рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ социальных расходов и их источников

Кроме этого, некоторая часть расходов на социальную защиту финансируется за счет других поступлений (доходов от собственности, дивидендов, процентов и других поступлений). В целом по Европе-25 за счет этих средств в 2009 году было профинансировано около 3% социальных расходов. Тем не менее, в отдельных странах значение этих источников заметно выше - за счет них было профинансировано более 10% социальных расходов на Кипре и в Нидерландах, а также - за пределами Европейского Союза - в Исландии и Швейцарии.

Самыми социально-ориентированными странами в период 2003 - 2009 г. являются Дания, Ирландия, Норвегия. Об этом свидетельствуют данные, представленные на рисунке 2.2. Доля социальных расходов, финансируемых за счет государственных фондов составляет 60 - 70%. Однако, необходимо отметить, что в 2009 году доля государственного финансирования социальных расходов снизилась в Дании на 14,2%; в Ирландии на 2,3%; в Норвегии - на 13,6%. Аналогичная тенденция прослеживается во всех представленных странах. Это объясняется динамичным развитием бизнеса, который берет на себя обязательства по выполнению социальных гарантий, и реализации различных социальных проектов. Однако, некоторые страны, такие как Германия, Италия, Португалия, Франция, в 20069 году увеличили государственные источники финансирования социальных расходов. Это связано с принятыми политическими решениями в области социально-экономического развития стран. Как известно, эти страны лидируют по размерам социальных выплат и гарантий, предоставляемым нуждающимся гражданам.

Сегодняшнее состояние социальной сферы экономически развитых стран ЕС является результатом постепенного формирования национальных систем социального страхования. Они прошли долгий путь от их создания в конце XIX - начале XX вв. через последующее развитие и превращение в универсальные системы социального обеспечения. В большинстве западноевропейских стран средняя продолжительность жизни была низкой, а длительность трудовой жизни значительной.


Рис. 2.5. Доля негосударственных источников в финансировании социальных расходов в странах Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, %, 2003 и 2009


Пожилые практически всегда испытывали зависимость от своих детей: старость была синонимом бедности. Рождение ребенка было связано с многочисленными трудностями как для ребенка, так и для матери, весьма ограниченным был также доступ к медицинской помощи. Мало что делалось для предотвращения профессиональных заболеваний, а получение трудового увечья компенсировалось весьма слабо. Таковы были условия, при которых принцип распределения доходов был извращен. Высокие доходы зависели от наличия собственности, а не от вложенного труда и уровня квалификации людских ресурсов. Сегодня многого из того, что было тогда, уже нет. Большинство сегодняшних достижений стало возможным благодаря не только экономическому росту и общему повышению жизни, но прежде всего развитию социальной защиты.

По данным рисунка 2.5, наибольшее негосударственное финансирование социальных расходов осуществляется в Чехии, Франции, Бельгии, Словении. В этих странах практикуется вовлечение в социальную поддержку бизнес-сообщества. Однако, тенденции в 2009 году говорят о снижении доли негосударственных источников финансирования социальных расходов. На это повлиял прежде всего кризис 2008 года, когда компании стали оптимизировать свои расходы и сокращать издержки. Одной из первых статьей затрат, на которой стали экономить компании оказалась «расходы на персонал», и все что с ней связано.


2.2 Исследование социальных расходов Италии и источников их формирования


На сегодняшний день система социальной защиты Италии характеризуется рядом нерешенных вопросов. Одна из основных проблем социальной политики Италии - традиционное различие в доходах населения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице. На фоне общей безработицы в Италии (11,3% - 2009 г.) уровень безработицы на севере страны составлял около 7,5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а на юге - более 20%. Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системы социального страхования начинают играть некоторые его виды. Прежде всего, это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах, помимо своего основного назначения, выполняет роль пособия по безработице и социальной помощи.

Для Италии характерна более высокая, чем в других странах Западной Европы, доля незанятых женщин, число которых в общей численности безработных составляет 16% (что почти вдвое превышает уровень мужской безработицы - 9% и молодежи, уровень безработицы среди которой также достаточно высок - 12,4%).

Отрицательную роль в итальянской системе социальной защиты играет одновременное существование плохо социально гарантированных секторов экономики и секторов, в которых благодаря определенным обстоятельствам (например, широкое развитие профсоюзного движения, особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока. Кроме того, сюда также относится и неудовлетворительная защита от рисков людей, которые по различным причинам оказались без каких-либо доходов. В силу этих, а также ряда других обстоятельств итальянская социальная политика часто характеризовалась как «рудиментарная» [8].

Серьезную проблему представляет собой асимметричная структура социальных расходов. Это проявляется, в частности, в том, что наиболее крупную долю социальных расходов составляет пенсионное обеспечение - 15,4% ВВП (при среднеевропейском уровне - 11,9%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 0,8%). По этой причине Италию (впрочем, не без основания) иногда называли страной пенсионеров. Например, законом гарантировалось без определения границ пенсионного возраста получение пенсии после 35 лет страхования. Государственные служащие имели право на полную пенсию уже после 20-летнего страхового стажа.

Среди других стран ЕС Италия обладала наибольшим числом пенсионеров в возрасте до 60 лет. Поскольку размер пенсии рассчитывался на основании дохода последних трудовых лет, характерные «сдвиги» в карьере перед выходом на пенсию стали частым явлением в стране. Кроме того, сравнительно просто можно было получить пенсию по инвалидности: для этого требовалось всего 5 лет выплаты страховых взносов, а на решение о предоставлении пенсии по инвалидности зачастую оказывала влияние не только работоспособность претендента в медицинском смысле, но и социальные и экономические условия.

Характерным для Италии и самым большим в Западной Европе до сих пор остается теневой сектор экономики. Около 30% ВВП составляет незарегистрированная хозяйственная деятельность, а почти 25% трудящихся заняты в официальном секторе, который продолжает сокращаться. Все это, безусловно, сказывается на объемах инвестирования в социальную сферу.

Новая эпоха в итальянской социальной политике началась в 2002 г., когда правительством были предприняты шаги к давно назревшей реформе в области социальной защиты. Основные мероприятия касались системы пенсионного страхования. Предусматривалось постепенное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, был увеличен минимальный срок страхового стажа до 20 лет. Кроме того, пенсионная реформа предусматривала снижение размера пенсий с 80 до 68% последней оплаты труда. В области рынка труда и политики занятости инновации предусматривали мероприятия, связанные, с одной стороны, с повышением гибкости рынка рабочей силы и созданием дополнительных возможностей для частичной занятости, а с другой - с реформированием системы социального партнерства на основе оживления взаимодействия между союзами работодателей, профсоюзами и правительством.

Основной задачей правительства в социальной сфере во второй половине 90-х годов прошлого века было упорядочение социального бюджета. Необходимость, в частности, экономии обосновывалась прежде всего тем, что только на этом пути была возможна дальнейшая интеграция Италии в Европейский союз. Начатый в 2006 г. правительством курс на снижение государственных расходов предусматривал обширную приватизацию государственных предприятий, снижение расходов на образование и здравоохранение.

В целом можно обозначить три приоритетные цели, которые лежали в основе реформ. Во-первых, это стремление, наряду с финансовой консолидацией социального бюджета, к созданию более равновесной и справедливой системы социальной защиты с одновременным повышением ее эффективности. Во-вторых, проведенные пенсионные реформы должны были унифицировать предпосылки для расчета пенсий в различных отраслях и, в-третьих, целевой установкой правительства был переход к активной политике занятости и более активному диалогу между правительством, профсоюзами и союзами работодателей для повышения эффективности воздействия на рынок труда.

Несмотря на то что социальная политика Италии по-прежнему остается в компетенции государства, тем не менее экономическая политика Европейского союза оказывает на нее определенное влияние. С одной стороны, ЕС не вмешивается в социальную политику стран-участниц. С другой стороны, экономическая политика Евросоюза косвенно влияет на экономики входящих в него государств путем установления критериев сближения в экономической сфере.

Итак, реформаторские мероприятия, были обусловлены в основном реакцией на необходимость экономической модернизации в рамках европейской интеграции. Кроме того, все это дополнялось внутренними условиями, к которым относятся специфические проблемы и особенности социального сектора Италии, а также положительное отношение населения к процессам европейской интеграции. Тенденции развития социальной политики в Италии были, следовательно, связаны с двумя особенностями. С одной стороны, критерии конвергенции ЕС обусловливали проведение жесткой рестриктивной политики в социальном секторе. С другой стороны, несовершенства итальянской социальной системы делали очевидным необходимость расширения тех сфер социального обеспечения (семейная политика, страхование по безработице, социальная помощь), которые были традиционно «слабыми» в общей системе социальной защиты.

Однако на поддержку социальных расходов итальянское государство тратит от 60 до 80 млн. евро. Так же в формировании социальных расходов участвует и бизнес-сообщество, которое в 2007 году потратило на эти цели 40 млн. евро, в 2008 году снизило эти затраты на 5%, однако в 2009 году частные компании увеличили объем социальных расходов на 1,2%. Эту ситуацию можно объяснить наступившим мировым финансовым кризисом, из за которого компании начали жесткую экономию расходов.

В настоящее время правительство Италии и представители итальянского бизнес-сообщества планируют изменить сложившуюся ситуацию, постепенно увеличивая расходы на социальные нужды и реализацию социальных программ.


Заключение


В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта. Наиболее развитые системы социальной защиты имеют страны Европейского союза. Социальные расходы, представленные как доля валового внутреннего продукта (ВВП), являются признанным критерием, характеризующим, в какой степени государство берет на себя ответственность по поддержанию определенного стандарта жизни обездоленных и уязвимых групп населения. Под социальными расходами понимается предоставление общественными или частными институтами пособий и прочих финансовых средств домохозяйствам и отдельным лицам с целью обеспечить им поддержку и снизить риски в определенных обстоятельствах, ухудшающих их благосостояние.

На сегодняшний день система социальной защиты Италии характеризуется рядом нерешенных вопросов. Одна из основных проблем социальной политики Италии - традиционное различие в доходах населения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице. На фоне общей безработицы в Италии (11,3% - 1999 г.) уровень безработицы на севере страны составлял около 7,5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а на юге - более 20%. Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системы социального страхования начинают играть некоторые его виды. Прежде всего, это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах, помимо своего основного назначения, выполняет роль пособия по безработице и социальной помощи.


Список использованной литературы


1.      Мачульская Е.Е. Право на социальное обеспечение - естественное и неотъемлемое право человека // Вестник Московского университета. - М.; Изд-во Моск. ун-та, 2008. - № 5. - с.53-64

2.      Законодательство зарубежных стран: Обзорная информация. Вып. 190. Законодательство о пенсиях по старости европейских стран / Цивилев Р.М., Брагинский М.И., Ковачев Д.А. и др.. - М, 2009. С 11

3.      Валентина СОРОКИНА. Пенсионное обеспечение в Великобритании. // Журнал общественно-политических исследований. Современная Европа. С 25-40.

4.      Законодательство зарубежных стран: Обзорная информация. Вып. 190. Законодательство о пенсиях по старости европейских стран / Цивилев Р.М., Брагинский М.И., Ковачев Д.А. и др.. - М, 2009. С 15

5.      Хмель И. С., Горбик В. А., Гулевич В.Н Социальная структура и социальная политика США, Великобритании, ФРГ, Франции и Канады, Киев, 2009

6.      Лукьянова Г. И. Система социальной защиты во Франции (пути реформирования)//Современная Европа. 2009. № 4

7.      Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза, М., 2008

8.      Old-age in Europe. Luxemburg, 2009

9.      Ветрова Н. С. Финансирование социальных программ в странах Запада. М., 2009

10.    Зубченко Л. А. Пенсионная система Франции: современное состояние и перспективы реформирования. М.: ИНИОН РАН, 2009

11.    The French Economy/ Theory and Policy. London: Westview Press, 2009

12.    The Social Situation in the European Union 2008. Eurostat, 2008



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.