2. возможность для тех, кто получает
низкую белую или же «конвертную зарплату», получить более высокую пенсию в
будущем;
3. сокращение дефицит бюджета
Пенсионного Фонда РФ за счет привлечения дополнительных средств от граждан;
4. самостоятельное участие в
приумножении будущей пенсии людьми старше 1967 года рождения;
5. частично облегчение
государственной ответственности за величину будущей пенсии. Государство создало
дополнительный механизм увеличения будущей пенсии и предлагает им
воспользоваться.
Основная задача программы
государственного софинансирования пенсии - заставить граждан заботиться о
величине будущей пенсии сознательно[46].
Возможности и преимущества:
1. 100% увеличение внесенных
застрахованным лицом средств за счет государственного софинансирования в
пределах 12000 рублей в год;
2. увеличение пенсионных
накоплений благодаря ежегодному доходу от инвестирования накопительной части
частной управляющей компанией, государственной управляющей компанией,
негосударственным пенсионным фондом;
3. возможность определить
самостоятельно сумму, периодичность взносов и срок участия в Программе;
4. налоговые льготы (на сумму
ваших взносов государство предоставит социальный налоговый вычет в размере
13%);
5. наследование (наследование
дополнительных взносов клиента, государства, работодателя и полученного
инвестиционного дохода на этапе накопления);
6. Программа софинансирования
снимает возрастные ограничения для участия в ней (для клиентов, исключенных из
пенсионной реформы по возрасту есть возможность самостоятельно формировать свою
накопительную часть пенсии и при этом получать поддержку государства).
Теперь коснемся недостатков
Программы:
1. средства накопительной части
пенсии принадлежат вам лишь формально. До момента выхода на пенсию эти средства
- собственность государства;
2. досрочно средства из
Программы софинансирования не могут быть изъяты;
3. Программа действует всего
десять лет, что явно недостаточно для создания достаточных пенсионных
накоплений;
4. Программа будет действовать
лишь до 2013 года (по срокам вступления) и не все граждане из-за потери работы,
низких доходов и плохой информированности смогут вступить в данную программу;
5. софинансирование совершенно
не интересно для текущих пенсионеров и тем, кто в ближайшее время выйдет на
пенсию, даже, несмотря на 4-х кратное софинансирование взносов для тех, кто
готов отсрочить выход на пенсию.
В условиях финансово-экономического
кризиса трудно спрогнозировать, как долго государство будет в состоянии
софинансировать данную программу, а также количество граждан, которые примут в
ней участие [27].
Для получения права на
государственную поддержку формирования пенсионных накоплений, необходимо в срок
с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года подать заявление в Пенсионный
Фонд, в котором будет сказано, что застрахованное лицо согласно на добровольное
софинансирование пенсии и обязуетесь вносить дополнительные страховые взносы на
накопительную часть пенсии.
Дополнительный страховой взнос на
накопительную часть трудовой пенсии - индивидуально возмездный платеж,
уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый,
удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным
лицом самостоятельно.
Ежегодно в рамках Программы
добровольного пенсионного софинансирования граждане могут вносить не менее 2000
рублей. После этого государство обязуется внести сумму, равную той, что внёс
гражданин, но не более 12000 рублей в год. Таким образом, общая сумма,
внесенная на персональный счет гражданина, составит 4000 рублей в год.
Государственная поддержка
формирования пенсионных накоплений - взносы на софинансирование формирования
пенсионных накоплений, осуществляемые за счет средств Фонда национального
благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в
бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица,
уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой
пенсии. Например, если в фонд софинансирования социальных расходов вносится
3000 рублей в год, то государство вносит на счёт ещё 3 тысячи рублей за тот же
год; если застрахованным лицом вносится 12000 рублей в год, то государство
доплачивает ещё 12000 рублей, если же в федеральный фонд софинансирования
вносится более 12000 рублей, то государство всё равно доплатит 12000 рублей.
Дополнительные страховые взносы
могут вноситься через работодателя или самостоятельно. В первом случае
необходимо подать заявление на удержание взносов из начисляемой зарплаты. Во
втором - производить отчисления в бюджет пенсионного фонда РФ через любую
кредитную организацию [68].
Государственное софинансирование
пенсий действует в течении 10 лет, с момента уплаты первых взносов. Гражданин
имеет право сам определять сумму дополнительных взносов, также имеет право
прекращать выплаты добровольных взносов и возобновлять их в любое удобное
время. В случае приостановки выплат государство так же остановит перечисление
взносов.
В Программе государственного
софинансирования пенсии могут принять участие граждане с 14 лет и старше без
ограничений.
Для работающих пенсионеров (женщины
от 55 лет, мужчины от 60 лет), решивших не пользоваться трудовой пенсией,
софинансирование пройдет в соотношении 1:4, но не может составлять более 48 000
рублей в год.
При этом следует помнить, что
государственная поддержка будет осуществляться, если:
- сумма взносов за год будет
составлять не менее двух тысяч рублей;
- гражданин вступит в эту программу
с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г. [34].
Таким образом, размер взноса на
софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается ПФРФ с
учетом условий предоставления государственной поддержки формирования пенсионных
накоплений, в отношении каждого застрахованного лица на основании данных
индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного
страхования.
Льготы для физических лиц
участвующих в системе софинансирования накопительной пенсии
При условии участия в софинансировании
добровольных пенсионных накоплений гражданин освобождается от уплаты НДФЛ с
государственных взносов на накопительную часть страховой пенсии и платежей,
вносимых работодателем, если сумма не превышает 12000 рублей в год. Также это
возможность получения налогового вычета по дополнительным взносам на
накопительную часть страховой пенсии равного сумме внесённых денег в рамках
Программы добровольного софинансирования пенсии (но не более 120000 рублей в
налоговом периоде). Все перечисленные гражданином средства по Программе
софинансирования пенсии будут включены в его сумму средств пенсионных
накоплений. Все деньги будут перечислены на персональный счёт гражданина в ПФР
и НПФ. Дальнейшее использование этих средств будет происходить в соответствии с
законом формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений [48].
Льготы для работодателей участвующих
в системе софинансирования накопительной пенсии
Для работодателей, согласных помочь
своим сотрудникам в Программе софинансирования добровольных пенсионных
накоплений, предоставлены льготы по уплате ряда налогов.
Дополнительные взносы работодателя
на накопительную часть страховой пенсии своего работника освобождаются от
уплаты ЕСН и автоматически включаются в расходы на оплату труда при вычислении
налога на прибыль, но в годовой сумме не более 12000 руб. в расчёте на каждого
работника. Для работодателей предоставлены льготы по уплате ряда налогов.
Дополнительные взносы работодателя
на накопительную часть страховой пенсии своего работника освобождаются от уплаты
ЕСН и автоматически включаются в расходы на оплату труда при вычислении налога
на прибыль, но в годовой сумме не более 12000 рублей в расчёте на каждого
работника.
Застрахованные лица вправе выбрать
инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства
пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в порядке,
определенном Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и Федеральным
законом «О негосударственных пенсионных фондах».
Право на получение государственной
поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом, имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по
обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых
взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года
до 1 октября 2013 года [32].
Российским законодательством
предусмотрены основные механизмы, уполномоченные реализовывать пенсионные
программы, в том числе Программу дополнительного государственного
софинансирования пенсий: Пенсионный фонд Российской Федерации, частные
управляющие компании, которые избирает гражданин путем подачи заявления в ПФР и
негосударственные пенсионные фонды.
При вступлении в Программу
государственного софинансирования пенсий застрахованные лица, имеющие
накопительную часть пенсии или формирующие ее за счет уплаты дополнительных
страховых взносов, могут выбрать несколько способов управления своими
пенсионными накоплениями: либо через Пенсионный Фонд Российской Федерации,
доверив свои средства государственной или частной управляющей компании, либо
через негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное
страхование, в порядке, определенном Федеральным законом «Об инвестировании
средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской
Федерации» и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» [34].
Предназначение НПФ заключается в
более полном использовании возможностей и инициатив работодателей, работников
(неработающих граждан) и государства в формировании финансовых ресурсов для
пенсионного обеспечения застрахованных.
Концепция реформы системы
пенсионного обеспечения в Российской Федерации предусматривала дополнительное
добровольное пенсионное обеспечение - из средств самих застрахованных или
работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Оно
уже существует в России в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Их история
началась с сентября 1992 г., когда был принят Указ Президента РФ «О
негосударственных пенсионных фондах», который определил цели и основные
принципы деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Были положены
основы государственного контроля деятельности, объявлено о создании Инспекции
негосударственных пенсионных фондов; определен перечень документов, которые
необходимо разработать для дальнейшего развития системы государственного
контроля.
НПФ - это особая
организационно-правовая форма некоммерческой организации социального
обеспечения. Ее исключительный вид деятельности - негосударственное пенсионное
обеспечение участников НПФ на основании договоров о негосударственном
обеспечении с вкладчиками НПФ в пользу участника. Что касается деятельности НПФ
по негосударственному пенсионному обеспечению, то она включает аккумулирование
пенсионных взносов, размещение пенсионных ресурсов, учет пенсионных
обязательств и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. При этом НПФ
осуществляет свою деятельность и производит выплаты негосударственных пенсий
независимо от государственного обеспечения населения [71].
Сильная сторона НПФ - гибкость
пенсионных схем, базирующихся на договорной природе их экономических и правовых
механизмов. За прошедшие несколько лет значимость российских НПФ как в системе
негосударственного пенсионного обеспечения, так и обязательного пенсионного
страхования существенно возросла и продолжает возрастать, что выражается в
увеличении собственного имущества фондов, количества участников и застрахованных
лиц, а также иных показателях.
НПФ является некоммерческой
организацией, его главная цель - сбор средств для выплаты дополнительной
пенсии. Узаконено важнейшее правило о том, что фонды обязаны инвестировать
пенсионные резервы исключительно с целью их сохранения и прироста в интересах
участников (будущих пенсионеров).
Перспективы НПФ во многом зависят от
возможностей эффективного инвестирования.
Известно, что необходимо максимально
распределять риски, чтобы ни в один финансовый инструмент не вкладывалась
значительная часть пенсионных денег [63].
В соответствии с действующим
законодательством негосударственные пенсионные фонды могут размещать свои
пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе
самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные
бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты
недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.
Управляющая организация -
организация (акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной)
ответственностью), созданная в соответствии с законодательством Российской
Федерации и имеющие лицензию Федеральной службы по Финансовым рынкам России
(ФСФР) на осуществление деятельности по управлению паевыми инвестиционными
фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Управляющая компания может
осуществлять доверительное управление: активами фонда коллективных инвестиций,
средствами пенсионных накоплений, пенсионными резервами негосударственных
пенсионных фондов и т.д.
Осуществлять доверительное
управление средствами пенсионных накоплений имеют право только управляющие
компании, с которыми ПФР заключил соответствующие договоры. Управляющая
компания обязана инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в
интересах застрахованных лиц [21].
Итак, в России созданы новые
социально - финансовые механизмы - негосударственные пенсионные фонды,
управляющие компании, как важные элементы реформирования пенсионной системы
страны. В процессе их создания возможно решение целого ряда социально -
экономических проблем, представляющих интерес для конкретных отраслей,
предприятий, организаций и регионов страны. Прежде всего, решается задача
повышения материального обеспечения пенсионеров, путем внедрения и реализации
программ пенсионного обеспечения, в том числе и Программы государственного
софинансирования пенсии. Эффективно решаются вопросы заинтересованного
отношения предприятий (организаций) и граждан к самообеспечению пенсией,
развития социального партнерства работодателей и работников, гибкого влияния на
использование экономически активного и занятого в экономике населения.
2.2 Механизмы
реализации Программы государственного софинансирования пенсии в Российской
Федерации
Софинансирование накопительной части
трудовой пенсии - это система солидарной уплаты дополнительных страховых
взносов гражданином и государством в равном размере на формирование
накопительной части трудовой пенсии. Она предназначена для поддержки
государством социально активных граждан, заботящихся о своем пенсионном
будущем.
30 апреля 2008 г. принят Федеральный
закон №56 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой
пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Данный
документ предоставляет российским гражданам независимо от года рождения право
самостоятельно или через своего работодателя перечислять дополнительные
страховые взносы, которые в дальнейшем пойдут на формирование накопительной
части пенсии.
Для того чтобы начать перечислять
такие дополнительные взносы, застрахованному лицу необходимо подать заявление о
добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному
страхованию для уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть
трудовой пенсии [46].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|