
бюджетного регулирования................................................................ 22
1.2.1.Обзор форм и методов
бюджетного регулирования............................................................................................. 22
1.2.2. Револьверное
финансирование (метод переходящих расходов)........................................................................ 30
1.2.3. Программно-целевое
финансирование................................................................................................................... 31
1.3.Методики выделения
финансовой помощи регионам................................................... 34
1.4.Зарубежный опыт
бюджетного регулирования................................................................ 42
Глава 2. Анализ практики
бюджетного регулирования в системе органов внутренних дел, судебной и
уголовно-исполнительной системах......................................................................................... 49
2.1. Экономический подход к
производству правопорядка................................................. 49
2.1.1.Правопорядок как
экономическое благо................................................................................................................. 49
2.1.2.Структура производства
правопорядка как экономического блага.................................................................. 51
2.2.Методы бюджетного
регулирования системы правопорядка....................................... 55
2.2.1. Актуальные вопросы
финансирования системы правопорядка....................................................................... 55
2.2.2.Методы бюджетного
регулирования судебной системы..................................................................................... 60
2.2.3.Финансы уголовно-исполнительной
системы........................................................................................................ 64
2.2.4.Методы бюджетного
регулирования в системе органов внутренних дел........................................................ 70
2.3.Анализ практики
бюджетного регулирования РУВД Центрального района г. Санкт-Петербурга....................................................................................................................................................... 75
Заключение..................................................................................................................................... 82
Список литературы..................................................................................................................... 86
Приложения................................................................................................................................... 90
Актуальность темы дипломного исследования. Формирование
механизма эффективного бюджетного регулирования в России представляет собой
сложный процесс, связанный с преодолением юридических, социально-экономических,
организационных, психологических и иных трудностей. На современном этапе
реформирования бюджетной сферы требуется дальнейшая теоретическая разработка
стадий бюджетного процесса, в то же время необходимы практические рекомендации
по его совершенствованию и оптимизации.
Важнейшим качеством бюджетной системы страны с
точки зрения, как правовых установлений, так и экономического содержания
является ее целостность. Ни один из уровней этой системы не может считаться
важнее другого: каждому отводится своя роль, и любой из них не заменим в едином
механизме финансового обеспечения жизнедеятельности государства. Но в нынешней
российской ситуации явным фаворитом выступает федеральный бюджет, к которому
прикован основной политический и научный интерес, в несколько меньшей степени
привлекают внимание проблемы региональных бюджетов, да и то в контексте их
взаимодействия с тем же федеральным бюджетом.
Достоинством бюджетного регулирования в условиях
демократичной политической системы является его открытость и гласность,
невозможность для государства пренебречь общественным мнением и интересами всех
участников бюджетного процесса.
В ходе мобилизации в бюджет денежных средств
затрагиваются интересы большого числа субъектов, выступающих в качестве
налогоплательщиков и плательщиков сборов. Заинтересованы в выгодном для них
распределении и получатели бюджетных средств, которым определенная часть
средств выделяется в порядке бюджетного регулирования.
Эффективность бюджетного регулирования во многом
зависит от его правового и научно-методического обеспечения, учета зарубежного
опыта в бюджетной сфере, оптимальности организации стадий, успешности
социально-экономического развития в целом, а также иных объективных и
субъективных факторов.
Актуальность изучения проблемы бюджетного
регулирования обусловлена также тем обстоятельством, что в последние годы
субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь
в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не
сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие
этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью,
что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия
между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный
сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства. Поэтому
упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом
является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления
российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.
Отсутствие эффективных стимулов повышения
доходности территориальных бюджетов привело к появлению большого числа
хронически дотационных территорий. С другой стороны, плановое выравнивание
территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и
субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не
способствует развитию их хозяйственной инициативы.
Негативное влияние имеет преимущественное
финансирование отраслевых приоритетов по сравнению с приоритетами
территориальными. Оно ведет к усугублению диспропорций в уровне
социально-экономического развития республик и других субъектов Федерации.
Наконец, свою лепту внесло и многолетнее
командное перераспределение национального дохода между регионами, что усугубило
неравенство территорий по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения.
Много вопросов в современной теории и практике
существует относительно методов регулирования государственного сектора, в том
числе сектора правоохранительных услуг. Вместе с тем, представление о правопорядке
как об экономическом благе, производимом в ограниченном количестве, совершенно
необходимо для осмысленного и реалистичного подхода к анализу эффективности
существующей системы его поддержания, к планированию ее деятельности и к ее
реформированию. К сожалению, этот аспект правопорядка зачастую выпадает из
публичного дискурса, по крайней мере в России.
Все эти факторы в совокупности предопределили цель
дипломной работы, которая состоит в анализе форм и методов бюджетного
регулирования в России на современном этапе экономического развития.
В задачи работы входит:
1)
раскрыть сущность бюджетного регулирования;
2)
охарактеризовать формы, методы и методики бюджетного
регулирования;
3)
показать специфику бюджетного регулирования в секторе
правоохранительных услуг; осуществить анализ форм и методов бюджетного
регулирования в системе органов внутренних дел, судебной и
уголовно-исполнительной системах;
4)
проанализировать практику бюджетного регулирования на примере РУВД
Центрального района г. Санкт-Петербурга;
5)
обобщить результаты исследования и сформулировать предложения и
рекомендации.
Теоретической и информационной основой
работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере
бюджетного регулирования, публикации по вопросам финансирования бюджетной
сферы, законодательные, нормативные, в том числе ведомственные акты Российской
Федерации, материалы о деятельности ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской
области, РУВД Центрального района г. Санкт-Петербурга.
Традиционно под бюджетной системой
понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве,
регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных
уровней.[1]
Нормы бюджетного права содержатся в Конституции
Российской Федерации. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию Российской
Федерации и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета.
В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (статьи
101, 104, 106, 114 и др.).
Бюджетное право рассматривается в отечественной
правовой доктрине как подотрасль финансового права, как его составная часть[2].
В юридической науке преобладает мнение, что предметом
финансового права являются общественные отношения, возникающие в ходе
образования, распределения и использования государством финансовых фондов
(финансовых ресурсов) в целях покрытия своих затрат на выполнение задач по
реализации социально-экономических, оборонных и иных программ[3]. Метод
финансового права характеризуется использованием императивных норм,
властных предписаний, юридическим неравенством субъектов финансовых отношений,
сочетающимся с методом рекомендаций и согласования[4].
Бюджетное законодательство Российской Федерации
состоит из Бюджетного Кодекса Российской Федерации, принятого Государственной
Думой 17 июля 1998 г. и утвержденного Федеральным Законом № 145-ФЗ от 31 июля
1998 г.[5],
и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на
соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах
субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых
актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на
соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской
Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Бюджетный кодекс Российской Федерации
представляет собой объемный нормативный акт, состоящий из 5 частей, 28 глав и
307 статей. В нем нашли отражение практически все стороны бюджетных
правоотношений, в частности: структура бюджетной системы, все стадии бюджетного
процесса, вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Кроме того, к числу несомненных достоинств Бюджетного кодекса следует отнести
то, что подавляющее большинство его норм являются нормами прямого действия и не
требуют конкретизации в подзаконных актах.
Статья первая Бюджетного кодекса Российской
Федерации устанавливает, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения,
возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования
доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление
государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и
муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных
правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения
бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их
исполнением.
Центральное место в финансовой системе страны
занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который
использует правительство для финансирования своей деятельности.[6]
В юридической и экономической литературе понятие
«бюджет» (от англ. budget – сумка, кошелек) рассматривается в разных аспектах.
Бюджет определяется как экономическая категория,
то есть совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания,
распределения и использования государственного централизованного фонда денежных
средств.
Как правовая категория, бюджет - это основной
финансовый план государства, роспись его доходов и расходов.
С точки зрения профессора Н.И.Химичевой, в
правовом аспекте бюджет можно понимать как основной финансовый план
образования, распределения и использования централизованного денежного фонда
государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим
представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный
финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных
отношений.[7]
Согласно статьи 6 Бюджетного Кодекса Российской
Федерации бюджет определяется как форма образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из
бюджетов трех уровней:
_первый
уровень - федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
_второй
уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
_третий
уровень - местные бюджеты.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов,
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме
законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и
утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного
самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных
образований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|