рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономическая сущность бюджета и бюджетной системы

Бюджетная система-понятие более емкое и содержательное по своей структуре, оно означает единый комплекс управления бюджетными отношениями, частью которого как элемент является бюджетное устройство.

Как отмечалось выше, бюджет является центральным звеном финансовой системы государства, сложной подсистемой в создании материальной основы функционирования государства. Поэтому государство должно совершенствовать совокупность отношений, призванных мобилизовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития территорий, в бюджетные фонды через налоговый механизм, систему платежей, а также обеспечивать результативность бюджетных средств.

Для достижения этих целей служит "организационная" структура финансовой системы, в своей деятельности распространяющаяся и на бюджетную систему - финансовый аппарат с его знаниями, способностями, квалификационным опытом и специальные государственные учреждения.

Управление государственными финансами предполагает непосредственную организацию финансового аппарата и его воздействие через финансовый механизм на совокупность денежных отношений в целях их совершенствования. Одним из объектов управления финансами является и бюджет. Это сложный процесс, представляющий собой единство объектов управления (управляемой системы сфер (подсистем) бюджетной системы бюджета) и субъектов управления (управляющей системы финансово-бюджетного аппарата). Это сложная управленческая деятельность, сочетающая в себе работу по совершенствованию организации управления бюджетным процессом, деятельности самих субъектов управления; выбор ими наиболее эффективных методов, их количества, создание условий для рационального использования применяемых методов в управлении с совершенствованием деятельности структуры самого финансово-бюджетного аппарата.

В силу территориального аспекта бюджетных отношений субъекты и объекты управления бюджетом, финансовые институты имеются и на нижестоящих уровнях власти (в регионах, административно-территориальных образованиях), взаимодействующих с организационной структурой на федеральном уровне в целях достижения согласованности, а также нахождения компромиссных решений в рамках государственной бюджетной политики.

В России, как и во всех экономически развитых странах, общее управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчета о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов и другим вопросам. Главными властными структурами по управлению бюджетом и налогами являются Федеральное Собрание РФ, Президент РФ и Правительство РФ.

Сформированная бюджетная система РФ соответствует нынешнему этапу развития государственности. Вместе с тем имеется целый ряд существенных недостатков. Совершенствование должно учитывать теорию и практику построения и функционирования бюджетных систем, дальнейшее взвешенное и осмысленное изучение отечественного опыта финансовых реформ, эффективных в условиях развития экономики России, использование теории и практики экономически развитых стран.


2. Характеристика отдельных элементов бюджетной системы

 

2.1 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения


Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Налоги - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога - императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции.

Смена собственника - второй признак налогов. Посредством налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги - отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов - денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Это, например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор.

Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, иными словами, налог никогда не возвращаюся плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак различает налоги и пошлины (денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ) [11].

Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости) не относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели; возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

Роль налогов (т.е. результат их практического использования) значительно шире, многообразнее. Прежде всего, налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети ЧНП.

Существенна регулирующая роль налогов. Так, например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок, а, следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении частного сектора, снижаются темпы экономического роста.

Известно, что для того чтобы переложить налог на потребителя, производитель включает его в цену товара. Но налог будет переложен только в результате реализации товара. Однако продажа товара по более высокой цене (с налогом) требует и более высокого качества товара. Так, налоги играют определенную роль и в повышении качества производимых товаров.

Таким образом, налоги могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие; играть антимонопольную и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных групп населения; стимулировать определенную экономическую Деятельность или заставляют отказаться от нее.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от реализации государственных запасов;

доходы от продажи земли и нематериальных активов;

поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

административные платежи и сборы;

штрафные санкции, возмещение ущерба;

доходы от внешнеэкономической деятельности

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

По социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

В зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;

По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.


2.2 Расходы государственного бюджета


Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

Принцип целевого использования средств;

Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

Соблюдение режима экономии;

Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.


2.3 Безвозвратность государственных расходов


Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

По роли в общественном производстве;

Общественному назначению;

Отраслям производства;

Целевому назначению.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.