p> Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции Директор, который
назначается на должность и освобождается Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства. Для выполнения поставленных перед налоговой полицией задач на нее
возлагаются соответствующие обязанности и предоставляются соответствующие
права: - проведение в соответствии с законодательством оперативно-розыскных
мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления и
пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших
указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принятие
мер по возмещению нанесенного государству ущерба; - пользование при исполнении служебных обязанностей правами,
предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и
агентам валютного контроля; - в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции
выносить в качестве предупредительной меры письменных предостережений
руководителям, главным бухгалтерам и иным должностным лицам банков и других
организаций независимо от организационно - правовых форм и форм
собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями
устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты
налогов и других обязательных платежей, представления отчетной и иной
документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в
соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления
бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика,
контролировать выполнение этих требований; - наложение административного ареста на имущество юридических и
физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном
порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате
налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов,
сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты; - осуществление при наличии достаточных оснований внедрения своих
оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности, когда получение иными способами
необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения
доходов (прибыли) невозможно; - право выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом
преступлении или нарушении, вознаграждения в размере до 10 % от сокрытых
сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в
соответствующий бюджет и иные полномочия. Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в
соответствии с Указом Президента РФ от 10 февраля 1992г. "О государственном
страховом надзоре РФ" была организована Федеральная служба России по
надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)[24]. Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР "О
страховании" от 27 ноября 1992г., затем в Федеральном законе "Об
организации страхового дела в Российской Федерации"[25]. Ё 1996г.
Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства
финансов РФ с сохранением основных задач и функций [26]. Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо
лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового
рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за
соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.
Устанавливаются правила формирования размещения страховых резервов,
методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой
фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по
страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В
случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных
документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие
лицензий страховых фирм либо. Обратиться в арбитражный суд с иском об их
ликвидации. Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит
Центральному банку России (ЦБР). Как орган, наделенный властными
полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в
стране. Центральный Банк России осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций. С этой целью создано специальное подразделение —
Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение кредитными
организациями банковского законодательства и установленных Центральный Банк
России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов
нарушений или предоставлении кредитными организациями неполной или
недостоверной информации Центральный Банк России в зависимости от вида
нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в
размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала;
выполнение требований Центральный Банк России по финансовому оздоровлению;
реорганизация; замена руководства банка; применение более жестких
нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов
на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок
до шести месяцев и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация
банка. На - Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за
соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении
товаров через таможенную границу Российской Федерации. К другим государственным финансовым организациям относятся
государственные внебюджетные фонды, понимаемые в данном случае как система
органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и
использованию целевых финансовых ресурсов, а также осуществляющих
соответствующий финансовый контроль. К ним, в частности, относятся
Пенсионный фонд Российской Федерации[27], Фонд социального страхования[28],
Фонд обязательного медицинского страхования[29]. Государственный внутренний финансовый контроль в министерствах и
ведомствах осуществляется руководителями соответствующих структур и
специально созданными в них контрольно-ревизионными подразделениями,
которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства
или ведомства. В МВД Российской Федерации, например финансовый контроль,
осуществляется руководителями МВД России, МВД, ГУВД 'и других подразделений
непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД
России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-
ревизионной работой в системе МВД России осуществляет Контрольно-
ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России)[30]. Контрольно-ревизионный аппарат создан в качестве самостоятельного
подразделения МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД
краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и
подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД[31]. Контрольно-
ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии
финансово-хозяйственной деятельности подразделений Министерства,
содержащихся за счет средств федерального бюджета, не реже одного раза в
два года. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по
отношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно-
следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя
или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать
установленного, его продление допускается только с разрешения руководителя,
назначившего ревизию. Основными задачами внутреннего финансового контроля являются:
выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных
ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др. Для современного этапа развития нашей государственности характерны и
интеграционные процессы между государствами. Так, Российская Федерация и
Республика Беларусь в соответствии с Договором создают Союзное государство,
которое знаменует новый этап в их становлении и формировании на этой основе
правового государства[32]. В Договоре закреплены различные цели
государства, к которым, в частности, относится создание единого
экономического пространства для обеспечения социально-экономического
развития. Договором предусмотрено создание системы межгосударственных
органов, в том числе осуществляющих государственный контроль. К ним
относится, в первую очередь, Счетная палата. Она призвана: I) осуществлять
контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного
государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку счетов о
доходах и расходах всех органов Союзного государства; 2) устанавливать
законность полученных доходов и произведенных расходов, а также
рациональность управления финансами; 3) контролировать эффективность
использования имущества Союзного государства[33]. По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету
Министров и Парламенту Союзного государства ежегодный отчет. Органы
Союзного государства, национальные аудиторские организации либо
компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее
запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения
возложенных на нее функций. Счетная палата может, действуя по собственной
инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в
рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам. В целях реализации данного Договора разработана Программа действий
двух стран, включающая в том числе, унификацию налогового законодательства,
введение единой денежной единицы, формирование и исполнение бюджета
Союзного государства, формирование общего рынка ценных бумаг и создание
учреждений по эмиссии ценных бумаг, регулированию фондового рынка и ряд
других мероприятий[34]. Действенность проводимого финансового контроля во многом определяется
эффективностью взаимодействия различных контрольных органов, что является
важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушениями в сфере
финансов. Глава II. Методы осуществления финансового контроля
2.1. Понятие и система методов финансового контроля.
Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Под методами
финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления.
Применение конкретного метода финансового контроля зависит от ряда
факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов,
осуществляющих финансовый контроль, от объекта и целей контроля, оснований
возникновения контрольных правоотношений. Проведение методов финансового
контроля, как правило, всегда планируется. Однако они могут осуществляться
и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Систему методов
финансового контроля составляют: ревизия, проверка, анализ финансово-
хозяйственной деятельности. Каждый из этих методов подразделяются на более
частные способы позволяющие решать промежуточные, относительно мелкие
задачи. Ревизия — это наиболее действенный метод последующего
контроля. Ее основная цель — изучить специальными приемами документального
и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной
деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и
финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и
предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и
финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных
резервов. Ревизия отличается от других методов контроля определенной
периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии
оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств
в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к
внешнему контролю. Тематическая проверка (обследование), в отличие от ревизии, проводится
по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем
ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и
финансовой деятельности. При этом используют различные приемы фактического
и документального контроля, необязательно прибегая к проверке первичных
документов и учетных записей с точки зрения их законности и достоверности. Тематические проверки (обследования) так же, как и ревизии, являются
формой не только внешнего (внутриведомственного и межведомственного), но и
внутрихозяйственного контроля. Они проводятся нерегулярно и оформляются,
как правило, справками или докладными записками. Счетная проверка отчетности подразумевает контроль достоверности
бухгалтерских отчетов и балансов. Это одна из последующего контроля,
осуществляемого планомерно (как правило, один раз в год) финансовыми
органами, контролирующими расчеты предприятий и производственных
объединений по платежам из прибыли. Достоверность отчетных данных
проверяется, кроме того, статистическими и банковскими органами,
работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата
вышестоящих органов при приемке отчетности, ревизиях, тематических
проверках и анализе финансово-хозяйственной деятельности подведомственных
предприятий. Роль счетных проверок как одной из форм внутрихозяйственного контроля
возрастает на современном этапе, когда все большее развитие получают
крупные хозяйственные комплексы — производственные объединения. При этом
исключительно важен контроль достоверности исходной учетной информации
производственных единиц и других низовых подразделений, на основе, которой
впоследствии формируются сводные отчетные показатели по объединению в
целом. Основными вопросами для счетных проверок являются: достоверность
отчетных данных о выполнении планов производства и реализации продукции,
прибыли, производительности труда, рентабельности; уровень затрат на
производство и себестоимость продукции и др. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр
финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта
для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. Надзор производится контролирующими органами за экономическими
субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой
деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и
нормативов. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля
предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово –
бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой
деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным
капиталом и эффективности его использования. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием
предприятия- клиента; неэффективное использование полученной ссуды и
снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий
кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды. 2.2. Ревизия как основной метод финансового контроля. Ревизия — это сплошная документальная и фактическая проверка всех
финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за
определенный период. При ревизии проверяют все операции экономического субъекта с
использованием всех необходимых для этого приемов и способов — от сверки
имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с
которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Это
дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей,
тем более, не пройти мимо значительных операций, которые могут скрывать
нарушения. Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике
финансового контроля за расходованием государственных средств, прежде
всего, бюджетных, проводилась систематически и внезапно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|