При соотношении прибыли от продаж и объема совершенных за период операций
оценивается рентабельность продаж.
Рентабельность продаж =
|
Прибыль от продаж
|
(21)
|
|
Выручка от реализации
|
|
Из полученных данных мы видим, какую прибыль имеет предприятие с каждого
рубля продаж.
Величина данного показателя широко варьируется в зависимости от сферы
деятельности предприятия. Объясняется это различием в скорости оборота средств,
связанным с различиями в размерах используемого капитала, необходимого для
осуществления хозяйственных операций в данном объеме, в сроках кредитования и
так далее. Очевидно, что при прочих равных условиях рентабельность продаж будет
тем меньше, чем значительнее величина задолженности (и соответственно плата за
заемные ресурсы).
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее
структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики
прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого
выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию
предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции
уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за
анализируемый период.
Анализ состава и динамики изменения балансовой прибыли ООО «Автомобильный
центр «АВГ» приводится в приложении 5.
Как показывают данные приложения 5 по сравнению с прошлым 2004 годом, в
2005 году был увеличен объем производства, соответственно увеличились и затраты
на производство продукции. В результате прибыль от реализации продукции
увеличилась по сравнению с прошлым периодом на 1 589,2 тыс. рублей. Наибольшую
долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции.
Анализ состава и динамики балансовой прибыли по данным формы № 2 представлен в
таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Анализ состава и динамики балансовой прибыли по данным
формы №2
Показатель
|
2004
год
|
2005
год
|
Отклонения
|
|
|
тыс. руб.
|
%
|
тыс. руб.
|
%
|
тыс. руб.
|
%
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
1.Выручка (нетто)
|
17 653,8
|
100,0
|
31 985,3
|
100,0
|
14 331,5
|
81,2
|
|
2.Себестоимость реализации
|
15 246,0
|
86,4
|
28 507,9
|
89,1
|
13 261,9
|
87,0
|
|
3.Комерческие расходы
|
973,8
|
5,5
|
1 083,9
|
3,4
|
110,1
|
11,3
|
|
4.Управленческие расходы
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
|
5.Прибыль от реализации
|
1 434,0
|
8,
|
2 393,5
|
7,5
|
959,5
|
66,9
|
|
7.Прочие операционные расходы
|
120,0
|
0,7
|
13,3
|
0,0
|
-106,7
|
-88,9
|
|
8.Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности
|
1 319,0
|
7,5
|
2 396,2
|
7,5
|
1 077,2
|
81,7
|
|
9.Прочие внереализационные доходы
|
915,0
|
5,2
|
133,9
|
0,4
|
-781,1
|
-85,4
|
10. Прочие внереализационные расходы
|
37 870,6
|
214,2
|
16 945,7
|
53,0
|
20 864,9
|
-55,2
|
11.Балансовая прибыль
|
35 576,6
|
201,5
|
14 415,6
|
-45,1
|
21 161,0
|
59,5
|
12.Налог на прибыль
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
13.Чистая прибыль
|
-35 576,6
|
-201,5
|
-14 415,6
|
-45,1
|
21 161,0
|
59,5
|
14.Отвлеченные средства
|
-46,6
|
-0,3
|
519,9
|
1,6
|
566,7
|
-1210,9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В отчетном 2005 году предприятие получило выручку в размере 31 985,3, что
на 14 331,5 тыс. рублей больше чем за прошлый период, прибыль от реализации так
же увеличилась. Это связано с расширением производства и введением нового
технологического оборудования.
Оценка деловой активности предприятия приводится в приложении 6.
Таблица 2.6 - Анализ прибыльности ООО «Автомобильный центр «АВГ»
Показатель
|
2004
год
|
2005
год
|
Изменения
|
|
|
|
в структуре
|
%
|
1.Рентабельность активов, %
|
-91,00
|
-27,09
|
63,90
|
-70,23
|
2.Рентабельность собственного капитала, %
|
-376,27
|
144,81
|
521,08
|
-61,52
|
3 Рентабельность реализации, %
|
8,12
|
7,84
|
0,64
|
7,88
|
4.Рентабельность инвестируемого капитала, %
|
-50,99
|
-18,20
|
38,79
|
-68,07
|
5.Рентабельность текущих затрат, %
|
8,12
|
8,09
|
-0,75
|
-8,51
|
6.Рентабельность продаж, %
|
20,14
|
17,86
|
-2,28
|
-12,76
|
Как известно, капитал находится в постоянном движении перехода из одной
стадии кругооборота в другую: Д - Т…П.…Т - Д'
Данные приложения 6 показывают, что: оборачиваемость оборотного капитала
в два раза больше, чем оборачиваемость собственного капитала.
Увеличение рентабельности свидетельствует о повышении эффективности
основной деятельности.
Анализ приложения 6 и таблицы 2.6 показал, что произошло падение
доходности продаж в 2005 году. Данный факт мог быть вызван следующими
изменениями: структурой реализации, изменением доли доходов и расходов от
прочей реализации и внереализационных операций, уровня налогообложения и др.
Финансовое положение предприятия, его ликвидность и платежеспособность
непосредственно зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы,
превращаются в реальные. Такое влияние объясняется тем, что со скоростью
оборота средств связаны:
- минимально необходимая величина авансированного (задействованного)
капитала и связанные с ним выплаты денежных средств (проценты за пользование
кредитом банков, дивиденды по и др.);
- потребность в дополнительных источниках финансирования (и плата за них);
- ценности и их хранением;
- величина уплачиваемых налогов и др.
Текущее расходование денежных средств и их поступления, как правило, не
совпадают во времени, в результате у предприятия возникает потребность в
большем или меньшем объеме финансирования в целях поддержания
платежеспособности. Чем ниже скорость оборота оборотных активов, тем больше
потребность в финансировании.
Внешнее финансирование является долгосрочным и имеет определенные
ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены в
первую очередь способностью получения необходимой прибыли. Таким образом,
управляя оборотными активами, предприятие получает возможность в меньшей
степени зависеть от внешних источников получения денежных средств и повысить
свою ликвидность. Не случайно эффективное управление оборотными активами
рассматривается как один из способов удовлетворения потребности в капитале.
Отдельные виды активов предприятия имеют различную скорость оборота.
Длительное нахождение средств в обороте определяется совокупным влиянием
ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов. К числу первых следует
отнести сферу деятельности предприятия (производственная,
снабженческо-сбытовая, посредническая и др.), отраслевую принадлежность (не
вызывает сомнения, что оборачиваемость оборотных средств на станкостроительной
и кондитерской фабрике будет объективно различной), масштабы предприятия (в
большинстве случаев оборачиваемость на малых предприятиях значительно выше, чем
на крупных,- в этом одно из основных преимуществ малого бизнеса) и ряд других.
Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов оказывают ситуация в стране,
сложившаяся система безналичных расчетов и связанные с ней условия
хозяйствования предприятий. Так, инфляционные процессы, отсутствие у большинства
предприятий налаженных хозяйственных связей с поставщиками и покупателями
приводят к вынужденному накапливанию запасов, замедляющему процесс оборота
средств.
Однако следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте в
значительной степени определяется внутренними условиями предприятия, и в первую
очередь эффективностью управления его активами (или ее отсутствием).
Действительно, в зависимости от применяемой ценовой политики, структуры
активов, методики оценки товарно-материальных запасов предприятие имеет большую
или меньшую свободу воздействия на длительность оборота своих средств.
В общем случае оборачиваемость средств, вложенных в имущество, может
оцениваться следующими основными показателями: (количество оборотов, которое
совершают за анализируемый период капитал предприятия или его составляющие) и
период оборота средний срок, за который возвращаются в пределы вложенные в
производственно-коммерческие операции денежные средства. Для исчисления
показателей оборачиваемости используются следующие формулы:
Коэффициент оборачиваемости = Активов
|
Выручка от реализации
|
(22)
|
|
Средняя величина активов
|
|
Коэффициент оборачиваемости = оборотных активов
|
Выручка от реализации
|
(23)
|
|
Средняя величина оборотных активов
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|