• предупреждение и
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
• образование;
• культура, искусство и
кинематография;
• средства массовой
информации;
• здравоохранение и
физическая культура;
• социальная политика;
• обслуживание государственного
долга;
• пополнение
государственных запасов и резервов;
• финансовая помощь
бюджетам других уровней;
• утилизация и
ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
• мобилизационная
подготовка экономики;
• исследование и использование
космического пространства;
• прочие расходы;
• целевые бюджетные
фонды.
Экономическая и
ведомственная классификация расходов бюджета
Экономическая
классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой
расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их
экономическому содержанию. Классификация включает следующие разделы:
1)текущие расходы;
2)капитальные расходы;
3) капитальный ремонт;
4) приобретение земли;
5) предоставление
кредитов.
Ведомственная
классификация расходов федерального бюджета, бюджетов других уровней является
группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным
распорядителям средств бюджетов, по разделам, подразделам, целевым статьям и
видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, предметным
статьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ.
В
соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством
исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
•
обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального собрания
Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной
власти и их территориальных органов;
•
функционирование федеральной судебной системы;
•
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
•
национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление
конверсии оборонных отраслей промышленности;
•
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
•
государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная
поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных
бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства;
содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении
органов государственной власти Российской Федерации; формирование федеральной
собственности; обслуживание и погашение государственного долга Российской
Федерации; компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных
пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в
соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств
федерального бюджета; пополнение государственных запасов драгоценных металлов и
драгоценных камней, государственного материального резерва; проведение выборов
и референдумов Российской Федерации; федеральная инвестиционная программа;
обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти,
приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов
бюджетов других уровней; обеспечение осуществления отдельных государственных
полномочий, передаваемых на другое уровни власти; финансовая поддержка
субъектов Российской Федерации; официальный статистический учет и т.д.
Кроме
того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий
регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные
программы [1,2].
По
согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет
средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
•
государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной
индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и
дорожного хозяйства, метрополитенов;
•
обеспечение правоохранительной деятельности;
•
обеспечение противопожарной безопасности;
•
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские
работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
•
обеспечение социальной защиты населения;
•
обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства
природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
•
обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий межрегионального масштаба;
•
развитие рыночной инфраструктуры;
•
обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
•
обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
•
обеспечение деятельности средств массовой информации;
•
финансовая помощь другим бюджетам;
•
прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Спецификой
федерального бюджета является финансирование общегосударственных расходов на
оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования.
Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов
на оборону и международную деятельность, 93% - на фундаментальные научные исследования,
76% -на правоохранительную деятельность, 89% - на предупреждение и ликвидацию
чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий [9].
Наибольший
объем средств расходов федерального бюджета занимают ассигнования на
национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и
обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.
Второе
место (14%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме
общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального
бюджета превышают 90%, профессионально-техническое и среднее специальное
образование - примерно 50%, на социальную политику - около 50%, культуру и
искусство более-20%.
Третье
место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на
обслуживание государственного долга (более 9%).
Затраты
на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 8% всех расходов.
В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику,
строительство, расходы федерального бюджета превышают 40%, на сельское
хозяйство - свыше 30%.
Федеральный
бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения
общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд
финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской
Федерации выделяются дотации и субвенции.
Главные
стороны деятельности местных органов власти - разработка и осуществление планов
экономического и социального развития на подведомственной им территории. В
соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов
финансируются следующие функциональные виды расходов:
•
содержание органов местного самоуправления;
•
формирование муниципальной собственности и управление ею;
•
организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения,
культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других
учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов
местного самоуправления;
•
содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
•
организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального
хозяйства;
•
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
•
благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
•
организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением
радиоактивных);
•
содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
•
организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в
муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
•
обеспечение противопожарной безопасности;
•
охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
•
реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправлений;
•
обслуживание и погашение муниципального долга;
•
целевое дотирование населения;
•
содержание муниципальных архивов;
•
проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
По данным Федерального
казначейства доходы консолидированного бюджета в 2007г. составили 11763,3 млрд.
рублей или 35,7% ВВП по сравнению с 35,3% ВВП в 2006 году. Расходы
консолидированного бюджета составили 9928,9 млрд. рублей или 30,1% ВВП по
сравнению с 27,5% ВВП в 2006 году. Таким образом, кассовый[2]
профицит консолидированного бюджета составил 1834,3 млрд. рублей (5,6% ВВП по
сравнению с 7,8% ВВП в предыдущем году). При этом первичный[3]
профицит консолидированного бюджета достиг 2009,5 млрд. рублей или 6,1% ВВП по
сравнению с 8,6% в 2006 году (Таблица 1).
В 2007 году Минфин России,
как и ранее, придерживался политики опережающего финансирования бюджетных
расходов, поэтому основная часть расходов каждого квартала финансировалась в
его первом месяце. Главная цель такой политики – обеспечение более равномерного
расходования средств в течение года и предотвращение возникновения пика
расходов в ноябре-декабре. Тем не менее, положительные результаты пока
ограничены. В первые 10 месяцев динамика расходов в целом походила на
результаты 2006, 2004 и 2003, хотя и была немного более плавной. В последние же
два месяца года наблюдался существенный всплеск расходов, причем в ноябре он
был значительно сильнее, а в декабре немного меньше, чем в предыдущие годы.
Кассовые расходы
федерального бюджета в 2007 году составили 5983,0 млрд. рублей или 18,1% ВВП,
что на 2,1 п.п. ВВП выше расходов в 2006 году. При этом непроцентные[4]
расходы увеличились на 2,3 п.п. и составили 17,7% ВВП (без учета единократных
перечислений в институты развития – 17,1% ВВП), а расходы на обслуживание долга
сократились на 0,2 п.п. до 0,4% ВВП.
В функциональной
классификации наибольший объем непроцентных расходов в 2007 году пришелся на
межбюджетные трансферты (5,8% ВВП, из которых 3,2% ВВП составили трансферты
внебюджетным фондам и 2,6% ВВП – финансовая помощь регионам), расходы на
национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную
деятельность (в общем объеме 4,5% ВВП), расходы на общегосударственные вопросы
(2,0%) и национальную экономику (2,1%). Расходы по остальным направлениям не
превысили 1,0% ВВП (Таблица 5,6).
Общий результат
исполнения консолидированного бюджета регионов в 2007 году можно охарактеризовать
вполне положительно. В целом по году бюджет был практически сбалансированным.
Просроченная кредиторская задолженность регионов продолжила сокращаться. Вместе
с тем, темп роста расходов регионов превышал темп роста их доходов, однако, по
результатам года расходы в процентах ВВП лишь догнали доходы. Основными
направлениями роста расходов были социальная сфера, национальная экономика и
ЖКХ, причём в двух последних направлениях, значительную часть составляют
расходы на инфраструктуру (Диаграмма 1).
В 2007 года регионы
нарастили как текущие, так и капитальные расходы по сравнению с предыдущим
годом (Таблица 5,10). При этом темп роста капитальных расходов (11% от уровней
2006 года в процентах от ВВП) был заметно выше темпа роста текущих расходов (7%
от уровней прошлого года).
Почти 40% роста
расходов региональных бюджетов были обусловлены наращиванием социальных
расходов и, прежде всего, расходов на социальную политику, образование и
здравоохранение. Вместе с тем заметно возросли расходы на национальную экономику.
Их вклад в общий рост расходов регионов практически равен вкладу всей
социальной сферы. Следует отметить, что почти половину расходов на национальную
экономику составляют расходы на транспорт и дорожное хозяйство. Третьим
источником роста расходов региональных бюджетов были расходы на ЖКХ, которые
ответственны за оставшуюся часть общего роста расходов (Таблица 5,11).
Исполнение бюджетов
регионами было в 2007 году неоднородным. Так 37 регионов исполнили свои
консолидированные бюджеты с общим дефицитом в 91,4 млрд. рублей, в то время как
общий профицит остальных регионов составил 125,9 млрд. рублей. Более половины
суммарного дефицита региональных бюджетов сосредоточены в трёх регионах:
Московской и Тюменской областях и в Ханты-Мансийском АО. Однако лишь в
Тюменской области из этих трёх регионов дефицит бюджета превосходит 10%
бюджетных доходов, составляя 14,3 % доходов. В целом следует отметить, что и
дефициты и профициты бюджетов отдельных регионов невелики и лишь в единичных
случаях превосходят 10% доходов бюджетов.
По итогам за 2008 г.
Консолидированный бюджет России был исполнен с пофицитом в размере 2014,2 млрд.
руб., или 4,8% ВВП (Таблица 2).
Расходы
консолидированного бюджета расширенного правительства составили 13989,2 млрд.
руб., или 33,7% ВВП. При этом наиболее значительный рост расходов
консолидированного бюджета имеет место по расходам на национальную экономику -
они увеличились на 44,6%.
Так
же наиболее значительно по сравнению с 2007 г. увеличились расходы на сельское
хозяйство и рыболовство - на 62,8%. Существенно возросли и расходы на дорожное хозяйство
и транспорт - на 59,3% в общей сумме. Расходы на прикладные научные
исследования в области национальной экономики увеличились на 20,0%. Расходы на
социально-культурные мероприятия по итогам 2008 г. составили 7132,4 млрд. руб.,
или 17,2% ВВП. По сравнению с 2007 г. эти расходы увеличились на 22,5%.
Доходы
федерального бюджета по итогам 2008 г. сложились в сумме 9274,1 млрд. руб., или
22,3 % ВВП. По сравнению с предшествующим годом поступления в федеральный
бюджет увеличились на 19,2% (на 5,1% в реальном исчислении). Расходы
федерального бюджета в 2008 г. составили 7566,6 млрд. руб., или 18,3% ВВП. По
сравнению с аналогичным периодом 2007 г. расходы федерального бюджета возросли
на 20,4% (на 11.5% с поправкой на темпы инфляции).
Исполнение
федерального бюджета по расходам на дорожное хозяйство составило 119,6%, а по
расходам на связь и информатику -160,5%. На этом фоне исполнение расходов
федерального бюджета по разделам социально-культурных мероприятий на 112,7%
выглядит относительно незначительным.
Показатель
межбюджетных трансфертов составил всего 105,9% от утвержденных значений. Основную
роль в структуре расходов федерального бюджета играют трансферты
государственным внебюд жетным фондам - на их долю по итогам 2008 г. пришлось
20,9% всех расходов. Еще 14,5% расходов составляют трансферты другим бюджетам
(бюджетам субъектов Федерации и некоторым муниципальным образованиям).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|