Объем
валового внутреннего продукта в 2008 г. составил 128,8 трлн. руб. и увеличился
в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. на 10%. Объем розничного товарооборота в
сопоставимых ценах в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%.
Свой
вклад в социально-экономическое развитие республики внесла банковская система,
денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка. Курсовая политика
была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля.
Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2008 г. снизился на 2,3%. На
конец 2008 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало
прогнозному диапазону.
Стабильность
национальной валюты к доллару США сохранялась на протяжении четырех последних
лет (на 1 января 2005 г. - 2170, на конец 2008 г. - 2200 белорусских рублей за
1 доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции,
уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов
хозяйствования.
До
августа 2008 г. в целях реагирования на повышение инфляции, снижение курса
доллара США на мировом рынке, а также недопущения значительного снижения курса
белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров Национальный
банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к
доллару США в рамках утвержденных параметров. Однако с августа 2008 г. на
мировых рынках стал значительно укрепляться курс доллара США к евро и
российскому рублю, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского
рубля к валютам стран - основных торговых партнеров. Это было нежелательно
прежде всего из-за снижения спроса на экспортируемую продукцию и ухудшения
условий для внешних заимствований.
Исходя
из этого, а также для сохранения доверия к проводимой курсовой политике
Национальный банк обеспечил постепенное снижение курса белорусского рубля с
выходом курса на верхнюю границу установленного коридора - 2200 белорусских
рублей за 1 доллар США. В 2008 г. курс белорусского рубля относительно евро и
российского рубля изменялся с учетом динамики курса данных валют относительно
доллара США. В целом по итогам года имело место укрепление курса национальной
валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля - на 12,2%.
Под
влиянием кризисных процессов в мировой экономике, которые привели к уменьшению
поступления в республику валютной выручки и росту валютных интервенций
Национального банка, начиная с августа 2008 г. произошло снижение
золотовалютных резервов. Международные резервные активы снизились на 1,33 млрд.
долл. США, или на 26,6%, и составили на начало 2009 г. 3,66 млрд. долл. США.
Банки
принимали активное участие в функционировании внутреннего валютного рынка,
обеспечивая его ликвидность и движение валютных ресурсов между различными
сегментами валютного рынка. Тем самым они способствовали формированию курсов на
рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на
рынке не возникли существенные дисбалансы.
В
конце 2008 г. в условиях нарастания мирового финансового кризиса были
предприняты некоторые меры административного характера в области валютного
законодательства. В частности, в целях недопущения в Республике Беларусь
негативных явлений, связанных с оттоком капитала из страны, были ограничены авансовые
платежи по импорту резидентов в адрес нерезидентов. По мере стабилизации
ситуации на внутреннем валютном рынке эти ограничения смягчаются: так, с 15
января 2009 г. Национальный банк разрешил экспортерам, являющимся одновременно
импортерами, закупающими на условиях авансовых платежей сырье (материалы,
комплектующие, технологическое оборудование и т.п.), для обеспечения
производства пользующейся спросом экспортно-ориентированной продукции,
проводить авансовые платежи за счет имеющейся на их счетах выручки в
иностранной валюте.
В
стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для чего
использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием
неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен
относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2008 г.
составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение
инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на
энергоносители и другие импортируемые товары.
В
2008 г. темп наращивания кредитования опережал темп роста ВВП. Так, прирост
требований банков к экономике в белорусских рублях и в иностранной валюте в
реальном выражении за истекший год относительно 2007 г. составил 24,5% при
увеличении реального ВВП на 10%, то есть темп наращивания кредитования превышал
темп роста ВВП почти в 2,5 раза.
Фактически
за указанный год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб.,
или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2008 г. № 178. Банки активно
участвуют в оказании кредитной поддержки субъектам хозяйствования в ходе
реализации отдельных государственных программ и мероприятий по решениям
Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь. На цели,
определенные в государственных программах, в 2008 г., по оперативным данным,
банки выдали кредиты на сумму 11 трлн. руб., что на 4,9 трлн. руб., или в 1,8
раза, больше по сравнению с предыдущим годом.
Складывающаяся
экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки
процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем
прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины
2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17
декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года - до 14%.
Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка.
Средняя
процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте
в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного
пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).
Достижение
целей денежно-кредитной политики в значительной степени обеспечено за счет
эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских
расчетов (АС МБР) в 2008 г. характеризуется следующими показателями. Проведено
57,8 млн. платежей на сумму 767,6 трлн. руб. Количество проведенных платежей в
2008 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 9,8%, сумма - на 50,5%. В
2008 г. среднедневной оборот составил 3,0 трлн. руб. (227,6 тыс. платежей).
Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих
субъектов в истекшем году, увеличение объемов совершаемых банками операций на
валютном и фондовом рынках, рынке межбанковских ресурсов.
Продолжала
развиваться и укрепляться непосредственно сама банковская система. Совокупный
уставный фонд по системе банков за 2008 г. увеличился на 4,16 трлн. руб., или в
1,9 раза, и на начало 2009 г. достиг почти 8,7 трлн. руб.
За
2008 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на
51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37%). Средства физических лиц -
основной привлеченный ресурс белорусских банков. На 1 января 2009 г. их объем
достиг 13,6 трлн. руб., или 21% от всех пассивов банков. Если на начало 2008 г.
в среднем на одного жителя республики приходилось 1119 тыс. руб. сбережений,
размещенных в банковских вкладах, сберегательных сертификатах и облигациях, то
на 1 января 2009 г. - 1402 тыс. руб. За 2008 г. сумма вкладов в расчете на
одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублей в 1,25 раза.
Прибыль,
полученная банками за 2008 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза
больше, чем за предыдущий год. В истекшем году банки проводили целенаправленную
работу по развитию рынка розничных банковских услуг. Увеличилось
потребительское кредитование, внедрялись новые виды кредитов и депозитов, расширялось
использование современных банковских инструментов и технологий, улучшалось
качество предоставляемых банками услуг, повышалась культура обслуживания
населения.
Продолжалось
совершенствование методологии и практики банковского надзора. В рамках дистанционного
(документального) надзора осуществлялся мониторинг выполнения банками норм
безопасного и ликвидного функционирования с целью раннего выявления и
предупреждения негативных тенденций и проблемных ситуаций в работе банков.
Продолжалось
развитие системы безналичных расчетов с использованием платежных карт. К началу
2009 г. в обращении находилось 6,1 млн. карточек международных и внутренних
систем расчетов, прирост которых составил за год 25,1%. Из указанного числа
карточек 93,4% - карточки международных платежных систем, 6,6% - карточки
системы “Бел-Карт”. Количество функционирующих банкоматов достигло 2452 единиц
(прирост 21%), инфокиосков - 2083 (прирост 53%), платежных терминалов в
организациях торговли и сервиса - свыше 13,6 тыс. (прирост 48%).
Активно
развивалось международное сотрудничество с центральными банками России, стран
ЕврАзЭС, Украины, Литвы, Латвии. Основное внимание банков в рамках
международного взаимодействия было сосредоточено на разработке и реализации мер
по снижению отрицательных последствий мирового финансово-экономического
кризиса.
Углублялось
сотрудничество с международными финансовыми организациями - Международным
валютным фондом и Всемирным банком. В Национальном банке работали миссии
указанных организаций. В июне 2008 г. в Минске было проведено 9-е заседание
бельгийской группы стран - членов МВФ и Всемирного банка на уровне заместителей
управляющих, на котором рассматривались насущные вопросы мирового
экономического развития. Большая работа была проведена в целях подготовки и подписания
представителями Республики Беларусь и МВФ финансовых документов для начала
реализации программы “стенд-бай”.
Анализ
состояния и динамики денежно-кредитной сферы, валютного рынка и банковской
системы показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Республики
Беларусь и банки в целом обеспечили выполнение Основных направлений
денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год.
В
2009 г. перед страной и банковской системой стоят масштабные, сложные, во
многом качественно новые проблемы. Особенность предстоящего года - это работа в
условиях углубляющегося мирового финансово-экономического кризиса, пик
которого, как ожидается, придется именно на текущий год.
Принимая
в расчет действие факторов, порожденных мировым экономическим кризисом, следует
решить главную стратегическую задачу, поставленную Главой государства: несмотря
на все внешние отрицательные воздействия, необходимо обеспечить поступательное
развитие национальной экономики и достижение целей по повышению жизненного уровня
населения нашей страны, которые намечены на текущую пятилетку. Требуемые
макроэкономические и финансовые условия для динамичного
социально-экономического развития страны обеспечит выполнение Основных
направлений денежно-кредитной политики на 2009 год. На это направлена
проводимая Национальным банком курсовая, процентная, кредитная политика, работа
платежной системы, всего банковского сектора страны в целом.
В
рамках курсовой политики реализуются следующие меры. Со 2 января 2009 г.
Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского
рубля к корзине иностранных валют. В 2008 г., особенно во второй половине,
усилились взаимные колебания курсов основных мировых валют. В результате
возникли нежелательные для населения и предприятий значительные изменения курса
белорусского рубля по отношению к евро и российскому рублю.
Для
компенсации этого эффекта в Основных направлениях денежно-кредитной политики
Республики Беларусь на 2009 год был определен более гибкий подход к курсовой
политике, обеспечивающий общую стабильность курса белорусского рубля к корзине
иностранных валют: доллар США - евро - российский рубль. Эти определяющие для
экономики Беларуси иностранные валюты вошли в состав корзины равными долями. Ее
рублевая стоимость рассчитывается как среднее геометрическое двусторонних
курсов национальной валюты к доллару США, евро и российскому рублю.
При
новом механизме снижение курса белорусского рубля к одной из валют корзины
может происходить при ее усилении на мировом рынке и будет компенсироваться
укреплением национальной валюты к другим иностранным валютам корзины. Стоимость
корзины валют предусматривается стабильной. В 2009 г. ее колебания оцениваются
в пределах ±5% в зависимости от соотношения спроса и предложения валюты на
внутреннем рынке, а также иных краткосрочных и долгосрочных факторов.
Необходимо
отметить, что принятое решение отвечало рекомендациям Международного валютного
фонда и содействовало получению нашей страной кредита от данной организации в
размере около 800 млн. долл. США в январе текущего года. Общий объем кредита
МВФ составит 2,5 млрд. долл. США. Получение остальной суммы предусматривается
по частям в течение 2009 г. и первого квартала 2010 г. Достижение соглашения с
МВФ является принципиальным фактором для развития финансовых взаимоотношений с
ведущими международными организациями, Европейским союзом и другими
государствами. В конечном счете это позволит сформировать финансовую “подушку
безопасности” для нашего государства в целях дальнейшего повышения устойчивости
белорусской экономики. В то же время разовая девальвация имела и ряд негативных
последствий: возник повышенный спрос на иностранную валюту и потребительские
товары длительного пользования, усилились девальвационные ожидания со стороны
населения.
В
результате принятых Национальным банком совместно с Правительством мер к 20-м
числам января текущего года отрицательные последствия разовой девальвации были
минимизированы. Вместе с тем для этого в указанный период потребовались
значительные валютные интервенции Национального банка. Новых разовых
корректировок обменного курса Национальный банк проводить не будет. Более того,
имеющиеся ресурсы позволяют надежно прогнозировать на I квартал текущего года
колебания курса валютной корзины в пределах установленного коридора.
Следующее
по актуальности направление работы - процентная политика. Как уже указывалось,
учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный
банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать
ставку рефинансирования. С 8 января текущего года она установлена на уровне 14%
годовых. При прогнозируемом Министерством экономики уровне инфляции на 2009 г.
(9-11% годовых) и исходя из допустимого изменения курса белорусского рубля к
корзине валют, ставка рефинансирования к концу текущего года должна составить
10-12%, как это и определено в Основных направлениях денежно-кредитной политики
на 2009 год. Вместе с тем Национальный банк может корректировать ставку
рефинансирования в случае изменения Министерством экономики официальных
прогнозов инфляции с учетом складывающихся реальных тенденций в экономике и
денежно-кредитной сфере. В 2009 г. Национальный банк будет поддерживать
положительные в реальном выражении процентные ставки по операциям Национального
банка на финансовом рынке.
Для
обеспечения устойчивости нового курсового механизма и монетарной стабильности в
целом Национальный банк предпринял ряд шагов в области процентной политики. В
результате планомерного повышения основные процентные ставки находятся на
положительном уровне в реальном выражении.
По
итогам работы экономики в I квартале текущего года, в случае ее прогнозируемого
развития, представляется возможным постепенное снижение уровня ставок с целью
обеспечения большей доступности кредитов для населения и предприятий.
В
соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики к концу 2009
г. процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору должны составить
13-15% годовых, по новым срочным депозитам в банках – 10-12% годовых. В настоящее
время под влиянием инфляционных и девальвационных процессов в экономике на
рынке банковских услуг существенно поднялись процентные ставки по кредитам и
депозитам. Национальный банк исходит их того, что достигнутый в настоящий
период уровень процентных ставок следует рассматривать как предельный. Нет
объективных причин для их дальнейшего повышения.
Проводимые
антиинфляционные меры позволяют прогнозировать замедление темпов инфляции.
Осуществлен переход к привязке белорусского рубля к валютной корзине, который
стабилизирует курсовые колебания. Необходимо постепенно перейти от роста
процентных ставок на рынке депозитов и кредитов к их снижению и обеспечить
выполнение прогнозных параметров Основных направлений денежно-кредитной
политики на 2009 год.
В
2009 г. Национальным банком будут проводиться мероприятия по обеспечению
надежного и безопасного функционирования национальной платежной системы.
Продолжится совершенствование нормативно-правовой базы в области осуществления
межбанковских расчетов и процедур надзора за платежной системой.
Получит
дальнейшее развитие национальная система безналичных расчетов по розничным
платежам на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли
безналичных расчетов в розничном платежном обороте.
В
условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастают требования к
устойчивости функционирования финансовых институтов и финансового рынка в
целом. Работа Национального банка как национального органа банковского надзора
в 2009 г. будет направлена на выполнение установленных законодательством
функций, главной из которых является поддержание стабильности банковского
сектора, защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.
Продолжится
совершенствование методологии и практики банковского надзора по ряду актуальных
направлений. Среди них можно отметить развитие систем, методов и инструментов
управления рисками банковской деятельности; оптимизацию надзорной отчетности с
учетом международных стандартов; совершенствование процедур осуществления
надзора за банковскими группами и банковскими холдингами и другие. [4]
Заключение
В курсовой работе было дано определение понятию
«денежно-кредитная политика», рассмотрены основные цели государства в области
экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень
занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие.
Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики.
Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая
и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели
такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь
этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк. Рассмотрена
денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих
общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры,
сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы,
выравнивания платежного баланса.
От
денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства,
зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования
экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное
регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую
жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно
отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса
денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению
капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности
экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей.
Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики
возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков.
В
2009 г. задачи банковской системы страны должны выполняться с учетом положений
Меморандума об экономической и финансовой политике Республики Беларусь в рамках
программы сотрудничества с Международным валютным фондом. Программа
предусматривает меры по обеспечению стабильной работы всех секторов экономики в
условиях неблагоприятных внешних факторов. Соответственно, она предполагает
ужесточение денежно-кредитной политики для повышения эффективности достижения ее
целей и задач.
Сложившаяся
ситуация и положения Меморандума существенно ограничивают возможности
Национального банка по рефинансированию банков, которые в текущем году должны
рассчитывать преимущественно на собственные усилия по наращиванию ресурсной базы.
Главными источниками роста ресурсной базы банков в текущем году должны стать
средства нерезидентов и физических лиц.
Сложность той ситуации, в
которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач,
стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой,
требуют комплексности и системности при определении конкретных мер
экономической политики, придания им стратегической направленности.
Направления дальнейшего развития денежно-кредитной сферы
имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня
инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы,
стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту
благосостояния населения.
Продолжится процесс
взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики
Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках
союзного государства и других интеграционных образований, а также расширения и
углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями. [10: с.
86-93]
Истоками
мирового финансового кризиса стала монетарная политика финансовых властей США,
приведшая к формированию избыточной ликвидности на рынках; активное ипотечное
кредитование населения без должного учета его долгосрочной платежеспособности;
недостаточная степень регулирования национальных финансовых рынков (прежде
всего американского) и крупнейших финансовых институтов. Работая в условиях
мирового финансово-экономического кризиса, Республика Беларусь должна накопить
опыт и извлечь для себя уроки, которые позволили бы в будущем избежать
аналогичных проблем.
Список использованной
литературы:
1. Банковский Кодекс Республики Беларусь
от 25.10.2000г. № 441-З.
2. Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475 «Об утверждении основных направлений
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.».
3. Указ Президента Республики Беларусь
от 29.08.2008г. № 460 «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2009 год».
4. Доклад Председателя правления
Национального банка Республики Беларусь П.П.Прокоповича на расширенном
заседании Правления: Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь за 2008 год и задачи банковской системы по их
реализации в 2009 году.
5. Лемешевский И.М. Макроэкономика:
социально-экономический аспект: курс лекций/ - 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.:
ФУАинформ, 2006. -544с.
6. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки:
Учебн. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512с.
7. Лемешевский И.М. Макроэкономика
(Экономическая теория. Часть 3). Учебн. пособие для студентов экономических
специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.
8. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред.
О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003г. –
464с.
9. Бриштелев А. Целевые ориентиры
монетарной политики в Республике Беларусь/ Банковский вестник, 2005г., № 1,
с.26-31.
10. Тихонов А.О. Денежно-кредитная
политика в Республике Беларусь:
проблемы и перспективы/ Белорусский
экономический журнал, 2000г.,
№ 3, с.86-93.
Страницы: 1, 2, 3
|