рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономическая сущность бюджета и бюджетной системы


1.2 Государственный бюджет как основной элемент экономической политики государства


Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности[6].

Бюджетные ассигнования в производственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании.

Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.

Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости.

Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Она является также результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком[7].

Главными требованиями, предъявляемыми к бюджетной политике можно назвать:

1. Реалистичность.

2. Федеральный бюджет должен олицетворять ответственность государства за безусловное выполнение взятых на себя бюджетных обязательств.

3. Федеральный бюджет должен быть действенным инструментом политики финансового оздоровления экономики, не допустить роста инфляционных ожиданий.

4. Необходимо акцентировать внимание на увеличении доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет более решительного осуществления мер по легализации частнопредпринимательской инициативы.

5. Цели бюджетной политики должны быть максимально детализированы.

Долгое время бюджет России имел дефицитный характер. В последние годы бюджет не только не дефицитен, но и формируется исполняется с довольно большим профицитом.

Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.

Снижение налогов при неизменных государственных расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будет увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспределяются во времени.

Ожидания налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняшнее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защищая мера по поддержанию в будущем "привычного" уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумага, предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента.

Основные параметры бюджетной политики на современном этапе состоят в следующем: удержать экономику от падения производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.

Для укрепления денежного обращения и финансового положения страны необходимо совершенствовать бюджетный механизм, обеспечить государственное регулирование денежной массы, дедолларизацию, приоритетное финансирование развития реального сектора экономики, совершенствование деятельности банковской системы; стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе; укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов; усилить контроль за величиной государственного долга. Основными задачами бюджетной политики в России являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирования инвестиционной активности, безусловного выполнения государством своих финансовых обязательств.

 

1.3 Бюджетная система Российской Федерации


Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве[8].

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: "бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Для эффективного управления бюджетной системой необходим четкий и отлаженный бюджетный механизм, который является составной частью финансового механизма. По определению ученого Н.В. Гаретовского, "бюджетный механизм как совокупность конкретных форм бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств создается государством. Он является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач каждого исторического этапа развития страны".

Важным звеном в построении бюджетной системы является бюджетное устройство.

Если бюджетная система объективна, существует как абстрактное понятие, так как не зависит от сознания людей, она одинакова для всех стран и не предполагает межбюджетных отношений, то бюджетное устройство имеет разную модификацию в разных странах и включает в себя межбюджетные отношения. Бюджетная система неиерархична, бюджетное же устройство содержит в себе иерархию бюджетных фондов, находящихся в определенной связи.

Учеными-теоретиками и авторами ряда публикаций даются различные понятия бюджетного устройства. В некоторых случаях понятия бюджетного устройства и бюджетной системы совпадают.

В Бюджетном кодексе РФ понятие "бюджетное устройство" отсутствует. В целом, несмотря на разногласия, большинство авторов обязательно выделяют в понятии бюджетное устройство такой элемент, как совокупность различных видов бюджетов, и этот элемент единодушно выдвигается на первое место.

Отдавая должное профессионализму всех указанных авторов, тем не менее, можно считать возможным сформулировать собственное представление о бюджетном устройстве РФ, опираясь на приведенные аргументы и исходя из нашего понимания термина "система" вообще и "бюджетная система" в частности. По мнению автора, бюджетное устройство представляет собой структуру бюджета по уровням управления.

Как уже отмечалось, бюджет одинаков для всех государств, только бюджетные фонды создаются на разных уровнях управления.

Сложная трехуровневая система экономических отношений имеет целью создание бюджетных фондов на каждом уровне управления для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

На федеральном уровне формируемый бюджетный фонд органов федеральной власти (законодательной и представительной) сосредоточивает значительную часть валового внутреннего продукта для осуществления общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных, социально-экономических функций[9].

Федеральный бюджет связывает основные финансовые институты: государственные финансы, налоги, государственные займы и кредиты, оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную и страховую сферы.

Правительство использует бюджетный фонд для экономического воздействия на негосударственную сферу, оказывая влияние на характер общественного воспроизводства и развития, занятость населения, уровень потребления и социального развития общества.

В условиях рынка средства федерального фонда должны направляться, прежде всего, на финансирование структурной перестройки экономики, на осуществление комплексных целевых программ, на ускорение социального развития и обеспечение социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Объемы создаваемых на уровне субъектов РФ фондов несколько ниже в сравнении с федеральным уровнем. Они обеспечивают в территориальном разрезе денежными ресурсами органы государственной власти для выполнения ими политических, административных, социальных и других функций, оказывают экономическое воздействие на деятельность организаций в рамках территории, а также решение социально-экономических и культурных задач. В условиях децентрализации роль этого звена управления значительно повышается, бюджетные фонды становятся основной финансовой базой социально-экономического развития территорий.

И, наконец, на третьем уровне управления экономикой - на уровне органов местного самоуправления создано большое количество бюджетных фондов, располагающих разными по объемам средствами, их величина зависит от величины территории населенных мест, количества населения и других факторов, в то же время в своей совокупности они предназначены для решения важнейших задач управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований и выполнения ряда функций, делегированных от вышестоящих органов власти в социально-культурной и политической областях. Множественные бюджетные фонды составляют некий фундамент бюджетной системы РФ, и именно от успешного функционирования этого звена зависит ее целостность. Поэтому Правительством РФ обозначена перспектива значительного развития местных бюджетов. В соответствии с новым территориальным делением муниципальных образований создана двухуровневая система управления на местном уровне. Местные бюджеты представлены соответственно бюджетами:

муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

городских и сельских поселений. Несмотря на различие функций, выполняемых каждым уровнем власти, а также различия в масштабах аккумуляции денежных фондов, существует единство систем отношений, обусловленное единым социально-экономическим содержанием сложившегося общественно-экономического устройства и финансовой политики государства. В то же время в силу их определенной самостоятельности и автономности между уровнями бюджетов могут возникнуть противоречия[10].

Система отношений между бюджетами всех уровней в Российской Федерации постоянно совершенствуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетная система представляет собой сложную экономическую категорию, выражающую совокупность экономических отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, негосударственными экономическими субъектами и физическими лицами по поводу формирования и использования бюджетных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления. С одной стороны, бюджетная система является мощным планомерным субъектным механизмом формирования и использования совокупности бюджетных фондов различных уровней власти, с другой - непосредственно от людей, полномочных представителей представительных и исполнительных органов зависят направление, характер, степень аккумуляции и инвестирования государственных денежных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.