Для поддержания финансового
состояния предприятие вынуждено было увеличить выпуск полуфабриката
"Вет-блю" из высокосортного свиного и ялового сырья, приобретаемого
по повышенным договорным ценам. Полуфабрикат "Вет-блю" на выгодных
условиях реализуется в страны дальнего и ближнего зарубежья. За 2006 год выпуск
полуфабриката "Вет-блю" составит 34,0 млн.дм2 или 134,4% к
2005 году. (Данные бизнес-плана).
Цены на продукцию предприятия
формируются в соответствии с "Положением о порядке формирования и
применения цен и тарифов", утвержденным постановлением Министерства
экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 с изменениями и
дополнениями, Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 и
другими нормативными документами.
В течение 2006 года цены на
кожевенные товары изменялись ежемесячно в сторону увеличения в пределах
допустимого индекса 0,6%.
Цены на продукцию, отгружаемую за
пределы республики, устанавливаются и отражаются в договорах на поставку
продукции.
В 2007 году планируется ежемесячный
рост цен на кожтовары в пределах доведенного индекса 0,6-0,7%.
Данные получены из бизнес-плана
(Приложение 2).
Объем реализации продукции в
стоимостном выражении по рынкам сбыта без налогов (данные бизнес-плана)
(Приложение 2).
Показатели
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Рост 2006 г. к 2005 г.
|
Объем отгрузки продукции в стоимостном выражении, млн.руб.
|
19796
|
22260
|
112,4
|
Хромовые кожтовары внутренний рынок страны СНГ дальнее зарубежье
|
2429 1332 1015 82
|
3110 1980 1030 100
|
128,0
|
Юфтевые кожтовары внутренний рынок страны СНГ дальнее зарубежье
|
3691 915 2729 47
|
4200 1318 2882 -
|
113,8
|
Жесткие кожтовары внутренний рынок страны СНГ дальнее зарубежье
|
9705 1416 7571 718
|
10500 1890 7990 620
|
108,2
|
Прочая продукция внутренний рынок страны СНГ дальнее зарубежье
|
3971 437 758 2776
|
4450 412 704 3334
|
112,1
|
Выручка от реализации продукции с НДС Выручка от реализации
продукции без налогов
|
21358 19666
|
24290 22700
|
113,7 115,4
|
Удельный вес реализуемой продукции по рынкам сбыта, % внутренний
рынок страны СНГ дальнее зарубежье
|
100 20,7 61,0 18,3
|
100 25,2 56,6 18,2
|
|
Как видно из таблицы объем
реализации в 2006 году стал по всем видам изделий больше. Это является хорошим
показателем деятельности предприятия.
Данные бизнес-плана говорят о том,
что на предприятии ведется деятельность по снижению себестоимости продукции.
Например: проводятся мероприятия по экономии сырья и материалов, по внедрению
новых прогрессивных технологий, существуют планы технического перевооружения.
Также предусмотрено планом повышение
производительности труда на 4,7 %.
Финансовое планирование - это разработка специальных планов, характеризующих
перспективный процесс развития организации.
Тема 3. Особенности
управления финансовыми ресурсами предприятия
Анализ финансовых результатов от
различных видов деятельности:
1. Прибыль от реализации
продукции составила за 2005 год 1198 млн руб. За 2004 год прибыль составила
1432 млн руб. Уменьшение прибыли произошло из-за увеличения себестоимости
реализованных товаров, работ, услуг; из-за увеличения расходов на реализацию.
2. За 2005 год предприятие
получило убыток от операционной деятельности в размере 481 млн руб. За 2004 год
убыток составил 66 млн руб. Вместе с увеличением доходов от продажи активов,
увеличением прочих операционных доходов выросли расходы, связанные с продажей
активов, выросли прочие операционные расходы.
3. За 2005 год предприятие
получило убыток от внереализационной деятельности. Внереализационные доходы
уменьшились на 57 млн руб по сравнению с 2004 годом. Но внереализационные
расходы уменьшились на 117 млн руб.
Данные взяты из отчета о прибылях и
убытках (Приложение 3).
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход созданный в
сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С
экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными
поступлениями и выплатами, а с хозяйственной - это разность между имущественным
состоянием предприятия на конец и начало периода.
Порядок распределения и
использования прибыли
Прибыль, оставшаяся после уплаты
налогов и других платежей, в соответствии со сметами фонда экономического
стимулирования, распределяется следующим способом (данные использовались из
учетной политики) (Приложение 3):
Фонд накопления 45%.
Фонд потребления 50%.
Республиканский фонд 5%.
Характеристика фондов и
резервов предприятия
Сложность экономической ситуации,
финансовая нестабильность предприятий, недостаток собственных финансовых
ресурсов, вызывает необходимость у хозяйствующих субъектов резервировать
денежные средства во внутрипроизводственные фонды и резервы.
· Фонды - это денежные средства нераспределенной прибыли,
зарезервированные согласно учредительным документам в качестве финансового
обеспечения производственного развития предприятия и мероприятий по
стимулированию социальной сферы и материального поощрения трудового коллектива.
· Резервы - это денежные средства, зарезервированные согласно учредительным
документам, и используемые для непредвиденных целей в финансово-хозяйственной
деятельности предприятия (например, покрытие производственных затрат, покрытие
убытков).
Перечень резервов и
фондов на предприятии:
1. Уставный фонд
2. Амортизационный фонд
3. Фонд накопления
4. Фонд потребления
5. Добавочный фонд
Уставный фонд формируется на момент создания предприятия. Его размер составил
800 евро (устав предприятия).
Добавочный фонд - это источник собственных средств, образуемый за счет переоценки
ОС в сторону увеличения их стоимости или за счет безвозмездного поступления
различных активов от юридических и физических лиц, а также за счет разницы от
продажи собственных акций. Размер добавочного фонда составил на 1 января 2006
года 4461 млн руб (отчет о составе средств и источниках их образования).
Добавочный фонд возникает в
результате:
· прироста стоимости
внеоборотных активов;
· получения денежных
средств при продаже акций;
· отражения
положительной курсовой разницы по вкладам иностранных инвесторов в уставный
фонд организации.
Использование фонда на следующие
цели:
1. модернизация старого или
приобретение нового имущества;
2. увеличение уставного фонда;
3. погашение сумм снижения
стоимости внеоборотных активов, выявленных по результатам его переоценки.
Фонд накопления:
Источник: нераспределенная прибыль
Размер: 45% (данные взяты из учетной политики) (Приложение 3).
Назначение: средства предназначены для финансирования расходов, связанных с
научно-техническим и социальным развитием организацией. Это затраты по
совершенствованию технологии и организации производства, модернизации
оборудования; затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией
действующего производства и расширением организаций.
Расход: целевое назначение и строго по сметам.
Фонд потребления:
Источник: нераспределенная прибыль
Размер: 50% (данные взяты из учетной политики) (Приложение 3).
Назначение: средства, направляемые на материальное поощрение работников,
осуществление мероприятий и работ социально-культурной направленности. К
расходам данной направленности относят: единовременное поощрение работников,
оказание материальной помощи, строительство и капитальный ремонт жилых домов,
детских садов, улучшение культурно-бытового обслуживания работников и др.
Расход: целевое назначение и строго по сметам.
Амортизационный фонд:
Источник: ежемесячные амортизационные отчисления, включаемые в полную
себестоимость продукции. Амортизационный фонд не создается по
непроизводственным объектам основных средств или объектам, не участвующих в
предпринимательской деятельности.
Использование: финансирование капитальных вложений производственного назначения,
затрат на жилищное строительство, погашение кредитов и процентов, полученных на
данные цели.
Размер: 18653 млн руб (приложение к бухгалтерскому балансу) (Приложение
3).
Оценка финансового
состояния предприятия
За 2005 год объединением обеспечен
рост объемов производства у уровню 2004 года на 104,5% при прогнозных показателях,
установленных на 2005 год концерном «Беллегпром» - 104,5%.
Выпуск продукции в натуральном
выражении за 2005 год составил 87,8 млн дм2 при задании 84,7 млн.
дм.
Валютная выручка от экспорта
составила 8447,93 тыс. долл. США, в том числе:
- дальнее зарубежье - 1762,73 тыс.
долл. США;
- Россия - 5261,71 тыс. долл. США;
- Ближнее зарубежье - 1423,49 тыс.
долл. США. Валютная выручка от импорта составила 2800,57 тыс. долл. США, в том
числе:
- дальнее зарубежье - 274,0 тыс.
долл. США;
- Россия - 2526,57 тыс. долл. США.
Объем экспорта обеспечен к
соответствующему периоду прошлого года на109,7% при задании 111%.
Выручка от реализации продукции по
сравнению с 2004 годом снизилась на 3,4%, т.е. на 754 млн. руб., затраты на ее
производство и сбыт выросли на 9,4%, т.е. на 1598 млн. руб.
Прибыль от реализации готовой
продукции снизилась на 34,2%, т.е. на 622 млн. руб.
Рентабельность реализованной
продукции составила 6,6% против 200 года 10,9%.
Убыток составил 73 млн. руб., в т.ч.
убытки прошлых лет 47 млн. руб. Поэтому не были образованы фонды от чистой
прибыли.
Величина курсовых разниц, отнесенных
на финансовые результаты составила в сумме доходов 26 млн. руб., а в сумме
расходом - 25 млн. руб.
Величина курсовых разниц, учтенных в
составе расходов и доходов, будущих периодов составила 31 млн. руб.
Средства амортизационного фонда были
использованы на сумму 168 млн. руб.
Остающееся сальдо на 01.01.2005г.
фонда потребления использовали в сумме 184 млн. руб., в т.ч. на выплаты:
- материальная помощь - 115 млн.
руб.;
- премирование - 58 млн. руб.;
- прочие цели -11 млн. руб.
Внереализационные доходы и расходы
составляют минус 485 млн. руб.
В результате наращивания объемов
производства и реализации продукции, улучшения финансового состояния
объединения значительно улучшилась оплата труда работников, средняя заработная
плата работающих за 2005 год составила 525 тыс. руб.
Своевременно производились расчеты с
поставщиками, бюджетом.
В целях улучшения качества
выпускаемой продукции, расширения ассортимента выпускаемой продукции в
объединении производилась модернизация технологических процессов с заменой
оборудования на более эффективное. Приобретено технологическое оборудование и
собрано хозспособом на сумму 119 млн. руб.
Целенаправленная эффективная работа
объединения дала возможность нормально функционировать и социальной сфере.
Данные получены из пояснительной
записки к годовому отчету. (Приложение 3)
Тема 4. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Оценка финансового
состояния и платежеспособности организации
В качестве критериев
удовлетворенности структуры бухгалтерского баланса (Приложение 3) и
платежеспособности организации используются следующие показатели:
1. коэффициент
текущей ликвидности (К1)
характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными
средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения
срочных обязательств.
II А - итог раздела II актива баланса (строка 290);
V П - итог раздела V пассива баланса (строка 790);
Строка 720 - строка баланса «Долгосрочные кредиты и займы».
К = 9727/(2997 - 521) = 1,52
2. коэффициент
обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) характеризует наличие у организации собственных оборотных
средств, необходимых для ее финансовой устойчивости.
III П - итог раздела III пассива баланса (строка 590);
IV П - итог раздела IV пассива баланса(строка 690);
I А - итог раздела I актива баланса(строка 190);
II А - итог раздела II актива баланса(строка 290).
К = (6759 - 29 - 5939)/3788 = 0,2
3. коэффициент
обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) характеризует способность организации рассчитаться по своим
финансовым обязательствам после реализации активов.
V П - итог раздела V пассива баланса (строка 790);
ВБ - валюта баланса (строка 390 или 890).
К = 2997/9727 = 0,3
Платежеспособность - это способность юридического лица своевременно и полностью
выполнять свои платежные обязательства перед кредиторами.
Основанием для признания структуры
бухгалтерского баланса неудовлетворительной, если коэффициент текущей ликвидности
и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ниже
нормативов, утвержденных для каждой отрасли. Для промышленности - 1,7 и 0,3
соответственно.
Основанием для отнесения
хозяйствующего субъекта к организациям, неплатежеспособность которых имеет или
приобретает устойчивый характер, является наличие коэффициента обеспеченности
финансовых обязательств активами выше 0,85.
РУП «ГПКО» является платежеспособной
организацией.
Для расчета показателей
использовались данные бухгалтерского баланса.
Ликвидность и ее
показатели
Анализ ликвидности баланса
проводится для оценки кредитоспособности предприятия.
Ликвидность - это степень покрытия финансовых обязательств организации его
активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку
погашения обязательств.
Показатели ликвидности:
· абсолютная
ликвидность = денежные средства + ценные бумаги / краткосрочная обязательства; норматив
коэффициента - 0,2-0,5.
К = (342+3)/1085 = 0,31
· быстрая ликвидность
= денежные средства + ценные бумаги + дебиторская задолженность + прочие активы
/ краткосрочная обязательства; норматив коэффициента - 0,8-1,0.
Страницы: 1, 2, 3
|