Среди законов, регулирующих деятельность
органов страхового надзора, необходимо выделить, прежде всего, Закон РФ от 27
ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который
устанавливает основы организации страхового дела в РФ, закрепляет основные
правовые понятия. Глава 4 указанного закона целиком посвящена Государственному
надзору за деятельностью субъектов страхового дела, в ней установлены основы
государственного страхового надзора и урегулированы некоторые вопросы
деятельности органа государственного страхового надзора.
Отдельные нормы содержатся также в Федеральном
законе от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2007 г.)[30], Федеральном
законе от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании
жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,
Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой
полиции»[31]
и Законе РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации»[32].
Подзаконные нормативно-правовые акты в сфере
страхования и страхового надзора подразделяются на:
1. Указы Президента Российской Федерации. Например, Указ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров»[33].
2. Постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации. Наиболее важными
из них являются Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора»[34], которое
устанавливает общие положения, полномочия, организацию деятельности Федеральной
службы страхового надзора; Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора»[35]
(с изменениями и дополнениями на 7 февраля 2007 г.), которое устанавливает некоторые организационные аспекты деятельности ФССН, а именно,
функции, численность аппарата, место расположения и некоторые другие. Распоряжением
Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р[36] была одобрена
Концепция развития страхования в Российской Федерации, в пункте 5 которой говорится
о совершенствовании государственного надзора за страховой деятельностью. Этот
акт закрепил демократические настроения в сфере страхового надзора и был
положен в основу дальнейшего развития законодательства о страховом надзоре.
3. Нормативные правовые акты Министерства
финансов Российской Федерации. Например, Приказ
Министерства финансов РФ от 28 декабря 2004 г. № 126н «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора – Инспекции
страхового надзора во федеральному округу»[37]
содержит Положение о территориальных органах, которое устанавливает общие
положения, полномочия и порядок организации их деятельности, а также Перечень
указанных органов.
4. Иные нормативные правовые акты. К ним относят Постановления Конституционного суда РФ, Приказы
Федеральной антимонопольной службы и Государственного таможенного комитета и
некоторые другие.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной
службе страхового надзора, она не вправе осуществлять в установленной сфере
деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых
указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства
Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание
платных услуг. Тем не менее, к нормативным документам, изданным органом
страхового надзора, в частности, можно отнести: Приказ Федеральной службы
страхового надзора от 5 марта 2007 г. № 194 «Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы страхового надзора»[38],
Письмо Федеральной службы страхового надзора от 18 марта 2005 г. N 44-1833/02 «О порядке заполнения и представления страховыми организациями,
обществами взаимного страхования, страховыми брокерами «Электронной анкеты
субъекта страхового дела»[39]
и др.
Орган страхового надзора вправе издавать
нормативные документы только по вопросам, относящимся к его компетенции, и
нормы, содержащиеся в этих документах, могут регулировать только те вопросы,
которые относятся к компетенции надзорного органа. Методические документы не
содержат правовых норм и, соответственно, они не подлежат обязательному
опубликованию и регистрации[40].
Федеральная служба страхового надзора
(Росстрахнадзор) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности
(страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в
соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и
структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением
Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении положения о
Федеральной службе страхового надзора». Непосредственным вышестоящим органом
является Министерство финансов Российской Федерации.
Федеральная служба страхового надзора
руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, актами Министерства финансов Российской
Федерации.
Федеральная служба страхового надзора
осуществляет следующие основные полномочия:
1) осуществляет контроль
и надзор за соблюдением субъектами страхового дела
страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их
деятельности на местах; выполнением иными юридическими и
физическими лицами требований страхового законодательства в пределах
компетенции Службы; предоставлением субъектами страхового
дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о
прекращении их деятельности или ликвидации; соблюдением
страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы и др.
2) принимает решения о
выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении,
возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за
исключением страховых актуариев;
3)
ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр
объединений субъектов страхового дела;
4) получает, обрабатывает
и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового
дела;
5) выдает в
соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам
страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
6) обращается в случаях,
предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела –
юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим
лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
7) обобщает практику
страхового надзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения
по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление
страхового надзора;
8)
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение
обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в
установленный законодательством Российской Федерации срок;
9) осуществляет иные
функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации.
Таким образом, в
деятельности страхового надзора можно выделить три основных направления[41].
Во-первых, Росстрахнадзор принимает решения о
выдаче субъектам страхового дела или отказе в выдаче, аннулировании,
ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий. Это так
называемый предварительный контроль – контроль допуска на рынок. Суть его
заключается в том, чтобы проверить, насколько организация, которая решила
заняться страховой деятельностью, соответствует требованиям, установленным
Законом РФ «Об организации страхового дела».
Во-вторых, в обязанности Росстрахнадзора
входит текущий надзор за деятельностью субъектов страхового дела – страховщиками,
брокерами, агентами, а в перспективе и актуариями. Текущий надзор включает в
себя контроль за тем, как субъекты страхового дела соблюдают страховое
законодательство. Такой контроль, в частности, подразумевает проверки
деятельности на местах. Эти проверки, по сути, аналогичны выездным налоговым
проверкам, в ходе которых могут быть изъяты необходимые документы для
установления их достоверности.
Третье направление деятельности
Росстрахнадзора – оценке качества финансовых услуг, то есть финансовый контроль
платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков на основании
представляемой отчетности. Этот контроль заключается в том, чтобы на ранней
стадии выявить возможные финансовые затруднения у страховой компании и
потребовать от нее принятия мер, которые препятствовали бы ее банкротству.
Федеральная служба страхового надзора с целью
реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1) организовывать
проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок,
включая научные исследования, по вопросам осуществления надзора в установленной
сфере деятельности;
2) запрашивать и получать
сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к
компетенции Службы;
3) давать юридическим и
физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
4) осуществлять контроль
за деятельностью территориальных органов Службы;
5) привлекать в
установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере
деятельности Службы, а также для участия в проведении проверок деятельности
субъектов страхового дела научные и иные организации, ученых и специалистов;
6) применять
предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного,
предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и
(или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и
гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью
пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
7) создавать
совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в
установленной сфере деятельности.
Во всех странах государственные органы, на
которые возложен страховой надзор, в том числе и ФССН РФ, изначально
создавались с одной главной целью – защитить интересы физических лиц, ставших
клиентами страховых компаний. Данная категория страхователей далеко не всегда в
состоянии уяснить финансовую ситуацию в выбранной ими компании и оценить
качество предлагаемых услуг, поскольку для этого необходимо не только обладать
надлежащими знаниями, но и получить доступ к исходной статистике и финансовым
документам организации. Корпоративные же клиенты, в отличие от физических лиц,
чтобы выбрать среди страховщиков наиболее надежные компании, обычно обращаются
к профессионалам, в частности к рейтинговым агентствам.
Поэтому в ФССН ведется активная работа по
работе с обращениями граждан. За 1 полугодие 2007 год в Службу и Инспекции
поступило 5167 жалоб. Из них жалоб на действия (бездействия) страховых
организаций по вопросам нарушений при осуществлении обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) –
3036, что составляет 59% от всех обращений; по вопросам добровольного
страхования транспортных средств – 951 (18,4%), по иным вопросам, связанным с
осуществлением страхования – 1180 обращений[42].
Таким образом, наиболее острыми и социально
значимыми остаются проблемы, связанные с вопросами соблюдения страховыми
организациями законодательства, регулирующего ОСАГО.
Главными причинами поступления жалоб по
обязательному страхованию являются несоблюдение страховщиками сроков
рассмотрения обращений и осуществления выплат, занижение страховой выплаты,
отказ в страховой выплате. Отмечается рост общего количества жалоб по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года.
Федеральная служба
страхового надзора принимает активное участие в деятельности многих международных
организаций, в частности Комитета по страхованию Организации экономического
сотрудничества и развития, Международной ассоциации страховых надзоров,
Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества и Исполкома
Содружества Независимых Государств.
Основной целью сотрудничества ФССН с
международными организациями в сфере страхования является разработка
предложений по совершенствованию и гармонизации страхового законодательства и
обмен опытом по вопросам технологий страхового надзора.
Для достижения поставленной цели
Росстрахнадзор решает следующие задачи:
1) разрабатывает предложения по изменению
страхового законодательства Российской Федерации в соответствие с международными
обязательствами Российской Федерации;
2) участвует в переговорах по сотрудничеству с
Европейским сообществом;
3) развивает деловое партнерство с
Организацией экономического развития и торговли;
4) участвует в деятельности Международной
ассоциации страховых надзоров;
5) разрабатывает предложения по развитию
страховой деятельности и сотрудничества в Содружестве Независимых Государств.
Место
нахождения Федеральной службы страхового надзора – г. Москва. Также, ФССН
имеет свои территориальные подразделения – семь Инспекций страхового надзора по
федеральным округам.
Таким образом, Федеральная служба страхового
надзора занимает значительное место в системе финансовых органов Российской
Федерации, осуществляя функции по надзору в сфере страхового дела и
страхования.
Страхование является самостоятельным звеном
финансовой системы Российской Федерации, и представляет собой совокупность
экономических отношений по формированию страховых денежных фондов, направляемых
на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам
стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими
неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет
взносов физических и юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию.
Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств
государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников
государственной налоговой службы и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|