Расходы
консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2006 года
профинансированы в сумме 25 682,9 млрд. рублей (таблица 2.1). Значительный
реальный прирост наблюдался по расходам на национальную экономику – 20,2%;
физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 24,7%;
социальную политику – 15,1% при менее существенном росте общегосударственных
расходов – на 7,9%. Это обусловило основные отклонения в функциональной
структуре расходов консолидированного бюджета. Основная часть
расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилась на
расходы по подразделам: "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная
деятельность" – 43,5% всех расходов на национальную экономику,
"Дорожное хозяйство" – 22%, "Промышленность, энергетика,
строительство и архитектура" – 19,1%. Расходы социального характера по
разделам: "Социальная политика", "Образование",
"Здравоохранение", "Физическая культура, спорт, культура и
средства массовой информации" составили 53,3% всех расходов
консолидированного бюджета [10, с. 13].
Расходы
консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2006 году сложились на 51,5% из
расходов республиканского бюджета и 48,5% - расходов местных бюджетов.
Расходы
консолидированного бюджета в январе-сентябре 2007 года
профинансированы в сумме 31 526,1 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда
социальной защиты населения – 7 242,3 млрд. рублей (таблица 2.1). Расходы
бюджета в 2006 году были ориентированы на выполнение параметров Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и,
прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы.
Удельный вес расходов республиканского бюджета к объему ВВП составил 37,4
процента и увеличился на 2,8 процентных пункта по сравнению с 2006 годом.
Исполнение расходов республиканского бюджета в 2007 году обеспечено с учетом
установленных Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на
2007 год» приоритетов бюджетно-финансовой политики государства – повышение
благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительства
жилья, а также финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий
катастрофы на ЧАЭС [10, с. 12].
Фактически
превышение доходов республиканского бюджета над расходами за 2007 год составило
1606 649,6 тыс. рублей, или 0,3 процента к ВВП, при запланированном дефиците
1,5 процента. Кредиторская задолженность по средствам
консолидированного бюджета составила 368,6 млрд. рублей (в январе-сентябре 2006
года – 308,8 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим
годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,08% на
1.10.2006 г. до 1,07% на 1.10.2007 г. В 2007 году выполнены
обязательства государства по погашению внутреннего и внешнего государственного
долга
[10, с. 13].
В
январе-сентябре 2007 при реальном росте всех расходов консолидированного
бюджета на 14,1% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года в разрезе
функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в
динамике финансирования. Наиболее значительно возросли общегосударственные
расходы – на 35,7%, расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на
29,2%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 25,4%.
В
январе-сентябре 2007 года по сравнению с январем-сентябрем 2006 года на 1,3
процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на
поддержку национальной экономики; на 1,1 процентных пункта – доля
общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим
разделам функциональной классификации (рисунок 2.1).
Рисунок
2.1 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах
2006 и 2007 гг.
Более
90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилось
на расходы по четырем подразделам: "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная
деятельность" – 48,7% всех расходов на национальную экономику,
"Дорожное хозяйство" – 23,2%, "Промышленность, энергетика,
строительство и архитектура" – 13,2% и "Транспорт" – 8,3%.
Расходы
социального характера по разделам: "Социальная политика",
"Образование", "Здравоохранение", "Физическая
культура, спорт, культура и средства массовой информации" составили 52,8%
всех расходов консолидированного бюджета. В январе-сентябре 2006 года доля этих
расходов составляла 55,2%.
В
расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2007 года в разрезе
экономической классификации преобладали текущие расходы – 81,5%, в том числе на
заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 22,2%, субсидии и
текущие трансферты – 43,6%. Доля капитальных расходов составила 17,1%.
Расходы
консолидированного бюджета этого же периода 2008 года
профинансированы в сумме 43 042,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда
социальной защиты населения – 9 232,7 млрд. рублей (смотреть таблицу 2.1). При
этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета на
1.10.2008 г. составила 283,5 млрд. рублей (на 1.10.2007 г. – 368,6 млрд.
рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам
консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,13% на 1.10.2007 г. до
0,6% на 1.10.2008 г.
В
январе-сентябре 2008 года консолидированный бюджет исполнен с профицитом в
размере 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3% к ВВП (за январь-сентябрь 2007 года
профицит составлял 3,9% к ВВП) [11, с. 14].
В
январе-сентябре 2008 при реальном росте всех расходов консолидированного
бюджета на 18,8% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в разрезе
функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в
динамике финансирования.
Наиболее
значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в
1,5 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 32,1%. Расходы на
правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 0,3%.
Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван
необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых
энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на
внутреннем и внешнем рынках [5, с. 12].
В
январе-сентябре 2008 года по сравнению с январем-сентябрем 2007 года на 5,4
процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на
поддержку национальной экономики; на 0,5 процентных пункта – доля расходов на
жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим
разделам функциональной классификации (рисунок 2.2).
Рисунок
2.2 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах
2007 и 2008 гг.
Расходы
по разделу "Образование" составили 10,9% всех расходов
консолидированного бюджета, "Здравоохранение" – 8,3%,
"Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации"
– 2,3%.
В
расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008 года в разрезе
экономической классификации преобладали текущие расходы – 80%, в том числе на
заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, субсидии и
текущие трансферты – 46,8%, обслуживание государственного долга – 1%. Доля
капитальных расходов составила 18,7%. На финансирование капитальных вложений в
основные фонды приходилось 15,7% всех бюджетных расходов.
Средства
консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования
инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в финансировании инвестиций
в январе-сентябре 2008 составила 25,3% всех инвестиций в основной капитал
вместо 24,1% в январе-сентябре 2007 года. Опережающими темпами финансировалось
жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев
2008 года возрос в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом 2007 года и составил
190,7 тыс. квадратных метров, или 4,8% от общей площади, введенного в
эксплуатацию жилья [10, с. 16].
Наибольший
удельный вес в расходах республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) занимали
расходы по разделам «Социальная политика» - 32,6%, «Общегосударственные
расходы» - 22,3%.
В
январе-сентябре 2008 года доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН)
превысили расходы на 4943,4 млрд. рублей, или 2,3% ВВП. С учетом ФСЗН профицит
республиканского бюджета составил 4943,0 млрд. рублей, или 3,7% ВВП (таблица
2.2).
Превышение доходов над расходами по республиканскому бюджету сложилось за счет
опережающего поступления доходов, включая доходы Фонда социальной защиты
населения и отдельных целевых бюджетных фондов, и отложенных на IV квартал 2008
года расходов. В целом за январь-сентябрь 2008
года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета.
Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной
защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с
учетом доходов, формирующих эти фонды. Обеспечено опережающее финансирование
расходов республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной науки, относительно поступивших доходов, в
сумме около 55 млрд. рублей.
Доходы
республиканского бюджета в 2009 году запланированы в размере 54,86 трлн
белорусских рублей (на 17,3% больше ожидаемого исполнения в 2008
году), расходы - 57,66 трлн белорусских рублей (на 25,1% больше),
дефицит - 2,8 трлн белорусских рублей (в 4 раза больше), или 1,81%
ВВП.
На финансирование
дефицита планируется привлечь 2,44 трлн. белорусских рублей из внутренних
источников и $290 млн (616 млрд. белорусских рублей) за счет внешних
ресурсов. Доходы консолидированного бюджета в 2009 году должны составить
72,66 трлн белорусских рублей., или 46,9% ВВП против ожидаемых 51,5% ВВП
в 2008 году (по плану 45,7% ВВП). Расходы - 75,46 трлн.
белорусских рублей, или 48,7% ВВП против 48,5% ВВП в 2008 году
(по плану 47,7% ВВП).
Бюджет
на 2009 год сформирован исходя из ожидаемого Минфином роста ВВП
в 2009 году на 10% (155 трлн. белорусских рублей), прогноза
по инфляции 9-11% и цен на газ в пределах $140 за 1
тыс.куб.м. Основными источниками доходов республиканского бюджета в 2009 году
являются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности,
налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, подоходный налог с
физических лиц, акцизы [43, с. 26]
В
Беларуси уже началась работа над проектом государственного бюджета на 2010
год. Он
будет разрабатываться исходя из показателей
социально-экономического развития, которые будут запланированы на 2010
год. Говоря об особенностях бюджета 2010 года можно отметить планируемое
снижение налоговой нагрузки на экономику на 1,3% к ВВП.
Для
смягчения негативных последствий мирового финансового кризиса используются,
в том числе и налоговые стимулы. Проводимое реформирование налоговой
системы в последние годы было направлено на снижение налоговой
нагрузки на предприятия реального сектора экономики, либерализацию
экономической системы и повышение ее инвестиционной привлекательности.
Анализируя
структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что на
протяжении длительного времени продолжает снижаться удельный вес прямых налогов
(налог на прибыль и доходы предприятий, и подоходный налог) в общей величине
государственных доходов.
Доля
косвенных же налогов в доходах государственного бюджета увеличивается.
Таким
образом, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой
финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления
осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности.
Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо
найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования,
методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение
производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение
поступлений в бюджет.
Доходы
бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с
предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного
фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные
виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а
их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в
бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом
распределения стоимости общественного продукта между различными участниками
воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения
сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется
для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого
назначения.
Приоритетными
направлениями бюджетных расходов являются здравоохранение, охрана окружающей
среды, жилищные и коммунальные услуги, социальная политика, преодоление
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Экономическая
группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает
выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др.
Существующая
практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к
государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает
возможности для неэффективного использования бюджетных ассигнований. Необходима
коренная перестройка бюджетных отношений, прежде всего в материальном
производстве, где бюджетное финансирование следует практически полностью заменить
системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления
средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор
более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе
сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов. Замена бюджетного
финансирования субсидиями, субвенциями, а также бюджетными займами позволит
реально перейти к использованию в практике бюджетной работы таких показателей,
как финансоемкость и финансоотдача, от которых, безусловно, зависят последующие
доходы бюджета.
3. РОЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
Государственный
бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов
государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на
экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных
секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям
населения.
Наряду с ярко выраженной социальной направленностью бюджет Беларуси
принимает активное участие в реализации экономического курса государства
Оценивая в целом результаты исполнения бюджетов всех
уровней в 2007, 2008 году, а также состояние государственных финансов и уровень
экономической безопасности страны, можно с уверенностью сказать, что
налогово-бюджетная политика, которая реализовывалась в Беларуси в минувшие годы,
оправдала себя.
В 2007 году было обеспечено
своевременное финансирование расходов, проведена кропотливая работа по
привлечению внутренних и внешних займов, многое сделано в вопросах
совершенствования методологии финансов, перестройки механизмов исполнения
бюджета. Реализованы меры по упрощению системы налогообложения и снижению
налоговой нагрузки, что позволило предприятиям и организациям страны в 2007
году оставить в своем распоряжении финансовые средства в объеме около 800 млрд.
рублей. Кроме того, субъектам хозяйствования реального сектора экономики
оказывалась прямая бюджетная поддержка, что в комплексе с другими мерами
способствовало экономическому развитию республики [26, с. 24].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|