Распределение
же бюджетных прав между представительными и исполнительными органами власти
одного уровня (на федеральном, республиканском и т.д.), то есть по горизонтали,
основано на конституционных нормах о разделении компетенции между различными
ветвями власти.
Бюджетные
права на федеральном, республиканском, областном, краевом и местном уровнях
осуществляются соответствующими представительными и исполнительными органами
власти. В этой связи территориальный уровень рассмотрения бюджетных прав
является более предпочтительным, так как бюджетные права государства,
национально – государственных и административно – территориальных образований
полностью поглощают бюджетные права органов власти соответствующих образований
(территорий).
Бюджетные
права Российской Федерации, исходя из особенностей её бюджетно-правового
статуса, можно подразделить на две группы:
1) бюджетные права
Российской Федерации как суверенного единого и неделимого федеративного
государства;
2) бюджетные права
Российской Федерации в отношении собственного и нижестоящих бюджетов.
К бюджетным
правам Российской Федерации относятся:
– установление общих принципов
организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ
бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
– определение основ составления и
рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их
исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
– установление порядка составления
и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка,
рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления
отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
– составление и рассмотрение
проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление
контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и
утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об
исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
– установление порядка составления
и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об
исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной
бюджетной отчетности;
– определение порядка установления
расходных обязательств публично-правовых образований;
– определение порядка установления
и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и
исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
– определение порядка установления
и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из
федерального бюджета;
– определение основ формирования
доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации;
– определение порядка установления
нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от
налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и
местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
– установление нормативов
отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов,
предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы
Российской Федерации;
– определение общих принципов
предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
– определение основ кассового
обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– осуществление кассового
обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– установление порядка и условий
предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
– предоставление межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета;
– определение общего порядка и
принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
– осуществление государственных
заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий
Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление
государственным долгом Российской Федерации и управление государственными
активами Российской Федерации;
– установление основ бюджетной
классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;
– установление, детализация и
определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в
части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам
Российской Федерации;
– установление единого порядка
ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом
исполнении бюджетов;
– установление унифицированных форм
бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации и бюджетных учреждений, установление оснований и порядка временного
осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами
государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных
полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации
(органов местного самоуправления);
– временное осуществление отдельных
бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской
Федерации;
– установление оснований, видов
ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации;
– установление порядка исполнения
судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации;
– иные бюджетные полномочия,
отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации.
Бюджетные
права субъектов Российской Федерации
По
направленности бюджетные права субъектов Российской Федерации можно
подразделить на три группы:
1) бюджетные права по
отношению к федеральному бюджету;
2) бюджетные права по
отношению к собственному бюджету;
3) бюджетные права по
отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня.
Все субъекты
Российской Федерации обладают равными бюджетными правами по всем трем
направлениям.
Согласно
договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами власти субъектов Российской
Федерации каждый субъект Российской Федерации участвует в осуществлении
федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами. Именно данным положением и
обусловлена первая группа бюджетных прав субъектов Российской Федерации. Эта
группа прав выражается в конкретном участии всех субъектов Российской Федерации
в осуществлении бюджетных прав, принадлежащих непосредственно Российской
Федерации.
Такое участие
обеспечивается представительством субъектов Российской Федерации в федеральных
представительных и исполнительных органах государственной власти. Участие
субъектов Российской Федерации в составлении, рассмотрении, утверждении и
исполнении федерального бюджета способствует обеспечению сочетания интересов
Российской Федерации с их собственными интересами.
Вторая группа
бюджетных прав субъектов Российской Федерации имеет отношение к собственному
бюджету и принадлежит им в силу правового статуса, предопределяющего их
самостоятельность, и бюджетную в том числе. Каждый субъект имеет свой бюджет.
Наличие права
на бюджет предполагает и другие права, связанные с его формированием,
распределением и использованием. Так, для формирования бюджета необходимы
доходы. И субъекты Российской Федерации имеют право на получение закрепленных
доходов за своими бюджетами, предусмотренных федеральным законодательством.
В случаях и в
порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъекты
Российской Федерации имеют право на получение дотаций и субвенций из
федерального бюджета. При этом они несут ответственность за использование
полученных средств и отчитываются за это перед федеральными органами.
Субъекты
Российской Федерации самостоятельно определяют направления расходов своих
бюджетов и объемы бюджетных средств по этим направлениям.
В составе
своих бюджетов субъекты Российской Федерации имеют право образовывать резервные
и иные целевые фонды. Им предоставлено право образовывать оборотную кассовую
наличность в составе своих бюджетов и использовать её на покрытие временных
кассовых разрывов.
В пределах
предоставленной компетенции субъекты Российской Федерации в лице
представительных и исполнительных органов власти самостоятельно составляют,
рассматривают и исполняют свои бюджеты. При этом законодательство запрещает
вмешательство в этот процесс каких-либо иных органов и организаций, если это не
предусмотрено законодательными актами. Они же утверждают отчет об исполнении
бюджетов, а также осуществляют контроль за исполнением своих бюджетов.
Если в ходе
исполнения бюджетов образуются дополнительные доходы, то субъекты Российской
Федерации имеют право оставлять их в своём распоряжении и использовать по
своему усмотрению.
Субъекты
Российской Федерации могут вводить механизм секвестра в случаях, когда при
исполнении их бюджетов происходит превышение установленного ими уровня бюджетного
дефицита либо сокращаются поступления от доходных источников, а также в случае,
если в ходе исполнения бюджетов дефицит не уменьшается, в результате чего
становится невозможным финансирование предусмотренных в бюджете мероприятий.
Законодательство
Российской Федерации предусматривает право субъектов Федерации на
компенсационные возмещения из федерального бюджета. Такие возмещения должны
иметь место в случаях издания в пределах компетенции федеральными органами
власти акта, приводящего к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджетов
субъектов Российской Федерации, либо при принятии федеральными органами с
нарушением своей компетенции акта, которым наносится ущерб бюджетам субъектов
Российской Федерации. Однако, если представительные органы власти субъектов
Российской Федерации в нарушение своей компетенции принимают решения,
исполнение которых ведет к нанесению ущерба федеральному бюджету, то возмещение
этого ущерба должно производится из бюджета соответствующего субъекта
Российской Федерации. Таким образом, устанавливается взаимная ответственность
представительных органов власти Российской Федерации и её субъектов.
В рамках
своих территорий субъекты Российской Федерации определяют бюджетную систему и
составляют консолидированные бюджеты.
Субъекты
Российской Федерации имеют право принимать нормативные акты, регулирующие их
бюджетную деятельность и бюджетные права органов местного самоуправления.
Однако эти акты не должны противоречить федеральному законодательству.
По решению
представительных органов власти субъекты Российской Федерации имеют право
предоставлять процентные и беспроцентные ссуды за счет средств своего бюджета
исполнительным органам власти других уровней, а при необходимости получать
такие ссуды из других бюджетов.
Территория
субъектов Российской Федерации включает в себя административно – территориальные
образования, имеющие самостоятельные бюджеты. Это предопределило наличие у них
определенных бюджетных прав по отношению к бюджетам нижестоящего
территориального уровня.
На субъектах
Российской Федерации лежит обязанность обеспечения установленного федеральным
законодательством уровня закрепленных доходов местных бюджетов. С этой целью в
порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, они производят
необходимые расчеты и утверждают соответствующие нормативы фиксированных долей
доходов, закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня.
Субъектам
предоставлено право распределять отдельные виды доходов между своим бюджетом и
бюджетами нижестоящего территориального уровня. Виды доходов, распределяемые
субъектами Российской Федерации, определены бюджетным законодательством
Российской Федерации.
В необходимых
случаях субъекты Российской Федерации имеют право предоставлять в нижестоящие
бюджета дотации и субвенции. При этом порядок и условия предоставления дотаций
и субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации определяются
законодательством самих субъектов Российской Федерации в пределах
предоставленных им прав.
Обладая
правом на компенсационное возмещение из федерального бюджета, субъекты
Российской Федерации сами, в свою очередь, несут материальную ответственность
перед бюджетами нижестоящего территориального уровня. И в случае принятия
решения приведшего к снижению доходов или увеличению расходов нижестоящих бюджетов,
а также в случае причинения ущерба этим бюджетам в результате принятия решения
с нарушением компетенции субъекты Российской Федерации возмещают выпавшие
средства и причиненный ущерб за счет средств своих бюджетов.
В рамках
своей компетенции субъекты Российской Федерации имеют право осуществлять
контроль за бюджетной деятельностью соответствующих административно – территориальных
образований.
К бюджетным
правам местных бюджетов относятся:
– установление
порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и
исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и
утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
– составление и рассмотрение проекта
местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление
контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении
местного бюджета;
– установление и исполнение расходных
обязательств муниципального образования;
– определение порядка предоставления
межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных
трансфертов из местных бюджетов;
– осуществление муниципальных
заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных
кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
– установление, детализация и
определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в
части, относящейся к местному бюджету;
– в случае и порядке, предусмотренных
настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности
за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных
правоотношений;
– иные бюджетные полномочия, отнесенные
настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007
N 63‑ФЗ)
– установление в соответствии с
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов
отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том
числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами,
региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с
настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами
субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|