Средний
абсолютный прирост по данным таблицы 2.8. равен:
∆у =
(149,3 + 1182,2) / 2 = 665,75.
Прогноз
прибыли ведется по уравнению:
yt
(ср) = 1173,4 + 665,75 * t.
Средний темп
роста рассчитывается по уравнению:
К(ср)
= 1/2 * 3,021 = 1,5105.
Прогноз
прибыли:
yt
(ср) = 1173,4 * (1,5105) в степени t.
Используя полученные
данные, рассчитаем прогнозные значения прибыли на 2002 год.
Так, на базе
среднего абсолютного прироста прогноз прибыли составит 3836,36 млн. руб.
(1173,4 + 665,74 * 4), а исходя из среднего темпа роста - 6108,42 млн. руб. (1173,4
* (1,5105) в степени 4).
По методу
скользящего среднего можно спрогнозировать показатели рентабельности ОАО
"Белкард". Данные отразим в таблице 5.
Таблица 5.
Прогноз
показателей рентабельности на 2004 год с помощью скользящего среднего по ОАО
"Белкард"
Показатель
|
2002год,
%
|
2003 год,
%
|
Прогноз на 2004 год
|
Рентабельность
продаж (Rп)
|
9,78
|
8,33
|
9,06
|
Рентабельность
производственной деятельности (окупаемость затрат) (RЗ)
|
10,84
|
9,09
|
9,97
|
Рентабельность
всего капитала предприятия (Rк)
|
2,32
|
3,78
|
3,05
|
Рентабельность
внеоборотных активов (RF)
|
2,7
|
4,89
|
3,79
|
Рентабельность
собственного капитала (Rск)
|
2,67
|
4,81
|
3,74
|
Метод
скользящего среднего достаточно прост для создания более точного прогноза,
поэтому, могут быть использованы и другие методы прогнозирования прибыли и
показателей рентабельности.
Таким
образом, прогнозирование прибыли и показателей рентабельности на предприятии
как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации
производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.
В условиях рыночных
отношений прибыль является важнейшим экономическим показателем хозяйственной
деятельности предприятия. Как экономическая категория она в обобщенном виде
отражает результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и
овеществленного труда. Законом "О предприятиях в Республике Беларусь"
определено, что "главной задачей предприятия является хозяйственная
деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и
экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника
имущества предприятия".
Прибыль является составным
элементом рыночных отношений, занимающим видное место в создании рынка средств
производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она призвана сыграть
важную роль в ликвидации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства,
преодолении кризисных явлений. Являясь главной движущей силой рыночной
экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала
предприятия.
Прибыль - это денежное
выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой
формы собственности. Прибыль является показателем, который наиболее полно
отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции,
состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль
оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета,
интенсификацию производства при любой форме собственности.
За счет прибыли
осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и
социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их
работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных
потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании
бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Многоаспектное значение
прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного
хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы
собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и
независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять
прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных
платежей и отчислений.
Поэтому одной из основных
задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми
менеджерами современными методами эффективного управления формированием,
распределением и использованием прибыли предприятия. Существенно растет и
ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается
роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на
рынке товаров и услуг.
В таких условиях для
управления прибылью необходимо проводить анализ финансовых результатов
деятельности каждого предприятия, который позволяет получить наибольшее число
ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную
картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в
структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Вот почему
практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы
финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Рост
прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного
воспроизводства, решения социальных и материальных проблем предприятия. За счет
прибыли выполняются обязательства перед бюджетом, банками и другими
предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся
важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий.
Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Краткая
экономическая характеристика ОАО "Белкард" представлена в таблице 6.
Таблица 6.
Экономическая
характеристика ОАО "Белкард" (млн. руб.)
№
п/п
|
Показатели
|
2003г.
|
2004г.
|
Отклонения
|
1.
|
Выручка
от реализации продукции
|
23868
|
30062
|
6194
|
2.
|
Рентабельность
производства
|
10,84
|
9,09
|
-
|
3.
|
Прибыль
|
1047,7
|
2541,5
|
1493,8
|
4.
|
Общая
валюта баланса
|
29275,8
|
42211,4
|
12935,6
|
5.
|
Оборотные
средства
|
4056,7
|
9595,9
|
5539,2
|
6.
|
Внеоборотные
активы
|
25219,1
|
32615,6
|
7396,5
|
3.2 Прогнозирование
выручки от реализации и контроль за ее поступлением
Основной
источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции.
Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. Показатель
выручки от реализации продукции – один из важнейших показателей деятельности
хозяйствующих субъектов. Данный показатель создает заинтересованность трудовых
коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции,
сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков
нереализованной продукции). Это означает, что производиться должны такие
изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются
большим спросом. Поэтому необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и
возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов
реализации.
Выручка от
реализации на промышленном предприятии может поступать в отчетном периоде в
виде оплаты:
4) за продукцию, отгруженную
в прошлом периоде;
5) за отгруженную продукцию
в отчетном периоде, произведенную в прошлом отчетном периоде;
6) за продукцию,
произведенную и отгруженную в данном отчетном периоде.
Из этого
вытекает необходимость анализа следующих показателей:
-
уровня
погашения дебиторской задолженности;
-
запасов
готовой продукции на складах предприятия;
-
объема
производства продукции;
-
объема
заказов на выпускаемую продукцию в соответствии с заключенными договорами и его
соответствие производственной мощности предприятия и запасам готовой продукции
на складах.
Изучение
рынка сбыта является одним из главных направлений маркетингового анализа,
заключается в систематическом выявлении всех обстоятельств, связанных с
реальными и потенциальными партнерами предприятия и нацелен на получение
исчерпывающей информации обо всех элементах рынка, в центре внимания которой,
как правило, находятся потребители. В особых случаях повышенное внимание может
быть обращено и на другие элементы рынка – поставщиков, торговцев, посредников.
Признание товаров необходимыми, а также готовность покупателей уплатить за
товары определенную цену – это главный мотив для предприятия при производстве
продукции, товаров, работ, услуг.
При
прогнозировании выручки от реализации товаров пользуются
экономико-статистическим методом, основанном на сопоставлении данных о приросте
выручки за ряд лет, предшествующих прогнозному году. Суть метода заключается в
определении среднегодового изменения прироста выручки от реализации товаров. Для
того, чтобы обеспечить увеличение объема реализации и прибыли, обычно требуется
рост активов предприятия. Даже если оно не нуждается в росте основных средств,
то всегда требуется прирост оборотных активов, что еще сильнее проявляется в
инфляционной экономике.
Таблица 7
Структура выручки от реализации на ОАО " Белкард"
Наименование счета
|
Выручка (без НДС)
Млн.руб.
|
Удельный вес в общей сумме поступившей выручки, %
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
Реализация ГП
|
47933,4
|
59021,8
|
98,42
|
98,41
|
Реализация ТМЦ
|
391,3
|
544,9
|
0,80
|
0,91
|
Платн.
Услуги насел.
|
45,3
|
60,7
|
0,09
|
0,1
|
Услуги
котельной
|
100,6
|
44,0
|
0,21
|
0,07
|
Проч.
Реализация
|
193,6
|
258,8
|
0,40
|
0,43
|
Транспортные
услуги
|
37,8
|
41,2
|
0,07
|
0,07
|
Аренда
|
2,9
|
3,4
|
0,01
|
0,01
|
Итого:
|
48704,9
|
59974,8
|
100
|
100
|
Из
таблицы видно, что основную долю в выручке предприятия ОАО "Белкард"
составляет выручка от реализации готовой продукции. По сравнению с выручкой
2002 г. в 2003 г. выручка от реализации готовой продукции увеличилась на 11
088,4 млн. руб. Хотя удельный вес в общей сумме поступившей выручки практически
не изменился. Сравнивая удельный вес остальных показателей выручки, входящих в
состав общей суммы поступившей выручки, можно заметить, что показатели
изменились незначительно.
Анализируя
приведенные данные, можно предположить, что увеличение объема выручки произошло
вследствие негативного влияния ценового фактора (инфляции) и увеличения цен на
продукцию предприятия.
В процессе
анализа следует обращать внимание на ритмичность выпуска и реализации продукции
предприятием. То есть, целесообразно соблюдать оптимальное и стабильное
соотношение между объемом производства и объемом реализации продукции, а также
должно наблюдаться приблизительно синхронное их изменение. В противном случае
может сложиться одна из следующих опасных (предшествующих кризису) ситуаций:
-
низкий
или снижающийся уровень реализации выпускаемой продукции может
свидетельствовать о проблеме со сбытом готовой продукции, необоснованном росте
объема производства;
-
темпы
роста объема производства превышают темпы роста объема реализации – это может
означать, что предприятие работает на склад, продукция предприятия не
пользуется спросом или не отвечает требованиям рынка сбыта;
-
темпы
роста объема производства ниже темпов роста объемов реализации – возможен риск
возникновения дефицита продукции и невыполнения в полном объеме и в срок
договорных обязательств.
Следует
проводить анализ тенденций изменения указанных выше показателей в стоимостном
выражении (в сопоставимых ценах) в целом по всему объему деятельности предприятия
в натуральном выражении. Структуру выпущенной и реализованной продукции, прежде
всего, целесообразно анализировать в разрезе уровней ее рентабельности. При
росте производства и реализации высокорентабельной и рентабельной пр
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|