Мировой опыт
свидетельствует, что наиболее эффективное воздействие государства на
деятельность транспорта заключается в обеспечении справедливой конкуренции
между видами транспорта, а также в воздействии на формирование разумной прибыли
транспортных предприятий независимо от форм собственности.
Как отмечено
ранее, государство или прямо участвует в инвестиционном процессе или берет на
себя функции регулирования деятельности частного капитала в отношении
привлечения средств на транспорт.
При этом
следует обратить на инвестиционных характер развития транспортного хозяйства.
Инвестиции –
все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты
предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или
достижения социального эффекта [6, c.52].
В зависимости
от возможности управления предприятием они бывают прямыми и портфельными.
Портфельные – вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на
изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим
субъектом;
Прямые
(реальные) инвестиции – вложения частной фирмы или государства в производство
какой-либо продукции [7, c.11].
Эффективность
инвестиций в основные средства зависит от множества факторов, среди которых
важнейшими являются: отдача вложений, срок окупаемости инвестиций, инфляция,
рентабельность инвестиций за весь период и по отдельным периодам, стабильность
поступлений средств от вложений, наличие других, более эффективных направлений
вложения капитала (финансовые активы валютные операции и др.) [8, c.79].
Важно
отметить при этом, что любому инвестиционному вложению предшествует создание
инвестиционного проекта.
Разработка
проекта, или проектирование, является одним из звеньев осуществления
капитальных вложений, связывающих науку с производством. От качества
технологического и уровня проектных решения во многом зависит эффективность
проектных решений, сметная стоимость объекта инвестирования, сроки его
осуществления. В процессе проектирования решаются основные вопросы будущего
объекта с тем, чтобы соответствовал эксплуатационным требованиям, а его
реализация была экономичной.
Инвестиционный
проект –
это комплексный план мероприятий, направленный на обоснование эффективности
вложения в создаваемые или модернизируемые материальные объекты,
технологические процессы, виды предпринимательской деятельности и целевые
программы с целью сохранения и увеличения капитала, получения выгоды [9, c.67].
С позиции
организации инвестиционные проекты могут классифицироваться по факторам,
определяющим их особенности (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Факторы,
определяющие особенности инвестиционных проектов
Факторы
|
Виды проектов
|
1
|
2
|
Величина привлекаемых
инвестиций
|
Крупные, мелкие или
средние проекты
|
Интенсивность
инвестиционного вложения средств
|
Крупные проекты с
коротким сроком окупаемости или вкладываемые поэтапно с длительным сроком
возврата и т.п.
|
Длительности
осуществления инвестиционного вложения
|
Кратко-, средне- или
долгосрочные проекты
|
Тип взаимосвязей
|
Независимые,
взаимозависимые и альтернативные и т.п.
|
Способ финансирования
|
Проекты, организованные
за счёт собственных средств, кредита, государственного бюджета и т.п.
|
Степени влияния на
экономическую, социальную или экологическую ситуацию
|
-
Глобальные,
реализация которых существенно влияет на ситуацию, сложившуюся на Земле
(экономическую, социальную или экологическую)
-
Народнохозяйственные,
осуществление которых приводит к значительным изменениям данной ситуации в
стране
-
Крупномасштабные,
оказывающие влияние на ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны, и
при их оценке можно не учитывать влияние на обстановку в других районах или
отраслях
-
Локальные,
внедрение которых не оказывает сколь-либо значимого влияния на
соответствующую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на
товарных рынках
|
Инвестиционные
проекты различаются и по степени риска, определяемой вероятностью недостаточно
точной оценки рынка со стороны инвестора. Проект, содержанием которого является
выполнение новых прикладных научных разработок, относят к инновационным.
Разработка и
претворение в жизнь инвестиционного проекта осуществляется в течение
длительного периода времени – от идеи до её материального воплощения. Период
времени между началом осуществления проекта и его ликвидацией принято называть
инвестиционным, или жизненным циклом проекта. Он необходим для анализа проблем
финансирования работ по проекту, принятия необходимых решений и подразделяется
на стадии (фазы или этапы). На практике их выделение может несколько
различаться. Важно, чтобы оно позволяло наметить некоторые важные периоды в
состоянии объекта проектирования, при прохождении которых он не только
существенно изменялся, но и представлялась бы возможность оценки наиболее
вероятных направлений его развития [10, c.44-47].
Жизненный цикл инвестиционного проекта включает такие
стадии, как: формулировка
проекта; анализ проекта; разработка проекта; реализация проекта; оценка полученных
результатов.
Формулировка проекта -
это то, с чего начинается любой инвестиционный проект:
- инвестиционный замысел
(идея);
- осуществляемый подход
(инновационный, патентный и др.);
- соответствие
предлагаемого технико-технологического решения сертификационным требованиям;
- предварительное
согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными, местными
интересами и отраслевыми приоритетами;
- отбор реципиента,
способного реализовать проект;
-
подготовка
информационного меморандума реципиента.
Проектный анализ -
методология комплексной оценки достоинств и недостатков проектов,
альтернативных путей использования ресурсов с учётом их макро- и микроэкономических
последствий. В связи с чем, он может быть:
- технический анализ - исследование
предполагаемого местоположения и масштаба объекта, типов используемых
технологических процессов, материалов, оборудования и оснастки; графика работ,
наличие капитала и рабочей силы, необходимой инфраструктуры, методов
реализации, эксплуатации и обслуживания инвестиционного проекта;
- экономический анализ - определение ценности
инвестиционного проекта с точки зрения получаемого эффекта и произведённых
затрат, т.е. его эффективности применительно к национальным, региональным и
местным интересам;
- организационный анализ - выявление компетентности
и способности административного персонала успешно решать все задачи по
реализации инвестиционного проекта;
- социальный анализ - установление воздействия
инвестиционного проекта на изменение общественных отношений и развитие
социальной сферы, психологическую обстановку и поведение людей;
- финансовый анализ - обоснование
достаточности инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционного проекта в
установленные сроки, подготовка ориентировочного баланса доходов и расходов,
получаемых в итоге прибылей и убытков;
-
экологический
анализ -
рассмотрение существующих природных условий и потенциального
влияния инвестиционного проекта на окружающую среду, прогнозирование возможных
экологических последствий.
Только такой, многосторонний и детальный анализ создаёт предпосылки для
объективной оценки рассматриваемого инвестиционного проекта в целом.
Разработка проекта -
осуществление научно-исследовательских разработок и
конструкторско-технологических работ, подготовка необходимой документации и
тендерных торгов, проведение переговоров с потенциальными инвесторами,
определение изготовителей и поставщиков продукции.
При разработке инвестиционных проектов надо руководствоваться рядом правил,
позволяющих учитывать действующие факторы и создавать реальную обоснованность
проекта. К ним относятся:
- обязательное
моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;
- учёт результатов анализа
рынка, финансового состояния подрядчика (субподрядчика), степени доверия к
руководителям проекта;
- приведение предстоящих
расходов и доходов к условиям их соразмерности по экономической ценности в
начальном периоде;
- оценка инфляции,
возможных задержек платежей и других факторов изменения стоимости вкладываемых
средств;
- выявление
неопределённости и рисков, связанных с осуществлением проекта [11, c.23-24].
Выполняемая
оценка эффективности инвестиционного проекта может различаться по её видам
(социально-экономическая, коммерческая, реальная, отраслевая, бюджетная и
т.д.), набору исходных данных и степени подробности их описания. Точность
оценки возрастает в порядке разработки проекта. Так, на стадии разработки инвестиционного
предложения во многих случаях ограничиваются оценкой эффективности проекта в
целом, а схема финансирования может быть намечена в самых общих чертах
(например, на основании экспертных оценок). Благодаря этому инвестор, прежде
чем вкладывать средства в конкретный объект (проект) анализирует его
функционирование с целью оценки будущего состояния и перспектив развития,
эффективности инвестиций [12, c.71].
Рассмотрим
подробнее основные показатели эффективности инвестиционных проектов.
Показатель
чистой теперешней стоимости предполагает сравнение текущей стоимости будущих денежных
поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для
его осуществления.
Поскольку
приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью
коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя
из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на
инвестируемый им капитал.
Допустим,
делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет,
годовые доходы в размере P1, P2,., Рn. Общая
накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект
(NPV) соответственно рассчитываются по формулам (1.1-1.2) [12, c.76]:
(1.1)
(1.2)
Рентабельность
инвестиций
– метод оценки эффективности проекта, который является по сути следствием
метода чистой теперешней стоимости. Индекс рентабельности (PI) рассчитывается
по формуле (1.3):
(1.3)
В отличие от
чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным
показателем, что делает его удобным в планировании при выборе одного проекта из
нескольких альтернативных.
Срок
окупаемости инвестиций (РР) предполагает вычисление того периода, за который
кумулятивная сумма (сумма нарастающим итогом) денежных поступлений сравняется с
суммой первоначальных инвестиций (1.4).
, (1.4)
В сводку
технико-экономических показателей работы транспортного хозяйства в ходе
инвестирования в него средств также включаются:
а)
коэффициент использования парка транспортных средств по времени (1.5):
;(1.5)
где Fфакт -
число часов фактической работы парка транспорта за период;
Fэф –
эффективный фонд времени работы парка транспорта за период
б)
коэффициент использования пробега (1.6):
;(1.6)
где Lгр -
расстояние, пройденное транспортом с грузом за период, км;
Lобщ – общий
пробег транспорта с грузом и порожняком, км.
себестоимость
1 машино-часа работы транспортных средств (1.7):
;(1.7)
где Зп –
расходы на заработную плату обслуживающего персонала с начислениями за период,
д.е.;
А –
амортизация оборудования за период, д.е.;
Р – расходы
на текущий ремонт и обслуживание оборудования, д.е.;
Т – стоимость
потребленного топлива и прочих энергоносителей, д.е.;
М – затраты
на расходные материалы (смазочные, обтирочные и т.д.), д.е.;
Пр – прочие
расходы, д.е.
в) себестоимость
перевозки 1 т груза (1.8):
;(1.8)
где Qч –
масса грузов, перевозимых транспортными средствами за 1 час, т.
г)
себестоимость 1 рейса (1.9):
;(1.9)
д) расходы
энергии (топлива) и смазочных и обтирочных материалов (по нормам и отклонениям
от них).
Анализ
представленных показателей, позволяет выявить отрицательные стороны управления
транспортным хозяйством с целью его оптимизации.
Реализация
проекта
– выполнение проектно-изыскательских,
строительно-монтажных и наладочных работ, обучение персонала, заключение
контрактов на поставку сырья и материалов, комплектующих изделий и энергоносителей,
производство опытного образца, выпуск опытной партии и серии, испытание
изделий, эксплуатация и мониторинг инвестируемого объекта.
Таким
образом, в транспортном хозяйстве предприятий до сих пор нет полной ясности,
какие виды транспорта в большей степени подходят для функционирования в новых
условиях хозяйствования. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективное
воздействие государства на деятельность транспорта заключается в обеспечении
справедливой конкуренции между видами транспорта, а также в воздействии на формирование
разумной прибыли транспортных предприятий независимо от форм собственности.
Как отмечено
ранее, государство или прямо участвует в инвестиционном процессе или берет на
себя функции регулирования деятельности частного капитала в отношении
привлечения средств на транспорт.
Любому
инвестиционному вложению, в частности в развитие автопарка предприятия,
предшествует создание инвестиционного проекта – комплексного плана мероприятий,
который направлен на обоснование эффективности вложения в создаваемые или
модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, виды
предпринимательской деятельности и целевые программы с целью сохранения и
увеличения капитала, получения выгоды.
Обобщая
сказанное, отметим также, что транспортная система представляет собой большой и
сложный народнохозяйственный комплекс страны. В него входят следующие виды
транспорта: железнодорожный, морской, речной (внутренний водный), автомобильный,
воздушный, трубопроводный.
По
предварительным данным Национального банка Беларуси, экспорт транспортных услуг
в январе-ноябре 2010 г. составил 2,8 млрд. у. е., что на 29,5% выше уровня
аналогичного периода 2009 г. Перевозки грузов составили 2,3 млрд. у. е., (темп
роста 128,1%), перевозки пассажиров – 205,4 млн. у. е. (темп роста 145,3%).
Характеризуя
зарубежный опыт управления транспортным хозяйством, следует отметить его
инвестиционную направленность и дерегулирование.
Основной
задачей транспортного хозяйства предприятий Республики Беларусь в нынешних
условиях хозяйствования является бесперебойная транспортировка грузов при
полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости
транспортных операций. Это достигается путем правильной организации
транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного
выбора транспортных системы средств, нормирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|