Принцип
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов означает, что все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные
обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством
РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в
соответствующих бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
Принцип
сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов должен
соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета
уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера
дефицита бюджета.
Принцип
эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при
составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных
средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с
использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата
с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип
общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных
расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в
случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип
гласности означает:
– обязательное
опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их
исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а
также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных)
органов государственной власти, органов местного самоуправления;
– обязательную
открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и
принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим
разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа
государственной власти, либо между законодательным (представительным) и
исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут
утверждаться только в составе федерального бюджета
Принцип
достоверности бюджета предусматривает обеспечение надежности показателей
прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности
расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип
адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные
средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с
обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия,
приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетных средств, являются
нарушением бюджетного законодательства РФ.
Важнейшей
составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация,
представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а
также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов
и обеспечения сопоставимости их характеристик. Ввиду исключительной сложности
бюджета как экономической категории используются различные виды классификации.
2. Проект
федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 гг."
2.1 Основные
характеристики проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2011
год и на плановый период 2012 и 2013 гг."
Основные характеристики федерального бюджета на
2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на 2011–2013 годы и
характеризуются следующими данными (таблица 1).
Таблица 1. Основные характеристики федерального
бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов млрд. рублей
Показатель
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год*
|
законопроект
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
Доходы, всего
|
9 275,9
|
7 337,8
|
7 860,9
|
8 844,6
|
9 503,5
|
10 379,9
|
%% к ВВП
|
22,4
|
18,8
|
17,4
|
17,6
|
17,0
|
16,8
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы
|
4 389,4
|
2 984,0
|
3 737,2
|
4 090,0
|
4 390,0
|
4 653,2
|
%% к ВВП
|
10,6
|
7,6
|
8,3
|
8,1
|
7,9
|
7,5
|
Ненефтегазовые доходы
|
4 886,5
|
4 353,8
|
4 123,7
|
4 754,6
|
5 113,5
|
5 726,7
|
%% к ВВП
|
11,8
|
11,2
|
9,1
|
9,5
|
9,1
|
9,3
|
Расходы, всего
|
7 570,9
|
9 660,1
|
10 232,8
|
10 658,6
|
11 237,9
|
12 175,6
|
%% к ВВП
|
18,3
|
24,7
|
22,7
|
21,2
|
20,1
|
19,7
|
в том числе условно
утверждаемые
|
|
|
|
|
419,3
|
798,4
|
%% к общему объему расходов
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
3,7
|
6,6
|
Дефицит/профицит
|
1 705,0
|
-2 322,3
|
-2 371,9
|
-1 814,0
|
-1 734,4
|
-1 795,7
|
%% к ВВП
|
4,1
|
-5,9
|
-5,3
|
-3,6
|
-3,1
|
-2,9
|
Ненефтегазовый дефицит
|
-2 684,4
|
-5 306,3
|
– 6 109,1
|
-5 904,0
|
-6 124,5
|
-6 448,9
|
%% к ВВП
|
-6,5
|
-13,6
|
– 13,5
|
– 11,7
|
– 10,9
|
– 10,4
|
Несмотря на принятые решения, направленные на
увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011–2013 годах предполагается
снижение доходов федерального бюджета с 17,4% к ВВП в 2010 году до 16,8% в 2013
году (таблица 2).
Таблица 2. Динамика доходов федерального
бюджета, млрд. рублей
Показатель
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
проект
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
Доходы, всего
|
9 275,9
|
7 337,8
|
7 860,9
|
8 844,6
|
9 503,5
|
10 379,9
|
в %% к ВВП
|
22,4
|
18,8
|
17,4
|
17,6
|
17,0
|
16,8
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы
|
4 389,4
|
2 984,0
|
3 737,2
|
4 090,0
|
4 390,0
|
4 653,2
|
Ненефтегазовые доходы
|
4 886,5
|
4 353,8
|
4 123,7
|
4 754,6
|
5 113,5
|
5 726,7
|
Темпы прироста доходов
к предыдущему году, %
|
19,2
|
-20,9
|
7,1
|
12,5
|
7,5
|
9,2
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы
|
51,5
|
-32,0
|
25,2
|
9,4
|
7,3
|
6,0
|
Ненефтегазовые доходы
|
0,1
|
-10,9
|
-5,3
|
15,3
|
7,6
|
12,0
|
Доля в общем объеме доходов,
%
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы
|
47,3
|
40,7
|
47,5
|
46,2
|
46,2
|
44,8
|
Ненефтегазовые доходы
|
52,7
|
59,3
|
52,5
|
53,8
|
53,8
|
55,2
|
Такая динамика обусловлена снижением
нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 7,5% к
ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы остаются на уровне 9,1–9,3% к
ВВП.
Снижение
прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011–2013
годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими по сравнению с темпами
роста ВВП темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению
к рублю и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального
бюджета к ВВП в 2011–2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с
прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Предельный объем расходов федерального бюджета
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза
поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с
учетом сокращения его размера в 2011–2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП.
В номинальном
выражении в 2011–2013 годах планируется рост объема расходов федерального
бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 4,2%, в 2012 году по
сравнению с 2011 годом на 5,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3
процентов. В реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется
только в 2013 году (таблица 3).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|