Но в целях раскрытия заявленной проблематики нас будут
интересовать только те безвозвратные и безвозмездные перечисления, которые
поступают от бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня
бюджетной системы Российской Федерации.
-Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных
расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или
другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
-Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые
другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не
более шести месяцев в пределах финансового года;
-Государственный или муниципальный заем
(заимствование) - передача в собственность Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное
образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на
сумму займа.
2.1
Структура и тенденции поступлений бюджетов РФ
Рассмотрим структуру и тенденции поступлений бюджетов
Российской Федерации, в том числе уделим особое внимание безвозмездным
поступлениям.
В Российской Федерации, как и в СССР и других
государствах бывшего социалистического лагеря, в 1991-1995 гг. отмечались
поступления от приватизации государственного имущества и эмиссия кредитных
денег. Последняя имела место и в период социализма, но носила скрытый характер.
Специфика бюджетной системы РФ предполагает систему
распределения поступлений между конкретными бюджетами – федеральными, субъектов
Федерации и местными, а также внебюджетными фондами. В доходы федерального
бюджета зачисляются:
- собственные налоговые доходы;
- собственные неналоговые доходы;
- средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов
РФ, другие безвозмездные перечисления;
- доходы федеральных целевых бюджетных фондов;
- средства федеральных социальных внебюджетных фондов.
Общая структура доходов федерального бюджета в
2005-2008 гг. представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1. – Динамика структуры федерального бюджета
РФ, млрд. руб.
Показатель
|
2005
|
2007
|
2008
|
Сумма
|
%
|
Сумма
|
%
|
Сумма
|
%
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Всего
поступлений
1.Налоговые
доходы
2.
Неналоговые доходы
3.Доходы
целевых бюджетных фондов
4. Единый
социальный налог (ЕСН)
|
4830,4
4115,5
74,7
38,6
92,9
|
100,0
85,2
1,5
0,8
1,9
|
5046,1
4831,2
216,98
13,9
281,2
|
100,0
95,7
4,3
0,7
13,2
|
6965,3
6698,1
264,7
14,1
356,6
|
100,0
96,2
3,8
0,6
15,1
|
Примечание. Здесь и далее в таблицах данные за
2005-2008 гг. взяты из федеральных законов об исполнении федеральных бюджетов
за 2005-2008гг.
Как видно из таблицы 1.1, указанные доходы являются
основными; на федеральном уровне, безвозмездные перечисления не играют
практически никакой роли.
Несколько по-другому развивается структура поступлений
бюджетов субъектов РФ. Доходы бюджетов РФ формируются в первую очередь за счет
собственных и регулирующих налоговых доходов.
Общая структура консолидированного бюджета регионов
отражена в табл. 2.2.
Таблица 2.2 – Структура поступлений консолидированного
бюджета территорий РФ за 2008 г., млрд. руб.
Показатель
|
Всего
|
В том
числе:
|
по бюджетам
субъектов РФ
|
по местным
бюджетам
|
Сумма
|
%
|
Сумма
|
%
|
Сумма
|
%
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.Налоговые
доходы
2.
Неналоговые доходы
3.Безвозмездные
перечисления
4.Доходы целевых
бюджетных фондов
Итого
доходов
Внутренние
обороты
Всего
доходов
|
1087,9
112,0
249,5
145,5
1607,3
285,4
1892,7
|
57,5
5,9
13,2
7,7
84,9
15,1
100
|
708,7
77,1
248,2
144,4
1184,9
1,6
1184,3
|
59,8
6,5
20,9
12,2
100,0
0,1
100,0
|
379,0
34,9
286,7
1,1
707,8
283,1
797,8
|
53,6
4,9
40,5
0,2
100,0
40,1
100,0
|
Примечание. Здесь данные по консолидированному бюджету
субъектов РФ используются из источника: Отчет об исполнении консолидированного
бюджета территорий, код формы 0524108. – www.minfin.ru.
Анализируя данные, можно придти к выводу, что большая
часть бюджетов территорий Федерации формируется за счет налоговых доходов. Их
доля в консолидированном бюджете регионов составила 57,5%, в бюджетах субъектов
РФ – 59,8%, и в местных бюджетах – 53,6%.
Но, существенная доля поступлений территориальных
бюджетов представлена безвозмездными перечислениями (13,2% бюджетов субъектов)
и внутренними оборотами (40, 1% местных бюджетов).
Особенно большую роль они играют для местных бюджетов,
практически наряду с налоговыми поступлениями (40,5% или 286,7 млрд. руб.).
Рассмотрим более детально безвозмездные перечисления в
местные бюджеты на примере Алагирского района в следующем параграфе.
2.2
Анализ межбюджетных трансфертов (на примере Алагирского района)
На основе показателей межбюджетных трансфертов в
Алагирском районе за 2007-2008 гг. (см. Приложения А, Б), проанализируем
процент исполнения бюджета муниципальных районов, и также бюджета городских и
сельских поселений.
Процент исполнения бюджета муниципальных районов за
период 2007г. и 2008г.
Исполнение бюджета муниципальных районов проходило в
соответствии с решением Собрания представителей Алагирского района. Отклонение
в проценте исполнения поступивших из республиканского бюджета безвозмездных
поступлений за период с 2007г. по 2008г. незначительное.
Дотации поступили в сто процентном объеме, согласно
утвержденным планам.
В 2008 году исполнение по субвенциям по сравнению с
2007 годом снизилось на 1,21%, а по субсидиям на 3,77%.
Средства бюджетов, передаваемые бюджетам муниципальных
районов на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы исполнены в
сто процентном объеме в 2007 году, а прочие безвозмездные поступления от других
бюджетов бюджетной системы на 94%.
Анализ показателей представим в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Процент исполнения бюджета муниципальных
районов за период 2007г. и 2008г. (руб.)
Показатели
|
2007
год
|
%исполнения
|
2008
год
|
%исполнения
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
Безвозмездные
поступления, в т.ч.:
|
355712200,0
|
354164644,2
|
99,56
|
413409455,0
|
409287541,0
|
99
|
Дотации
от других бюджетов бюджетной системы РФ
|
188947000,0
|
188
94000,0
|
100
|
165507000,0
|
165507000,0
|
100
|
Субвенции
от других бюджетов бюджетной системы РФ
|
94
614 000,0
|
94
457 300,7
|
99,83
|
225908555,0
|
222786641,0
|
98,62
|
Средства,
получаемые на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате
решений, принятых органами власти другого уровня
|
52
316 200,0
|
51949138,48
|
99,30
|
25
000,00
|
25
000,00
|
100
|
Субсидии
от других бюджетов бюджетной системы РФ
|
3
035 000,00
|
3
011 205,00
|
99,22
|
21968900,00
|
20968900,00
|
95,4
|
Средства
бюджетов, передаваемые бюджетам муниципальных районов на реализацию
Федеральной адресной инвестиционной программы
|
1
000 000,00
|
1
000 000,00
|
100
|
-
|
-
|
-
|
Прочие
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы
|
15800000,00
|
14800000,00
|
93,67
|
-
|
-
|
-
|
Процент исполнения бюджета городских и сельских
поселений за период 2007г. и 2008г.
Исполнение бюджета городских и сельских поселений
проходило в соответствии с решением Собрания представителей Алагирского района.
Отклонение в проценте исполнения поступивших из республиканского бюджета
безвозмездных поступлений за период с 2007г. по 2008г. незначительное.
Исполнение по дотациям в 2008 году перевыполнено на
0,58%.
В 2008 году исполнение по субвенциям по сравнению с
2007 годом снизилось на 6,42%.
Средства, получаемые на компенсацию дополнительных
расходов, возникающих в результате решений, принятых органами власти другого
уровня были предусмотрены лишь в 2007 году и исполнены в сто процентном объеме.
Полученные выводы отразим в сводной таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Процент исполнения бюджета городских и
сельских поселений за период 2007г. и 2008г. (руб.)
|
|
Показатели
|
2007
год
|
%исполнения
|
2008
год
|
%
исполнения
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
Безвозмездные
поступления, в т.ч.:
|
34342000,0
|
34
341 660,74
|
100
|
3523615,0
|
35157226,00
|
99,97
|
Дотации
от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
|
26509000,0
|
26
508 660,74
|
100
|
31200000,00
|
31379767,00
|
100,58
|
Субвенции
от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
|
3861
000,00
|
3
861 000,00
|
100
|
4036715,00
|
3
777 459,00
|
93,58
|
Средства,
получаемые на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате
решений, принятых органами власти другого уровня
|
3
972000,00
|
3
972 000,00
|
100
|
-
|
-
|
-
|
Теперь проанализируем структуру безвозмездных
перечислений, их доли и динамику. Для чего, построим таблицу 2.5.
Таблица 2.5 – Структура и динамика безвозмездных
перечислений по Алагирскому району
Показатели
|
Муниципальные
районы
|
Городские и
сельские поселения
|
2007 г.
|
2008 г.
|
∆
|
2007 г.
|
2008 г.
|
∆
|
Дотации
от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, %
Субвенции
от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , %
Прочие
безвозмездные поступления, %
|
53,1
26,6
0,85
|
40,4
54,4
5,1
|
-12,7
27,8
4,25
|
77,2
11,2
11,6
|
89,3
10,7
-
|
12,1
-0,5
-11,6
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|