Рассчитаем
показатели рентабельности деятельности ОАО «Белкард»:
Рентабельность
продаж (Rп = П / В):
В 2004 году:
Rп (04) =9726 / 74854 х 100 % = 13,0%
В2003 году:
Rп (03) = 3709 / 48400 х 100 %= 7,6%
Если в 2003
году с каждого рубля реализованной продукции ОАО «Белкард» получило прибыли 7,6
коп., то в 2004 году этот показатель увеличиился в 1,71 раза и составил 13 коп.
-Рентабельность
производственной деятельности (окупаемость издержек) (Rз = П / З):
В 2004 году:
Rз (04) =9931 / 64024 х 100 % = 15,5%
В 2003 году:
Rз (03) = 5169 / 42140 х 100 %= 12,27 %
Каждый рубль
затрат на производство и сбыт продукции в 2004 году принес предприятию прибыль
в размере 15,5 коп., это в 1,26 раза больше, чем в предшествующем 2003 году.
-Рентабельность
(доходность) всего капитала предприятия (Rк = ЧП / К):
В 2004 году:
Rк (04) = 9 152 /60271 х 100 %= 15,18 %
В2003 году: R
к (03) = 2059 /66271 х 100 % = 3,1 %
В2004 году
чистая прибыль предприятия составила 15,18 % от среднегодовой стоимости всего
инвестированного капитала. В2003 году доля чистой прибыли составила 3,1 % от
суммы всего капитала на конец года.
-Рентабельность
внеоборотных активов (Rf = ЧП / внеобор. Активы):
В2003году: Rf
(03) =2059/51802 = 4,0 %
В 2004 году:
Rf (04) =9152 /40340 = 22,6 %
В2004 году на
каждый рубль, вложеннный во внеоборотные активы, приходится 22,6 коп. чистой
прибыли, что в 5,6 раза больше, чем в предшествующем 2003 году.
-Рентабельность
собственного капитала (Кcк = ЧП / СК):
В 2003году:
Rск (03) =2059/52650 = 3,9 %
В 2004 году:
Rск (01) =9152 /44771 = 20,4 %
Эффективность
использования собственных средств ОАО «Белкард» в 2004 году возросла по
сравнению с предшествующим годом в 5,2 раза.
В практике
оценки эффективности работы предприятий важное значение приобрел показатель
рентабельности, который дает характеристику уровня доходности предприятия.
Показатели
рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом,
доходность различных направлений деятельности.
Показатели
рентабельности деятельности ОАО «Белкард» представлены в табл. 12.
Табл.12
«Показатели рентабельности деятельности ОАО «Белкард»
Показатель
|
2003 год, %
|
2004 год, %
|
Рентабельность
продаж (Rп)
|
7,6
|
13,0
|
Рентабельность
производственной деятельности (окупаемость затрат) (RЗ)
|
12,27
|
15,5
|
Рентабельность
всего капитала предприятия (Rk)
|
3,1
|
15,18
|
Рентабельность
внеоборотных активов (RF)
|
4
|
22,6
|
Рентабельность
собственного капитала (Rск)
|
3,9
|
20,1
|
Наибольшее
увеличение уровня рентабельности производственной деятельности произошло в
связи с повышением величины совокупной прибыли. При увеличении величины прибыли
в 2004 году по сравнению с 2003 г. на 6017млн.. руб. уровень рентабельности увеличился
на 19,5%.
За счет
уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ на 10869 млн.руб. уровень рентабельности
увеличился на 10,53%.
В итоге общее
изменение уровня рентабельности производственной деятельности ОАО «Белкард» в
2004 году по сравнению с предыдущим составило 22,01%, т.е. с каждого рубля
стоимости ОПФ и ОС, предприятие стало получать прибыли на 22,01 коп. больше в
2003 году по сравнению с предыдущим.
Совокупная
прибыль в 2004 году по сравнению с предыдущим годом возросла в 2,6 раза, в то
время как прибыль от реализации продукции – в 1,9 раза.
Наибольшую
долю в структуре совокупной прибыли занимает прибыль от реализации товарной
продукции, что составляет 98,58%.
Следует
отметить, что при анализе финансовых результатов от реализации продукции, работ
и услуг на изменение уровня прибыли в 2004 году по сравнению с 2003 годом
повлияло три фактора первого уровня: объем реализованной продукции;
себестоимость единицы продукции; уровень среднереализационных цен.
В итоге общая
сумма прибыли в 2004 году увеличилась на 7093 млн. руб. по сравнению с
предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом
хозяйственной деятельности предприятия за отчетный 2004 год.
Порядок
распределения и использования прибыли ОАО «Белкард» фиксируется в уставе
предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими
подразделениями экономических служб и утверждается руководителем.
Заключение
На основании
проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Основными
показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются
прибыль и рентабельность.
Прибыль - это
составной элемент рыночных отношений, играет важную роль в формировании доходов
бюджета и создании финансовых средств предприятий и как экономическая категория
отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе
предпринимательской деятельности.
Как
важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции:
характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности
предприятия; обладает стимулирующей функцией; является одним из источников
формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и
наряду с другими доходными поступлениями.
Изучение
социально-экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для
рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее различных
производственных и непроизводственных факторов, разработки системы
распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия. На
величину прибыли и ее динамику воздействуют две группы факторов, как зависящие,
так и не зависящие от усилий предприятия, т.е. внутренние и внешние факторы.
Финансовые
результаты работы предприятия формируются в результате реализации продукции,
товаров, работ, услуг, основных средств, товарно-материальных ценностей,
нематериальных и прочих активов, а также внереализационных доходов и расходов.
Прибыль
от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в
структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под
воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации
и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является
себестоимость.
На
предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в
распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Одной из
важнейших задач любого производства является поиск резервов повышения
эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов. Выявлять и
практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного
финансового экономического анализа.
Проанализировав
деятельность предприятия можно сделать следующие выводы, что причины,
сдерживающие работу завода:
-
неплатежеспособность предприятий;
- нехватка
собственных оборотных средств;
- при
финансовой оценке результатов (сотрудники финансового отдела стремятся к
получению прибыли от каждой операции, в то время как предприятие иногда
вынуждено вкладывать значительные средства для завоевания рынка);
- по
потребительскому кредиту (управляющий потребительским кредитом старается не
допустить большой задолженности по кредитам, устанавливает более жесткие
условия кредитования).
Еще одним
недостатком финансово-маркетинговой деятельности ОАО «Белкард» является то, что
бизнес-план развития на каждый год составляется путем практически полного
копирования плана предыдущего года с изменением лишь основных показателей;
показатели, указываемые в бизнес-планах не всегда достоверны. Причинами неудач
в финансовом планировании являются:
-
«кабинетность»
программ, ориентация при их разработке в основном на вторичную информацию;
-
неглубокий
уровень анализа, отсутствие предвидения перспектив, действий конкурентов;
-
излишняя
централизация и жесткость программ, отсутствие альтернатив;
-
дефицит
профессионализма, в т.ч. у составителей отдельных разделов программ;
-
равнодушие
составителей программ к их выполнению как следствие их низкой
заинтересованности и отсутствия ответственности;
-
неучастие
в составлении программ тех работников и подразделений предприятия, которым
предстоит их выполнять;
-
недостаточное
взаимодействие в команде разработчиков и плохое управление ею;
-
низкий
уровень статуса маркетинга в коллективе предприятия;
-
бесконтрольность
выполнения планов и программ.
Возможное
решение проблемы:
Дефицит
профессионализма у составителей плана, отсутствие взаимопонимания и четкого
разделения функций между ними, к сожалению, почти неизбежные причины неудач финансового
планирования. Выход может быть такой – привлечение к этой работе специалистов
из консультационных фирм, работа в тесном контакте с ними.
Но даже если
план составлен безупречно, он может быть не понят и не получит признания в
коллективе, не привыкшем мыслить и действовать в категориях финансового
управления.. Рецепт от этой болезни – радикальные меры по обучению финансовому менеджменту,
причем не только будущих или действующих сотрудников финансовой службы, но и
руководителей других подразделений предприятия в целом, всех тех, кто будет
этот план выполнять. В этой связи важно иметь в виду, что обучение эффективно
тогда, когда формирует не отдельных профессионалов, а целые команды
руководителей и работников различных подразделений, всех уровней управления
предприятием.
Еще одну
причину неудач финансовых планов нужно подчеркнуть особо. Это отсутствие их
поддержки со стороны руководства предприятия и его ведущих подразделений.
Рыночная ориентация предприятия не сможет быть реализована до тех пор, пока ее
руководители придерживаются производственной ориентации, а финансовая служба
находится на «вторых ролях».
В условиях
рынка конкурентоспособность товаров на 70-80% зависит от качества.
-
Система
качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции и т.д.
Положение ОАО
«Белкард» на рынке нельзя назвать идеальным. Проблема предприятия и выпускаемой
продукции кроется в низком качестве производства, которое обусловлено высокой
степенью износа и устаревания оборудования, а также недостатком финансовых
ресурсов, позволяющих внедрять современные изменения в конструкцию и технологию
изготовления валов. Из-за недостаточного качества и надежности гродненской
продукции КамАЗ планирует организацию производства валов карданных на своем
предприятии. В ближайших планах МАЗ-МАNа отказаться от использования гродненских
валов и перейти на импортную продукцию, по стоимости в 5 раз превышающую
аналогичную продукцию ОАО «Белкард».
Одним из
эффективных методов обновления материально-технической базы предприятия
является лизинг, который не требует полной единовременной оплаты арендуемого
имущества и служит одним из видов инвестирования.
ОАО «Белкард», созданное более 40 лет назад, но обладающее
достаточно современной и передовой в мировом масштабе, а для СНГ – уникальной,
технологией производства карданных валов, в настоящее время не в состоянии
самостоятельно обновить парк станков, закупить новое необходимое оборудование.
Выпускаемая предприятием в настоящее время серийная продукция все
больше и больше морально и технологически устаревает и перестает отвечать современным
требованиям автопрома и потребителей. Как следствие – снижение
конкурентоспособности продукции автопрома СНГ на внутреннем рынке и практически
полное отсутствие перспективы выхода на внешние рынки сбыта, увеличение импорта
автомобилей и техники.
С практической
точки зрения предлагаю следующие рекомендации для решения текущих проблем:
1.
Организовать
силами планово-экономического отдела, информационно-вычислительного центра и
главного бухгалтера разделение затрат по группировкам условно-переменных и
условно-постоянных расходов.
2.
Провести
с участием специалистов ревизию фондов предприятия и рассмотреть вопрос о
реализации не использующихся.
3.
Разработать
систему регулярной отчетности по оценке и анализу затрат, связанных с плохим качеством.
4.
Разработать
систему премирования сотрудников, выступающих с предложениями по оптимизации
финансово-хозяйственной деятельности на предприятии.
Выше
изложенные меры при их реализации в текущем периоде, по моему мнению, должны
способствовать становлению менеджмента на предприятии и улучшению в
среднесрочном периоде финансово-экономического состояния ОАО «Белкард».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|