рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций

p>
Неплатежи между предприятиями являются в Беларуси серьезной проблемой и подрывают финансовое здоровье предприятий, которые могли бы быть рентабельными. Общий объем просроченной задолженности вырос почти с нуля в
1990 году до свыше 40 % от обшей задолженности предприятий друг другу в начале 1996 года. Более 70% этой задолженности составляли неплатежи другим предприятиям как в Беларуси, так и за ее пределами.


Отсутствие платежной дисциплины имело крайне негативное воздействие на функционирование экономики и на перспективы Беларуси. Например, задолженность по поставкам российских энергоносителей обострила отношения между правительствами двух стран. Дальнейший рост задолженности может привести к тому, что Россия прекратит поставки газа в Беларусь, как она уже поступала с другими странами СНГ, которые накопили большую задолженность.
Чтобы выйти из такого положения и погасить задолженность, от Беларуси могут потребовать полностью или частично передать право собственности на важные объекты национального достояния, такие как нефтеперерабатывающие предприятия или трубопроводы, по которым транзитом через Беларусь производится поставка российской нефти в Центральную и Западную Европу.


Финансовая политика и ее результативность.


Общие доходы правительства относительно всей экономической деятельности продолжали снижаться начиная с 1993 года, когда они составляли 52% от ВВП.
В 1995 году общие доходы правительства составили лишь 43% от ВВП.
Правительство надеялось довести их до 47% от ВВП в 1996 году, однако налоговые поступления резко снизились. В середине года удалось получить лишь 33% от предполагаемых доходов.


Сокращение поступлений можно объяснить многими факторами.


1. В Беларуси продолжает замедляться экономическая активность. Однако несмотря на то, что это помогает объяснить абсолютное снижение налоговых поступлений, это не объясняет их спад относительно ВВП.


2. Налоги на прибыль предприятий составляют примерно 20% от всех налоговых доходов, а сейчас все большее количество предприятий становится убыточными: у них нет налогооблагаемой прибыли.


3. С целью поддержки убыточных предприятий, чтобы не пришлось сокращать рабочих, правительство предоставило некоторым из них отсрочку по уплате налогов, а ряд других предприятий освободило от уплаты некоторых налогов; помимо сильного сужения базы налогообложения, такая политика создает неравные условия игры для предприятий и, несомненно, способствует взяточничеству и коррупции.


4. По мере роста теневой экономики относительно общего ВВП – тенденция, свидетельствующая отчасти о наличии чрезмерного государственного контроля, который мешает честному предприятию вести прибыльный бизнес – усиливается уклонение от уплаты налогов.


Изучение причин экономического кризиса в Беларуси указывает на основные проблемы, которые заключаются в следующем:


1) Начало кризису положили два одновременных внешних удара – рост цен на энергию и потеря традиционных рынков.


2) Низкое качество и эффективность производства белорусских товаров усложнили переориентацию белорусского экспорта на международные рынки.


3) Эти удары, наряду с распадом бывшего Советского Союза, привели к неизбежности как перехода от предыдущей командной экономики к рыночной, так и фундаментальной реструктуризации и модернизации внутренних производственных мощностей.


4) В основе правительственных мер лежало смягчение адаптации к внешним ударам через расширение кредитной массы и связанные с этим действия, направленные на сохранение занятости и уровня жизни.


5) В итоге это привело к завышенному спросу, росту потребления, сокращению инвестиций и высоким темпам инфляции.


6) Нарушение макроэкономического равновесия, а также осторожность с реформированием в таких областях, как либерализация цен и приватизация, создали неблагоприятный инвестиционный климат в Беларуси и значительно задержали переход к процветающей рыночной экономике.

4.2 ПОЛИТИКА СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ.


До сих пор основные усилия правительства по реформированию экономики, прежде всего, концентрировались на контролировании инфляции и смягчении воздействия переходного процесса на население Беларуси. К сожалению, последней цели зачастую придавалось большее значение, чем контролю над инфляцией. Нежелание правительства устанавливать бюджетные ограничения и закрывать убыточные предприятия, где это необходимо, а также широко распространенное использование целевых кредитов и бюджетных дотаций скорее создают инфляцию, а не контролируют ее. Этот подход, возможно, снизил уровень открытой безработицы, но мало что сделал для усиления потенциала предприятий к экономическому росту и поддержания более высокого жизненного уровня белорусского народа. Продолжение этих политических мер принесет мало пользы в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе даже повысит стоимость реализации необходимых структурных реформ. Пока предприятия, особенно в промышленности и сельском хозяйстве, не будут превращены в эффективные, прибыльные экономические субъекты, цели правительства по повышению стабильности и жизненного уровня будут находиться под серьезной угрозой.


Таким образом, приоритетными мерами, направленными на достижение стабильности, являются либерализация цен и формирование их под воздействием рыночных сил, а также расширение денежной массы примерно в соответствии с ростом ВВП с целью предотвращения инфляции.


Привлечение инвестиций.


Высокий уровень иностранных инвестиций, которые может привлечь страна, – это хороший показатель качества ее инвестиционного климата. Иностранные инвесторы готовы делать инвестиции почти в любой стране мира. Поэтому они предпочитают страны с такой инвестиционной средой, которая обеспечивает максимальный доход с минимальным риском. Даже таким богатым ресурсами странам, как нефтедобывающие, следует беспокоиться о качестве деловой среды: инвесторов не привлекают такие страны, где разрешения на инвестиции, покупку зданий и земли, формирование цен на продукцию, определение налоговых обязательств и оплату контрактов заказчиками зависят от произвольных решений государственных органов власти. Инвесторы предпочитают вкладывать инвестиции в те страны, где эти вопросы решаются прозрачными законами, которые одинаково обязательны для всех инвесторов и не требуют специального обращения к органам власти, что часто приводит к коррупции.

[pic]

Рис. 6. Прямые иностранные инвестиции на душу населения 1993 -1997 год


Мнение иностранных инвесторов относительно качества инвестиционного климата в Беларуси по сравнению с другими странами бывшего Советского Союза и странами Восточной Европы вполне очевидно из рисунка 6. Эта картина является очень драматичной, если уровень инвестиций на душу населения в
Беларуси сравнивать с такими странами, как Словения и Польша. Если в
Беларуси инвестиции составляют лишь 1 доллар США на человека, то Словения и
Польша привлекают около 50 долларов США, а Чешская Республика и Эстония – около 100 долларов США на человека в год. Эти страны едва ли имеют природно–экономические преимущества перед Беларусью с ее непревзойденным географическим положением, тесными связями и хорошим доступом как к восточным, так и западным рынкам, квалифицированной рабочей силой и отличной базовой производственной инфраструктурой. Нет сомнений в том, что
Беларусь обладает огромным потенциалом для расширения притока прямых иностранных инвестиций только за счет улучшения инвестиционного климата.


Меры, которые можно относительно легко предпринять для достижения этой цели, сосредоточены в трех основных областях:

а) формирование цен под воздействием конкурентных рыночных сил, б) разработка прозрачной и справедливой правовой базы, соответствующей международным стандартам, в) создание благоприятной среды.

Рекомендованные здесь действия в равной мере важны для привлечения как внутренних, так и иностранных инвестиций. Отношение и ко внутренним, и к иностранным инвесторам должно быть одинаковым. Опыт других стран свидетельствует о том, что доля внутренних инвесторов в общем годовом объеме инвестиций составляет примерно 80– 90%. Поэтому они имеют чрезвычайное значение для общей стратегии экономического роста.


Цены, формируемые рынком.


Одним из слагаемых успеха в осуществлении перехода от системы административного регулирования к рыночной экономике является размещение ресурсов на основе формирования цен под действием рыночной конкуренции. Без конкурентного формирования цен рыночная экономика потерпит крах. В рыночной экономике цены являются по существу единственным ориентиром для эффективного размещения ресурсов.


Инфляция, административное регулирование цен или ограничение рентабельности, субсидии, монополистические рыночные структуры, препятствия созданию и закрытию предприятий, установление цен государственными предприятиями, необоснованные налоговые ставки и барьеры внешней торговле – все это искажает цены, уменьшая тем самым перспективы для эффективного использования ресурсов и быстрого улучшения жизненного уровня. Если инвестор не может руководствоваться решением правительства о том, что цены формируются рынком, если существует серьезный риск, что правительство вмешается в формирование цен, то велик и риск того, что доходы обернутся потерями, а инвестор обратит свой взор на другие рынки.


В условиях системы административного регулирования, унаследованной
Беларусью от советской эпохи, цены были скорее элементом бухгалтерского учета, чем механизмом принятия решений в производстве и потреблении. Цены устанавливались посредством волевых решений, а не конкурентных сил спроса и предложения. Когда предприятие получало "сверхприбыль" при преобладавшем административном регулировании цен, то ее излишки изымались у предприятий с помощью налогов или их участием в содержании различных социальных объектов.
Когда директивные цены на производственное сырье и продукцию приводили предприятия к убыткам, правительство прибегало к помощи субсидий, выделению централизованных капиталовложений и целевых кредитов банковской системы.


Начав переход к рыночной экономике, Беларусь приступила к либерализации цен, чтобы их формирование происходило под воздействием рыночных сил. В некоторых областях экономики эта задача почти решена. Например, к 1995 году практически вся продукция промышленности была свободна от всех видов ценового контроля. Это было большим достижением. Большинство сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки также было освобождено от ценового регулирования. Однако все еще существует ограничение торговых надбавок на черный хлеб, молоко, мясо и т.д.


Бесплатных обедов не бывает. Как и многие правительства в странах третьего мира, Беларусь стремилась помочь бедным путем установления искусственно низкой цены на хлеб. Хлеб является особенно важным источником питания для бедных, поэтому данный подход на первый взгляд кажется разумным. Однако у него есть серьезные недостатки, и это, в конечном итоге, дорого обходится всем, включая бедных.


Если выпечка буханки хлеба стоит, скажем, 50 центов, а ее продают за 25 центов, то убытки хлебозавода должны компенсироваться, иначе он разорится.
В Беларуси частичной компенсацией являются искусственно низкие цены на муку, основанные на искусственно низких ценах на зерно, закупаемое у сельскохозяйственных предприятий через государственную систему торговли зерном. Например, в 1995 году государственная закупочная цена на зерно составляла только 65 долларов США за тонну при мировой цене 121 доллар США за тонну. Этот подход перекладывает бремя субсидирования цен на хлеб на фермеров, получающих за зерно меньше, чем стоит его производство. В результате этого и аналогичной практики ценообразования на мясо, молоко и молочные продукты в сельском хозяйстве было сконцентрировано больше всего убыточных предприятий Беларуси. За сельским хозяйством следовали торговля и общественное питание, где убытки также частично вызваны регулированием цен.


Чтобы помочь фермерам выжить в условиях низких цен на зерно, правительство использовало два разных подхода. С одной стороны, правительство заставило банковскую систему предоставить огромные кредиты сельскому хозяйству. В результате доля кредитов сельскому хозяйству в общей сумме кредитов резко возросла, в то время как доля сельского хозяйства в общем ВВП снизилась.
Субсидирование сельского хозяйства Беларуси с помощью больших объемов дешевых кредитов, предоставляемых банковской системой, повысило инфляцию и процентные ставки на капитал. С другой стороны, правительство поддерживает также Фонд поддержки сельскохозяйственных производителей, из которого сельскому хозяйству выделяются прямые бюджетные субсидии для закупки материалов и капитального оборудования.


В конечном итоге, цена, которую потребители платят за дешевый хлеб, превышает его полную стоимость. Они берут кредиты по процентным ставкам, повысившимся из–за оттока кредитных ресурсов на поддержку убыточных предприятий в сельском хозяйстве. Заработная плата потребителей ниже из–за дефицита и высокой стоимости инвестиционных средств, необходимых для модернизации промышленности и повышения производительности труда.
Потребители платят также более высокие налоги для финансирования субсидий сельскохозяйственным предприятиям.


Гораздо эффективнее было бы, прежде всего, просто продавать хлеб по его полной стоимости и предоставлять бедным прямые денежные субсидии или талоны на продукты питания, чтобы помочь им покупать хлеб по его полной цене.
Субсидии бедным составили бы лишь незначительную часть в огромном объеме субсидий, необходимых для компенсации искаженной цены на хлеб, которая в результате есть не что иное, как субсидия всем, а не только бедным. Если бы не затраты на компенсацию всех убытков, порождаемых "дешевым" хлебом, то правительство могло бы снизить налоги и предоставить более адекватные субсидии тем, кто действительно беден. Если бы все платили за хлеб по его реальной стоимости, то все – в том числе и бедные – питались бы лучше.


Демонополизация и приватизация.


В предыдущем разделе освещена одна из главных проблем, возникшая из-за того, что формирование цен происходит под влиянием принимаемых правительством решений, а не под действием конкурентных рыночных сил. К сожалению, немногим правительствам в мире удается это делать хорошо, и как минимум, в силу двух причин.


1. Отвечая за социальное обеспечение и ощущая политическое давление, правительства обычно считают, что проще устанавливать цены с учетом их политической целесообразности, а не на основе затрат с одновременным поиском других механизмов для достижения социальных целей, как например, адресной поддержки населения, основанной на проверке уровня доходов.


2. Установление цен требует принятия решения, для которого необходимы комиссии, совещания и отчеты. А все это требует времени. Следовательно, вполне вероятно, что цены не соответствуют затратам к тому времени, когда наконец принимается и выполняется решение – хорошо известная проблема регулятивного отставания. Эти проблемы всеобщи и почти неизбежны при всяких попытках правительства устанавливать цены.


Наилучшим способом решения этой проблемы является создание среды, где рыночные силы, а не правительство, формируют цены на товары и услуги – цены, которые точно отражают истинный уровень дефицита, обеспечивая таким образом максимальную эффективность и рост. Чтобы создать в Беларуси рыночные основы, которые смогут обеспечить точное формирование цен, руководству необходимо разукрупнить монополистические структуры и разукрупнить и сократить государственную собственность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.