До
1991г. бюджет Республики Беларусь был частью бюджета СССР. Но так как первый
самостоятельный бюджет на 1991г. был составлен до признания суверенитета
республики, то предполагалось отношение с союзным бюджетом (22% налога на
прибыль, 30% налога с продаж). Особенностями первого бюджета стало то, что
главное назначение бюджета – обеспечение функций государства РБ; в казну РБ
начали зачисляться налог с оборота и подоходной налог с населения; появился
чрезвычайный налог, налог на импорт, экспорт; также в бюджет стали поступать
средства от выкупа акционерами государственной собственности и часть ресурсов
фонда государственного страхования [22, с. 69].
Изменения
в экономических и социальных процессах, вызванные политической и экономической
самостоятельностью республики, реформами трансформационного периода, выразились
в специфике доходной и расходной частей бюджета 1992 г.
Начиная
с этого времени формирование доходной части бюджета, стало осуществляться на
основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 1
января 1992 г., которое предусматривало гарантии независимости республики как суверенного
государства в формировании собственных доходов и защиту ее экономических
интересов. Переход к рыночным отношениям диктовал необходимость замены прямого
налогообложения косвенным.
В настоящее время в составе бюджета аккумулируются средства всех государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, которые формируют значительную часть его доходов. Данные свидетельствуют, об усилении процессов централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, в связи с включением в него доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов [22, с. 70].
Государственный
бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной
и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на
финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше
из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных
экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой
экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов
отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на
какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Доходная
часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной
экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%).
Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными
поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов,
возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается
множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в
условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию
систематического пополнения государственной казны.
Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и другие [23, с. 97].
В
таблице 2.1 представлен консолидированный бюджет Республики Беларусь за период
с 2006 -2008года (в сопоставимой структуре), млрд. рублей, в которой видна
динамика, как доходов, так и расходов
Таблица 2.1 –
Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в сопоставимой структуре), млрд.
рублей
|
9 месяцев
2006
года
|
9 месяцев
2007 года
|
9 месяцев
2008 года
|
Отклонение,
(+,-)
|
Темп прироста, (%)
|
|
|
|
|
2007 от 2006
|
2008 от 2007
|
2007 к 2006
|
2008 к 2007
|
1. ДОХОДЫ - всего
|
27 289,5
|
34 254,4
|
47 986,0
|
6964,9
|
13731,6
|
25,5
|
40,0
|
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:
|
19 345,7
|
24 116,7
|
34 181,4
|
4771
|
10064,7
|
24,6
|
41,7
|
Подоходный налог
|
1 744,4
|
2 119,2
|
2 820,2
|
374,8
|
701
|
21,4
|
33
|
Налог на прибыль
|
2 322,9
|
2 710,0
|
573,8
|
387,1
|
-2137
|
16,6
|
-78,8
|
Налоги на собственность
|
923,2
|
1 109,7
|
1 489,8
|
186,5
|
380,1
|
12,2
|
34,2
|
НДС
|
5 184,7
|
6 125,7
|
8 523,7
|
941
|
2398
|
18,1
|
39,1
|
Акцизы
|
2 049,0
|
2 182,1
|
2 948,0
|
133,1
|
765,9
|
6,4
|
35,1
|
Налоговые доходы от внешнеэкономической
деятельности
|
1 473,9
|
4 297,8
|
7 436,0
|
2823,9
|
3165,2
|
191,5
|
73,6
|
1.2 Взносы на государственное
социальное страхование
|
6 771,0
|
8 156,3
|
10 407,7
|
1385,3
|
2251,4
|
20,4
|
27,6
|
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
|
1 172,7
|
1 981,3
|
3 396,9
|
808,6
|
1415,6
|
68,9
|
71,4
|
2. РАСХОДЫ (функциональная
классификация)
|
25 682,9
|
31 526,0
|
43 042,6
|
5843,1
|
11516,6
|
22,7
|
36,5
|
2.1 Общегосударст-венные расходы
|
3 123,2
|
4 240,6
|
5 809,6
|
1117,1
|
1569
|
35,7
|
36,9
|
2.2 Национальная оборона
|
643,0
|
765,1
|
935,5
|
122,1
|
170,4
|
18,9
|
22,2
|
2.3 Правоохрани-тельная деятельность и
обеспечение безопасности
|
1 199,2
|
1 444,1
|
1 654,0
|
244,9
|
209,9
|
20,4
|
14,5
|
2.4 Национальная экономика
|
5 193,8
|
6 714,2
|
11 471,3
|
1520,4
|
4757,1
|
29,2
|
70,8
|
2.5 Охрана окружающей среды
|
209,0
|
289,4
|
343,2
|
80,4
|
53,8
|
38,4
|
18,5
|
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и
жилищное строительство
|
1 135,7
|
1 424,2
|
2 162,0
|
288,5
|
737,8
|
25,4
|
51,8
|
2.7 Здравоохранение
|
2 549,1
|
2 980,1
|
3 551,2
|
431,0
|
571,1
|
16,9
|
191
|
2.8 Физическая культура, спорт,
культура и средства массовой информации
|
634,1
|
748,9
|
975,8
|
105,8
|
226,9
|
18,1
|
30,2
|
2.9 Образование
|
3 432,3
|
3 836,0
|
4 674,3
|
403,7
|
838,3
|
12,8
|
21,8
|
2.10 Социальная политика
|
7 563,4
|
9 083,6
|
11 465,7
|
1520,2
|
2382,1
|
20,1
|
26,2
|
РАСХОДЫ (экономическая классификация)
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:
|
21 127,0
|
25 681,7
|
34 443,8
|
4554,7
|
8762,1
|
21,5
|
34,1
|
Заработная плата
|
4 832,7
|
5 507,7
|
6 217,8
|
675
|
710,1
|
13,9
|
12,9
|
Начисления на заработную плату
|
1 333,8
|
1 505,2
|
1 695,7
|
171,4
|
190,5
|
12,8
|
12,6
|
Выплата процентов
|
219,2
|
293,8
|
415,5
|
74,6
|
121,7
|
34,0
|
41,4
|
Субсидии и текущие трансферты
|
10 883,5
|
13 746,5
|
20 163,3
|
2863
|
6416,8
|
26,3
|
46,7
|
Капитальные расходы
|
4 509,7
|
5 403,3
|
8 053,9
|
893,6
|
2650,6
|
19,8
|
49,05
|
Предоставление кредитов, ссуд, займов
за вычетом погашения
|
46,2
|
441,0
|
544,9
|
394,8
|
113,9
|
854,5
|
25,8
|
3. Дефицит (профицит)
|
1 607
|
2 728
|
4 943
|
1121
|
2215
|
69,7
|
81,2
|
Финансирование
|
-1 607
|
-2 728
|
-4 943
|
|
|
|
|
Внутреннее финансирование
|
-1 530
|
-2 617,4
|
-4 813
|
|
|
|
|
Внешнее финансирование
|
-76
|
-110,8
|
-130
|
|
|
|
|
Справочно:
|
|
|
|
|
|
|
|
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
Доходы
|
6 838,6
|
8 276,1
|
10 558,3
|
1437,5
|
2282,2
|
21,0
|
27,5
|
в т.ч. трансферты республиканского
бюджета
|
115,4
|
12,2
|
0,0
|
|
|
|
|
Расходы
|
6 005,2
|
7 302,6
|
9 232,7
|
1297,4
|
1930,1
|
21,6
|
26,4
|
Сальдо
|
833,3
|
973,5
|
1 325,7
|
140,2
|
352,2
|
16,8
|
36,1
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|