| Формы и методы бюджетного регулирования (на примере правоохранительных органов) |
Необходимо найти оптимальную пропорцию при
централизации ресурсов государства и распределении полномочий между федеральным
и региональным уровнями государственной власти. Децентрализация бюджетных
полномочий по регулированию госсектора необходима в той степени, которая
позволяет наиболее эффективно использовать возможности госбюджета.
При формировании механизма бюджетного
регулирования госсектора особое внимание, по нашему мнению, следует уделить
также таким вопросам, как определение размеров и стратегии выделения
государственных капиталовложений, форм государственной поддержки (субсидии,
субвенции, бюджетные ссуды и т.д.), установление размеров ответственности
государства за убытки казенных предприятий, механизма распределения трансфертов
в территориальном разрезе и т.д.
Далее. Система финансовой помощи бюджетам других
уровней должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности
регионов при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и
местном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики,
развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышении
эффективности бюджетных расходов.
Исходя из этого, Система финансовой помощи
бюджетам должна соответствовать следующим основным требованиям:
1) разделение финансовой помощи в зависимости от
поставленных целей и механизмов распределения на текущую и инвестиционную, а
также выравнивающую и «стимулирующую»;
2) выделение в составе текущей помощи дотаций,
субвенций и субсидий как основных форм финансовой поддержки;
3) распределение финансовой помощи должно
проводиться по единой методике на основе формул с проверяемыми
(воспроизводимыми) расчетами и объективных критериев бюджетной обеспеченности
регионов либо заранее установленных условий и процедур конкурсного отбора;
4) в расчетах бюджетной обеспеченности не должны
использоваться отчетные данные о фактически произведенных бюджетных расходах и
фактически поступивших (начисленных) налоговых доходах. Для этого необходимы
объективная и прозрачная оценка относительных различий в расходных потребностях
в расчете на душу населения или потребителя бюджетных услуг и методы сравнения
налогового потенциала различных территорий с учетом уровня и структуры развития
региональной экономики;
5) методики и процедуры распределения финансовой
помощи должны быть установлены федеральными законами и принимаемыми на их
основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
б) жесткость бюджетных ограничений: утверждение
всего объема финансовой помощи конкретным регионам и муниципальным образованиям
законом о соответствующем бюджете (в абсолютных цифрах), ограничение на
перечисление в течение бюджетного года средств, не распределенных между
регионами и муниципальными образованиями законом о бюджете;
7) максимально возможная стабильность
(предсказуемость) объема и принципов распределения финансовой помощи,
позволяющая субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям
самостоятельно прогнозировать для себя основной объем, получаемой финансовой
поддержки на среднесрочную перспективу и создающая стимулы для увеличения
собственных доходов;
8) установление на федеральном уровне общих
принципов и требований к формам и механизмам выравнивания бюджетной
обеспеченности.
В отношении методов бюджетного регулирования
правоохранительной системы можно сказать, что в данный момент они совершенно не
учитывают уровень качества правоохранительных услуг, предоставляемых населению.
Несмотря на заметное увеличение финансирования данной сферы в 2001-2004 гг.
существенных изменений в работе органов внутренних дел, судебной и
уголовно-исполнительной системах не произошло (последняя при этом является
наименее прозрачной). Можно предположить, что дальнейшее увеличение
ассигнований не приведет к заметным качественным изменениям. С этой точки
зрения наиболее результативным методом бюджетного регулирования могло бы стать
сочетание метода револьверного финансирования с методом бюджетирования,
ориентированного на результат. Бюджетирование может применяться на уровне
линейных министерств и ведомств. В результате могут быть сформулированы
конкретные цели в той или иной правоохранительной системе, что соответственно,
повысит качество правоохранительных услуг.
1.
Конституция Российской Федерации.- СПб., 2001.
2.
Бюджетный кодекс Российской Федерации. //Сборник кодексов
Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 3.12.2002 г. М.: ЗАО
«Славянский дом книги», 2003.
3.
Налоговый кодекс Российской // Сборник кодексов Российской Федерации
с изменениями и дополнениями на 3.12.2002 г. М.: ЗАО «Славянский дом книги»,
2003.
4.
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 «О
милиции» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР,
1991, N 16, ст. 503; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N
14, ст. 1666; 2000, N 31, ст. 3204) (с изм., внесенными Федеральным законом от
30.12.2001 N 194-ФЗ)
5.
Федеральный Закон от 15 августа 1996г № 115-ФЗ. «О бюджетной
классификации Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 2000. №
32.
6.
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2003 год».//Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N
52 (ч. I), ст. 5038.
7.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля
2004 г. N 80 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете
на 2004 год». //Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст.
665.
8.
Указ Президента РФ от 12.02.1993 № 209 "О милиции
общественной безопасности (местной милиции) //Собрание актов Президента и
Правительства РФ, 15.02.93, N 7,ст. 562. (в ред. Указа Президента РФ от
02.12.98 N 1454)
9.
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Введено Указом Президента РФ от 18 июля 1996г № 1039. // Собрание
законодательства РФ. 1996. № 30.
10. Приказ
Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2004 г. N 34н «О порядке
зачисления в доход федерального бюджета в 2004 году средств, контролируемых
отдельными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными
органами и учреждениями, находящимися в их ведении» (вступает в силу с 27
апреля 2004 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 апреля 2004 г. Регистрационный N
5731.
11. Баранов А.О.,
Пирожков С.М. Управление региональными финансами в условиях рынка //
ЭКО.-№1999.-№12.-с. 54-62.
12. Баткибеков С. и
др. Оценка налогового потенциала регионов и распределение финансовой помощи из
федерального бюджета // Совершенствование межбюджетных отношений в России.
Сборник статей, М., ИЭПП, 2000, Серия "Научные труды" №24Р, стр.
83-237.
13. Бачурин А.
Повышение роли экономических методов управления // Экономист. - 2002. - №4.
14. Богданов Л.
Финансы уголовно-исполнительной системы //Отечественные записки.-2003.-№ 2.
15. Бурмистрова Л.И.
Бюджетная система России: Учебник /Под ред. Г.Б.Поляка.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
16. Виссарионов А.,
Федорова И. Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного
регулирования. //Проблемы теории и практики управления.-2002.-№ 1.
17. Горбунова О.Н.
Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях
перехода России к рынку. //Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1996.
18. Грачева Е.Ю.,
Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М., 1995.
19. Гусев А.
Правосудие не может быть дешевым // Отечественные записки. - 2002.- № 4-5.
20. Доклад
заместителя Председателя Верховного суда РФ Р. М. Смакова на Пленуме ВС РФ 25
октября 1999 года //Бюллетень Верховного суда РФ. № 1. - 2000.
21. Интервью заместителя
начальника Службы тыла - начальника Финансово-экономического департамента МВД
России генерал-майора милиции Светланы Перовой газете «Щит и меч» //[#"1.files/image020.gif"> |
Принципиальная
схема системы бюджетного регулирования в РФ
Приложение
2
Сведения
о финансировании расходов из федерального бюджета по направлениям деятельности
МВД России по состоянию на 1 января 2004 года (млн. руб.)
Наименование расходов
|
Предусмотрено на 2003 год по закону
|
Исполнение
|
Всего поступило с начала года
|
% исполнения от закона
|
ВСЕГО по разделу "Правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности государства":
|
87 794,2
|
90 293,2
|
102,8%
|
Из них:
- Содержание органов внутренних дел
|
69 304,7
|
70 851,1
|
102,2%
|
- Содержание внутренних войск
|
18 489,5
|
19 421,8
|
105%
|
Кроме того:
Государственные капитальные вложения
|
2 592,4
|
3 929,3
|
151,6%
|
Международная деятельность
|
64,7
|
2 335,1
|
|
Миграционная политика
|
2 109,4
|
2 743,6
|
130%
|
Военная реформа (Расчеты с военнослужащими, увольняемыми
в 2003 году в рамках реформирования внутренних войск)
|
669,8
|
74,8
|
11,2%
|
Пенсии, пособия, компенсации пенсионерам МВД и членам их
семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению
|
26 700,2
|
2 5078,1
|
93,9%
|
Объем финансирования МВД России всего:
|
119 930,7
|
124 433,8
|
103,8%
|
Источник: данные Министерства внутренних дел. Финансово-экономический
департамент. [#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Финансы. /Под ред. В.В.Ковалева.-М., 2001, с. 185.
[2] Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных
финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку. //Автореф.
дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1996. С. 10, 36.
[3] Карасева М.В. Финансовая деятельность государства
- основополагающая категория финансово-правовой науки.//Государство и право. –
1996. – №11. – С. 84.
[4] Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г.
Финансовое право России. М., 1995. С. 9.
[5] Бюджетный кодекс Российской Федерации. //Сборник
кодексов Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 3.12.2002 г. М.:
ЗАО «Славянский дом книги», 2003, с.665-676.
[6] Современная экономика. Общедоступный учебный
курс.-Ростов-н/Дону, 1998, с.262.
[7] Финансовое право./Отв. ред. Н.И.Химичева. М.:
Юристъ, 2001. С. 140.
[8] Налоговый кодекс Российской// Сборник кодексов
Российской Федерации, с.723-736.
[9] Салжаницын А.И. Основные формы и методы
государственного регулирования процессов финансирования отраслей социальной
сферы // Аудит и финансовый анализ.-2001.-№ 3.
[10] Финансы. Учебник /Под ред. проф. В.В.Ковалева.-М.:
ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. С.185.
[11] Соломко И.М., Тишутина О.И. Бюджетное
регулирование в Российской Федерации. Ч. 2. Хабаровск, 1999. С. 18.
[12] Федеральный бюджет и регионы: структура финансовых
потоков/ Институт "Восток-Запад". - М.: МАКС Пресс, 2001.
[13] Виссарионов А., Федорова И. Государственный сектор
российской экономики: контуры бюджетного регулирования. //Проблемы теории и
практики управления.-2002.-№ 1.
[14] Лазарева Н.В. Методы государственного
регулирования экономики в условиях рынка // Материалы VII региональной
научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону».
Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
[15] Баранов А.О., Пирожков С.М. Управление
региональными финансами в условиях рынка // ЭКО.-№1999.-№12.-с. 54-62; Бачурин
А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист. - 2002. - №4.
- С. 28-32 и др.
[16] Расков Н.В. Эволюция и перестройка экономических
отношений. СПб, Издательство СПбУ, 1994.
[17] Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть.-М.:
Юрист, 2000, с.23-25.
[18] Дотация – лат. dotacio – дар, пожертвование /
Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1992. С. 213.
[19] Субвенция - лат. subvenire - приходить на помощь /
Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1992. С. 585.
[20] Субсидия - лат. subsidium - помощь, поддержка /
Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1992. С. 585.
[21] Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский
федерализм / Под ред. Н. И. Химичевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Издательство НОРМА, 2002. С. 337.
[22] Синельников С., Кадочников П., Трунин И., Шкребела
Е. Влияние межбюджетных трансфертов на фискальное поведения региональных
властей.- М., 2001, с.12.
[23] Баткибеков С. и др. Оценка налогового потенциала
регионов и распределение финансовой помощи из федерального бюджета" //
Совершенствование межбюджетных отношений в России. Сборник статей, М., ИЭПП,
2000, Серия "Научные труды" №24Р, стр. 83-237; Кадочников П. и др.
Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов
Федерации", М.: CEPRA, 2001.
[24] Конституции зарубежных государств./Сост. проф.
В.В.Маклаков. М.: БЕК, 2000. С. 199.
[25] Статьи 83, 84, 87 Конституции Японии, «Конституции
зарубежных государств», сост. В. В. Маклаков. М.; БЕК. 2000. с.391.
[26] Крылова И. С. парламент Великобритании //
Парламенты мира. М. 1991. С. 114.
[27] Конституции государств Европейского Союза. М.:
Изд. Норма-Инфра, 1997. С. 716-717.
[28] Поттер Б., Даймонд Д. Общие принципы управления государственными
расходами. Международный валютный фонд. 1999. С. 22-24.
[29] Танци В. Управление государственными расходами:
опыт ряда стран ОЭСР и уроки для Италии. Международный валютный фонд. 1994. С.
8.
[30] Территориальное управление общественным
производством. Под ред. А.Г. Сысоева и Д.Г. Черника. М.: Закон и права 1990.
С. 71.
[31] Фомин Д. Методы финансирования услуг правопорядка
и судебной системы // Отечественные записки 2003.-№ 2.
[32] В то время как в английском языке выражение
«production of law and order» звучит вполне естественно, в русском языке
аналогичного термина нет. Этот факт отражает широко распространенное у россиян
убеждение, что правопорядок не является ни услугой, ни даже экономическим
благом.
[33] См., например, доклад заместителя Председателя
Верховного суда РФ Р. М. Смакова на Пленуме ВС РФ 25 октября 1999 года
//Бюллетень Верховного суда РФ. № 1. - 2000.
[34] Кузнецов Ю. Правопорядок как экономическое благо
//Отечественные записки.-2003.-№ 2.
[35] Public Financing of Judicial Systems. A Review of
International Practices. Atlanta: Georgia State University, Andrew Young School
of Policy Studies, 2001.
[36] Кузнецов Ю. Правопорядок как экономическое благо
//Отечественные записки.-2003.-№ 2.
[37] Public financing of judicial systems. A Review of
International Practices, Georgia State University, Andrew Young School of
Policy Studies Atlanta, Georgia, June 4, 2001.
[38] Гусев А. Правосудие не может быть дешевым //
Отечественные записки.- 2002.- № 4-5.
[39] Приговор правосудию. Центр содействия реформе
уголовного правосудия. М., 2001. С. 5.
[40] Богданов Л. Финансы уголовно-исполнительной
системы //Отечественные записки.-2003.-№ 2.
[41] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и
Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; 2000, N 31, ст. 3204) (с изм.,
внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ)
[42] Собрание актов Президента и Правительства РФ,
15.02.93, N 7,ст. 562. (в ред. Указа Президента РФ от 02.12.98 N 1454)
[43] Положение о Министерстве внутренних дел Российской
Федерации. Введено Указом Президента РФ от 18 июля 1996г № 1039. // Собрание
законодательства РФ. 1996. № 30.
[44] О бюджетной классификации Российской Федерации.
Закон РФ от 15 августа 1996г № 115-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2000. №
32.
[45] Интервью заместителя начальника Службы тыла -
начальника Финансово-экономического департамента МВД России генерал-майора
милиции Светланы Перовой газете «Щит и меч» [#"#_ftnref46"
name="_ftn46" title="">[46] Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 52 (ч. I), ст. 5038.
[47] Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 8, ст. 665.
[48] См. Приказ Министерства финансов Российской
Федерации от 30 марта 2004 г. N 34н «О порядке зачисления в доход федерального
бюджета в 2004 году средств, контролируемых отдельными федеральными органами
исполнительной власти, их территориальными органами и учреждениями,
находящимися в их ведении» (вступает в силу с 27 апреля 2004 г. Зарегистрирован
в Минюсте РФ 8 апреля 2004 г. Регистрационный N 5731.
[49] Официальный сайт Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга http://www.assembly.spb.ru/
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|