рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономическое содержание системы расходов бюджета

Экономическое содержание системы расходов бюджета

Содержание

 

Введение

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

1.1 Понятие и сущность бюджета

1.2 История возникновения бюджета

2 СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

2.1 Классификация расходов бюджета

2.1.1 Расходы федерального бюджета

2.1.2 Расходы местного бюджета

3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ЗА 2007-2009гг

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТА

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение


Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем в выполнении экономической, социальной и политической функции. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, доходы, расходы и т.д., содержание которых не изменяется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию и центральное звено системы финансов для осуществления задач и функций государства.

Ускоренное внедрение казначейской системы исполнения федерального бюджета привело к централизации доходов и средств федерального бюджета на счетах казначейских органов, переходу к единому счету федерального казначейства в целях рационального управления кассовыми средствами федерального бюджета.

Для развития российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих финансовую политику, служит гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории.

Главное назначение всех бюджетов – финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Целью настоящей работы является анализ расходов бюджета, как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики; анализ изменений в составе и структуре расходов.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.                Изучить теоретические аспекты расходов бюджета;

2.                Изучить структуру экономического содержания расходов;

3.                Проанализировать изменение в составе и структуре расходов;

4.                Обозначить тенденции повышения эффективности расходов бюджета.


1.                ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

 

1.1           Понятие и сущность бюджета


В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, принятым 23 января 2003 г. И одобренным советом федерации[1]:

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализаций экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет как основной финансовый план государства дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджет как экономическая категория представляет собой систему экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти.

Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня. Он базируется на показателе прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства.


1.2           История возникновения бюджета


История финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью бюджет сформировался тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять систему доходов и расходов на определённый период.

Когда палата общин в Англии 14-15 вв. утверждала субсидию королям, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открыл портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. С конца 17 в. бюджетом стал называться документ, который содержал, утверждаемый парламентом, план доходов и расходов государства. Этот документ также называли «росписью денежных доходов и расходов государства», «сметой доходов и расходов государства», «государственной росписью».

Глубокие перемены, произошедшие в конце 18 - начале 19 вв. в политике, социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке. Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение государственных расходов и долгов. Вначале этот рост казался явлением исключительным. Финансисты начала 19 века считали, что с наступлением спокойных времён бюджет уменьшится, однако рост бюджетов превзошёл все ожидания. В связи с этим возник вопрос о необходимости планомерной деятельности государства, и средством такой планомерности стал государственный бюджет. Он представлял собой государственную роспись доходов и расходов в цифровом выражении. Бюджет превратился в необходимое условие развития государственного хозяйства.

Подчёркивая такой признак бюджета, как плановость, исследователи определили его как финансовый или хозяйственный план государства. Заслуга немецкого финансиста Шанца заключается в том, что он первым отметил плановую природу бюджета. В своей конструкции Шанц не только показал значение баланса бюджета, но дал картину самого бюджетного процесса. Тождественность бюджета и хозяйственного плана встречаются и у российских учёных - И.А. Озерова, М.Д. Загряцкого.

Как и любой другой план, государственный бюджет должен составляться на определённый период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил название финансового. В большинстве стран он соответствует календарному году (Россия, Италия, Франция и др.), а в некоторых начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта (Великобритания, Япония), или длится с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция). Отличие финансового года от календарного объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессий парламентов.

В России порядок становления «государственной росписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, т.к. бюджетная практика отрицала все его принципы.

После Февральской революции при Временном правительстве расходы производились с использованием кредитов. До середины 1918 г. продолжали действовать кредиты, ассигнованные по сметам 1917 г. Буквально с первых дней 1918г. был издан первый нормативный акт советского бюджетного права.

Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 г., в которой 5 раздел так и назывался «Бюджетное право». Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные доходы и расходы.

В 1921 г. с переходом к новой экономической политике (НЭП) Декретом ВЦИК о мерах по упорядочению финансового хозяйства от 10 октября 1921 г. бюджет был восстановлен в своих правах. Самым крупным успехом этого курса была финансовая реформа. В её ходе был восстановлен Государственный банк, появились кооперативные банки, кредитные и страховые товарищества, частные банки на концессионной основе. Восстановилась система налогов, пошлин и платежей за пользование транспортом, введена устойчивая валюта - червонец.

С выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в банковскую систему РФ. В 1925 г. продналог был заменён денежным налогом. Деньги в России вновь стали товаром. После проведения денежных реформ бюджет приобретал значение твёрдого и реального финансового плана.

бюджет экономический расход

2                   СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

 

2.1           Классификация расходов бюджета


Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории бюджета, - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

В Российской Федерации используется единая бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ" и Законом РФ от 8 августа 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" № 127-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации — это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация включает в свой состав:

1. Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации.

2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

3. Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

4. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

5. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

6. Классификацию внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

7. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, унитарных образований.

8. Классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

Функциональная классификация расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства, государственное управление и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:

• государственное управление и местное самоуправление;

• судебная власть;

• международная деятельность;

• национальная оборона;

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

• промышленность, энергетика и строительство;

• сельское хозяйство и рыболовство;

• охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• жилищно-коммунальное хозяйство;

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.