Финансовая политика Республики Казахстан
Министерство
образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский
Государственный Университет им. Е.А. Букетова
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине:
"Финансы"
Тема: "Финансовая
политика Республики Казахстан"
Выполнила: ст-ка. гр. ФК-3-26
Москаленко Анна
Проверил: преподаватель
Кумекбаева Л.С.
Караганда -
2008
Содержание
Введение
Глава 1.
Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства
1.1 Сущность
финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства
1.2
Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики
государства
Глава 2.
Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1
Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
2.2 Политика
финансовой стабилизации в Республике Казахстан
Глава 3.
Современные направления финансовой политики Казахстана
3.1
Направления денежно-кредитной политики
3.2 Пути
совершенствования налоговой и бюджетной политики
3.3
Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики
Казахстана
Заключение
Список
использованной литературы
Финансы представляют собой
довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму
обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных
потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные
элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение
финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в
обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
В обеспечении нормального
функционирования любой современной экономической системы важная роль
принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего
существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации
национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере финансовых
отношений. Эти функции государство выполняет в рамках финансовой политики и
формы методами финансового механизма, функционирующего в данной финансовой
системе.
Таким образом, финансовая
политика государства является отображением форм и методов конкретного
использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели
экономики в значительной мере обозначается ею.
Многообразие задач, которые
стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые
государством функции финансовой политики. Для решения задач, стоящих перед
государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства
имеется ряд механизмов финансовой политики.
Потребность в разработке и
систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием
капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ
финансовой политики дал экономический кризис 1929 - 1933, поставивший под
сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного
вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое
обоснованние принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда
Кейнса и его последователей. В 30 - 40-ые годы задачи финансовой политики
преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на
экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного
спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится
достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического
роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику,
приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними
задачами: обеспечением высокой занятой и стимулированием экономического роста,
выравниванием платежного баланса и другими.
Итак, исходя из задач,
поставленных перед финансовой политикой ведущие экономисты разделяют последнюю
на три вида: политика экономического роста, политика финансовой стабилизации и
политика ограничения деловой активности.
Цель курсовой работы -
исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой
целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность
финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм
функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую
политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
5) сделать выводы.
Понятие "финансы" охватывает
обширную область экономических отношений, связанных с распределением
общественного продукта в денежной форме. Термин "финансы" происходит
от латинского "finis" - конец, финиш, окончание платежа, расчет между
субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме - между
населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia",
применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность
доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.
Авторство термина "финансы" приписывается французскому ученому Ж.
Бодену, который в 1577 г. издал работу "Шесть книг о республике".
Первым автором работы о финансах
был Ксенофонт (430-365 гг. до н. э)"О доходах Афинской республики".
У Аристотеля (384-322 гг. до н.
э) воззрения в области финансов изложены в работе "Афинское
государственное устройство".
Однако не всякая денежная
операция, сделка относятся к финансовой, поскольку деньги опосредуют движение
всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощи разных
экономических категорий - цены, оплаты труда, финансов, кредита. Денежный характер
финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным
экономическим категориям.
Для того, чтобы выделить финансы
из ряда экономических категорий, необходимо перейти от рассмотрения явления
финансов к исследованию их сущности - внутреннего содержания предмета,
выражающегося в единстве всех многообразных форм его бытия.
В иерархии (соподчинении)
общественных отношений денежные отношения относятся к экономическим, которые, в
свою очередь, включаются в производственные отношения - определяющую часть
системы общественных отношений. Отсюда следует, что финансовые отношения - это
часть производственных отношений, то есть они являются базисными.
Процесс воспроизводства
осуществляется как взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание непрерывно
продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления.
Данные четыре стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений
между участниками процесса общественного производства, так как произведенные
продукты выступают в качестве товаров, подлежащих купле-продаже: прежде чем
продукт будет потреблен, он проходит стадию обмена и распределения. При этом
должны быть удовлетворены потребности и интересы всех участников общественных
отношений, а не только участников материального производства. В свою очередь,
наличие товарных отношений вызывается необходимостью разделения труда
экономических агентов, в силу чего они должны обмениваться результатами
специализированного труда, выполняемых услуг, разными производимыми благами в
соответствии с их количеством и качеством. Соизмерение созданных благ и
ценностей осуществляется с помощью денег как меры стоимости и всеобщего
эквивалента. Поэтому произведенная масса материальных и нематериальных благ,
услуг - общественный продукт - имеет кроме натурально-вещественного также и
денежное выражение. Наличие двух форм воплощения общественного продукта дает
возможность довести его до конечного потребления в соответствии с потребностями
каждого участника общественного производства. Для этого используются
стоимостные категории - деньги, цена, финансы, оплата труда, кредит и др.
Степень участия отдельных
экономических категорий на разных стадиях воспроизводственного процесса
неодинакова. Для финансов считается общепризнанным, что их действие в наибольшей
степени проявляется на стадии распределения совокупного общественного продукта.
Проследить возникновение
финансовых отношений можно в зависимости от сферы их функционирования - в
первичных звеньях экономики, то есть в сфере материального производства -
реальном секторе или в деятельности государства как организации, регулирующей
общественную, в том числе и экономическую жизнь, или в сфере государственных
финансов.
Для понимания сущности финансов
в первом случае можно принять за точку отсчета в воспроизводственном процессе (в
целом или в индивидуальном кругообороте производственных фондов отдельного
хозяйствующего субъекта - производителя) момент разделения стоимости и начала
относительно самостоятельного движения денежной ее формы при реализации
изготовленной продукции. При заранее обусловленном характере производства
формируются пропорции распределения реализуемого продукта на элементы,
соответствующие "с", "v", "m" и образуются
соответствующие им фонды денежных средств или накоплений этих средств.
При этом выделяются фонды
оборотных средств, амортизационные и другие отчисления (например, на социальные
нужды), фонд оплаты труда, прибыль. В дальнейшем происходит процесс
перераспределения упомянутых элементов стоимости в соответствии с
установленными пропорциями, определяемыми нормативами распределения. Часть
полученного дохода или прибыли отчисляется в распоряжение государства для
формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя
и используется по его усмотрению.
Если часть стоимости,
соответствующая элементу "с" после реализации продукта, авансируется
на приобретение предметов труда - оборотных фондов (оборотного капитала), для
обеспечения непрерывности производственного процесса, то из элемента "т",
кроме того, может выделяться часть, направляемая на накопление, то есть на
приобретение средств труда - основных фондов (основного капитала) - важнейшего
фактора производства, также обеспечивающего эту непрерывность.
В дальнейшем сформированные
фонды денежных средств подвергаются перераспределению - дроблению или,
наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назначения средств, адресному их
направлению или использованию в процессе кругооборота производственных и
непроизводственных фондов (капитала). Таким образом, часть стоимости, созданная
хозяйствующим субъектом, остается в кругообороте данного субъекта, часть
расходуется на воспроизводство рабочей силы в форме оплаты труда, социальных
расходов, обменивается на материальные и нематериальные блага и услуги,
потребляется и выпадает из дальнейшего движения.
Значительная часть стоимости,
созданная в материальном производстве, передается на общегосударственные нужды
и, получив самостоятельное движение в денежной форме, включается в сферу
финансовых отношений государства в качестве государственных доходов. Помимо
отчислений от доходов первичных звеньев экономики, государство мобилизует часть
средств населения в форме налогов, добровольных платежей - займов, лотерей,
сбережений, хранящихся в банках с государственным участием. Часть средств
поступает от государственных, частных, общественных предприятий и организаций и
населения в фондовой и нефондовой формах в виде разных платежей, отчислений,
сборов.
Так возникают формы финансовых
отношений на уровне государства через формирование централизованных фондов
денежных средств - государственный бюджет, фонды социального страхования,
различные внебюджетные фонды. Эта сфера финансовых отношений весьма
многообразна и связана как с созданием указанных фондов на разных уровнях
государственного управления - общенациональном, местном, так и с
перераспределением и использованием на упомянутых уровнях, а также по
отраслевому, ведомственному, региональному, социальному принципам. Помимо
этого, движение денежных средств и фондов опосредовано выполнением государственных
долгосрочных целевых программ - развития производительных сил, социальных,
экологической, научных, региональных и других.
В конечном итоге, пройдя все
стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и
воплощается в три самостоятельных фонда: фонд возмещения, фонд потребления и
фонд накопления.
В результате часть стоимости
продукта вступает в новый кругооборот, а часть потребляется.
Рассмотренные процессы
обуславливают сложное переплетение финансовых отношений, их взаимодействие с
другими экономическими отношениями и требуют научного подхода к изучению их
действия на эффективность экономики, ее поступательное развитие, социальные
процессы в обществе.
На основании вышеизложенного
можно сформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы
представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в
процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в
результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у
участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.
Госудаpственные финансы являются
сpедством пеpеpаспpеделения стоимости общественного пpодукта и части
национального богатства. В основе их лежит система бюджетов. Отдельным из
элементов в системе госудаpственных финансов включаются внебюджетные фонды для
финансиpования отдельных целевых меpопpиятий (пенсионный фонд, фонд социального
стpахования, фонд занятости).
Понятие "финансовая система"
охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются
соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти
отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле, только как совокупность
финансовых учреждений государства, что неточно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|