рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Объем валового внутреннего продукта в 2008 г. составил 128,8 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. на 10%. Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%.

Свой вклад в социально-экономическое развитие республики внесла банковская система, денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка. Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2008 г. снизился на 2,3%. На конец 2008 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону.

Стабильность национальной валюты к доллару США сохранялась на протяжении четырех последних лет (на 1 января 2005 г. - 2170, на конец 2008 г. - 2200 белорусских рублей за 1 доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования.

До августа 2008 г. в целях реагирования на повышение инфляции, снижение курса доллара США на мировом рынке, а также недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров Национальный банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в рамках утвержденных параметров. Однако с августа 2008 г. на мировых рынках стал значительно укрепляться курс доллара США к евро и российскому рублю, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров. Это было нежелательно прежде всего из-за снижения спроса на экспортируемую продукцию и ухудшения условий для внешних заимствований.

Исходя из этого, а также для сохранения доверия к проводимой курсовой политике Национальный банк обеспечил постепенное снижение курса белорусского рубля с выходом курса на верхнюю границу установленного коридора - 2200 белорусских рублей за 1 доллар США. В 2008 г. курс белорусского рубля относительно евро и российского рубля изменялся с учетом динамики курса данных валют относительно доллара США. В целом по итогам года имело место укрепление курса национальной валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля - на 12,2%.

Под влиянием кризисных процессов в мировой экономике, которые привели к уменьшению поступления в республику валютной выручки и росту валютных интервенций Национального банка, начиная с августа 2008 г. произошло снижение золотовалютных резервов. Международные резервные активы снизились на 1,33 млрд. долл. США, или на 26,6%, и составили на начало 2009 г. 3,66 млрд. долл. США.

Банки принимали активное участие в функционировании внутреннего валютного рынка, обеспечивая его ликвидность и движение валютных ресурсов между различными сегментами валютного рынка. Тем самым они способствовали формированию курсов на рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на рынке не возникли существенные дисбалансы.

В конце 2008 г. в условиях нарастания мирового финансового кризиса были предприняты некоторые меры административного характера в области валютного законодательства. В частности, в целях недопущения в Республике Беларусь негативных явлений, связанных с оттоком капитала из страны, были ограничены авансовые платежи по импорту резидентов в адрес нерезидентов. По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке эти ограничения смягчаются: так, с 15 января 2009 г. Национальный банк разрешил экспортерам, являющимся одновременно импортерами, закупающими на условиях авансовых платежей сырье (материалы, комплектующие, технологическое оборудование и т.п.), для обеспечения производства пользующейся спросом экспортно-ориентированной продукции, проводить авансовые платежи за счет имеющейся на их счетах выручки в иностранной валюте.

В стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2008 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары.

В 2008 г. темп наращивания кредитования опережал темп роста ВВП. Так, прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и в иностранной валюте в реальном выражении за истекший год относительно 2007 г. составил 24,5% при увеличении реального ВВП на 10%, то есть темп наращивания кредитования превышал темп роста ВВП почти в 2,5 раза.

Фактически за указанный год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб., или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2008 г. № 178. Банки активно участвуют в оказании кредитной поддержки субъектам хозяйствования в ходе реализации отдельных государственных программ и мероприятий по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь. На цели, определенные в государственных программах, в 2008 г., по оперативным данным, банки выдали кредиты на сумму 11 трлн. руб., что на 4,9 трлн. руб., или в 1,8 раза, больше по сравнению с предыдущим годом.

Складывающаяся экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года - до 14%. Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка.

Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).

Достижение целей денежно-кредитной политики в значительной степени обеспечено за счет эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2008 г. характеризуется следующими показателями. Проведено 57,8 млн. платежей на сумму 767,6 трлн. руб. Количество проведенных платежей в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 9,8%, сумма - на 50,5%. В 2008 г. среднедневной оборот составил 3,0 трлн. руб. (227,6 тыс. платежей). Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих субъектов в истекшем году, увеличение объемов совершаемых банками операций на валютном и фондовом рынках, рынке межбанковских ресурсов.

Продолжала развиваться и укрепляться непосредственно сама банковская система. Совокупный уставный фонд по системе банков за 2008 г. увеличился на 4,16 трлн. руб., или в 1,9 раза, и на начало 2009 г. достиг почти 8,7 трлн. руб.

За 2008 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на 51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37%). Средства физических лиц - основной привлеченный ресурс белорусских банков. На 1 января 2009 г. их объем достиг 13,6 трлн. руб., или 21% от всех пассивов банков. Если на начало 2008 г. в среднем на одного жителя республики приходилось 1119 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, сберегательных сертификатах и облигациях, то на 1 января 2009 г. - 1402 тыс. руб. За 2008 г. сумма вкладов в расчете на одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублей в 1,25 раза.

Прибыль, полученная банками за 2008 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за предыдущий год. В истекшем году банки проводили целенаправленную работу по развитию рынка розничных банковских услуг. Увеличилось потребительское кредитование, внедрялись новые виды кредитов и депозитов, расширялось использование современных банковских инструментов и технологий, улучшалось качество предоставляемых банками услуг, повышалась культура обслуживания населения.

Продолжалось совершенствование методологии и практики банковского надзора. В рамках дистанционного (документального) надзора осуществлялся мониторинг выполнения банками норм безопасного и ликвидного функционирования с целью раннего выявления и предупреждения негативных тенденций и проблемных ситуаций в работе банков.

Продолжалось развитие системы безналичных расчетов с использованием платежных карт. К началу 2009 г. в обращении находилось 6,1 млн. карточек международных и внутренних систем расчетов, прирост которых составил за год 25,1%. Из указанного числа карточек 93,4% - карточки международных платежных систем, 6,6% - карточки системы “Бел-Карт”. Количество функционирующих банкоматов достигло 2452 единиц (прирост 21%), инфокиосков - 2083 (прирост 53%), платежных терминалов в организациях торговли и сервиса - свыше 13,6 тыс. (прирост 48%).

Активно развивалось международное сотрудничество с центральными банками России, стран ЕврАзЭС, Украины, Литвы, Латвии. Основное внимание банков в рамках международного взаимодействия было сосредоточено на разработке и реализации мер по снижению отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса.

Углублялось сотрудничество с международными финансовыми организациями - Международным валютным фондом и Всемирным банком. В Национальном банке работали миссии указанных организаций. В июне 2008 г. в Минске было проведено 9-е заседание бельгийской группы стран - членов МВФ и Всемирного банка на уровне заместителей управляющих, на котором рассматривались насущные вопросы мирового экономического развития. Большая работа была проведена в целях подготовки и подписания представителями Республики Беларусь и МВФ финансовых документов для начала реализации программы “стенд-бай”.

Анализ состояния и динамики денежно-кредитной сферы, валютного рынка и банковской системы показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в целом обеспечили выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год.

В 2009 г. перед страной и банковской системой стоят масштабные, сложные, во многом качественно новые проблемы. Особенность предстоящего года - это работа в условиях углубляющегося мирового финансово-экономического кризиса, пик которого, как ожидается, придется именно на текущий год.

Принимая в расчет действие факторов, порожденных мировым экономическим кризисом, следует решить главную стратегическую задачу, поставленную Главой государства: несмотря на все внешние отрицательные воздействия, необходимо обеспечить поступательное развитие национальной экономики и достижение целей по повышению жизненного уровня населения нашей страны, которые намечены на текущую пятилетку. Требуемые макроэкономические и финансовые условия для динамичного социально-экономического развития страны обеспечит выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики на 2009 год. На это направлена проводимая Национальным банком курсовая, процентная, кредитная политика, работа платежной системы, всего банковского сектора страны в целом.

В рамках курсовой политики реализуются следующие меры. Со 2 января 2009 г. Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. В 2008 г., особенно во второй половине, усилились взаимные колебания курсов основных мировых валют. В результате возникли нежелательные для населения и предприятий значительные изменения курса белорусского рубля по отношению к евро и российскому рублю.

Для компенсации этого эффекта в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год был определен более гибкий подход к курсовой политике, обеспечивающий общую стабильность курса белорусского рубля к корзине иностранных валют: доллар США - евро - российский рубль. Эти определяющие для экономики Беларуси иностранные валюты вошли в состав корзины равными долями. Ее рублевая стоимость рассчитывается как среднее геометрическое двусторонних курсов национальной валюты к доллару США, евро и российскому рублю.

При новом механизме снижение курса белорусского рубля к одной из валют корзины может происходить при ее усилении на мировом рынке и будет компенсироваться укреплением национальной валюты к другим иностранным валютам корзины. Стоимость корзины валют предусматривается стабильной. В 2009 г. ее колебания оцениваются в пределах ±5% в зависимости от соотношения спроса и предложения валюты на внутреннем рынке, а также иных краткосрочных и долгосрочных факторов.

Необходимо отметить, что принятое решение отвечало рекомендациям Международного валютного фонда и содействовало получению нашей страной кредита от данной организации в размере около 800 млн. долл. США в январе текущего года. Общий объем кредита МВФ составит 2,5 млрд. долл. США. Получение остальной суммы предусматривается по частям в течение 2009 г. и первого квартала 2010 г. Достижение соглашения с МВФ является принципиальным фактором для развития финансовых взаимоотношений с ведущими международными организациями, Европейским союзом и другими государствами. В конечном счете это позволит сформировать финансовую “подушку безопасности” для нашего государства в целях дальнейшего повышения устойчивости белорусской экономики. В то же время разовая девальвация имела и ряд негативных последствий: возник повышенный спрос на иностранную валюту и потребительские товары длительного пользования, усилились девальвационные ожидания со стороны населения.

В результате принятых Национальным банком совместно с Правительством мер к 20-м числам января текущего года отрицательные последствия разовой девальвации были минимизированы. Вместе с тем для этого в указанный период потребовались значительные валютные интервенции Национального банка. Новых разовых корректировок обменного курса Национальный банк проводить не будет. Более того, имеющиеся ресурсы позволяют надежно прогнозировать на I квартал текущего года колебания курса валютной корзины в пределах установленного коридора.

Следующее по актуальности направление работы - процентная политика. Как уже указывалось, учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования. С 8 января текущего года она установлена на уровне 14% годовых. При прогнозируемом Министерством экономики уровне инфляции на 2009 г. (9-11% годовых) и исходя из допустимого изменения курса белорусского рубля к корзине валют, ставка рефинансирования к концу текущего года должна составить 10-12%, как это и определено в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2009 год. Вместе с тем Национальный банк может корректировать ставку рефинансирования в случае изменения Министерством экономики официальных прогнозов инфляции с учетом складывающихся реальных тенденций в экономике и денежно-кредитной сфере. В 2009 г. Национальный банк будет поддерживать положительные в реальном выражении процентные ставки по операциям Национального банка на финансовом рынке.

Для обеспечения устойчивости нового курсового механизма и монетарной стабильности в целом Национальный банк предпринял ряд шагов в области процентной политики. В результате планомерного повышения основные процентные ставки находятся на положительном уровне в реальном выражении.

По итогам работы экономики в I квартале текущего года, в случае ее прогнозируемого развития, представляется возможным постепенное снижение уровня ставок с целью обеспечения большей доступности кредитов для населения и предприятий.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики к концу 2009 г. процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору должны составить 13-15% годовых, по новым срочным депозитам в банках – 10-12% годовых. В настоящее время под влиянием инфляционных и девальвационных процессов в экономике на рынке банковских услуг существенно поднялись процентные ставки по кредитам и депозитам. Национальный банк исходит их того, что достигнутый в настоящий период уровень процентных ставок следует рассматривать как предельный. Нет объективных причин для их дальнейшего повышения.

Проводимые антиинфляционные меры позволяют прогнозировать замедление темпов инфляции. Осуществлен переход к привязке белорусского рубля к валютной корзине, который стабилизирует курсовые колебания. Необходимо постепенно перейти от роста процентных ставок на рынке депозитов и кредитов к их снижению и обеспечить выполнение прогнозных параметров Основных направлений денежно-кредитной политики на 2009 год.

В 2009 г. Национальным банком будут проводиться мероприятия по обеспечению надежного и безопасного функционирования национальной платежной системы. Продолжится совершенствование нормативно-правовой базы в области осуществления межбанковских расчетов и процедур надзора за платежной системой.

Получит дальнейшее развитие национальная система безналичных расчетов по розничным платежам на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастают требования к устойчивости функционирования финансовых институтов и финансового рынка в целом. Работа Национального банка как национального органа банковского надзора в 2009 г. будет направлена на выполнение установленных законодательством функций, главной из которых является поддержание стабильности банковского сектора, защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.

Продолжится совершенствование методологии и практики банковского надзора по ряду актуальных направлений. Среди них можно отметить развитие систем, методов и инструментов управления рисками банковской деятельности; оптимизацию надзорной отчетности с учетом международных стандартов; совершенствование процедур осуществления надзора за банковскими группами и банковскими холдингами и другие. [4]

 

Заключение


В курсовой работе было дано определение понятию «денежно-кредитная политика», рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк. Рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса.

От денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков.

В 2009 г. задачи банковской системы страны должны выполняться с учетом положений Меморандума об экономической и финансовой политике Республики Беларусь в рамках программы сотрудничества с Международным валютным фондом. Программа предусматривает меры по обеспечению стабильной работы всех секторов экономики в условиях неблагоприятных внешних факторов. Соответственно, она предполагает ужесточение денежно-кредитной политики для повышения эффективности достижения ее целей и задач.

Сложившаяся ситуация и положения Меморандума существенно ограничивают возможности Национального банка по рефинансированию банков, которые в текущем году должны рассчитывать преимущественно на собственные усилия по наращиванию ресурсной базы. Главными источниками роста ресурсной базы банков в текущем году должны стать средства нерезидентов и физических лиц.

Сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Направления дальнейшего развития денежно-кредитной сферы имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту благосостояния населения.

Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства и других интеграционных образований, а также расширения и углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями. [10: с. 86-93]

Истоками мирового финансового кризиса стала монетарная политика финансовых властей США, приведшая к формированию избыточной ликвидности на рынках; активное ипотечное кредитование населения без должного учета его долгосрочной платежеспособности; недостаточная степень регулирования национальных финансовых рынков (прежде всего американского) и крупнейших финансовых институтов. Работая в условиях мирового финансово-экономического кризиса, Республика Беларусь должна накопить опыт и извлечь для себя уроки, которые позволили бы в будущем избежать аналогичных проблем.


Список использованной литературы:


1.  Банковский Кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000г. № 441-З.

2.       Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475 «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.».

3.       Указ Президента Республики Беларусь от 29.08.2008г. № 460 «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год».

4.       Доклад Председателя правления Национального банка Республики Беларусь П.П.Прокоповича на расширенном заседании Правления: Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2008 год и задачи банковской системы по их реализации в 2009 году.

5.       Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций/ - 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: ФУАинформ, 2006. -544с.

6.       Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебн. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512с.

7.       Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3). Учебн. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.

8.       Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003г. – 464с.

9.       Бриштелев А. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь/ Банковский вестник, 2005г., № 1, с.26-31.

10. Тихонов А.О. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь:

 проблемы и перспективы/ Белорусский экономический журнал, 2000г.,

 № 3, с.86-93.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.