рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

 В этих операциях участвуют несколько субъектов рыночной экономики. Во-первых, государство, действуя через центральный банк, находящийся у него в подчинении; во-вторых, коммерческие банки и население. В зависимости от экономической конъюнктуры – положения, сложившегося на текущий момент в экономике – каждый из указанных объектов может выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг. Важно отметить, что инициатором этих операций всегда является государство. Коммерческие банки и население, в свою очередь, становятся их участниками, убедившись в возможности получения экономической выгоды.

Операции на открытом рынке с ценными бумагами правительства имеют долгую историю, относятся к старейшему методу денежно-кредитного регулирования. Такие операции гибки и точны, их можно совершать в любой момент. Они легко обратимы. За счет дозировки объема операций можно осуществлять достаточно точную корректировку состояния национальной банковской системы. Такие операции имеют высокую оперативность. Используя их, можно рассчитывать на быстрое достижение необходимого результата.[7: с. 467]

Операции на открытом финансовом рынке — это операции Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением позднее обратной сделки. [7: с.466]

Скупая ранее выпущенные ценные бумаги правительства, центральный банк изменяет структуру активов коммерческих банков: ценные бумаги вытесняются полноценными деньгами. На корсчетах коммерческих банков возрастают денежные остатки (избыточные резервы), улучшается состояние национальной платежной системы. Но самое главное изменение состоит в том, что у коммерческих банков увеличивается потенциал для кредитования реального сектора экономики. Срабатывание в дальнейшем кредитного мультипликатора приводит к тому, что незамедлительно возрастает значение денежного агрегата М2, т. е. увеличивается объем денежного предложения. При продаже центральным банком своего резерва ценных бумаг имеет место прямо противоположная ситуация. Избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков сокращаются. Изъятые из обращения деньги блокируются в центральном банке. Денежное предложение сокращается. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. [7: с. 466]

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная (сделка REPO) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Тем не менее, эффективность операций центрального банка на открытом рынке значительно снижается, если коммерческие банки в структуре своих активов имеют незначительный пакет ценных бумаг или не проявляют особого интереса к подобным операциям (низкая доходность, недоверие правительству и т. д.).


2.2 Изменение учетной ставки


Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой. Устанавливая ее, центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%.

В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Коммерческие банки всегда рассматривают центральный банк страны в качестве «кредитора в последней инстанции». Безусловно, решение о том, чтобы обращаться или не обращаться в центральный банк за кредитом, принимает сам коммерческий банк. Но со своей стороны центральный банк страны волен определять экономические и прочие условия для доступа коммерческих банков к таким централизованным кредитам.

На первом месте среди таких экономических условий находится та процентная ставка, которую центральный банк использует, выполняя функцию кредитора коммерческих банков. Изменяя объем «денег центрального банка», главный банк страны получает возможность влиять и на общий объем предложения денег в национальной банковской системе [5: с. 241].

Таким образом, прирост объема кредитования со стороны ЦБ в ходе кредитования коммерческих банков увеличивает предложение денег, сокращение, наоборот, ведет к уменьшению объемов денежной массы.

Изменение учетной ставки является важным инструментом денежно-кредитной политики. Но, изменив ее, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. То есть при всей своей значимости регулирование через учетную ставку носит «пассивный» характер и воздействует на определение денежно-кредитной политики страны слабее, чем, например, операции на открытом рынке или изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от:

• ограниченных возможностей получения кредита у центрального банка;

• инициативы коммерческих банков, то есть центральный банк не может заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег;

• учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для принятия решения об ее изменении необходимо некоторое время;

• объем денежных средств, предоставляемых центральным банком, в общих резервах коммерческих незначителен, поэтому его изменение не оказывает существенного влияния на поведение банков.

Но вместе с тем нельзя не отметить и возможность получения ссуд банками, находящимися в затруднительном финансовом положении. А также по изменениям ставки рефинансирования коммерческие банки могут судить о намерениях центрального.


2.3 Изменение норм обязательных резервов


Обязательные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

При использовании данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода денежно-кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

2.4 Ограничение кредитования


Вместе с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

Метод ограничения кредитования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Такие кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Но использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Говоря о каждом методе ДКП в отдельности, обращая внимание на его преимущества перед другими и подчеркивая недостатки, необходимо все же помнить, что только одновременное использование всех перечисленных инструментов может привести к выработке правильной и грамотной денежно-кредитной политики.


Глава 3. Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2008 год и задачи на 2009 год


Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [10: с. 86-93]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных мероприятий.

Экономическое развитие страны в 2008 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис. Это отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение поступающей валютной выручки. По оперативным данным, валютная выручка в декабре прошлого года снизилась почти в полтора раза по сравнению с июлем 2008 г.

Спрос на иностранную валюту начиная с середины 2008 г. существенно превышал предложение. Национальному банку пришлось затратить значительную часть золотовалютных резервов для поддержания на прогнозном уровне курса национальной валюты, обеспечения стабильного функционирования банковской системы и всех секторов экономики.

Несмотря на неблагоприятные внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2008 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за исключением импорта товаров и услуг и сальдо внешней торговли.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.