Бизнес-план (финансовый раздел)
Содержание
Введение
1. Бизнес-план (финансовый раздел)
1.1 Бизнес-планирование как элемент
экономической политики предприятия
1.2 Основные финансово-экономические
показатели деятельности предприятия
1.3 Финансовый раздел бизнес-плана
2. Оценка финансового показателя
Заключение
Введение
Одним из специфических
методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики,
еще одной формой правления его необходимости и неизбежности является
составление бизнес-планов.
Планирование
предпринимательской деятельности отличается от управленческой, т.к.
предприниматель сам отвечает за своё дело. Предприниматель должен хорошо
представлять себе основные составляющие своего дела – финансы, производство,
маркетинг, управление.
В бизнес-плане отражаются
наиболее важные направления деятельности предприятия – что производить, из чего
и как, куда и кому продавать, как привлекать потребителей, какие ресурсы
(финансы, персонал, оборудование, сырьё) нужны и каких финансовых результатов
стоит ожидать от проекта. Если обобщить все направления деятельности, то
получается основные виды планов: стратегический, производственный, финансовый,
маркетинговый.
Бизнес-план – это документ, который дает
описание основных аспектов будущего предприятия, анализирует все риски,
определяет способы решения проблем и отвечает и отвечает в конечном итоге на
вопрос:
СТОИТ ВКЛАДЫВАТЬ
ДЕНЬГИ В ЭТОТ ПРОЕКТ И ПРИНЕСЕТ ЛИ ОН ДОХОДЫ, КОТОРЫЕ ОКУПЯТ ВСЕ ЗАТРАТЫ СИЛ И
СРЕДСТВ?
Выделяют пять основных
функций бизнес-плана:
1.
Бизнес-план
как основа для разработки концепции бизнеса.
2.
Бизнес-план
как инструмент оценки фактических результатов деятельности предприятия.
3.
Бизнес план
как средство привлечения инвестиций
4.
Бизнес-план
как средство формирования команды.
5.
Бизнес-план
как инструмент анализа собственной деятельности.
Сравнительный анализ
бизнес-план и реального положения дел на определенных этапах деятельности
служит средством переосмысления своего делового опыта и общих установок на
природу бизнеса.
Каждый раздел
бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры,
данные, по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых
планов.
1.
Бизнес-план (финансовый раздел)
1.1
Бизнес-планирование как элемент экономической политики предприятия
Бизнес-план один из
основных документов, определяющий стратегию развития предприятия. Он позволяет
решать целый ряд задач стратегического управления:
·
Обоснование
экономической целесообразности выбранных целей и направлений развития фирмы;
·
Расчет ожидаемых
финансовых результатов деятельности – объем продаж, прибыли, доходов на вложенный
капитал;
·
Определение
потребности в ресурсах для достижения цели;
·
Планирование
организационной структуры компаний;
·
Анализ рынка и
определение основных направлений маркетинговой деятельности в рамках проекта;
·
Планирование
основных этапов производства.
Функции, которые
выполняет бизнес-план, определяют требования к нему. Это должен быть деловой
документ, написано строгим формальным языком, с точными цифрами,
цитатами, обоснованием расчетов. Бизнес-план – это реклама Вашего
бизнеса. Вы должны при его помощи убедить инвестора (купить) Ваш
проект, т.е. он должен привлекать внимание, вызывать интерес и желание
действовать.
Бизнес-план позволяет
тем, кто знакомится с ним, понять ваш замысел и служит основой для привлечения
различных ресурсов, а это обстоятельство требует, чтобы бизнес-план имел
общепринятую структуру и оформление.
Обычно бизнес-план
состоит из следующих разделов:
1.
Введение
или резюме бизнес-плана. Здесь дается общая краткая информация о проекте, на основании которой
потенциальный инвестор может сделать вывод, интересен ему этот проект или нет.
2.
Описание
компании (предприятия). Этот раздел представляет потенциальному инвестору справочную информацию о
компании – направление деятельности, форма собственности, капитал, учредители,
юридический и фактический адрес, банковские и другие реквизиты, имена и фамилии
руководителей, контакты и телефоны.
3.
Анализ
ситуации в отрасли. Краткая
характеристика положения дел в отрасли или определенных сферах бизнеса и
пояснение перспектив развития проекта с точки зрения его соответствия изменения
внешней среды.
4.
Описание
продукта (товары, услуги). Подробное описание продуктов, предлагаемых компанией для производства и
реализации в рамках проекта, включая техническое описание и потребительские
свойства.
5.
Маркетинговый
план. Должен
включать общее описание рынка и конкуренции, основные элементы маркетинговой
стратегии компании – целевой рынок и его сегменты, направления продвижения
продукции, расчеты цен.
6.
Производственный
план. Основная
задача этого раздела – определение потребности проекта в основных и оборотных
средствах и показать инвестору возможности обеспечения производства
запланированного объема продукции.
7.
Инвестиционный
план.
8.
Организация и
управление. Успешная
реализация бизнес-плана во многом зависит от организации дела и управления
компанией или проектом, как будет организована деятельность предприятия, какова
будет структура и форма, собственности, сколько необходимо персонала.
9.
Финансовый
план. Должен
подвести итог всем предыдущим разделам, представив их в виде структуры доходов
и расходов за определенный период времени. По финансовому плану инвестор судит
о привлекательности проекта.
10. Приложения. В этот раздел включается документы,
имеющие отношение к делу – результаты исследования рынка, технические
характеристики оборудования, мнение экспертов о продукции, сведения о
лицензиях, патентах, технологии, торговые марки, договоры с поставщиками и
посредниками, образцы рекламно-информационных материалов. Иногда в приложения
включают персональные резюме руководителя и других ключевых фигур проекта.
1.2 Основные
финансово-экономические показатели деятельности предприятия
Одной из основных целей
любого бизнеса является получение прибыли.
Но прежде, чем говорить о
прибыли необходимо произвести продукцию и реализовать ее. В свою очередь для
производства и реализации продукции необходимо использовать ресурсы, которые
имеют свою стоимость-сырье и материалы нужно покупать, персоналу нужно платить
заработную плату, т.е. нести затраты.
Прежде чем начать свое
дело, необходимо задуматься будет ли он приносить прибыль и что для этого нужно
сделать. Для этого желательно представлять - на что и как будут тратиться
средства, откуда они будут поступать, т.е. нужно спланировать доходы и расходы,
разница между которыми составит прибыль или убыток. Все коммерческие
организации должны платить налог на прибыль. Существует законодательное
определение к тому что считать себестоимостью, т.е. затратами на
производство и реализацию продукции, а что прибылью. Это регулируется
официальным документом.
Основные виды затрат,
которые несет любая организация при производстве и реализации продукции:
материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисление на социальные нужды,
амортизационные отчисления, прочие затраты.
Общие затраты нужно было
бы назвать себестоимостью производственной продукции, но в бухгалтерском
учете и налогообложении под себестоимостью понимаются строго
определенные затраты. На себестоимость, т.е. на то, что не облагается налогами,
можно отнести на все расходы, которые предприятия несет при производстве и
реализации продукции. При этом на которые расходы (реклама, представительские и
командировочные) имеют нормативы, определяющие, какую долю затраченных средств
можно включить в себестоимость продукции. Поэтому необходимо различать понятия затрат
и себестоимости.
Для того чтобы
рассмотреть следующий вопрос, необходимо вспомнить структуру баланса и отобрать
из отчета понятия о прибылях и убытках;
АКТИВЫ
|
ПАСИВЫ (КАПИТАЛ)
|
Внеоборотные активы
|
Капитал и резервы
(собственный капитал)
|
Оборотные активы
|
Долгосрочные обязательства.
|
Краткосрочные обязательства.
|
В колонке (активы)
расположены статьи, которые отражают приобретение компании, совершенные в
разное время и еще обладающие на отчетные период какой то стоимостью. В колонке
(пассивы) расположены статьи, которые отражают источники средств на
приобретение всего того, что есть в колонке (активы). Необоротные активы включают
такие трудноизмеримые вещи как репутация предприятия, патенты и лицензии,
балансовую стоимость основных средств, долгосрочные финансовые вложения.
Существенной характеристикой этих активов является то, что они носят
долгосрочный характер: хорошая репутация фирмы приобретается долгими усилиями
коллектива и служит долго, здания эксплуатируется десятилетиями. С
оборотными активами иначе. Товарно-материальные ценности на складах, счета
дебиторов, деньги, краткосрочные банковские депозиты - находятся в постоянном
движении. Капитал и резервы часто называют собственным капиталом, т.к.
это капитал, который собственники вложили в предприятие.
Для анализа эффективности
деятельности предприятия необходимо объединить собственный капитал и
долгосрочные обязательства в понятие (инвестированный капитал).Этих
понятий, относящихся к балансу, достаточно чтобы обсуждать эффективность
деятельности предприятия, если к ним добавить несколько понятий из отчета о
прибылях и убытках.
Схема прибыли и
убытков
ВЫРУЧКА
|
|
СЕБЕСТОИМОСТЬ
|
|
Управ.
командир.
расходы.
|
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ
|
|
проценты к уплате
|
ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ
|
|
Налог на прибыль
|
ПРИБЫЛЬ ДО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
|
|
Чрезвыч.
расходы
|
ПРИБЫЛЬ ОТ ОСНОВНОЙ ДЕЯТ-ТИ
|
|
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ
|
|
|
|
|
|
|
|
Большее число финансовых
коэффициентов построенных на основе баланса и отчета о прибылях и отчета о
прибылях и убытках относятся к вопросу об эффективности деятельности
предприятия и представляют собой отношения между этими показателями.
Изучите коэффициент
доходности совокупных акцизов, оборачиваемости совокупных активов,
рентабельность реализации, доходность собственного капитала.
1.3 Финансовый
раздел бизнес-плана
ФИНАНСОВЫЙ РАЗДЕЛ - один из важнейших разделов
бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестиционного
проекта к реализации. Финансовый план необходим для контроля финансовой
обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает
предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые
результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке
в определенной последовательности.
Финансовый раздел
бизнес-плана включает в себя несколько основных документов: баланс организации,
план прибылей и убытков, прогноз движения наличности, оперативный план, план
доходов и расходов. Указанные документы носят планово – отчётный характер,
такое планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы
в рамках определённого периода времени, а приведённые в этих документах данные
используются для анализа финансового состояния фирмы.
Кратко охарактеризуем
основные документы, входящие в финансовый раздел бизнес плана:
Оперативный план - отражает результаты взаимодействия
фирмы и её целевых рынков по каждому товару им рынку за определённый период, на
фирме этот документ разрабатывается службой маркетинга. Совокупность
показателей, представляемая в оперативном плане, помогает продемонстрировать
руководству компании, какая доля рынка занята фирмой по каждому товару и какую
предполагается завоевать. Структура отчёта о доходах и расходах относительно
проста, в него обычно включается выручка от продажи товара, производственные
издержки, налоговые и другие отчисления. На основе этих показателей
рассчитывается прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты
дивидендов, по данным этого раздела можно установить, приносит ли конкретный
товар прибыль, сравнить различные товары по прибыльности, с тем, чтобы
определить целесообразность дальнейшего производства. Таким образом, конечная
задача данного документа показать, как будет изменяться, и формироваться
прибыль в течение первого и второго года поквартально и далее – в расчёте на
год. План – отчёт о движении денежных средств показывает, сколько наличности,
имеется в распоряжении предприятия и какова потребность в них компании. Данный
отчёт составляется как суммарный результат деятельности фирмы по всем видам
товаров и услуг, в его структуру в частности входят планируемые и фактические
капиталовложения в деятельность компании за отчётный период. Заключительным
документом финансового плана является балансовый отчёт, его особенность
заключается в том, что он не отражает результатов деятельности компании за
определённый период, а фиксирует сильные и слабые стороны с точки зрения
финансов на данный момент. Любой отдельно взятый элемент баланса сам по себе
значит немного, однако, когда все эти элементы рассматриваются в соотношении
друг с другом, это позволяет судить о финансовом положении фирмы. Составить
такой отчёт достаточно легко: он показывает, как будет получен стартовый
капитал (источник долга + собственный капитал) и как предполагается его
расходовать. В проектировках баланса на дальнейший период должен учитываться
исходный баланс, а также особенности развития компании и результаты её
финансово – экономической деятельности.
Страницы: 1, 2
|