В случаях если бюджетное учреждение не обеспечило (не
обеспечивает) выполнение бюджетного задания, распорядитель бюджетных средств
обязан потребовать письменные объяснения у руководителя учреждения, принять в
пределах своей компетенции меры по обеспечению выполнения бюджетного задания, в
том числе за счет перераспределения нагрузки между подведомственными
учреждениями с соответствующим изменением объемов финансирования.
Распорядители бюджетных средств обязаны учитывать факты
невыполнения бюджетными учреждениями установленных бюджетных заданий при
определении новых бюджетных заданий и распределении объема бюджетных
ассигнований между подведомственным учреждениями на очередной финансовый год.
При этом выделяемые бюджетному учреждению, не выполнившему бюджетное задание,
ассигнования могут быть уменьшены по сравнению с уровнем прошлого финансового
года только при условии снижения плановых показателей бюджетного задания
текущего финансового года.
В условиях введения бюджетирования, ориентированного на результат,
в рамках бюджетного менеджмента необходимость особого финансового контроля
приобретает особую актуальность, в особенности на региональном уровне.
Заключение
В результате проведения исследовании можно сделать следующие
ключевые выводы.
1. В бюджетной системе России, в которой каждый бюджет должен быть
самостоятельным и автономным, основой построения должен стать бюджетный федерализм.
Понятие бюджетного федерализма относится к числу фундаментальных положений.
Четкое представление о содержании этого понятия и его принципах позволяет вести
работу по созданию бюджетного механизма, отвечающего требованиям бюджетного
федерализма. Без этого трудно понять, насколько правильным путем происходит
реформирование бюджетной системы страны, соответствует ли оно федеративным
началам, а потому - трудно оценить предпринимаемые действия в отношении
изменения межбюджетных процессов.
На наш взгляд, бюджетный федерализм представлен такой организацией
бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности каждого
бюджета предоставлять на территории всей страны ее жителям равный и
гарантированный государством перечень общественных услуг (безопасность,
социальная защита, образование и т.п.), а для этого - органично сочетать
фискальные интересы федерации с интересами ее субъектов; разграничивать
бюджетные полномочия, бюджетные расходы и доходы; распределять и
перераспределять бюджетные ресурсы между федеральным бюджетом и
консолидированными бюджетами субъектов федерации, выравнивая бюджетную
обеспеченность территорий, оказавшихся в разных социально-экономических,
географических, климатических и пр. условиях.
2. Состав и структура
бюджетных ресурсов отражает экономическое содержание бюджетных отношений,
органически связанных с состоянием территориальных финансов, проводимой
региональными органами власти налогово-бюджетной политикой и межбюджетными
отношениями.
3. В условиях перевода
экономики России на рыночные основы хозяйствования претерпевают существенные
изменения содержание, методология и методика бюджетного регулирования.
Отличительной чертой новой системы бюджетного управления должно стать наличие в
ней функции и способности стратегического планирования, выражающего перспективы
дальнейшего развития, согласованного взаимодействия краткосрочных и
долгосрочных решений. Для российских регионов необходимость стратегического
планирования обуславливается двумя обстоятельствами: увеличением
самостоятельности субъектов федерации в связи с определенной децентрализацией управления
и планирования развития страны и все более очевидной необходимостью учета и
координации интересов различных общественных слоев внутри регионального
сообщества. В данной связи уместно введения дефиниции «бюджетный менеджмент»,
который направлен на выравнивание уровня доходности нижестоящих бюджетов, на
эффективное формирование и расходование бюджетных средств, а также контроль и
создание информационной базы «быстрого реагирования», при которой имеется
возможность в кратчайшие сроки предупредить негативные явления, возникающие в
рамках бюджетного процесса.
4. Главная задача в сфере
управления государственными финансами состоит в четкой организации бюджетных
процедур и создании эффективных механизмов управления бюджетными ресурсами.
Формирование эффективной системы управления бюджетными ресурсами возможно лишь,
по мнению автора, на основе среднесрочном бюджетировании, ориентированного на
результат.
5. В дипломной работе
выявлены основной состав факторов, определяющих состав и структуру бюджетного
потенциала регионов, которые в общем виде могут быть сгруппированы на
объективные и субъективные.
Автор полагает, что при формировании доходов региональных бюджетов
необходим системный учет факторов и, прежде всего организационно-правовых
(внешних) факторов, определяющих региональные особенности. В результате
проведенных исследований были определены основные интегральные показатели
финансового состояния регионального бюджета - финансовая активность и
финансовая устойчивость. Активность субъекта выражает способность органов
власти отвечать по собственным обязательствам в полном соответствии с их
объемами и сроками. В сложившихся условиях задача обеспечения финансовой
устойчивости для региональных органов власти, прежде всего, состоит в
обоснованном расчете налоговых доходов бюджета в планируемом периоде в
соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, формировании бюджета
расходов на основе рационального и эффективного использования бюджетных
ресурсов в соответствии со стратегией социально-экономического развития
областей и создания системы действенного контроля за движением бюджетных
потоков в процессе исполнения бюджета.
6. Комплексное исследование состава и структуры доходов
регионального бюджета Белгородской области выявлено, что основной удельный вес
в составе доходов его бюджета занимают налоговые доходы, формируемые путем отчислений
от общегосударственных налогов, таких как налога на добавленную стоимость,
налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и др. Также
выявлено, что сохраняется преобладающее значение прямых налогов и налогов со
статусом федеральных.
Исходя из анализа выполнения бюджетных назначений, можно сделать
вывод о достаточном получении доходов не только из федерального бюджета, но и
от налоговых и неналоговых источников.
7. Для того чтобы реализовать многосекторную политику управления
на региональном уровне, нужно иметь комплексную систему стратегических целей и
ключевых показателей, а также хорошо организованную и сбалансированную систему
стратегического измерения, применяемую в зарубежной практике: концепцию Value for money («ценность за деньги»),
управленческую технологию «Бенчмаркинг», модель «Превосходство в работе» по
вопросам качества управления.
Выход на качественно новый уровень управления бюджетом может быть
достигнут только при выполнении всех этапов методологии построения системы
управления и информационного обеспечения, а именно - формулирования целей и
критериев их оценки, совершенствования системы бюджетного планирования,
организации мониторинга, разработки структуры базы данных «обратной связи» и
формирования адаптивной системы принятия управленческих решений. Основным
инструментом совершенствования системы управления является создание
сбалансированной системы оценочных параметров качества управления. Основное
назначение системы заключается в усилении стратегии социально-экономического
развития региона, его формализации, проведении и донесении до каждого
служащего, обеспечении мониторинга и обратной связи с целью оценки качества
бюджетных ресурсов на основе паспорта бюджетных услуг в бюджетном менеджменте.
Путем определения наиболее важных целей, этот инструмент предлагает структуру
для «стратегической» управленческой системы, которая организовывает ресурсы,
информацию и управленческие процессы и позволяет осуществлять мониторинг
предпринимаемых стратегических инициатив.
8. Основываясь на
методологических положениях, и исходя из практического опыта, следует
подчеркнуть, что одним из направлений развития инфраструктуры исполнения
бюджета является расширение сферы применения открытых динамических моделей в
процессе управления бюджетными ресурсами, допускающих вмешательство аналитиков
финансовых органов исполнительной власти в процесс формирования оптимальных
планов при их использовании.
9. Анализ основных параметров
регионального бюджета и выявление ключевых бизнес-процессов системы управления
бюджетом субъекта позволил определить тенденции развития деятельности
финансового органа, разработать систему значимых показателей бюджета и
алгоритмы их расчета и обозначить перспективы дальнейшего совершенствования
управленческих процедур. Завершающим этапом проведенных исследований является
формирование многокритериальной индикативной модели управления региональным
бюджетом области -Федеральной целевой программы модернизации и перспективного
развития государственного финансового контроля в регионах и внедрение аудита
эффективности. Использование данных мероприятий позволяет достаточно быстро
определить факторы, негативно влияющие на бюджетный процесс, отследить состояние
финансовой устойчивости и ликвидности бюджета, осуществлять качественное
прогнозирование бюджетных поступлений, контролировать и обеспечивать
эффективность и рациональности использования бюджетных средств.
Реализация выводов и предложений, обоснованных в дипломной работе,
будет способствовать, на наш взгляд, дальнейшему повышению эффективности
бюджетного менеджмента в современных условиях.
Список литературы
1.
Абалкин,
Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики / Л. Абалкин
// Вопросы экономики. — 2003. - № 6. - С. 4 - 12.
2.
Акперов,
И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации / И.Г. Акперов,
И.А. Коноплева, СП. Головач. - М.: Финансы и статистика, 2006.
3.
Ананенко,
С.А. Повышение эффективности бюджетных расходов с помощью аналитических
возможностей БОР / С.А. Ананенко // Финансы. -2006.-№11. С. 14-18.
4.
Ананенко,
С.А. Повышение эффективности бюджетных расходов с помощью системы
сбалансированных целевых показателей / С.А. Ананенко // Финансы. - 2004. -
№ 9.
5.
Анисимов,
С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста / С.А. Анисимов,
В.А. Максимов // Финансы. - 2005. - № 1. С. 16-20.
6.
Ансофф,
И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб: Питер,
1999.-416с.
7.
Артюхин,
Р.Е. Развитие отчетной стадии бюджетного процесса в Российской Федерации /
Р.Е. Артюхин // Финансы. - 2007. - № 7. С. 4-10.
8.
Архипов,
В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга / В.Е. Архипов.
-М.: ИНФРА-М, 2004.
9.
Афанасьев,
М. Бюджетирование, ориентированное на результат / М. Афанасьев //
Вопросы экономики. - 2004. - № 9.
10. Афанасьев, М. Модернизация
государственных финансов в России / М. Афанасьев, И. Кривогов //
Вопросы экономики. - 2006. - № 9.
11. Баканов, М.И. Теория
экономического анализа / М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет.
- М.: Финансы и статистика, 2006.
12. Балабанов, И.Л. Основы
финансового менеджмента / И.Л. Балабанов. - М.: Финансы и статистика,
2004. - 480 с.
13. Богов, Х.М. Развитие
межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста / Х.М. Богов //
Финансы и кредит. - 2007. - № 28. С. 2-10.
14. Бюджет и бюджетная
политика в РФ / Под ред. Т.М. Ковалевой, СВ. Барулина. - М.: КноРус, 2005.
15. Бюджетная система
Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.
- М.: Юрайт, 2005.
16. Бюджетное послание
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О
бюджетной политике в 2008-2010 гг.» // Финансы. - 2007. - № 3. С. 3-9.
17. Бюджетный кодекс
Российской Федерации: Федеральный закон РФ, 31.07.1998 г., № 145-ФЗ. - Изд.:
"ПРИОР", 2006. - 160 с.
18. Бюджетный процесс в РФ /
Под ред. Л.Г. Барановой, О.В. Врублевской и др. - М.: Перспектива,
2005.
19. Вахрин, П. Бюджетная
система Российской федерации / П. Вахрин. - М.: Дашков и К0,
2005.
20. Веденеев, Г. Совершенствование
контроля, экспертизы, документооборота при проведении конкурсов / Г. Веденеев,
А. Ефимов, П. Лисин // Конкурсные торги. - 2004. - № 8. С. 17.
21. Гапоненко, А.Л. Применение
новых технологий менеджмента в региональном и муниципальном управлении
[Электронный ресурс] / А.Л. Гапоненко. - Режим доступа: URL: http://www.koism.rags.ru/publ/articles/03.php.
22. Гиляровская, СВ. О
самостоятельности бюджетов в РФ / СВ. Гиляровская // Финансы. - 2007. - № 2. С
16-19.
23. Глазьев, С Бюджет-2007:
всё тот же социально-экономический смысл / С Глазьев // Российский
экономический журнал. - 2006. - № 9, 10. С. 3-27.
24. Годин, А.М. Бюджет и
бюджетная система Российской Федерации / A.M. Годин, И.В. Подпорина.
- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006.
25. Голикова, Т.А. Основные
направления реструктуризации государственного сектора и совершенствования
бюджетного процесса / Т.А. Голикова // Финансы. - 2004. - № 2.
26. Господарчук, Г.Г. Анализ
бюджетной системы: проблемы укрепления местных и региональных бюджетов / Г.Г. Господарчук
// Финансы и кредит. - 2006. - № 34. С 29-34.
27. Грязнова, А.Г. Проблемы
усиления воздействия государственных финансов на экономику и социальную сферу
России / А.Г. Грязнова // Финансы и кредит. - 2006. - № 25.
28. Гурвич, Е. Насколько
точны макроэкономические и бюджетные прогнозы? / Е. Гурвич // Вопросы
экономики. - 2006. - № 9. С. 4-20.
29. Ермилов, В.Г. Аспекты
реформирования управления государственными финансами / В.Г. Ермилов //
Финансы. - 2007. - № 1. С. 58-64.
30. Ермилов, В.Г. К теории
государственного финансового контроля / В.Г. Ермилов // Финансы. - 2005. -
№ 2. С. 62-64.
31. Ермилов, В.Г. Проблемы
доходной базы бюджетов субъектов Федерации / В.Г. Ермилов // Финансы. -
2005. - № 8. С. 17-25.
32. Золотарева, Г.И. Бюджетная
система РФ: бюджетное планирование и прогнозирование / Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова.
- УМО СибГАУ, 2005.
33. Иванова, М.В. Особенности
влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ / М.В. Иванова
// Финансы. - 2006. -№ 3. С. 24-30.
34. Карл Т. Третнер. О
среднесрочном бюджетировании по результатам / Карл Т. Третнер // Финансы. -
2005. - № 10. С.20-26.
35. Кирилова, О.С. Совершенствование
бюджетных отношений в контексте реформы местного самоуправления / О.С. Кирилова
// Финансы и кредит.-2006.-№ 15. С. 31-35.
36. Конституция Российской
Федерации: офиц. текст. - М.: Юристъ, 2005.-63 с.
37. Лавров, A.M. Бюджетная реформа в
России: От управления затратами к управлению результатами / A.M. Лавров. - М.: КомКнига,
2005. - 556 с.
38. Лавров, A.M. Среднесрочное
бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские
перспективы / A.M. Лавров // Финансы. -
2004. - № 3.
39. Лушин, A.M. Финансы / A.M. Лушин. - М.:
Экономистъ, 2005.
40. Минаков, А.В. Использование
методов программно-целевого бюджетирования в России / А.В. Минаков //
Финансы и кредит. - 2005. - № 1. С. 5-11.
41. Мысляева, А.Н. Государственные
и муниципальные финансы / А.Н. Мысляева. - М.: Инфра-М, 2005.
42. Нестеренко, Т.Г. Практика
и результаты внедрения изменений в бюджетном процессе / Т.Г. Нестеренко //
Финансы. - 2006. - № 4. С. 3-10.
43. О Счетной палате
Российской Федерации; Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ
44. Основы бюджетной системы
/ Под ред. М.П. Афанасьева. - М.: ГУ ВШЭ, 2005.
45. Пансков, В. Бюджетная
реформа: нерешенные вопросы налогового обеспечения финансовых потребностей
субъектов федерации и муниципальных образований / В. Пансков // Российский
экономический журнал. - 2005. - № 9, 10. С.26-32.
46. Поляк, Б.Г. Финансы
/ Б.Г. Поляк. - Москва, 2005.
47. Придачук, М.П. Бюджетный
процесс в России: тенденции и перспективы / М.П. Придачук // Финансы и
кредит. - 2006. - № 26. С. 37-39.
48. Родионова, В.М. О
бюджетной самостоятельности субъектов РФ / В.М. Родионова // Финансы и
кредит. - 2006. - № 36. С. 2-9.
49. Саунин, А.Н. О применении
результативности бюджетных средств / А.Н. Саунин //Финансы и кредит. -
2005. - № 1.
50. Сенчагов, В. Бюджетная
политика и её роль в обеспечении экономического роста / В. Сенчагов //
Вопросы экономики. - 2007. - № 5. С. 65-80.
51. Сергиенко, Н.С. К вопросу
о сущности казначейского исполнения бюджетов / Н.С. Сергиенко // Финансы.
- 2006. - № 11. С.30-36.
52. Степашин, С. Сколько
стоит Россия / С. Степашин // Российская газета. - 2005. - 24 июня. С. 2,
5.
53. Тимирханова, Л.Р. Новый
порядок финансирования расходов федерального бюджета / Л.Р. Тимирханова //
Финансы. - 2005. - № 7. С. 22-27.
54. Тишкина, Л.Е. Формирование
и исполнение местных бюджетов в новых условиях / Л.Е. Тишкина, А.В. Фрыгин
// Финансы. - 2007. - № 1. С. 20-25.
55. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка.
- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. -607с.
56. Шинкарук, Е.В. Совершенствование
среднесрочного бюджетного планирования / Е.В. Шинкарук // Финансы и
кредит. - 2007. - № 23. С. 84-87.
57. Шишкин, А.Г. Внедрение
бюджетирования в бюджетный процесс / А.Г. Шишкин, Е.А. Шишкина //
Финансы. - 2006. - № 5. С. 23-27.
58. Якобсон, Л. Бюджетная
реформа: федерализм или управление по результатам? / Л. Якобсон // Вопросы
экономики. - 2006. - № 8. С. 31-44.
59. Яшина, Н.И. Внедрение
бюджетирования, ориентированного на результат, как концептуальный подход к
повышению эффективности бюджетных расходов / Н.И. Яшина, СП. Борисова //
Финансы и кредит. - 2007. - № 19. С. 67-73.
60. Яшина, Н.И. Определение
результативности расходов на образование для обоснования эффективности
использования бюджетных средств / Н.И. Яшина, СЮ. Роганова // Финансы и кредит.
- 2006. - № 21. С. 2- 8.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|