рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовй контроль

p> Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции Директор, который назначается на должность и освобождается Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства.

Для выполнения поставленных перед налоговой полицией задач на нее возлагаются соответствующие обязанности и предоставляются соответствующие права:

- проведение в соответствии с законодательством оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принятие мер по возмещению нанесенного государству ущерба;

- пользование при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

- в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции выносить в качестве предупредительной меры письменных предостережений руководителям, главным бухгалтерам и иным должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, представления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;

- наложение административного ареста на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты;

- осуществление при наличии достаточных оснований внедрения своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно;

- право выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждения в размере до 10 % от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет и иные полномочия.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 10 февраля 1992г. "О государственном страховом надзоре РФ" была организована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)[24].

Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР "О страховании" от 27 ноября 1992г., затем в Федеральном законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации"[25]. Ё 1996г.
Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций [26].

Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.
Устанавливаются правила формирования размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо. Обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит
Центральному банку России (ЦБР). Как орган, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. Центральный Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций. С этой целью создано специальное подразделение —
Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение кредитными организациями банковского законодательства и установленных Центральный Банк
России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении кредитными организациями неполной или недостоверной информации Центральный Банк России в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований Центральный Банк России по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до шести месяцев и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.

На - Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

К другим государственным финансовым организациям относятся государственные внебюджетные фонды, понимаемые в данном случае как система органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов, а также осуществляющих соответствующий финансовый контроль. К ним, в частности, относятся
Пенсионный фонд Российской Федерации[27], Фонд социального страхования[28],
Фонд обязательного медицинского страхования[29].

Государственный внутренний финансовый контроль в министерствах и ведомствах осуществляется руководителями соответствующих структур и специально созданными в них контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства или ведомства. В МВД Российской Федерации, например финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД, ГУВД 'и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД
России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно- ревизионной работой в системе МВД России осуществляет Контрольно- ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России)[30].

Контрольно-ревизионный аппарат создан в качестве самостоятельного подразделения МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД[31]. Контрольно- ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений Министерства, содержащихся за счет средств федерального бюджета, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно- следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать установленного, его продление допускается только с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основными задачами внутреннего финансового контроля являются: выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Для современного этапа развития нашей государственности характерны и интеграционные процессы между государствами. Так, Российская Федерация и
Республика Беларусь в соответствии с Договором создают Союзное государство, которое знаменует новый этап в их становлении и формировании на этой основе правового государства[32]. В Договоре закреплены различные цели государства, к которым, в частности, относится создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития. Договором предусмотрено создание системы межгосударственных органов, в том числе осуществляющих государственный контроль. К ним относится, в первую очередь, Счетная палата. Она призвана: I) осуществлять контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку счетов о доходах и расходах всех органов Союзного государства; 2) устанавливать законность полученных доходов и произведенных расходов, а также рациональность управления финансами; 3) контролировать эффективность использования имущества Союзного государства[33].

По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету
Министров и Парламенту Союзного государства ежегодный отчет. Органы
Союзного государства, национальные аудиторские организации либо компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения возложенных на нее функций. Счетная палата может, действуя по собственной инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам.

В целях реализации данного Договора разработана Программа действий двух стран, включающая в том числе, унификацию налогового законодательства, введение единой денежной единицы, формирование и исполнение бюджета
Союзного государства, формирование общего рынка ценных бумаг и создание учреждений по эмиссии ценных бумаг, регулированию фондового рынка и ряд других мероприятий[34].

Действенность проводимого финансового контроля во многом определяется эффективностью взаимодействия различных контрольных органов, что является важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушениями в сфере финансов.

Глава II. Методы осуществления финансового контроля


2.1. Понятие и система методов финансового контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Под методами финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления.
Применение конкретного метода финансового контроля зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, от объекта и целей контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений. Проведение методов финансового контроля, как правило, всегда планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Систему методов финансового контроля составляют: ревизия, проверка, анализ финансово- хозяйственной деятельности. Каждый из этих методов подразделяются на более частные способы позволяющие решать промежуточные, относительно мелкие задачи.

Ревизия — это наиболее действенный метод последующего контроля. Ее основная цель — изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.

Ревизия отличается от других методов контроля определенной периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к внешнему контролю.

Тематическая проверка (обследование), в отличие от ревизии, проводится по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и финансовой деятельности. При этом используют различные приемы фактического и документального контроля, необязательно прибегая к проверке первичных документов и учетных записей с точки зрения их законности и достоверности.

Тематические проверки (обследования) так же, как и ревизии, являются формой не только внешнего (внутриведомственного и межведомственного), но и внутрихозяйственного контроля. Они проводятся нерегулярно и оформляются, как правило, справками или докладными записками.

Счетная проверка отчетности подразумевает контроль достоверности бухгалтерских отчетов и балансов. Это одна из последующего контроля, осуществляемого планомерно (как правило, один раз в год) финансовыми органами, контролирующими расчеты предприятий и производственных объединений по платежам из прибыли. Достоверность отчетных данных проверяется, кроме того, статистическими и банковскими органами, работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов при приемке отчетности, ревизиях, тематических проверках и анализе финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий.

Роль счетных проверок как одной из форм внутрихозяйственного контроля возрастает на современном этапе, когда все большее развитие получают крупные хозяйственные комплексы — производственные объединения. При этом исключительно важен контроль достоверности исходной учетной информации производственных единиц и других низовых подразделений, на основе, которой впоследствии формируются сводные отчетные показатели по объединению в целом. Основными вопросами для счетных проверок являются: достоверность отчетных данных о выполнении планов производства и реализации продукции, прибыли, производительности труда, рентабельности; уровень затрат на производство и себестоимость продукции и др.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово – бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия- клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

2.2. Ревизия как основной метод финансового контроля.

Ревизия — это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период.

При ревизии проверяют все операции экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов — от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Это дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей, тем более, не пройти мимо значительных операций, которые могут скрывать нарушения.

Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике финансового контроля за расходованием государственных средств, прежде всего, бюджетных, проводилась систематически и внезапно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.