p>
Количественные показатели представлены, например, данными о суммах
допричисленных налогов, о величине завышения финансирования бюджетных
учреждений или недостаточного финансирования их. Эти данные наряду с
показателями бухгалтерской, статистической отчетности образуют базы
финансовой информации. Собранная информация анализируется и используется в
прогнозировании, планировании, оперативном управлении финансами. Она
позволяет определить источники и размеры реального увеличения финансовых
ресурсов, направления их более эффективного использования.
Финансовый контроль выступает как механизм обратной связи в цепочке от
постановки целей и задач финансовой политики до получения практических
результатов развития экономики. Полученные в ходе финансового контроля
цифры и факты, их анализ являются основанием для изменения концепции
финансовой политики, для разработки новых прогнозов, планов,
перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений. А
вновь созданные планы, формы и методы реализации финансовых отношений опять
нуждаются в контроле.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы,
укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права,
обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в
законодательном порядке.
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы
при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме
фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые
(стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную
стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на
различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер,
поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все
стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности
объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных
взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые
с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и
т. п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но
и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических
законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения
стоимости валового общественного продукта и национального дохода;
составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового
состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых
ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый
контроль; другие направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
. содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
. обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
. выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
. содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
. обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
. содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий,
организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских
структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может
быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных)
мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.
3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального
назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и
независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный
финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого
объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. В нашей
республике этот контроль осуществляется такими органами, как Комитет
государственного контроля, Государственный налоговый комитет,
Государственный комитет финансовых расследований, Министерство финансов,
Национальный банк, Государственный таможенный комитет и др. Каждый из
названных органов финансового контроля имеет свои функциональные
обязанности и цели.
Комитет государственного контроля – выступает в качестве центрального
органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики
Беларусь, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм
собственности законодательства, в том числе в области финансов.
Министерство финансов проверяет правильность составления и исполнения
бюджетов областей и других административных территорий, обращая особое
внимание на правильность и эффективность использования средств
централизованного фонда государства. Государственный налоговый комитет и
его территориальные звенья проверяет правильность и своевременность
расчетов плательщиков с бюджетом по налогам и сборам. Банки могут проверять
финансовое состояние клиента с целью установления реальной возможности
своевременного возврата ссуд и уплаты процентов по ним.
Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и
внутрихозяйственный.
Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства,
ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям,
организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного
финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов
исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные группы,
контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными
службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль
осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях
(объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного
контроля, кроме этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы,
группы.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские
фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы
оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские
фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать
повышению качества контроля, его объективности.
В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется
на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых
операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления
финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль осуществляется
после совершения указанных операций и призван выявить те нарушения, которые
не были установлены во время предварительного и текущего контроля.
Основным методом осуществления предварительного и текущего контроля
являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками не
оформляются. Все дело сводится к отдаче распоряжения, приказа в письменной
или устной форме о недопущении или приостановлении незаконной хозяйственно-
финансовой операции.
Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся:
проверка, экономический анализ, ревизия. Проверка может быть счетной или
тематической.
Счетная проверка – это проверка достоверности бухгалтерских отчетов,
балансов, налоговых расчетов.
Тематическая проверка – это изучение отдельных сторон участков хозяйственно-
финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка правильности
удержаний из заработной платы; проверка правильности отнесения затрат на
себестоимость продукции и т.д.
Экономический анализ – это оценка финансово-хозяйственной деятельности
объекта, выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой
основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения.
Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями,
организациями, учреждениями, так и внешними органами контроля – банками,
финансовыми, аудиторским фирмами.
Ревизия – это комплексный метод последующего контроля. Она представляет
собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всех сторон и участков
финансово-хозяйственной деятельности.
Органы государственного финансового контроля свою работу проводят по
планам. Планы составляются с учетом установленной по закону периодичности
проверок и ревизий. В планах намечаются объекты контроля, тема проверки или
ревизии, срок начала и окончания, количество исполнителей и их состав и
т.д. Органы аудита свою работу проводят на основе договора.
В зависимости от порядка назначения ревизии и проверки подразделяются на
плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых вопросов и
операций ревизии и проверки могут быть полными и частичными.
По методу изучения документов ревизии и проверки подразделяются на сплошные
и выборочные.
По организационным формам ревизии и проверки могут быть: индивидуальными,
т.е. осуществляемые одним проверяющим; бригадными, т.е. осуществляемые
несколькими проверяющими, один из которых является бригадиром;
комплексными, т.е. бригадные ревизии с привлечением специалистов:
инженеров, бухгалтеров, и др.
Весь процесс проведения ревизии или проверки состоит из нескольких этапов:
предъявление полномочий; проведение организационного совещания с
ответственными работниками подконтрольного объекта; личное ознакомление с
подконтрольным объектам, технологией его деятельности; предварительный
анализ его деятельности; непосредственная документальная ревизия или
проверка; систематизация материалов ревизии или проверки; составление акта
или справки; реализация материалов ревизии или проверки; проверка
устранения выявленных недостатков.
Осуществляя ревизию или проверку, важно правильно выбрать метод изучения
документов. Различают хронологический и систематизированный метод просмотра
документов.
Хронологический метод – это изучение документов без их предварительной
группировки в той последовательности, в какой они совершались. Такой метод
приемлем при изучении документов небольших объектов контроля и совершенно
не пригоден на крупных объектах, так как не позволяет охватить вниманием
все хозяйственно-финансовые операции. Поэтому, осуществляя ревизию или
проверку на крупных объектах, документы изучают по определенной системе,
т.е. по отдельным операциям: например проверяются все документы, связанные
с получение денег в кассу и выплатой их, или проверяются все документы,
связанные с получением и списанием каких либо материалов и т.п. Такой метод
изучения документа называется систематизированным.
Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности
имеется несколько методов установления достоверности и правильности
операций: формальный; фактической проверки; встречной проверки;
корреспондирующий; аналитически-нормативный; метод изучения законности
финансово-хозяйственных операций.
Формальный метод заключается в контроле за правильностью оформления
документа (соблюдена ли установленная форма; наличие подписей и их
достоверность; наличие печатей, штампов; заполнены все реквизиты; наличие
исправлений, подчисток; правильность итогов и т.п.).
Метод фактической проверки состоит в проведении инвентаризации материальных
ценностей и денежных средств с целью установления их сохранности.
Аналитически-информативный метод состоит в химико-технологическом анализе
выпускаемой продукции; в контроле выпускаемой продукции; в контрольных
замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в
проверке соблюдения установленных форм и нормативов и т.д.
Метод встречной проверки представляет собой установление достоверности той
или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом
объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой
операции. Цель такой проверки – убедиться, что значащаяся в документах
финансово-хозяйственная операция действительно имела место.
Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление одной и той же
операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях
подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого
сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта
незаконная операция, хищение, приписка и т.п.
Метод изучение законности финансово-хозяйственной операции состоит в
установлении соответствия произведенной операции действующим законом,
инструкциям, приказам, распоряжениям. Дело в том, что нередко финансово-
хозяйственная операция после применения всех предыдущих методов проверки
может выглядеть достоверной и правильной, в то время как она просто
незаконная.
Результативность ревизии или проверки в значительной степени зависит от
качества составленного акта.
Составление акта начинается задолго до написания самого текста. Обилие и
разнообразие вопросов, с которыми проверяющий сталкивается в процессе своей
работы, обязывает его с самого начала ревизии (проверки) подбирать и
систематизировать материал в соответствии с разделами и вопросами программы
и рабочего плана.
На основе систематизированного материала составляется акт. Акт ревизии
(справка) – это не просто перечень допущенных нарушений финансово-
хозяйственной деятельности, это документ, который должен послужить
основанием для правильных выводов о качестве, законности, целесообразности
работы проверяемого объекта и на базе этого для выработки реальных
предложений, рекомендаций, предписаний в целях устранения выявленных
нарушений, принятия мер к виновным лицам. В связи с этим к акту ревизии
(справке) предъявляется ряд требований.
Прежде всего акт ревизии должен содержать системное изложение выявленных
нарушений, основанное на конкретных фактах и документах. В обязательном
порядке надо указывать полное наименование нормативного документа,
положения которого были нарушены. В необходимых случаях записи в акте надо
подкреплять копиями (или подлинниками) документов, на основании которых
сделано нарушение или злоупотребление. Составляя акт, проверяющий должен
заносить в него только те факты, которые послужат в последующем для
выводов, предложений рекомендаций, указаний. Не следует загружать акт
второстепенными деталями, описанием однотипных мелких нарушений. Все это
лучше сосредоточить в промежуточном акте, справке, ведомости и приложить их
к основному акту ревизии, изложив в нем основную суть и общие итоги.
В изложении фактов проверяющий должен соблюдать строгую объективность, не
употреблять выражений, свойственных органам следствия или прокуратуры.
Нарушения, установленные путем обследования или анализа, следует заносить в
акт только после фактической и документальной проверки. Недопустимо, когда
в акт заносятся недостаточно проверенные нарушения, которые в последующем
могут быть опровергнуты, или видимые, а не действительные причины
выявленных нарушений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|