рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовое состояние организации и пути его укрепления

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики организации, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

На анализируемой организации ЗАО "Железобетонспецстрой" занимающемся строительством, наибольшая доля в оборотных активах принадлежит дебиторской задолженности – 38,73% на конец отчетного периода. За 2009 год прирост данного показателя составил 14,39% по сравнению с 2008 годом.

За 2009 год произошло повышение оборачиваемости дебиторской задолженности организации ЗАО "Железобетонспецстрой" с 48 дней в 2008 году, до 70 дней в 2009 году. Это значит, что 22 дня денежные средства омертвлены в дебиторской задолженности.

Также в ходе анализа финансового состояния организации ЗАО "Железобетонспецстрой", выявили, что за отчетный период произошло снижение рентабельности активов организации с 35,3% в 2008 году, до 15,8% в 2009 году.

Признаки агрессивной политики:

1) организация не ограничивает увеличение объема оборотных активов;

2) организация накапливает запасы сырья, материалов и готовой продукции, увеличивает дебиторскую задолженность и свободные остатки денежных средств на счетах в банках.

В результате доля оборотных активов в общем объеме имущества высока (более 50 %), а период их оборачиваемости длителен (свыше 90 дней). Таким образом, можно сделать вывод, что организация в своей деятельности использует агрессивную политику управления текущими активами, внутри которых удельный вес принадлежит дебиторской задолженности. Доля оборотных активов в общем объеме имущества высока (64,8%), период их оборачиваемости длителен (122 дня) - это признаки агрессивной политики управления текущими активами (таблица 3.1).


Таблица 3.1 – Признаки и результаты агрессивной политики управления текущими активами, в тыс. рублей

Показатель

2008 год

2009 год

Выручка от реализации

132359

101926

Чистая прибыль

11652

5561

Оборотные активы

32996

35094

Внеоборотные активы

14537

19031

Общая сумма активов

47533

54125

Удельный вес оборотных активов в общей сумме всех активов, %

69,4

64,8

Период оборачиваемости оборотных активов (дни)

 82

 122

Экономическая рентабельность активов, %

 24,5

 10,3


Для укрепления финансового состояния организации ЗАО "Железобетонспецстрой" рекомендуется уменьшить дебиторскую задолженность. Для этого следует провести ряд мероприятий:

1) сформировать систему кредитных условий на основании следующих элементов:

а) срок предоставления кредита;

 – сократить кредитный период, привлекая покупателей новой продукцией и повышенным качеством существующей;

 б) размер предоставляемого кредита

 – установить кредитный лимит с учетом типа кредитной политики, планируемого объема реализации услуг на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации, финансового состояния организации кредитора;

 в) стоимость предоставления кредита

 – характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за продукцию. Установить стоимость товарного или потребительского кредита, имея в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту, т.к. покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке;

 г) система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями

 – формируется в процессе разработки кредитных условий; должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации - кредитора.

2. Сформировать системы стандартов оценки покупателей, включая следующие элементы:

а) определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей по следующим критериям:

 – объем хозяйствующих операций с покупателей и стабильность их осуществления;

– репутация покупателя в деловом мире;

– платежеспособность покупателя;

 – результативность хозяйственной деятельности покупателя;

 – объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредитора при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве;

 б) формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей:

 – информационная база состоит из сведений предоставляемых непосредственно покупателям; данных формируемых из внутренних источников; информации, формируемой из внешних источников;

 в) группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности:

 – основывается на результатах ее оценки и делит покупателей на категории:

 – покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме;

 – покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме

 – покупатели, которым кредит не предоставляется.

3. Сформировать процедуры инкассации дебиторской задолженности

 а) должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежа;

 б) должны быть предусмотрены возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;

 в) должны быть предусмотрены условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов

4.Обеспечить использование в предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

 а) факторинг

 – заключается в уступке организацией – продавцом права получения денежных средств по платежным документам за оказанные услуги в пользу банка или «фактор – компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. Факторинговая операция позволяет организации продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла;

 б) учет векселей, выданных покупателями продукции

- предоставляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.

Предложенные мероприятия позволят снизить срок оборачиваемости дебиторской задолженности организации 70 до 40 дней и сумму дебиторской задолженности до 12700 тыс.руб.

Изменится коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность. Он будет равен 0,4. В таблице 3.2 представлены показатели финансовой устойчивости при указанной предполагаемой сумме дебиторской задолженности.


Таблица 3.2 – Расчет показателей финансового состояния с учетом рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью, в тыс. рублей

Показатели

Значение показателя 2009 год

Прогнозируемое значение показателя

1

2

3

I. Исходные данные



1. Внеоборотные активы.

19031

19031

2. Оборотные активы

35094

26830

2.1 дебиторская задолженность

20964

12700

3. Выручка от реализации.

101926

101926

4.Сумма однодневного оборота по реализации продукции (стр. 3 / 365)

279,25

279,25

II. Показатели финансового состояния



5.Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность (стр. 2.1 / стр. 2)

0,6

0,4

6.Средний период инкассации дебиторской задолженности (стр. 2.1 / стр. 4)

75

46

7.Количество оборотов дебиторской задолженности (стр. 3 / стр. 2.1)

5

8


Согласно данным таблицы, при условии, что дебиторская задолженность организации будет находиться на уровне 12700 тыс. руб., оборачиваемость дебиторской задолженности снизится на 24 дня по сравнению с предыдущими расчетами, и будет составлять 46 дней. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности повышает краткосрочную платежеспособность организации, может привести к повышению притока денежных средств, как следствие ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности, в итоге произойдет ускорение общей оборачиваемости текущих активов и повышение прибыли.

А количество оборотов дебиторской задолженности составило 8 раз, что характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода.

В ходе проведенных мероприятий финансовые результаты организации улучшились. В частности, коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность сократился (с 0,6 до 0,4). Также сократился средний период инкассации дебиторской задолженности (с 75 дней до 46 дней),

что также является положительным моментом. Уменьшение периода инкассации дебиторской задолженности ведет к увеличению количества оборотов дебиторской задолженности (с 5 раз до 8).

Следует отметить, что в некоторых случаях увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности отражает негативные явления в деятельности организации, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации услуг с минимальной прибылью.

Важность управления дебиторской задолженностью проявляется и в том, что во многих организациях дебиторская задолженность составляет наибольшую долю оборотных средств. Данный вид управления является составным элементом общего процесса управления оборотными средствами организации.


3.2 Совершенствование управления финансированием оборотных средств


Финансовые решения краткосрочного характера предполагают управление денежными потоками, ожидаемыми в ближайшем будущем (в пределах текущего года). Происхождение большинства денежных потоков связано со сделками, касающимися оборотных средств и краткосрочных пассивов, однако подобные решения включают также рассмотрение денежных потоков, обусловленных операциями с долгосрочными активами и обязательствами.

Организация в своей деятельности используют различные стратегии финансирования оборотных активов: агрессивная, консервативная, умеренная. Основным различием трех возможных стратегий финансирования является величина краткосрочных кредитов, используемых при проведении каждой из них.

Агрессивная политика предполагает наибольшее использование этого источника, тогда как консервативная – наименьшее. Третья находится посредине. Хотя использование краткосрочного кредита в основном является более рискованным по сравнению с долгосрочным, оно имеет ряд преимуществ.

Краткосрочный кредит может быть получен значительно быстрее, чем долгосрочный. При предоставлении долгосрочного кредита кредиторы стараются провести детальное изучение финансового состояния заемщика и оговорить в договоре о предоставлении кредита все нюансы, которые могут произойти в течение 10 или 20 лет пользования этим источником. Поэтому, если средства требуются срочно, прибегают к краткосрочному кредиту.

Если потребность в средствах сезонная или циклическая, то краткосрочный кредит выгоднее по следующим причинам:

– расходы, связанные с получением долгосрочных кредитов и займов, значительно выше, чем краткосрочных, при увеличении их объема;

– за невыполнением условий соглашения по долгосрочным долговым обязательствам, включая их досрочной погашение, которое может быть условием контракта, предусматриваются большие штрафы, чем по краткосрочным;

Поэтому, если организация предполагает, что в недалеком будущем ее потребности в средствах сократятся, ему лучше выбрать краткосрочный кредит, условия которого могут быть более гибкими.

Как известно, существует тенденция скачкообразного роста процентных ставок. Тем не менее, процентные ставки по краткосрочным кредитам в основном ниже, чем по долгосрочным. Таким образом, если краткосрочный кредит взят на обычных условиях, то это обойдется дешевле, чем долгосрочный.

При всех указанных выше преимуществах, краткосрочный кредит является рисковым. Больший риск объясняется двумя причинами:

– если процент по долгосрочному кредиту относительно стабилен, то по краткосрочному он широко колеблется, порой достигая весьма высокого уровня;

– если организация слишком полагается на краткосрочные кредиты, может возникнуть ситуация, когда оно будет не в состоянии вернуть их при наступлении срока платежей, если кредитор откажется продлить срок кредита до более благоприятного для организации момента.

Справедливость утверждений о гибкости, относительной дешевизне и рискованности краткосрочного финансирования по сравнению с долгосрочным во многом зависит от типа источников краткосрочного кредита, основными из которых являются: кредиторская задолженность за товары, работы, услуги, банковские кредиты, коммерческие бумаги.

В основном организации производят закупку у других фирм в кредит. Этот долг учитывается в виде кредиторской задолженности (или торгового кредита). Кредиторская задолженность – наиболее весомая часть краткосрочной задолженности, составляющая примерно 40% краткосрочных обязательств среднего небанковского организации. Эта доля может быть выше, чем у более мелких организаций, которые не всегда имеют возможность использовать другие источники финансирования, доступные крупным организациям.

Принято подразделять торговый кредит на две части:

1) бесплатный торговый кредит - кредит, который можно получить в течение срока действия скидки;

2) платный торговый кредит – кредит, численно равный сумме превышения над бесплатным, ценой которого является цена отказа от скидки.

Финансовому менеджеру в любом случае следует воспользоваться бесплатным компонентом торгового кредита, а платный использовать только после анализа его цены и только в том случае, если эта цена ниже цены средств, которые могут быть получены из других источников. В большинстве отраслей сделки между организациями и осуществляются на таких условиях, что платный компонент торгового кредита предполагает слишком большую цену в сравнении с ценой банковского кредита, поэтому крупные фирмы предпочитают не использовать его.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.